Сценарий урока химии в 8 класе по теме "Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие".
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Материал содержит сценарий урока, маршрутный лист, презентацию-сопровождение. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта образования. На протяжении всего урока учащиес самостоятельно добывают, анализируют информацию. Формы работы на уроке: парная, фронтальная, индивидуальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий урока "Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие" | 27.31 КБ |
Маршрутный лист к уроку "Факторы, влияющие на скорость реакции" | 30.1 КБ |
Краткая технокарта к уроку | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие»
8 класс.
Цели урока: сформировать представление о скорости химической реакции; изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции, выявить зависимость скорости реакции от некоторых факторов.
Задачи урока: Образовательные: ввести понятие о скорости химической реакции; изучить влияние различных факторов на скорость химической реакции; научить прогнозировать изменения скорости реакции в зависимости от изменения условий её протекания. Развивающие: продолжать формировать: навыки анализа экспериментальных данных, формулирования умозаключений, самостоятельной работы с терминологией; умение устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление. Воспитательные: формирование: коммуникативных умений (коллективная работа, работа в парах); умений следовать инструкции; экологического сознания. Показать связь знаний по химии с умением объяснить многие природные явления и процессы. Через деятельностный подход повысить интерес к предмету.
Планируемые результаты.
Предметные: овладение понятийным аппаратом, умение проводить химический эксперимент. Личностные: формирование навыков управления познавательной деятельностью, самооценки, основ экологического сознания.
Метапредметные: формирование умения наблюдать, сравнивать, выдвигать гипотезу, делать вывод, выбирать пути решения проблемы, контролировать и корректировать деятельность.
Образовательный процесс направлен на формирование следующих УУД:
Личностные: развитие самостоятельности; выстраивание целостного мировоззрения;
формирование уважительного отношения к чужому мнению; определение результатов деятельности
Регулятивные: управление собственной деятельностью; самоконтроль и самооценка; формулирование результатов деятельности в устной и письменной формах;
Познавательные:умение работы с предложенными источниками информации; умение преобразования информации;
умение выдвигать гипотезу; способность осознавать результат работы; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение ведения диалога;
аргументация собственной точки зрения; навыки активного слушания; работа в парах.
Этапы урока:
Организационный -3 мин. Задача- настроить на быстрый темп работы, создав эмоционально комфортную обстановку. Результат: установление контакта, снятие напряжения.
Активация опорных знаний- 7 мин. Задача: создав ситуацию успеха, вовлечь в работу всю аудиторию. Результат: адаптация учащихся.
Постановка темы и целей урока – 5 мин. Задача: направить на формулирование целей и осмысление задач урока. Результат: наличие согласованного плана работы.
Первичное усвоение знаний -23 мин. Задача: способствовать совершенствованию способов познания, организовать поисково-исследовательскую работу учащихся, при необходимости, корректировать ход процесса познания. Результат: заполнение маршрутного листа, служащего в дальнейшем опорным конспектом, формирование ключевых компетенций.
Осмысление содержания урока – 3 мин Задача: показать связь полученных знаний с жизнью. Результат: развитие навыков умозаключения, экологического сознания, формирование понятийного аппарата.
Первичная проверка усвоения материала – 2 мин. Задача: организовать самопроверку взаимопроверку качества усвоения материала. Результат: выявление недочётов, формирование личностных и коммуникативных УУД.
Рефлексия- 1 мин. Задача: оценить степень удовлетворённости работы на уроке. Результат: оценка работы на уроке.
Домашнее задание -1 мин. Задача: заинтересовать в самостоятельном углубленном изучении темы, поиске информации.
Сценарий урока по химии.
Подготовительный этап:
За время перемены кабинет проветривается, на парты раскладываются маршрутные листы (индивидуальные), конверты с информационными карточками, карточка инструктажа по технике безопасности, карточка описания лабораторных опытов. На столе для демонстрационных опытов поднос с оборудованием и реактивами для проведения демонстрационных опытов. На партах учащихся подносы с набором реактивов и оборудования для проведения лабораторных опытов. Настроен проектор, выведена презентация на первый слайд.
Организационный этап:
Перед началом урока дежурные подают рапорт об отсутствующих.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Перед вами на партах лежат маршрутные листы, подпишите их, пожалуйста. В конвертах – информационные карты, извлекать которые вы будете в строго определенные моменты урока. Без моего разрешения лабораторное оборудование не трогать. Как видите, работы нам с вами предстоит много, и чтобы всё успеть за урок, необходимо… - работать быстро и чётко.
Активация опорных знаний, постановка цели и задач урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на первый слайд. Как вы считаете, какое ключевое слово зашифровано на этих картинках? А на следующих? Давайте попробуем угадать тему урока, зашифрованную на двух слайдах. Как вы считаете, какие вопросы, связанные с темой урока, нам следует сегодня обсудить? | Отгадывают ключевые слова: скорость, химическая реакция Определяют тему урока « Скорость химической реакции» и фиксируют её в маршрутных листах.
Что такое скорость реакции, как она измеряется, и какие факторы на неё влияют. |
Первичное усвоение знаний:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Давайте вспомним, что такое химическая реакция и каковы её признаки? Проведём первый опыт: к раствору сульфата меди прильем раствор гидроксида натрия. Протекает реакция? Каков признак? Уравнение реакции на слайде ( уравнение содержит ошибку – отсутствие коэффициента). Если учащиеся не заметили ошибку, то просит её найти. Что изначально было в растворах? Что теперь в растворе? С какой скоростью протекала реакция? Как определить, что такое скорость? Изменение какого параметра во времени мы будем отслеживать? Как вы считаете, способны ли мы изменять скорость химической реакции? В каких случаях нам это необходимо? А теперь нам предстоит узнать, какие факторы, и каким образом влияют на скорость химической реакции. Демонстрация опыта взаимодействия натрия и цинка с водой, в которую добавили несколько капель фенолфталеина. Проблемный вопрос: ведь нам уже известно, что и натрий и цинк реагируют с водой. Почему же мы не видим признаков реакции во второй системе? В чём причина разной скорости реакции этих металлов с водой? Какой общий вывод мы можем сделать? Демонстрация опыта «Вулкан» Вопросы к обсуждению по итогам ЛО №5: в чем разница условий протекания реакции в двух случаях? Прочитайте информационную карту, и заполните графы листа. Демонстрация опыта « разложение перекиси водорода», введение термина «катализатор» | Делают вывод об изменении концентраций веществ ( важно, чтобы учащиеся уяснили, что концентрация реагентов уменьшается, а продуктов - возрастает), записывают определение термина « скорость химической реакции» в маршрутный лист. Исправляют ошибку на слайде – недостающий коэффициент. Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои предположения. Высказывают предположения, приводят примеры. Наблюдают за демонстрационным опытом, делают вывод о различии скорости реакции взаимодействия натрия и цинка с водой. По РАМ сравнивают активность металлов, делают вывод о влиянии природы вещества на скорость химической реакции, фиксируют выводы в таблице маршрутного листа. Выполняют лабораторный опыт№2, согласно инструктажу листа, повторив правила Т.Б. Фиксируют результаты наблюдений в таблицу маршрутного листа. Делают вывод о влиянии концентрации веществ на скорость химической реакции. Делают вывод о влиянии температуры на скорость реакции, причины данного влияния. Фиксируют выводы в таблице. Выполняют ЛО №5, вносят данные в таблицу, делая соответствующие выводы. Знакомятся с понятием о гомо- и гетерогенной реакции, заполняют облака схемы, Изучают теоретический блок информационных карт, знакомятся с видами катализаторов. Во время работы с таблицей, вписывают уравнения реакций, расставляют коэффициенты, заполняют строки. |
Этап осмысления содержания урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Итак, давайте попробуем составить рассказ о скорости химической реакции. Что нужно сделать, чтобы понизить скорость химической реакции? И в каких случаях это необходимо? Одна из глобальных проблем человечества заключается в поиске способов повысить скорость именно этой реакции… | Дают определение понятию, описывают факторы, влияющие на скорость реакции. Предлагают свои варианты ответа (например, увеличить срок годности продуктов питания и т.п.) Разложение пластикового и другого видов мусора. |
Первичная и проверка усвоения материала:
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Просит учеников ответить на вопросы маршрутного листа. Спрашивает, кто согласен со всеми утверждениями? С четырьмя? С тремя и т.д. ( все утверждения верны) Число верных утверждений и есть первичная оценка усвоения материала. | Отвечают на вопросы (согласен, или нет, с утверждением) Самооценка, корректировка знаний. |
Учитель просит оценить, насколько реализованы цели урока, насколько комфортно было учащимся.
Задаёт домашнее задание:
- Выучить теоретический блок по информационным карточкам, оформить маршрутный лист, повторить ключевые теоретические блоки.
- Подготовить сообщение о том, где и как в повседневной жизни человек изменяет скорость химической реакции.
Итоги урока.
1.Урок построен с применением интерактивных технологий: исследовательской деятельности, развивающего обучения, ИКТ, целеполагания, деятельностного подхода.
2. Тип: урок открытия нового знания, по структуре- комбинированный.
3.Виды учебной деятельности: наблюдение, объяснение наблюдений, работа с информацией, лабораторный опыт, беседа, заполнение таблиц и составление схем. Максимальная продолжительность одного вида деятельности – 12 мин.
4.Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
5.Методы обучения: словесные, наглядно-продуктивные, частично-поисковые, исследовательские.
6.Функции ИКТ: эстетичность, экономия времени, наглядность, стимулирование активизации познавательной деятельности.
7. Учащиеся справились с поставленными целями и задачами, усовершенствовали УУД.
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист урока. Тема урока:_______________________________________________
Ученик_______________________________ Дата урока_______________________
Часть 1.
Скорость химической реакции –это______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Часть 2.
Опыты и наблюдения.
№ | Опыт | наблюдение | Вывод: скорость реакции зависит от… |
1. | Na+ H2O=NaOH +H2 (уравнять) Zn+H2O= ZnO+H2 | ||
2. | Zn+ HCl = Zn+ HCl (разб) = | ||
3. | 2H2O2 =2H2O+ O2 (в присутствии MnO2) | ||
4. | (NH4)2Cr2O7=N2+Cr2O3+4H2O | ||
5. | Na2CO3(тв) + HCl = Na2CO3(р-р)+ HCl= |
Инструкция к лабораторным опытам:
Опыт 2: 1. Убедившись в целостности пробирок, прилить в каждую по 1мл р-ра HCl. В одну из пробирок прилить 1 мл воды. С помощью пинцета погрузить в растворы по грануле цинка. Записать уравнение реакции, сделать соответствующий вывод.
Опыт 5: 1. Убедившись в целостности пробирок, поместить в одну на кончике шпателя кристаллы карбоната натрия, во вторую-прилить раствор карбоната натрия. В каждую пробирку прилить раствор соляной кислоты. Записать уравнение реакции, сделать вывод.
Факторы, влияющие на скорость химической реакции:______________________________________
_____________________________________________________________________________________
Виды химических реакций. Заполнить схему:
Признак в основе деления:_________________________________________________________
Часть 3.
Перечислите факторы, повышающие/понижающие скорость реакции:
Влияет ли на скорость реакции концентрация продуктов? Почему?
Ответьте на вопросы:
№ | вопрос | +\- |
1. | Скорость любой реакции возрастает с повышением температуры. | |
2. | На скорость гетерогенной реакции влияет площадь соприкосновения реагентов. | |
3. | Реакцию между соляной кислотой и раствором щелочи можно считать гомогенной. | |
4. | Давление не влияет на скорость реакции между растворами солей. | |
5. | Скорость реакции зависит от природы вещества. |
Поле для пометок:
Предварительный просмотр:
Организационная структура урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Продолжи тель ность | Материалы УМК | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организацион- ный: приветствие, проверка готовности, фиксирование отсутств-х. | Создание рабочей обстановки в классе, настрой на работу, инструктаж по правилам работы с маршрутным листом и раздаточным материалом. | 3 мин | Слайд №1 | Готовность к работе. | Сотрудничество, самодисциплина. |
Активация опорных знаний, постановка целей и задач урока. | Подвести к формулировке темы урока, помочь сформировать цели урока, обеспечить мотивацию. Чётко озвучить тему урока и задать настрой на достижение целей. | 12 мин | Презентация, Слайд№2№3 | Активно участвуют в обсуждении, формулируют цели и задачи урока, записывают их в маршрутный лист. | Умение вести дискуссию, высказывать и аргументировать собственную точку зрения. Умение пользоваться ранее полученными знаниями, наблюдение, умозаключение. |
Первичное усвоение знаний. | Постановка проблемного вопроса через демонстрационный опыт №1 Корректировка умозаключений и чёткое фиксирование правильной конечной информации. | 4мин | Презентация, Слайд№4,5 Оборудован для ДО№1 | Наблюдение за ДО, формулировка определения понятия «скорость химической реакции», корректировка термина с помощью информационной карточки. | Умение фиксировать результаты наблюдений, делать умозаключения. |
Постановка проблемного вопроса №2 через ДО №2, | 3 мин | Обор. для ДО№2 Слайд №6 | Наблюдение, формулировка закономерности влияния природы вещества на скорость химической реакции | Умение фиксировать результаты наблюдений, делать умозаключения, записывать уравнения реакции, устанавливать причинно-следственные связи. | |
Инструктаж перед проведением лабораторного опыта в парах. | 4 мин | Инструктив карты, памятк по правилам ТБ, наборы для ЛО №1 | Иструктирование по правилам ТБ, изучение хода лаб опыта, проведение лаб опыта, фиксация результатов в соответствующие строки маршрутного листа | Умение обращения с лабораторным оборудованием, проведения опыта, составления уравнений химических реакций, установление причинно-следственных связей. Умение работать в парах. | |
Постановка проблемного вопроса через демонстрацию ДО №3 | 3 мин | Набор оборудования для ДО №3 | Наблюдение, установление зависимости скорости реакции от температуры | Умение фиксировать результаты наблюдений, делать умозаключения. Умение аргументировать свою точку зрения. | |
Постановка проблемного вопроса через ДО№4 Контроль за усвоением информации, её осмыслением. | 3 мин | Набор для ДО №4 Слайд №7 | Наблюдение, установление зависимости скорости реакции от температуры, самостоятельная работа с информационным блоком ( формирование представлений о катализаторах и ингибиторах) | Умение фиксировать результаты, делать умозаключения, самостоятельно находить и усваивать информацию | |
Постановка проблемного вопроса через ЛО №2, контроль за соблюдением правил ТБ при выполнении ЛО. Контроль работы с информационным листом, направление на формулировку и чёткое осмысление гомо- и гетерогенных реакций. | 6мин | Набор для ЛО №2 | Проведение ЛО №2, анализ результатов и выявление зависимости скорости реакции от площади соприкосновения веществ. Работают с информационным листом, самостоятельно добывая знания о гомо- и гетерогенных реакциях. | Умение устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах, аргументировать собственную точку зрения, проводить лабораторный опыт, составлять уравнения реакций. | |
Осмысление содержания урока. | Работа со слайдами презентации, с постановкой проблемного вопроса о факторах, изменяющих скорость реакции в природе. | 3 | Слайд презентации№ 8,9,10 | Ведение дискуссии, применение полученных знаний для объяснения сущности некоторых природных явлений. | Умение ведения монолога, аргументация собственного мнения, дедукция. |
Первичная проверка усвоения материала. | Координирует на работу с маршрутным листом, помогает осуществить самооценку. | 2 | Слайд № 11,12,13,14 | Работа с тестовой частью маршрутного листа, анализ результатов, самооценка. | Умение работать с тестами, применять полученные знания, анализировать, прогнозировать. |
Рефлексия | Подведение промежуточных итогов, оценка работы во время урока. | 1 | Анализируют результативность собственной работы на уроке. | Умение давать самооценку, анализировать степень достижения поставленного результата, корректировать план работы. | |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | 1 | Слайд №14 | Записывают домашнее задание в дневники. | Самоорганизация. |
Названия демонстрационных и лабораторных опытов смотрите в приложениях.
Описание лабораторных опытов в маршрутных листах учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»
В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....
Урок химии в 8 классе «ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ»
Готовый урок химии для 8 класса с использованием ЭОР...
Учебное пособие к уроку химии в 8 классе Типы химических реакций.
Пособие выполнено в программе Mimio для работы на интерактивной доске, а значит, им можно воспользоваться,если на Вашем компьютере установлена 11 версия соответствующей прогр...
Урок химии в 8 классе "Типы химических реакций на примере свойств воды"
Урок химии в 8 классе по теме "Типы химичеких реакций на примере свойств воды" , напрвлен на обобщение и систематизацию знаний о классификации химичеких реакций....
Презентация урока химии в 8 классе "Типы химических реакций"
Урок рефлексии по химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций". Презентация...
Презентация к уроку химии в 8 классе "Типы химических реакций"
УРАВНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ №1 ВАРИАНТ2 ВАРИАНТ3 ВАРИАНТ4 ВАРИАНТ1 Mg + O2 = MgO Fe + CuCl2 = Cu + FeCl2 Cu + O2 = CuO Na + H2O = NaOH + H2 ↑2 K + H2O = KOH + H2 &u...