«Химические» сюжеты в произведениях художественной литературы
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Абдулаева Татьяна Ивановна

    Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskie_syuzhety.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

«Химические» сюжеты

в произведениях художественной

литературы

    Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными.

    Химизация поэзии и прозы началась с освоения химического языка – названий химических элементов и веществ, в первую очередь металлов.

         Например,  у М.В. Ломоносова есть такие строки:

         … Как медь в горниле небо рдится!

         … Меж бисерными облаками синеет злато и лазурь…

         Богата химическими терминами  и поэзия  XIX века:

         

         … Торговали мы булатом,

         чистым серебром и златом.

                                                   (А.С. Пушкин)

         … И железная лопата

         в каменную грудь,

         добывая медь и злато,

         врежет страшный путь.

                                                  (М.Ю. Лермонтов)

          … Кулак был из свинца…

          … Я помню время золотое…

                                                  (Ф.И. Тютчев)

    И в поэзии XX века мы находим не мало примеров использования химических терминов, как для усиления образности повествования, так и в качестве объекта творчества поэта. Например, С. Кирсанов написал поэму      «Герань – миндаль – фиалка», насыщенную химическими названиями:

          … И нитрат свинца,

          и нитроглицерин,

          и бравый, с выправкою взрыва,

          тринитротолуол…

     Но нередко авторы допускают ошибки, или же высказывания требуют соответствующих пояснений. К примеру, у И. Сельвинского мы читаем:

         … Видишь – мрамор:

         это просто кальций…

     Мрамор – это не кальций, а соль – карбонат кальция. Это ошибка. Зато как поэтически ярко и точно описаны свойства металлов в следующих стихах:

         … кольцо изнутри, что долгое время на пальце носится,

         из году в год становится тоньше и тоньше;

         Нам, очевидно, что от стирания становится меньше,

         Но отделение тел, из неё каждый миг уходящих,

         Нашим  глазам запретила увидеть природа ревниво…

                                                  ( А. Чивилихин.  Читая  Менделеева)

         … Мне приснилась иная печаль

         Про седую дамасскую сталь.

         Я увидел, как сталь закалялась,

        Как из юных рабов одного

        Выбирали, кормили его,

        Чтобы плоть его сил набиралась.

        Выжидали положенный срок,

        А потом раскалённый клинок

        В мускулистую грудь погружали,

        Вынимали готовый клинок.

        Крепче стали не ведал Восток!

        Крепче стали и горше печали…

                                                  (Ю. Кузнецов. Стальной Егорий)

  (В этом отрывке дано описание процесса изготовления дамасской стали.)

    Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии металлов:

         … На рукомойнике моём

         Позеленела медь.

        Но так играет луч на нём,

        Что весело глядеть…

                                                  (А. Ахматова. Из сб. «Вечер») 

    (Медь взаимодействует сначала с кислородом, а затем с углекислым газом и водой, постепенно превращаясь в основный карбонат меди – малахит:                            

      2Cu + O2 = 2CuO          2CuO + CO2 + H2O = (CuOH)2CO3)

         … От медленных лобзаний влаги

         Нежнеет грубый свод гробниц,

         Где зеленеют саркофаги

         Святых монахов и девиц…

                                                  (А.Блок. Итальянские стихи)

    В следующих отрывках мы можем найти описание окислительно-восстановительных реакций:

         … Трясся Крым двадцать восьмого года,

         И восстало море на дыбы.

         Испуская к ужасу народа,

         Огненные серые столбы.

        Всё прошло. Опять гуляет пена,

        Но с тех пор всё выше и плотней

        Сумрачная серая гиена

        Подступает к днищам кораблей…

                                                  (Ю.Кузнецов. Тайна Чёрного моря)

   (Речь, очевидно, идёт об окислительно-восстановительных процессах:

                                  2H2S + O2  = 2 H2O + 2S;

                                  2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2 )

 

    А вот ещё один не менее интересный отрывок из повести К.Г.Паустовского «Бросок на юг»

    «На поворотах Келаруса намывала маленькие песчаные косы… Я намыл из этого берегового песка горсть тёмно-золотых чешуек – весёлых и невесомых. Но через час они потемнели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне сказали, что это не золото, а серный колчедан».

   (FeS2, окисляясь, превращается в оксид железа (III) тёмного цвета.)

   

    Посмотрите, как поэтически можно описать простую реакцию соединения водорода с кислородом!

         … Есть просто газ легчайший – водород,

         Есть просто кислород, а вместе это –

         Июньский дождь от всех своих щедрот,

         Сентябрьские туманы на рассветах…  

    Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос. Они бесцветны. Но не в стихах поэтов:

         … Руки голы выше локтя,

         А глаза синей, чем лёд…

                                                  (А. Ахматова. Рыбак)

    (И вода и лёд (при их достаточной чистоте) вполне прозрачны и бесцветны. Но в толстом слое имеет голубоватую окраску, потому что задерживает красную часть спектра световых лучей сильнее, чем синюю.)

         … Всё мне видится Павловск холмистый,

         Круглый луг, неживая вода…

                                                  (А. Ахматова. Из сб. «Белая стая»)

    (Неживой воды в природе нет. Это метафора. А вот тяжёлая вода есть: состоит из дейтерия и кислорода.)

    Оригинальную иллюстрацию круговорота веществ в природе мы находим в «Письме о пользе стекла» М.В.Ломоносова:

         ... Другого ничего в природе нет

        Ни здесь, ни там в космических глубинах:

        Всё – от песчинок малых до планет –

        Из элементов состоит единых…

    (Закон диалектики: мир един в своём происхождении. Например, элемент гелий сначала был открыт на Солнце, а потом уже на Земле. Содержание водорода в земной коре – 1%, тогда как во Вселенной это самый распространенный элемент.)

    До чего же образно и точно можно выразить некоторые свойства веществ поэтическими строками!

         … Души не взорвать, как селитрой залежь,

         Не вырыть, как заступом клад…

                                                  (Н. Гумилев. Зеркало)

    (Селитры – общее название солей азотной кислоты, которые при нагревании разлагаются с выделением кислорода. И поэтому селитры часто используются при создании взрывчатых веществ (порох и т.д.).)

         … Струится дорожкой в сучках и улитках

         Мерцающий, жаркий кварц…

                                                  (Б. Пастернак)

    (Б. Пастернак вряд ли знал, что кварц – это одна из модификаций кремнезёма (SiO2), но чистоту и прозрачность горного хрусталя, аметистов, топазов и других минералов подметил точно.)

    Читая поэтические произведения, часто можно встретить устаревшие химические термины, что заставляет поработать с химическими энциклопедиями или словарями. Например, в поэме «Ключ» Д. Васильева есть строка:

          … Он наливал купоросное масло в сосуд…

    (Купоросным маслом в старину называли концентрированную серную кислоту (из-за её желтоватого цвета, вязкости и источника получения – железного купороса).)

    Как уже было сказано, авторы художественных произведений нередко допускают ошибки в описании химических веществ и процессов:

         … Ржавеет золото и истлевает сталь,

         Крошится мрамор. К смерти всё готово.

         Всего прочнее на земле печаль

         И долговечней – царственное слово…

                                                  (А. Ахматова. Из сб. «Бег времени»)

    (Конечно, золото не ржавеет, не корродирует. Это ошибка, но так точно подмечена разница в динамики разрушения стали и мрамора!)

    А какую неточность можно заметить в стихотворении Л. Лавренева «Нобуж»?

         … В озон превращается воздух…

    (В озон превращается не воздух, а кислород. Уравнение реакции:   3O2=2O3.)

    Писатели-фантасты часто используют химической терминологию, при этом нередко допуская неточности и ошибки. Например в романе А. Беляева «Продавец воздуха» читаем:

         

         «Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное

         зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп

         освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно

         красивым цветом…

                                        - жидкий воздух, - сказал Бейли.

         Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух  

        Только в небольших сосудах нашей лаборатории.

    (Хочется заметить, что температура, при которой воздух становится жидким должна быть не ниже минус 196градусов. Человеку, при этой температуре невозможно находится вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения.

Как вы думаете, имеет ли запах серная кислота? Обратимся к популярной повести А.Н.Рыбакова «Приключения Кроша»:

         

         «…Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…»

    Как вы думаете, имеет ли запах серная кислота? Обратимся к популярной повести А.Н.Рыбакова «Приключения Кроша»:

         «…Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напомнил  мне

         о сожжённых в Липках брюках…»

    Что хотел сказать автор повести  и как следует видоизменить фразу, чтобы она звучала химически грамотно? Разумеется, в цехе дуговой электросварки не могло пахнуть серной кислотой – ей там просто неоткуда взяться. Тогда что имел в виду автор? При дуговой электросварки материалы, чаще всего металлы, сплавляются теплом электрической дуги, температура которой достигает 5000 градусов. При столь высокой температуре могут образоваться: озон 3O2   = 2O3; оксид азота (II) N2 + O2 = 2NO. Последняя реакция влечёт за собой другие: 2NO + O2 = 2NO2 и 4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3.

    В результате концентрация оксидов азота, азотной кислоты и озона в воздухе возрастает. Поэтому фразу в тексте следовало бы изменить так:

         «…Стоящий в электроцехе запах озона, оксидов азота и азотной

         Кислоты напомнил мне о сожжённых в Липках брюках…»

    Ну а серная кислота? Имеет ли всё-таки она запах? Нет.

    Конечно, что и говорить – истины, облечённые в поэтические одежды, порой влияют на умы гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз наук поражает нас своей изобретательностью и неожиданностью. Монументальность химии, её сложность, логика, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой…

         

   

 

   

   

   

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема семьи в произведениях художественной литературы

Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;                     вы...

Тема семьи в произведениях художественной литературы

Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;                     вы...

Классические произведения художественной литературы

Материал для проведения библиотечных уроков на тему "Классические произведения художественной литературы"...

Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе

Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...

"Химические» сюжеты в произведениях художественной литературы"

Интегрированный учебный проект-урок по химии и литературе....

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....