Интегрированный урок биологии - химии "Пищеварительная система - химическая лаборатория".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Решением проблемы фрагментарности мировоззрения учащихся является интегрированный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_biologii-himii.docx | 36.7 КБ |
prilozhenie_1.docx | 12.21 КБ |
prilozhenie_2.docx | 13.54 КБ |
prilozhenie_3.docx | 14.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, культурной, информационной интеграции. Одним из решений этой проблемы может явиться интегрированный урок, построенный на системно-деятельностном подходе.
Интегрированный урок биологии - химии.
«Пищеварительная система – химическая лаборатория.»
8 класс ЧУ ОО «Татьянинская школа»
Проводили: учитель биологии Ахрамеева Светлана Владимировна,
учитель химии Захарова Зоя Геннадьевна.
Цель: создать условия для развития у детей системного мировоззрения , разностороннее изучение темы «Пищеварительная система» с помощью различных видов учебной деятельности школьников.
Задачи:
- Предметные
Обеспечить усвоение знаний о строении пищеварительной системы, механической и химической обработке пищи в желудочно-кишечном тракте. Раскрыть роль ферментов.
- Метапредметные – формирование УУД
Познавательные УУД:
-умение наблюдать и делать выводы
-умение формулировать определение понятий
-умение структурировать знания
Регулятивные УУД:
-соотнесение известного с неизвестным, постановка задачи
-планирование действий по решению задачи
-прогнозирование результата
-контроль и коррекция
Коммуникативные УУД:
-работа в группе
-сотрудничество, умение слушать другого
- умение выражать и отстаивать свою точку зрения
- Личностные УУД:
- осмысленность учения
- оценивание своего места в окружающем мире
- участие в мини-проектах
Ход урока.
- Организационный момент. Класс делим на 3 группы.
- Актуализация знаний.
Учитель биологии. На прошлом уроке мы рассмотрели строение пищеварительной системы. Давайте проверим ваши знания.
Задание 1 группе: на доске расположить слова в порядке, который соответствует расположению органов в пищеварительной системе (таблички со словами и магниты) работа у доски.
Задание 2 группе: заполнить таблицу ( Кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы) работа за столом.
Задание 3 группе: Вставить в текст пропущенные слова (слова предоставить). Работа за компьютером учителя.
После выполнения заданий проверить, нет ли ошибок. Прием «Лови ошибку»
(5-7 минут)
- Новый материал.
Каково значение питания? Получение энергии в результате окисления питательных веществ. Анализ схемы. (2 слайд)
На доске - картинки продуктов питания и таблички с надписями питательных веществ. Пища содержит разные питательные вещества. Определите, пожалуйста, в какой пище больше тех или иных питательных веществ?
Предложить ребятам разделить картинки и слова на два столбика: 1-й –пища,
2-й - питательные вещества (оставить место для 3-го.)
В результате какого процесса продукты питания превращаются в питательные вещества? (переваривания).
Дайте определение перевариванию пищи (это механическая и химическая обработка пищи), т.е. можем сказать, что пищеварительная система, которая все осуществляет – это химическая лаборатория.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Это тема сегодняшнего урока: « Пищеварительная система – химическая лаборатория.» Записать тему в тетрадь.
Какие вещества способствуют превращению продуктов питания в питательные вещества ? (ферменты)
(3 слайд) Таблица ферментов
Ферменты – это органические вещества белковой природы, ускоряющие процесс пищеварения. В каждом отделе пищеварительной системы организм вырабатывает свои ферменты.
Учитель химии: Вспомните, как в химии называются вещества, ускоряющие реакции? (Катализаторы.)
На уроках химии в теме «Кислород» мы рассматривали реакцию разложения перекиси водорода (записать уравнение на доске). Химическим катализатором этой реакции является оксид марганца. В клетках живых организмов его нет, но реакция ускоряется ферментом каталазой.
Эксперимент. В две пробирки с перекисью водорода - картофель вареный и сырой.
Вывод: в сырой картошке фермент активен, а в вареной –нет (фермент –это белок, а белки при температурной обработке разрушаются, происходит процесс денатурации).
Учитель биологии: Давайте проследим путь пищи в организме и те химические преобразования, которые с ней происходят.
(4 слайд) Пища начинает свой путь по пищеварительной системе с ротовой полости. Здесь 3-мя парами слюнных желез вырабатывается слюна.
(5 слайд) Состав и функции слюны. Записать в тетрадь.
Ферменты слюны способствуют расщеплению углеводов. Они активируются в слабощелочной среде.
Учитель химии: Что такое щелочь? (растворимое основание)
Какие вещества называют основаниями? Найдите на столе склянку со щелочью.
Первый ученик представляет свой мини-проект « Действие слюны на крахмал».
(6-8 слайд)
Учитель биологии (9слайд):
Из ротовой полости пища, разжеванная и обработанная слюной, в виде пищевого комка поступает в пищевод, а затем в желудок.
В желудке работает фермент пепсин, который активизируется кислотой, входящей в состав желудочного сока.
(10 слайд) Состав желудочного сока. Записать в тетрадь.
(11 слайд) Разные клетки слизистой оболочки желудка выделяют различные составные части желудочного сока.
Учитель химии: Какая кислота находится в желудке человека? (соляная)
Найдите на столе склянку с этой кислотой.
Эксперимент. Налейте в одну пробирку воду, в другую –щелочь, в третью- кислоту.
Можно ли на взгляд отличить вещества в пробирках?
С помощью каких веществ мы можем различить эти вещества? (индикаторы)
Проведение опыта с универсальным индикатором и с лакмусом.
В ротовой полости щелочная среда, в желудке – кислая. Строение пищеварительной системы не позволяет встречаться кислоте со щелочью в одном органе. Почему?
Эксперимент. В пробирку –щелочь, добавить фенолфталеин, нейтрализовать кислотой.
Второй ученик представляет мини-проект «Значение соляной кислоты»
(Слайд 12-14)
Учитель химии: Демонстрация опыта. Показать желудочный сок. Лакмусом определить, что в нем присутствует соляная кислота. Добавить его в белок, поставить на водяную баню на 15 мин и понаблюдать, что с белком будет происходить. Пепсин должен растворить белок.
Учитель биологии: (15слайд) Из желудка пища попадает в двенадцатиперстную кишку тонкого кишечника, в котором продолжает работать химическая лаборатория человеческого организма.
В кишечнике слабощелочная среда, в которой активны ферменты, вырабатываемые поджелудочной железой и печенью.
(16 слайд) Состав сока поджелудочной железы. Записать в тетрадь
(17 слайд) В тощей и подвздошной кишках тонкого кишечника также слабощелочная среда. Кишечный сок содержит те же ферменты, что и сок поджелудочной железы. Именно здесь происходит окончательная химическая обработка питательных веществ, расщепление их до мельчайших молекул и всасывание в кровь, где они растворяются в плазме и в таком состоянии поступают в клетки.
(18 слайд) В толстом кишечнике усваивается вода, симбиотическими бактериями (кишечной палочкой) расщепляется клетчатка и вырабатываются витамины К и В. Формируются каловые массы. Ферментов толстая кишка не производит, только слизь (муцин).
- Закрепление.
Мы проследили путь пищи в пищеварительной системе – в этой химической лаборатории человеческого тела и выяснили роль ферментов в процессе пищеварения.
С какими свойствами ферментов вы познакомились?
(19 слайд) Свойства ферментов
Вернуться к таблице на доске. Дополнить её – третий столбец «Ферменты».
Продукты | Питательные вещества | Ферменты |
мясо | белки | пепсин, трипсин |
масло | жиры | липаза |
овощи и фрукты | углеводы | амилаза, мальтаза , |
(20 слайд) Задания группам:
У каждой группы есть страницы текста рассказа, написанного американской писательницей Кэрол Доннер « Тайны анатомии». Прочитайте и ответьте на вопросы.
1 часть
Кэрол Доннер «Тайны анатомии».
Из путешествий Макса и Молли
…- Держись!- крикнул Макс. – Нас глотают!
В это время прямо перед собою они увидели довольно широкий уступ, спрыгнули, уцепились за него и с ужасом наблюдали, как струя водопада катится над ними в бездонную черную пропасть.
Внезапно уступ откинулся вверх и прижал их к стене.
- По-моему, этот уступ – что-то вроде крышки туннеля, - задумчиво сказала Молли…
…Пищевод закончился. Под ними бурлило свирепое, горячее море в содрогающейся пещере. Стены ее ходили ходуном, изгибались, терлись друг о друга, по морю плясали волны, а сверху сыпался мелкий едкий дождичек.
- По-моему, у меня начинается морская болезнь! – сказал Макс…
Итак, путешествие сказочное, а отвечать на вопросы вам нужно будет с научной точки зрения.
Задание.
- В какой орган попали близнецы?
- О каком мелком едком дождичке идет речь?
- О каком уступе идет речь?
- Почему стены пещеры ходили ходуном?
2 часть
Кэрол Доннер «Тайны анатомии».
Из путешествий Макса и Молли
…Вскоре среди складок желудка появилось небольшое отверстие, которое начало расширяться. Извивающиеся стенки желудка сжались одновременно. Близнецы еле удержались на плотике, так стремительно он проскочил в отверстие. Близнецы лежали, переводя дух, а плотик двигался все дальше под красными сводами круглого туннеля.
- Тонкая кишка, - сказал Вольняшка (капелька тканевой жидкости), а когда стенки туннеля позади них сжались, подгоняя плотик, он весело добавил:
-Перистальтика. Больше вам грести не понадобится.
- Хорошо, что тут как будто ничего особенного не происходит, примирительно сказала Молли.
-Почему же? Тут много чего происходит, - сказал Вольняшка, только не так эффективно, как в желудке. Тонкая кишка завершает процесс пищеварения, прежде чем передать питательные вещества в кровь.
- А где кровь? – Молли посмотрела вокруг, но увидела только мягкие красные своды, да реку растворенной пищи. В реку из стенки лился зеленый водопад.
- Но это же не кровь, - возразила Молли.
- Это еще один пищеварительный сок, он-то и завершает весь процесс, - объяснил Вольняшка.
- Но почему водопад зеленый? – поинтересовался Макс…
Задание
- Что за отверстие появилось среди складок желудка?
- О каком круглом туннеле идет речь?
- Зелёный водопад, что это?
- Почему водопад зелёный?
3 часть
Кэрол Доннер «Тайны анатомии».
Из путешествий Макса и Молли
… они продолжали плыть по тонкой кишке, которая петляла и извивалась – бесконечная река под бесконечными сводами. Молли все ждала, когда покажется кровь, но вскоре почувствовала, что сквозь лист просачивается сырость.
- Тонем! – вскрикнула она. – Лист весь в дырках!
И они отчаянно погребли к берегу.
- Наверное, лист был покрыт оливковым маслом, которое предохраняло его в желудке. А сейчас желчь смыла масло. И лист начал перевариваться, - предположил Макс.
Близнецы выбрались на мягкий красный берег. Они проводили взглядом расползающийся плотик.
- Спасибо тебе, наш верный кораблик! Я буду вспоминать тебя всякий раз, когда мне придется есть салат…
….Оставшись без своего плотика, близнецы заметили уступ. Они начали карабкаться к нему. Стенку тонкой кишки покрывал мохнатый, чуть липкий красный ворс. Они еле шли, потому что очень трудно было поднимать ноги. Их ступни погружались в липкий мягкий мех. Чем больше усилий они делали, чтобы высвободиться, тем глубже проваливались: по колено…по пояс… по грудь… по подбородок… по самые ошеломленные глаза. Красивый мех бесшумно сомкнулся над вытянутой вверх рукой Макса, и близнецы исчезли без следа…
Задание.
1. Предположите, каким был химический состав листа близнецов, и почему он растворился в тонком кишечнике? (Вспомните свойства пищеварительных ферментов).
2. Какова роль печени и поджелудочной железы в расщеплении «плотика» - листа, на котором плыли близнецы?
3.Что это был за красный мех, в который погружались ноги детей, и почему он был красным?
4.Что и где случилось с близнецами?
Обсуждение и коррекция ответов.
Чтобы эта удивительная лаборатория работала без сбоев и дарила людям радость от приема пищи, нужно знать и соблюдать правила гигиены пищеварения.
Третий ученик рассказывает о правилах гигиены питания.
Заполните таблицу «Обоснование правил гигиены пищеварения».
Основные правила гигиены пищеварения | Анатомо-физиологические обоснования |
| |
2.В пищу должны обязательно употребляться овощи и фрукты. | |
3.Необходимо принимать пищу в одни и те же часы. | |
4.Вредно есть за один раз много пищи. | |
5.Хранеие продуктов без холодильника опасно | |
| |
7.Важно хорошо пережевывать пищу, есть медленно. |
Д/З параграф 37. Заполнить таблицу «Обоснование правил гигиены пищеварения» (Если в классе не успеют)
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Вставьте пропущенное слово:
- Начинается пищеварительная система ____________________ полостью.
- Зубы у человека вырастают в две смены: сначала ____________________ , затем_________________ .
- Последними вырастают зубы ________________ .
- Зуб – это сложный орган, в нем различают корень, _________________ и _______________ .
- В сутки выделяется более ____________ литра слюны.
- Среди больших слюнных желез выделяют: околоушные, _____________________ и_____________________ .
- Важную роль в ротовой полости играет _______________ .
- Пережеванный, смоченной, скользкий комочек пищи поступает в ______________ , а затем в __________________ .
Слова
- Коронка
- Подчелюстные
- Один
- Молочные
- Мудрости
- Ротовая
- Постоянные
- Язык
- Пищевод
- Шейка
- Глотка
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Мини-проект «Действие ферментов слюны на крахмал»
Цель : выяснить, воздействуют ли ферменты слюны на крахмал.
1.Сполоснуть рот водой, собрать слюну вместе с водой в пробирку с лейкой.
2. Пронумеровать три пробирки.
3. Во все пробирки налить по 3 мл крахмального клейстера.
4. В пробирки под номерами 1 и 3 добавить по 1 мл слюны, а в пробирку под номером 2 – 1мл.воды.
5. Пробирки под номерами 1 и 2 держать в руках (зажав в ладонях), а 12-15 мин. или на водяной бане при температуре 38о С а пробирку под номером 3 опустить в стакан со льдом.
6. Через 12-15 мин вынуть пробирки из водяной бани и стакана со льдом. Поставить в штатив.
7. Исследовать содержимое пробирок с помощью йодной пробы на наличие крахмала. Для этого в каждую из них следует добавить 1-2 капли раствора йода. В случае наличия крахмала содержимое пробирки окрасится в синий (фиолетовый)цвет.
8. Записать результаты опыта.
9. Составить презентацию опыта.
Мини-проект «Значение соляной кислоты»
Цель:
выяснить обладает ли соляная кислота бактерицидными свойствами.
- Размять свежее мясо в ступке.
- В два стакана ,пронумеровать их.
- В стакан №1 налить 50 мл воды.
- В стакан №2 налить 50 мл воды и немного соляной кислоты.
- Опустить в оба стакана равное количество мяса.
- Поставить в теплое место на сутки.
- Наблюдать 3 дня. Наблюдения записывать.
- Сформулировать вывод.
- Составить презентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Интегрированный урок биология + физическая культура "Опорно-двигательная система человека"
Интегрированный урокЦели урока:Образовательные - сформировать представления о взаимосвязи скелета и мышц в согласованной работе организма, раскрыть особенности строения и соединения ...
формирование исследовательских навыков на уроках биологии с использованием цифровой лаборатории !Архимед"
презентация - сопровождение доклада...
Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».
Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...
«Значение физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека» интегрированный урок биология, физическая культура в 8 классе .
Цели урока: определение роли физических упражнений для правильного формирования опорно-двигательной системы человека. Задачи:изучить материал об основных группах мышц;познакомить учащихся с физи...
Раздаточный материал к интегрированному уроку биологии и кабардинского языка по теме "Опорно-двигательная система человека"
Раздаточный материал...
Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система
Тип урока: обобщающийЦели:Образовательные:обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей...