Презентация проекта "Химические" сюжеты в произведениях классической литературы"
презентация урока для интерактивной доски по химии на тему

Колосова Лидия Георгиевна

Слайд-шоу проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentacija_proekta.ppt676.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Химические» сюжеты в произведениях художественной литературы . Домнин Алексей Александрович Ученик 9 класса МОУ ООШ №11

Слайд 2

Химия и литература имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе. Марселен Бертло

Слайд 3

Участники проекта Домнин Алексей Александрович Продолжительность: октябрь 2007 - январь 2008.

Слайд 4

Цель проекта Проанализировать отрывки из предложенных художественных произведений, в которых встречаются химические сюжеты.

Слайд 5

Задачи проекта С помощью информационных источников найти отрывки произведений в которых встречаются сюжеты, связанные с химическими процессами (явлениями). Обосновать их с точки зрения науки химии. Результаты деятельности предъявить в виде буклета.

Слайд 6

Виды деятельности Подбор литературы. Выбор химических сюжетов Анализ химических сюжетов Написание учебного проекта Разработка презентации Предъявление продукта

Слайд 7

Этапы реализации проекта Ознакомление с целью и задачами проекта Самостоятельная деятельность по реализации цели и задач проекта Консультации у педагогов, оформление результатов самостоятельной деятельности Предъявление продукта

Слайд 9

Жюль Верн. Таинственный остров.

Слайд 10

Жюль Верн. Таинственный остров. «…Руду расколотили на мелкие куски и вручную очистили от комьев земли и от песка. Затем перемежающимися слоями насыпали большую груду угля и руды, как складывают дрова угольщики, когда пережигают их на уголь. Под действием воздуха, нагнетаемого мехами, уголь в этой груде превращается в двуокись, а затем в окись углерода, которая, воздействуя на окись железа, отнимала от неё кислород. Сайрес Смит сделал для этого всё, что следовало. Возле насыпной кучи руды и угля установили мехи, сшитые из тюленьих шкур; воздух выходил из мехов через трубку, сделанную из огнеупорной глины, - трубку эту специально изготовили и обожгли в гончарной печи. Привели в действие механизм мехов, состоящих из подвижной рамы, самодельной верёвки и противовеса, и тотчас из трубки вырвалась сильная струя воздуха, поднимая температуру прокаливаемой груды, она способствовала также химическому процессу образования железа при взаимодействии руды и угля…»

Слайд 11

Жюль Верн. Таинственный остров. Здесь описывается получение железа. Сначала уголь превращается в оксид углерода( IV ): C + O 2 = CO 2 .Затем уголь превращается в оксид углерода( II ): 2 C + CO 2 = 2 CO . И наконец, оксид углерода( II ) отнимает кислород от оксида железа: FeO + CO = Fe + CO 2 или 2FeO + C = CO 2 + 2Fe.

Слайд 12

Жюль Верн. Таинственный остров. «…Гораздо больше пользы, чем чистое железо, могла бы принести сталь. Сталь же представляет собою соединение железа и углерода, которое получают двояким способом, либо из чугуна, отнимая от него избыток углерода, либо из железа, прибавляя к нему отсутствующий углерод. В первом случае путём обезуглероживания чугуна получают натуральную, или пудлинговую сталь, а путём добавления к чистому железу углерода – томлёную сталь. Как раз такую сталь Сайресу Смиту и хотелось выплавить, ибо у него уже имелось чистое железо. И он добился этого, переплавив железо вместе с толчёным углём в тигле из огнеупорной глины…»

Слайд 13

Жюль Верн. Таинственный остров. Получение стали можно записать следующими уравнениями: C + 2Fe + 2O 2 = 2FeO + CO 2 Si + 2FeO = 2Fe + SiO 2 Mn + FeO = Fe + MnO 2P + 5FeO = 5Fe + P 2 O 5

Слайд 14

Жюль Верн. Таинственный остров. «…Пиритоносные сланцы в основном состоят из углерода, кремнезёма, окиси алюминия и сернистого соединения железа, его как раз там больше всего; нужно было выделить сернистое железо и как можно скорее превратить его в железный купорос, а получив железный купорос, добыть из него серную кислоту… Выбрав позади трущоб площадку, колонисты тщательно её выровняли, сложили там костёр из хвороста и дров, на него положили куски железного колчедана, так чтоб между ними проходил воздух, а сверху засыпали тонким слоем серного колчедана, раздробленного на мелкие кусочки величиной с орех. Сложив всё это, зажгли костёр; накалившиеся сланцы воспламенились, потому что содержали в себе углерод и серу…

Слайд 15

Жюль Верн. Таинственный остров. В этом отрывке Жюль Верн показывает, как группа людей, выброшенных на необитаемый остров, добывает серную кислоту из пиритоносных сланцев, основной состав которых: углерод( C ), кремнезём( SiO 2 ), оксид алюминия( Al 2 O 3 ) и сульфид железа( II ) ( FeS 2 ), или его ещё называют железным колчеданом.

Слайд 16

План поселенцев Выделить из пиритов сернистое железо. Пережигая пирит, получим оксид железа( III ): 4FeS 2 + 11O 2 = 2Fe 2 O 3 + 8SO 2 Присоединяя кислород, оксид серы( IV ) переходит в оксид серы( VI ): 2 SO 2 + O 2 = 2 SO 3 Присоединяя к оксиду железа( III ) оксид серы( VI ), получим сульфат железа( III ): Fe 2 O 3 + 3SO 3 = Fe 2 (SO 4 ) 3

Слайд 17

(продолжение) Из сульфата железа получить железный купорос: FeSO 4 x 7H 2 O Так же как и сернистое железо, из пиритов выделился сернокислый алюминий; оксид алюминия присоединил оксид серы( VI : Al 2 O 3 + 3SO 3 = Al 2 (SO 4 ) 3 Кремнезём и углерод перешли в золу.

Слайд 18

(продолжение) Положить всё то, что они получили из пиритов, в сосуд с водой и получить раствор железного купороса и сернокислого алюминия. Потом частично выпарить раствор и получить кристаллы железного купороса.

Слайд 19

(продолжение) Под действием температуры кристаллы железного купороса можно превратить в серную кислоту. Этот процесс можно выразить двумя уравнениями: Fe 2 (SO 4 ) 3 = Fe 2 O 3 + 2SO 3 SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 .

Слайд 20

Жюль Верн. Таинственный остров. «…Для чего же Сайресу Смиту нужна была серная кислота в первую очередь? Да просто для получения азотной кислоты. Получить её оказалось нетрудно: обработав серной кислотой селитру, он путём дистилляции добился выделения азотной кислоты…»

Слайд 21

Жюль Верн. Таинственный остров. Здесь говорится о получении азотной кислоты из серной кислоты и селитры: KNO 3 + H 2 SO 4 = KHSO 4 + HNO 3

Слайд 22

Жюль Верн. Таинственный остров. «- Какое топливо заменит уголь? - Вода, - ответил инженер. - Вода? – переспросил Пенкроф. - Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайрес Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых она состоит, будут применяться и раздельно; они окажутся неисчерпаемыми и такими мощными источниками тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в трюмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей…»

Слайд 23

Жюль Верн. Таинственный остров. Здесь Жюль Верн рассматривает воду как эффективное топливо будущего. Проводя электролиз воды, получают водород и кислород: 2H 2 O – 2H 2 + O 2 Потом при сжигании водорода выделяется тепло: 2H 2 + O 2 = 2H 2 O + Q

Слайд 24

Луи Буссенар. Похитители бриллиантов.

Слайд 25

Луи Буссенар. Похитители бриллиантов. «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился… и получилось именно то, что называют негашёной известью. Оставалось только, чтобы на неё попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашёной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – всё исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Слайд 26

Луи Буссенар. Похитители бриллиантов. Карбонат кальция под действием нагревания разложился на негашёную известь и углекислый газ: CaCO 3 = CaO + CO 2 Под действием воды негашёная известь превращается в гашёную : CaO + H 2 O = Ca(OH) 2

Слайд 27

А. Конан Дойл. Собака Баскервилей.

Слайд 28

А. Конан Дойл. Собака Баскервилей. «…Огромная пасть собаки всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и , отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. - Фосфор, - сказал я. - Да, и какой-то особый препарат, - подтвердил Холмс, потянув носом. – Без запаха, чтобы у собаки не исчезло чутьё».

Слайд 29

А.Конан Дойль «Собака Баскервилей» В этом произведении Конан Дойль ошибочно с точки зрения химии применил описание свойств фосфора . На воздухе белый фосфор действительно светится в темноте. Но уже при слабом нагревании, а для этого достаточно простого трения, фосфор воспламеняется и сгорает, выделяя большое количество теплоты. Значит, если бы он покрывал шерсть собаки, то она получила бы ожоги от его воспламенения.

Слайд 30

Мои размышления… Работая над проектом я убедился, что наука химия побуждала многих поэтов и писателей включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществах и их превращениях, эмоциональные описания явлений, процессов. Получил опыт работы с продуктами Microsoft Office , используя материалы учебных предметов химии и литературы.

Слайд 31

… Прежде всего и как можно внимательнее изучайте химию! Это удивительная наука, знайте!.. Она смотрит везде и, везде обнаруживая гармонию, упорно ищет начало жизни… М. Горький

Слайд 32

Благодарю за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вариант соотнесения произведений русской классической литературы с творениями современных авторов.

Система уроков внеклассного чтения, ориентированных на изучение учащимися произведений современной русской литературы и сопоставлении их с программными произведениями, обязательными для изучения...

Классические произведения художественной литературы

Материал для проведения библиотечных уроков на тему "Классические произведения художественной литературы"...

Комплексный анализ текста по произведениям классической и современной русской литературы для 10-11 классов

Комплексный анализ фрагмента  текста помогает совершенствовать умения и навыки  учащихся 10-11 классов, является хорошим материалом для подготовки к успешной сдаче ЕГЭ. Может быть использова...

Программа элективного курса по русской классической литературе «Евангельские мотивы в произведениях русских классиков" для учащихся общеобразовательных и воскресных школ

Программа  создана на основе государственной программы  базового среднего  образования по литературе для школьников среднего и старшего возраста.Целью данной программы наряду с реализац...

Формирование финансовой грамотности на уроках литературы в школе через анализ произведений русской классической литературы

Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное. Ф.М. Достоевский Функциональную грамотность, как способность использовать знания, умения, способы в действии для решения...