Тема семьи в произведениях художественной литературы
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;
выделить проблемы современной семьи, проанализировав произведения Альберта Лиханова «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», Татьяны Толстой «Чистый лист», Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Integrirovannyy_urok.doc | 123 КБ |
Integrirovannyy_urok_s_elementami_tvorchestva_5_klass.doc | 1.36 МБ |
pesnya_pro_kupca_Kalashnikova.docx | 23.28 КБ |
Desyat_urokov_Malenkogo_princa.docx | 320.68 КБ |
Tema_semi_v_proizvedeniyah_hudozhestvennoy_literatury.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок-путешествие
с элементами творчества для учащихся 10-х классов
«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни», или
Моды пушкинского времени»
разработан учителем русского языка и литературы
1 квалификационной категории и
учителем технологии 1 квалификационной категории
МОУ Избердеевская средняя школа
имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина
РОМАНЦОВОЙ ОЛЬГОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ,
ОРЛОВОЙ ТАТЬЯНОЙ АЛЕКСЕЕВНОЙ.
с. Петровское,
2003 год
«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни», или
Моды пушкинского времени»
Цель урока: знакомство с эпохой Пушкина; создание творческих идей по воссозданию образов персонажей любимых пушкинских произведений, костюмов его времени.
Межпредметные связи: изобразительное искусство (графика, портретная живопись).
Оборудование урока: эскизы костюмов XIX века, репродукция картин П.Ф.Соколова «Портрет А.С.Пушкина», О.А. Кипренского, Г.Г. Чернецова, В.А. Тропинина, А.П.Брюллова, Ф. Берже, К.И. Рудакова «Сцена в саду» из «Евгения Онегина», словарь моды, фломастеры, цветные карандаши.
Ход урока
1. Рассказ учителя литературы.
«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».
Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы... Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение".
"Евгений Онегин" - уникальное произведение. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно это дало основание В.Г. Белинскому в своей статье "Евгений Онегин" сделать вывод: "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". В этом произведении отразился век и современный человек".
В нем, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В "Евгении Онегине" отразилась вся русская жизнь. Кратко, но лаконично изобразил автор глухую помещичью провинцию, крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина). Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина.
Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся нeпринуждeннo, Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А.С. Грибоедова, описанной в комедии "Горе от ума". Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души и постоянная суета, царящая в свете, превращает жизнь людей в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную русской жизни. Искренне она признается Евгению: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?.
Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! - восклицает Пушкин.
Роман А.С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. "Пусть идет время и приводит с собою новые потребности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор".
Учащимся была предложена викторина по произведению А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
А теперь мы познакомимся с модой пушкинского времени.
2. Рассказ учителя технологии об одежде начала XIX века.
В начале XIX века в русском высшем обществе все явственнее проявляется влияние европейской, особенно английской или французской моды. Описывая внешность Евгения Онегина, Александр Сергеевич замечает о нем: «как dandy лондонский одет».
(Учитель литературы просит зачитать описание костюма Евгения Онегина).
Цитируется отрывок: В последнем вкусе туалетом
Заняв ваш любопытный взгляд,
Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд; Г' Конечно б это было смело,
Описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет...
Мужчины носили белоснежные рубашки со стоячими жестко накрахмаленным воротником, шею повязывали галстуком — платком или шарфом, завязанным бантом или пышным узлом, концы которого заправляли в жилет. Поверх надевали фрак — черный в деловой жизни, а для праздников, балов — цветной. К этому времени короткие штаны — кюлоты
сменили на панталоны, которые на щиколотках закрепляли штрипками. Панталоны были всегда светлее фрака и поддерживались подтяжками. Вместо пальто носили сюртук (прообраз современного пиджака), который начинает постепенно вытеснять из повседневности фрак.
На портрете А.С. Пушкина, выполненном художником П.Ф.Соколовым, он изображен в застегнутом на все пуговицы сюртуке.
Кроме панталон мужчины носили лосины, тесно обтягивающие ноги. Из верхней одежды отметим редингот — полупальто, гаррики (каррики) — по имени лондонского актера Гарика — пальто, имевшее до 10 воротников, которые рядами спускались до пояса. Входит в моду макинтош — осеннее пальто из прорезиновой ткани (от имени ее изобретателя Макинтоша).
На картине художника Г.Г. Чернецова можно видеть разнообразие верхней одежды, в которую облачены А.С. Пушкин (во фраке), В.А. Жуковский (в сюртуке), И.А. Крылов (в бекеше), Н.И. Гнедич (в шинели с пелериной).
В 30-х годах под влиянием произведений Байрона, Вальтера Скотта в дворянской среде более свободным становится стиль ношения одежды: ворот рубашки расстегнут, галстук завязан свободно. Получают распространение клетчатые панталоны, пледы. Таким мы видим А.С Пушкина на портрете О.А. Кипренского, ворот белой рубашки повязан темно — зеленым платком, одна рука прикрыта клетчатым красно — зеленым пледом, переброшенным через плечо.
Дома состоятельные люди обычно носили красивые халаты. Современник А.С. Пушкина художник В.А. Тропинин изобразил его в нарядном халате коричневого цвета с синей отделкой, белой сорочке с мягким отложным воротником, небрежно повязанным платком.
Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр, его изобрели в Англии в конце XVIIII веке. Носили также шапокляк — складной цилиндр, изобретенный во Франции. В первой половине XIX века в моду вошла широкополая шляпа — боливар.
- У Пушкина:
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар...
Сам поэт тоже носил боливар. Военные и чиновники в отставке предпочитали картузы — фуражки с козырьком.
Непременной принадлежностью к костюму стали перчатки, трость и часы на цепочке.
В начале XIX века становятся модными пенсне и монокли, перстни с камнями. На портрете В.А. Тропинина у А.С. Пушкина на большом пальце правой руки надет заветный перстень — талисман с восьмиугольным сердоликом, подаренный ему Е.К. Воронцовой.
Многие мужчины, подобно женщинам, ухаживают за своими ногтями.
Читаем у Пушкина:
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств, изнеженных отрада,
Перстнями и кольцами украшали почти каждый палец руки. Браслеты носили даже на ногах.
К середине XIX века меняется силуэт женского платья. Идеалом в моде становятся покатые плечи, тонкая талия, широкие бедра. Возвращается корсет. К нему на пуговицах пристегивается несколько нижних юбок (до восьми), благодаря чему верхняя приобретала форму колокола. Талия опустилась на свое законное место. Дамские вечерние туалеты для театром, концертов отличались от бальных меньшим декольте и скромной отделкой. На акварели А.П. Брюллова Н.Н.Пушкина изображена в платье из прозрачной ткани с туго затянутым корсетом (тонкая талия оптически уменьшена за счет непомерно широкого рукава). Низко спущенный вырез декольте открывает покаты плечи и оформлен двумя рядами ажурного кружева, украшенного атласными бантами. Длинные серьги и такая модная в то время фероньерка украшают лицо «чистейшей прелести чистейший образец».
На развитие женской одежды повлияла Отечественная война 1812 года. Русские модницы в порыве патриотизма стали рядиться в сарафаны, кокошники, душегрейки.
Элементы русского народного костюма стали проникать в придворный быт: дамы при дворе надевали повойники и сарафаны со шлейфом. Кстати, последний на протяжении всего века то появляется, то исчезает. Увлечение верховой ездой в высшем обществе требовало особого костюма — амазонки: суконная юбка и узкая кофточка. Дополняли костюм седлом, позволяющим сидеть на лошади боком.
Менялась мода и на причёски. В начале XIX века они копировали античные. В 1820 году появилась новая дамская прическа: без челки, с прямым боковым пробором и завитыми локонами на макушке. Был в моде каштановый цвет волос. В 30-40 год волосы укладывали буклями в виде полушарий на висках или носили прическу «плакучая ива» - длинные завитые локоны.
Головные уборы подбирались соответственно прическе. Считалось, что модница должна иметь не менее 365 шляпок и столько же пар обуви. Дамы носили чепец из полупрозрачной ткани, который украшали лентами, кружевами, цветами. Распространены были в эти годы шляпы — «кибитки» с полями, закрывающими профиль лица, «тюрбаны» и на балах береты.
Косметикой женщины пользовались умеренно. В отличие от XVIII века достаточно было подчеркнуть, оттенить черты лица. Использовались румяна, белила, краска для ресниц, бровей и ногтей.
3. Творческое задание: на карточках — эскизах подобрать цвета для мужского и женского костюмов с учетом времени (эпохи).
4. Работа по составлению словаря моды.
Амазонка — костюм наездницы. Под очень длинной юбкой надевались мужские брюки, а к ним высокие сапоги и приталенный корсет. Тогда же в моду вошли женский цилиндр с вуалью.
Боа — длинный узкий шарф из меха или страусиных перьев.
Бекеша (бекешь) — верхняя мужская зимняя одежда в виде короткого кафтана со сборками на спине и меховой отделкой по краю воротника, рукавов, карманов, подолу; верхняя мужская одежда в виде сюртука со складками или сборками сзади по талии.
Вуаль — редкотканная прозрачная шелковая, хлопчатобумажная или
шерстяная ткань, которую носят женщины, чтобы закрыть лицо, а также в качестве украшения.
Гаврик (каррик) — зимнее пальто с большим декоративным воротником, закрывающим плечи, часто меховым, длина его 10-15 см. от земли.
Душегрейка — теплая женская кофта без рукавов.
Диадема — полоска материи или металла, носилась на голове или лбу, иногда имеет вид короны.
Кокошник - старинный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом.
Камея — гемма с выпуклым рельефом, сделана из различных слоев полудрагоценного или драгоценного камня путем чередования светлых и темных слоев.
Кюлоты — старинная мужская куртка — безрукавка под верхнюю одежду, впоследствии с рукавами.
Лосины — штаны белого цвета из кожи лося или оленя. В начале XIX века были деталью модного костюма, затем сохранились лишь как часть парадной
военной формы.
Манто — широкое дамское пальто, обычно меховое.
Повойник — платок, обвитый вокруг головы.
Панталоны — длинные, не стянутые внизу мужские брюки.
Пелерина — накидка без рукавов, иногда с отверстием для рук.
Ридикюль — дамская сумочка в виде кисета. Обычно была вышита и вешалась при помощи длинного шелкового шнура на руку.
Редингот — полупальто, произошедшее из камбоза. Оно не имело пол и использовалось для верховой езды. Впоследствии становится мужским и женским пальто для выхода с воротником, лацканами и однобортной или двубортной застежкой.
Салон — накидка с длинной пелериной, иногда с рукавами.
Туника — мужская или женская одежда античного времени, имела
рубашечный покрой, вначале была без рукавов.
Тюрбан — переводится как материал для вуали, которым персы повязывали голову. В период французской буржуазной моды тюрбаны носили придворные дамы и господа, они появляются повсеместно в моде стиля «ампир».
Фероньерка — обруч или цепочка с драгоценным камнем или жемчужиной, розеткой из камней различного цвета, спускающимися на лоб.
Шлейф — удлиненный конец одеяния, волочащийся сзади, увеличивает и удлиняет фигуру, делая ее возвышенной.
5. Разработка и оформление творческого проекта.
Создать костюм или отдельные его детали в соответствии с пушкинской модой. Этапы выполнения творческого проекта:
1) Осознание проблемы.
2) Оценка возможного решения проблемы.
3) Выработка вариантов идей и их обсуждение.
4) Выбор материала проекта с технолого-экономической точки зрения.
5) Планирование процесса изготовления.
6) Корректировка плана в соответствии с выбранным решением.
7) Изготовление проекта.
8) Защита проекта.
6. Подведение итогов урока.
Учитель литературы говорит о том, что каждая деталь текста важна для понимания смысла произведения. Познакомившись с модой пушкинского времени, мы стали яснее представлять себе героев романа «Евгений Онегин», узнали предназначение тех деталей одежды, которые вышли из моды.
7.Домашнее задание:
по литературе: написать мини — сочинение «Как выглядели герои романа «Евгений Онегин» после долгой разлуки».
по технологии: приступить к разработке и оформлению творческого проекта «Костюм пушкинского времени».
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Своеобразие поэмы «Песня про … купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование представления о своеобразии поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про … купца Калашникова»
Задачи урока: 1.Образовательные:
1.Познакомить учащихся с эпохой Ивана Грозного как основой, на которой строится повествование;
2.Выявить черты фольклора в поэме Лермонтова;
3.Познакомить учащихся с иллюстрациями к поэме «Песня про … купца Калашникова».
2.Развивающие:
1.Продолжить развивать умение работать с художественным текстом.
3.Воспитательная:
1.Воспитание у учащихся нравственных качеств через образы поэмы Лермонтова.
Формы организации деятельности учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Программное обеспечение: MS Power Point, генератор тестовых заданий на базе языка Visual Basic 6.0
Демонстрационный материал: презентации к уроку.
Планируемый результат: учащиеся узнают, что исторической основой поэмы служит эпоха Ивана Грозного, что поэма близка к фольклорным традициям, познакомятся с иллюстрациями к поэме Лермонтова, сравнят характеры главных героев, выявят нравственный идеал автора в поэме.
Ход урока.
І. Оргмомент.
ІІ. Основное содержание урока.
(Звучат гусли 13 века)
Учитель:
Здравствуйте! Садитесь!
К доске все обратитесь.
Тема здесь урока нашего.
Требую вниманья вашего!
Поэма – жанр лиро-эпический,
Развёрнутый сюжет,
Лирический герой,
Большая лаконичность – со стороны одной,
Эмоциональная насыщенность – со стороны другой.
Пред нами Лермонтов с поэмой.
Есть суть в ней? И о чём она?
Направим взгляд свой на неё –
В чём своеобразие её?
Ребята, тесты перед вами.
Решить их надобно сейчас.
Я оценю усердье ваше,
Не ошибитесь. В добрый час!
– Индивидуальная работа с тестом.
1.Реализация домашнего задания. (Некоторые учащиеся класса получили индивидуальные задания, подготовить выступление на 3-5 минут с мультимедийной презентацией.
Жиронкин Александр и Рыбин Илья представят рассказ об эпохе Ивана Грозного.
Зинько Алина, Александрова Наталья, Кузнецова Вероника выявят черты фольклора в поэме Лермонтова.
Воробьёва Дарья расскажет об иллюстраторах поэмы и продемонстрирует иллюстрации к поэме.)
Учитель:
Давайте разберёмся вместе,
Что за эпоха то была?
Кто правил балом повсеместно,
Чья правила тогда рука?
— Рассказ об эпохе Ивана Грозного (приложение 1)
Учитель:
Поэма «Песнею…» зовётся,
А песни пел всегда народ,
Фольклор народный льётся – льётся…
Со всех страниц, со всех сторон.
— Рассказ «Песня про купца Калашникова» - романтическая поэма с фольклорными традициями (приложение 2)
Учитель:
Художники поэму уважали,
Читали, но всё чаще рисовали,
Алёну с мужем, грозного царя,
Народ честной, пиры, опричника.
— Рассказ об иллюстрациях к поэме на фоне оркестрового вступления к опере Мусоргского «Хованщина» (приложение 3)
Учитель:
В поэме это всё!
А в жизни как?
Алёны есть ли среди нас?
И как нам поступить подчас?
2. Работа в группах «А как в жизни?..» (приложение 4)
1. Разрешите ситуацию.
Задеты честь и достоинство человека и его близких. Существует несколько способов защиты чести, но в каждом из них необходимо обнародовать случившееся, т. е. разгласить семейную тайну. Как должен поступить настоящий мужчина? Есть ли подобная ситуация в поэме М.Лермонтова?
2. Разрешите ситуацию.
Человек привык быть активным. У него есть воля, сила, чувство уверенности в себе. Появилась цель, достижение которой имеет для него особенное значение. Все ли средства хороши для этого? Что является нравственной чертой, границей, которую никому не позволено переступать? Есть ли в поэме Лермонтова герой, переступивший в своих действиях нравственную черту?
3.Разрешите ситуацию.
Кирибеевич влюблён в Алёну Дмитриевну. Можно ли назвать настоящей, истинной любовь Кирибеевича? А любил ли её муж? Докажите свои мысли.
– Обсуждение.
Учитель:
Сравним героев главных – двух мужчин.
Хотя сопоставленья неуместны.
Один – подлец, другой – герой.
Об этом мы узнаем из таблицы.
3.Нравственный идеал автора.
– Давайте сравним героев.
Сравнительная характеристика Калашникова и Кирибеевича. (приложение 5)
Калашников | Средства создания характера | Кирибеевич |
нет портрета, т.к. в облике героя это не важно | Портрет | «очи тёмные», «широка грудь», «удалой боец», «буйный молодец», «усы чёрные» |
хочет отомстить за жену; вызывает Кирибеевича на кулачный бой; не открывает царю причину, из-за которой он убил Кирибеевича | Поступки | обманул царя Ивана Васильевича; обманом хотел овладеть чужой женой; испугался, когда Калашников назвал своё имя на кулачном бою |
царь очень разгневан тем, что Калашников убил его опричника, и приказал убить героя | Отношения с Иваном Грозным | царь любит своего опричника, дарит ему перстень для Алёны, не зная, что она замужем |
Калашников смел, честен, им движет защита чести жены | Поведение в кулачном бою | Кирибеевич, узнав, что Калашников – муж Алёны, очень испугался. Поэтому первым нанёс удар Калашникову |
Народ сочувствует Калашникову | Отношение народа к героям | Кирибеевича народ боится, никто не согласился биться с ним в кулачном бою |
– Кто отвечает нравственному идеалу автора? Почему?
– Каков нравственный идеал автора?
Учитель:
Пусть усмехнётся Васнецов,
Билибин, с ним и Суриков …
Мы краски все испробуем,
Сотворить попробуем
Пусть и не художники,
Но рисуем мы.
Рисуем иллюстрации
От сердца, от души.
5. Группа «Читатели» представляет свои рисунки к поэме Лермонтова, дополняя их цитатами из текста.
Учитель:
Дорожки разноцветные вас ждут уже, друзья!
Умники и умницы, вперёд, скорей сюда!
Вопросы интересные вас ждут уже, друзья!
Умники и умницы, покажите знания!
6. Игра «Умники и умницы». (приложение 6)
7. Итог урока. Дети получают буклеты, в которых отражены все этапы урока. (приложение 7)
Учитель:
Подошёл к концу урок.
Работали на славу!
Поэму изучили со всех её сторон.
Своеобразие нашли,
Рисунки посмотрели,
Теперь – оценки получите,
И дневники вы предъявите.
ІІІ. Домашнее задание.
Учитель:
Чтоб упрочить ваши знания,
Даю домашнее задание.
Выучить отрывок наизусть.
Ответ на вопрос «Что я понял, прочитав «Песню про …купца Калашникова»
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»
Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.
Технология обучения: личностно – ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа – презентация).
Формирование речевых компетенций
Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.
На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к повести «Маленький принц».
Цели и задачи:
- раскрыть важнейшие проблемы повести;
- формировать умение давать оценку поступкам героев повести;
- способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;
- развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;
Ход урока
І. Оргмомент.
ІІ. Основное содержание урока.
Эпиграф урока (на доске):
… И вы увидите: все станет по-другому...
Антуан де Сент-Экзюпери
Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)
Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.
Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт!!!
Кто обратился с такой просьбой к лётчику, который совершил вынужденную посадку в Сахаре? – Вам понравилась книга? Чем? |
– Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша сегодняшняя учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой. Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу. И я хочу, чтобы в этом пути вам нужны были чистая вода глубоких колодцев и бубенцы звёзд в ночном небе. Здравствуйте! Обратите внимание на эпиграф к уроку – это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: все станет по-другому...».
1. Анализ произведения.
– Работа с тетрадью стр.2
– Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?
мудрый (не по-детски)
добрый
отзывчивый искренний
– Расскажите о Маленьком принце
– Чем занят Маленький принц?
– Баобабы – что олицетворяют? (зло)
Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»
(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)
– Запишите вывод в тетрадь
– Кто ещё живёт на планете Маленького принца?
– Работа с тетрадью стр.3
кокетливая
гордая
капризная красивая
– Как ведёт себя Роза?
– Почему Маленький принц отправляется путешествовать?
(поссорились)
( Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)
– Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ
(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)
Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»
(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)
– Запишите вывод в тетрадь
2. Путешествие Маленького принца (использование презентации)
Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.
Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?
(Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)
Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.
3. Работа по группам.
6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц
І гр. – планета короля
ІІ гр. – планета честолюбца
ІІІ гр. – планета деловой человек
ІV гр. – планета фонарщика
V гр. – планета географа
Вопросы для анализа
1.Чем занимается житель планеты?
2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.
3. Подберите эпитеты для характеристики.
4. Подберите цитату из текста.
5. Сформулируйте вывод-урок
4. Выступления групп, обсуждение
– Выступление І группы – планета короля
– Расскажите о короле.
(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел его мечтаний)
– Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?
– Работа с тетрадью стр.4
властолюбивый эгоистичный
величественный
– Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?
– Кого надо судить, если на планете живёт только король?
– Что трудно сделать по отношению к самому себе?
«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»
Третий урок: «...суди сам себя»
– Запишите вывод в тетрадь
– Выступление ІІ группы – планета честолюбца
– Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)
– Расскажите о честолюбце.
(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)
– Подберите эпитеты.
Работа с тетрадью стр.5
Равнодушный
самовлюблённый
– Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.
(Цитата из текста……«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»)
– Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)
– Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?
Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.
– Запишите вывод в тетрадь
– Выступление ІІІ группы – планета пьяницы
– Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?
(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)
– Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?
– Работа с тетрадью стр.6
Жалкий слабый
– Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?
Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.
– Запишите вывод в тетрадь
– Выступление ІV группы – планета «делового человека»
– Каков «деловой человек»?
(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)
– Работа с тетрадью стр.7
Бесчеловечный бессмысленное существование
– Какой урок вынес Маленький принц?
Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
– Запишите вывод в тетрадь
– Выступление V группы – планета фонарщика
– Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?
(Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей)
– Работа с тетрадью стр.8
ответственный верный слову
– Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?
Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека
– Запишите вывод в тетрадь
– Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:
Море мое пустынно,
на море тишь да гладь...
Может быть, это стыдно –
так безнадежно ждать?
Напрасный огонь лучится,
виден издалека...
Я не могу отлучиться
с забытого маяка.
Я не могу отлучиться
ни на единый час
вдруг что-нибудь случится с тобой...
А огонь погас!
– Выступление VІ группы – планета географа
– Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?
(Сначала он тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её)
– Работа с тетрадью стр.9
«слишком важен»
не настоящий
– Разве это настоящий учёный?
Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета
– Запишите вывод в тетрадь
5. Фронтальная работа – седьмая планета – Земля
– Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?
(Он увидел сад с розами)
– Обратите внимание на ход мыслей героя. Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца.
«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."
Он лег в траву и заплакал»
– Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)
– Когда появился Лис? (В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.)
– Работа с тетрадью стр.10
– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?
Девятый урок: «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»
– Запишите вывод в тетрадь
– Работа с тетрадью стр. 12
– Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?
(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)
– Чтение отрывка из XXVІ главы
«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!
И он сам засмеялся» Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)
Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»
6. Все уроки Маленького принца – вывод, выставление оценок
7. Рефлексия - заполнение тетради
– Прочитайте вопросы (на слайде – вопросы из рабочей тетради)
– Ответить на эти вопросы вам предстоит дома. А через несколько лет, мне кажется, вы вернётесь к этому произведению. И тогда вы увидите, как изменилась ваша жизнь.
8. Итог урока. (звучит музыка «Маленький принц»)
Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.
(фонограмма детского смеха)
Предварительный просмотр:
Тема семьи в произведениях художественной литературы
(9 класс)
Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе;
выделить проблемы современной семьи, проанализировав произведения Альберта Лиханова «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», Татьяны Толстой «Чистый лист», Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»;
Ход урока
- Оргмомент.
- Основное содержание урока.
1. Слово учителя: В традиции русской классической литературы семья – это нравственная основа человеческого быта или бытия. «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения ХIХ века. Век же ХХ – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. В романе М.Булгакова «Белая гвардия» рушатся семья и Дом – столь важные категории для всего творчества писателя, как по разные стороны баррикад оказываются герои М.Шолохова в рассказе «Родинка» и в романе «Тихий дон», как в антиутопии Е.Замятина «Мы» Единое Государство боится любви и нивелирует само понятие семьи. В эстетике соцреализма семья становится скорее символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины.
Совершенно закономерно, что к концу ХХ века «мысль семейная» перестала быть главной для литературы. Человек в мире, где «безумие становится нормой», обречен на одиночество.
Мы рассмотрим произведения, в которых по-разному изображены семьи.
2. Выступления обучающихся. Они работали в группах, готовили презентации об авторах, читали произведения, писали мини-сочинения о семье.
I группа – произведения А.Лиханова
II группа – произведение Е.Долгопят
III группа – произведение Толстой
3. Беседа:
– Какие у вас ассоциации связаны со словом «семья»?
Родители, поддержка, надежность, любовь, счастье, радость, дети, тепло, уют.
– Поэтика названия произведения. Обратимся к названию произведения Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы»
– Как вы понимаете название рассказа? Какие ключевые слова?
(В своем произведении автор использует 2 сюжетные линии, свидетельствующие о событиях разных эпох. Одно из ключевых слов в названии – «мелодрама»)
Словарная работа
Сюжет - последовательность и связь описания событий в литературном произведении, в фильме.
Мелодрама
1. Драма с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью и резким противопоставлением добра и зла.
2. Перен. Неестественное, преувеличенное выражение чувств. Мелодраматичный – излишне чувствительный как в мелодраме.
Работа с текстом
- Давайте прочитаем начало рассказа. Почему рассказ начинается со слов «Как у Хичкока…»?
(Хичкок известный сценарист, режиссер, мастер жанра мелодрамы. Рассказ Е.Долгопят «Два сюжета в жанре мелодрамы» начинается «по-хичкоковски» неожиданно, с рекламы, которая сама по себе сделана в жанре мелодрамы.)
– Поговорим о первом сюжете в рассказе? Давайте вспомним содержание, героев этого сюжета.
(Главному герою рассказа Коле посчастливилось участвовать в съемке рекламного ролика семейной жизни. Идиллия семейной жизни на съемочной площадке серьезно повлияла на сознание мальчика. Для мальчика, который рос без родителей, не знал, что такое «семейное счастье», забота и внимание родителей, который в повседневной жизни сталкивался только с негативом и агрессией, атмосфера на съемочной площадке стала идеалом, смыслом жизни. Жизнь научила его добиваться своей цели упорно, просчитывая наперед каждый свой шаг. Поэтому он упорно «осаждает» квартиру Дмитрия Васильевича, применяет все свое искусство ведения хозяйства (убирается в квартире, печет булочки, готовит обед, обустраивает кабинет хозяина квартиры), чтобы стать «необходимым», полезным для своего «папы» по рекламе).
– Коля создал уют в доме Дмитрия Васильевича, но появилась ли атмосфера счастья? Чего не хватает для счастья?
(Последняя часть рассказа свидетельствует о хладнокровной расправе мальчика Коли с мужем и двумя детьми женщины из рекламного ролика. Все трое в итоге живут в квартире Дмитрия Васильевича, и, на первый взгляд, счастливы.)
– Какая еще эпоха упоминается в рассказе? (2-й сюжет). С какой целью автор включает в канву рассказа 2 сюжета разных временных эпох?
(1902 год. Рассказывается о семье Г.В. в период революционного движения; о его дочери Эти и ее возлюбленном, революционер-«изверге», о переживаниях матери Эти, Татьяне. Семья Г.В. – это еврейская семья, в основе которой лежит уважение к культуре и искусству, ко всему, что связано с понятием «красота». Г.В. не принимает революции, потому что та разрушает их представления о жизни, разрушает их семью.)
- Как вы думаете, почему автор не дает имени герою-революционеру и называет его «извергом»?
(Герой-революционер типичен для того времени. Период истории, когда к власти пришли большевики, - страшный период нашей истории). Демонстрация кластера:
Революционер-«изверг» |
Любовь бесполезна |
Считает институт семьи излишним в будущем |
Довольство уничтожает ради бедности |
Достижение цели любым путем (даже путем насилия) |
Отрицает искусство, любовь, религию |
Строит новое, разрушая старое |
– Что спасает Этю от разрушительного воздействия «изверга»?
(Этя влюбилась в студента Мишу, который по-настоящему полюбил Этю и своим вниманием, заботой, способностью к самопожертвованию ради любви смог уберечь свою возлюбленную от разрушительной силы революционера-изверга)
– Как вы думаете, почему автор проводит параллель именно с этим историческим моментом, становлением власти большевиков-революционеров?
(Цель Коли (главного героя рассказа) – воплощение иллюзии семейной идиллии в жизнь. Он представитель нового поколения, воспитанного на компьютерных «стрелялках», кровавых триллерах, добивающийся своей цели хладнокровно и настойчиво, убивает, как будто нажимает на компьютерную мышь. Коля в какой-то степени «изверг», который ради достижения своей цели легко убивает людей ни в чем неповинных)
– Произведение заканчивается словами: «…изверг в конце концов победил…нет-нет, конец времен еще не наступил и рано говорить о победе изверга или о его поражении». Как вы понимаете эти слова?
(В рассказе показана жизнь, извращенная средствами массовой информации. Показана иллюзорность, абсолютное несовпадение киношного мира с реальной жизнью. Герои живут призрачной жизнью. Происходит подмена реальной жизни, реальных чувств «киношными». Но подобной концовкой автор произведения как бы хочет сказать, что на экране должны быть добрые фильмы, без агрессии, демонстрироваться искренние чувства, искренняя любовь, реальная семейная жизнь, семейные отношения. Необходимо оберегать ранимую психику подростка и среднего школьника и ориентировать его на позитивные чувства, позитивные отношения, стремление к созданию доброй семьи, с добрыми традициями. Не должно быть такого потока агрессии в средствах массовой информации.)
Тема семьи в изобразительном искусстве
– Давайте посмотрим, как видят семью художники? Как они отвечают на вопрос: «Что делает семью счастливой?» (демонстрация репродукций в видеопрезентации)
Перед вами картины современных художников с выставки под названием «Семья глазами художника».
– Давайте вкратце скажем о каждой картине.
(Художники напоминают своим творчеством о том, что любая семья держится на традиции уважения к родителям, дедам и бабушкам; семья будет крепче, если родители будут больше внимания уделять своим детям, заниматься общими делами, создание и соблюдение традиций)
– Интересное решение темы семьи предлагает Татьяна Толстая в рассказе «Чистый лист». Главный герой – Игнатьев. Что нам известно о герое рассказа?
(Читатель не знает ни имени его, ни профессии. Это типичный герой литературы конца ХХ века – «Средний, массовый» человек)
– Кто является членом его семьи? Счастливы ли они вместе?
(Его семья – это жена и больной сын Валерик, слабенький и хилый, ради которого жена бросила работу и… жизнь, семью)
– А еще один член семьи – неодушевленный или одушевленный. Кто он?
(Еще одним одушевленным, абсолютно ощутимым членом семьи становится Тоска, которая приходит к Игнатьеву каждую ночь: «Тяжелая, смутная. С опущенной головой, садилась на краешек постели, брала руку – печальная сиделка у безнадежного больного. Так и молчали часами – рука в руке». Тоска не оставляет Игнатьева и днем, она сопровождает его всюду. Однажды после очередного откровения товарищ Игнатьева дает телефон знакомого врача и просто советует ампутировать больной орган, после чего жизнь станет простой и ясной)
– В какой момент рушится семья? Кто виноват?
(Если до операции он мечтает о том, что повезет Валерку к морю, то после нее у него совершенно другие, страшные по своему цинизму и бездушие, мысли: «Так и так не могу больше дома держать этого недоноска. Антисанитария понимаешь. Извольте обеспечить интернат. Это в порядке вещей»)
– Что такое ребенок в семье? Каково отношение к вам в семье?
(Рассказы обучающихся с демонстрацией фотографий о своей семье)
- Домашнее задание (на выбор)
- Мини-сочинение «Мое представление об идеальной семье»
- Сочинение-отзыв об одном из рассказов, проанализированных на уроке.
- Мини-исследование «Как тема семьи раскрывается в передачах телевидения?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема семьи в произведениях художественной литературы
Цель урока: проследить развитие темы семьи в русской классической литературе; вы...
Классические произведения художественной литературы
Материал для проведения библиотечных уроков на тему "Классические произведения художественной литературы"...
Жестокие игры. Внеклассное занятие по материалам произведений художественной литературы. (6-8 кл)
Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести...
Анализ произведения художественной литературы в старшей школе. Пособие для учащихся выпускных классов
Главное достоинство этой работы не столько в том, что она содержит разнообразные пояснения и примеры анализа художественного текста, а в том, что эти пояснения, рассуждения и примеры изложены до...
Обобщающая таблица по произведениям художественной литературы для подготовки к итоговому сочинению по литературе в 11 классе
Таблица содержит название произведения, автора, жанр, направление сочинения, имена главных героев, основное из содержания, цитаты...
Викторина в картинках "По следам прочитанных произведений художественной литературы на свободную тему"
Презентация содержит иллюстрации к известным произведениям литературы (не по школьной программе) и обложки книг для самопроверки. Материал можно использовать на классном часе, литературной гостиной дл...
Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"
Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....