Интегрированный урока (биология, химия). Опорно двигательная система
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Дашкина Нелли Эльдаровна

Тип урока: обобщающий

Цели:

Образовательные:

обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей”, расширение знаний о кальции и его соединениях, узнать о применении важнейших соединений кальция и биологической роли.

Развивающие:

углубить знания учащихся по теме, развивать творческие способности, самостоятельность, внимание и познавательный интерес учащихся, умение решать задачи, развивать любознательность учащихся и познавательный интерес к предмету.

 

Воспитательные:

воспитывать уважение друг к другу при работе в классе и в парах;умение правильно распределять свое время, воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_khimia_biologia_2020_1.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока (биология, химия) в 8 к

Тема урока:

Тип урока: обобщающий

Цели:

 Образовательные:

 обобщить, систематизировать и проверить знания, умения и навыки по теме “скелет конечностей, значение кальция и первая помощь при переломах конечностей”, расширение знаний о кальции и его соединениях,  узнать о применении важнейших соединений кальция и биологической роли.

Развивающие:

 углубить знания учащихся по теме, развивать творческие способности, самостоятельность, внимание и познавательный интерес учащихся, умение решать задачи, развивать любознательность учащихся и познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

 воспитывать уважение друг к другу при работе в классе и в парах;умение правильно распределять свое время, воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ, скелет , штатив с пробирками, в пробирках соль Ca3(PO4)2, химический стакан с водой, реактивы – соляная кислота (HCl), нитрат серебра (AgNO3.).

  1. Организационный момент
  2. Учитель биологии предлагает определить тему урока ученикам самостоятельно
  3. Повторяют строение конечностей и выполняют задание по биологии
  4. Учитель химии задает вопрос ученикам: что является основным компонентом костей?

Ученики разбирают строение и нахождение в ПСХЭ атома кальция.

Далее выполняют задание    

                                    FAKE OR NOT FAKE

1.В теле взрослого человека содержится около одного килограмма кальция

2.Напитки, используемые в качестве заменителя коровьего молока (миндальное, соевое, рисовое молоко ), содержат большое количество кальция

3.Кальций – основной компонент костей

4.Большая часть суточной дозы поступает с молочными продуктами

5.Кальций – элемент 2 группы главной подгруппы

6.Регулирует свертываемость крови

7.Молочные продукты можно легко заменить овощами и фруктами

  1. учитель химии говорит о том, что  

Более 100 лет назад было высказано предположение, что кристаллы костной ткани имеют структуру апатита. В дальнейшем это в значительной мере подтвердилось. Действительно, кристаллы кости относятся к гидроксилапатитам, имеют форму пластин или палочек и следующий химический состав –представлен фосфатом кальция Са3(РО4)2. Содержание  фосфата кальция подвержено значительным колебаниям в зависимости от возраста,  фосфат кальция преобладает в раннем возрасте. В организме взрослого человека содержится более 1 кг кальция, который почти целиком находится в костях и зубах. Большая часть кальция в костях постоянно обновляется. Ежедневно кости скелета теряют и вновь восстанавливают примерно 700–800 мг кальция.

  1. Далее ученики ( одна часть команды) рассчитывают массовую долю кальция в молекуле фосфата кальция , а другая знакомиться с материалом  :

Фосфат кальция представляет собой бесцветное или белое кристаллическое вещество (абразив), чрезвычайно плохо растворимое в воде. Фосфат кальция активно применяется во многих отраслях жизни человека. Он часто используется как добавка в корм животных и птиц с целью восполнения недостатка кальция. Его добавляют, как компонент в многие лекарственные препараты в фармацевтике и фармакологии. Используют также при производстве стекла и абразивов. В пищевой промышленности он получил кодовое название – добавка Е341. Используют его как разрыхлитель, для фиксации цвета, в качестве стабилизатора. Добавка Е431 применяется при производстве сухого молока, плавленых сырков, мороженого, хлебобулочных и ликёро-водочных изделий, рыбной и мясной продукции, спортивного питания, сухих завтраков, травяных чаев, консервов, рафинированных масел, выпечки и многого другого. Полезна или вредна данная пищевая добавка для организма человека – сказать однозначно нельзя. Несмотря на то, что она составляющая костной ткани и является источником кальция, все же некоторые ученые активно говорят о ее вреде, который главным образом может быть нанесен бесперебойной работе желудочно-кишечного тракта. В сельском хозяйстве он эффективен в качестве минерального удобрения, особенно для кислых грунтов. Состав многих зубных паст и порошков также содержит фосфат кальция. С целью получения фосфора, а также фосфорной кислоты его применяют как основное сырье. Строительным материалом для костей и зубов человека также является фосфат кальция.

  1. Далее учитель химии им предлагает выполнить лабораторный опыт

ИНСТРУКТАЖ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНОГО ОПЫТА

1.Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.
2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.
3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.
4. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя (преподавателя).
5. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещается.
6. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.
7. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а так же принимать пищу и напитки в кабинете химии.

ОБОРУДОВАНИЕ: Штатив с пробирками, в пробирках соль Ca3(PO4)2, химический стакан с водой, реактивы – соляная кислота (HCl), нитрат серебра (AgNO3.)

 Ход работы:    

     Опыт 1: «Растворимость фосфата кальция в воде»

В пробирку с фосфатом кальция добавить воды 2мл и оценить растворимость

Опыт 2: «Растворимость фосфата кальция в соляной кислоте»

В пробирку с фосфатом кальция добавить 2 мл соляной кислоты HCl и оценить растворимость

     Опыт 3: «Качественная реакция на фосфат-ионы»

В пробирку с фосфатом кальция добавить нитрат серебра AgNO3.

В результате реакции взаимодействия выпадает осадок желтого цвета, что доказывает наличие именно фосфата кальция в пробирке

После выполнения опыта слово передается учителю биологии (учитель химии задает вопрос – а как биологи смотрят на процентное содержание кальция в организме человека?)

  1. Учитель биологии рассказывает о гиперкальциемии и гиперкальциемии
  2. Ученики выполняют задание на переломы
  3. Устный мини – тест ( мои вопросы : что такое добавка Е431? Цвет осадка, в качественной реакции на фосфат кальция ?)
  4. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока биологии "Значение опорно-двигательной системы. Строение и рост костей"

Цель: выяснить роль ОДС человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Познакомить учащихся с классификацией костей и выяснить, за счет чего происходит рост костей....

Тест по биологии тема "Опорно-двигательная система"

Тест по биологии рекомендован для учащихся 9 класса  по адаптированной программе коррекционной школы VIII вида....

Тест по биологии тема "Опорно-двигательная система"

Тест по биологии рекомендован для учащихся 9 класса  по адаптированной программе коррекционной школы VIII вида....

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....

Интегрированный урок биологии - химии. Тема : «Пищеварительная система – химическая лаборатория».

     Современная система образования направлена на формирование интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и п...