Технологическая карта урока «ПОЛИМЕРЫ»
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Класс: 11 «А»
Предмет: Химия_базовый уровень
Тема: ПОЛИМЕРЫ
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: Создание на уроке деятельностной среды как способа «открытия» нового знания
Планируемые результаты: Каждый ученик должен четко представлять понятия «полимеры», «классификация полимеров», применение полимеров», «пластмассы», «волокна», находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_urok_polimery.docx | 211.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»
(Новый образовательный центр)
Технологическая карта урока
«ПОЛИМЕРЫ»
Желудкова Марина Васильевна,
учитель химии, высшая категория
Губаха, 2017
ФИО педагога: Желудкова Марина Васильевна
Класс: 11 «А»
Предмет: Химия_базовый уровень
Тема: ПОЛИМЕРЫ
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока: Создание на уроке деятельностной среды как способа «открытия» нового знания
Задачи урока
Для учителя | Для ученика | |
Образовательная | Создать условия для формирования предметных результатов обучающихся по данной теме | 1.Знать смысл понятия «полимеры»; 2. Знать принципы классификации объектов на примере классификации полимеров. |
Развивающая | Создать условия для развития следующих аспектов познавательных УУД: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям; регулятивных УУД: умения приобретать и применять знания и умения в повседневной жизни; | Развитие познавательных УУД: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям; регулятивных УУД: умения приобретать и применять знания и умения в повседневной жизни |
Воспитательная | Создать условия для формирования личностных УУД: освоение новых социальных ролей и правил; регулятивных УУД: критическое осмысление своего поведения, умение проводить самооценку. | Формирование личностных УУД: освоение новых социальных ролей и правил; регулятивных УУД: критическое осмысление своего поведения, умение проводить самооценку. |
Планируемые результаты: Каждый ученик должен четко представлять понятия «полимеры», «классификация полимеров», применение полимеров», «пластмассы», «волокна», находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.
Оборудование: компьютер, проектор,
презентация к уроку
ролик «Что такое хэндгам?»
тексты на столы «ПОЛИМЕРЫ (ХХХХ)» (приложение №1)
распечатанные задания для автобусных остановок (приложение №2)
таблица «Диаграмма ожиданий» (Приложение №3)
таблица «Доска объявлений» (Приложение №4)
тексты на столы «Да - нетка» (Приложение №5)
коллекция «ВОЛОКНА»
набор для опыта «Отношение полимеров к нагреванию»: спиртовка, спички, тигельные щипцы,
стеклянная палочка, кусочки полиэтилена, фенопласт
Основные источники информации: 1. Габриелян О.С. Химия.11 класс. Базовый уровень 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2007. - 220 с.
2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Учебник. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2002 – 368 с.
3. Энциклопедия полимеров. М., Советская энциклопедия. Т. 1, 1972, Т. 2, 1974, т. 3, 1977
4. http://forexaw.com/TERMs/Science/Chemistry/l430_Полимер_Polymer_это
Технологическая карта урока
Условные обозначения:
Л − личностные УУД; Р − регулятивные УУД; П − познавательные УУД; К − коммуникативные УУД.
Этап | Деятельность учителя, педагога | Деятельность ученика, воспитанника | Формируемые УУД | Методические, технологические приемы | Прогнозируемый результат |
Рефлексивный этап | Приглашает заполнить «диаграмму ожиданий» | Заполняют «диаграмму ожиданий» в соответствии со своим настроем на урок | Прогнозирование (Р) Смыслообразование (Л) Внутренняя позиция школьника (Л); Учебно-познавательная мотивация (Л) | АМ выяснение целей, ожиданий и опасений «Диаграмма ожиданий» | Данный метод позволит учащимся более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе. Обеспечивается личностно-ориентированный подход к обучающимся |
Мотивационный этап | Задает вопрос «Что такое хендгам?» Приглашает к просмотру ролика | Смотрят ролик | Смыслообразование (Л) | Проблемная ситуация | Создается противоречие между имеющимися знаниями и полученной новой информацией |
Постановка учебных задач | Сообщает о многообразии веществ, подобных увиденному, предлагает определить общее название этим веществам после прочтения текста, где данный термин не указан и сформулировать тему и цели урока Просит выделить из текста определение ПОЛИМЕРОВ Просит назвать группы полимеров, которые знакомы им из повседневной жизни. Комментирует выводы о многообразии полимеров в природе и повседневной жизни человека Предлагает рассмотреть возможные признаки для классификации полимеров | Читают текст, называют тему и цели урока Тема ПОЛИМЕРЫ Цель: познакомиться с многообразием полимеров через создание классификации этих веществ по разным признакам Зачитывают определение Называют волокна, пластмассы, каучук Предлагают признаки для классификации | Целеполагание, планирование (Р) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) Логические универсальные действия: синтез (П) Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П) Классификация(П); | Работа с текстом, содержащим закрытые термины Работа с текстом, содержащим закрытые термины Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов | При работе с текстом с пропусками формируется умение синтеза (логические действия), выделения главного; умение ставить цели деятельности При работе с текстом с пропусками формируется умение анализа (логические действия), выделения главного; привлечения знаний из личного опыта учащихся Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление |
Этап совместного исследования проблемы | Сообщает правила работы по методу «Автобусная остановка» Организует отчет групп с размещением результатов работы на доске. Предлагает сравнить полученную схему с рисунком в учебнике | В соответствии с правилами работают над выполнением заданий на каждом этапе (остановке)
4. Остановка СТРОЕНИЕ Подводят итоги своей работы. Создают общую классификацию полимеров | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) Управление поведением партнера (К) Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Классификация на основе выделенных признаков(П) Моделирование (П) Исследование (П) Анализ объектов с целью выделения признаков (П) Классификация на основе выделенных признаков(П) Моделирование (П) Поиск и выделение необходимой информации (П) Классификация на основе выделенных признаков (П) Моделирование (П) Поиск и выделение необходимой информации (П) Преобразование текстовой информации в табличную (П) Классификация на основе выделенных признаков (П) Моделирование (П) Классификация на основе выделенных признаков (П) Моделирование (П) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами (К) Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р) | АМ организации самостоятельной работы над темой «Автобусная остановка» | При самостоятельной работе в группах
Познавательных поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям; Регулятивных умения приобретать и применять знания и умения, Коммуникативных планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий |
Первичная проверка понимания изученного | Организует работу по тексту «Да-нетка» Организует взаимоконтроль, открывая ключ ответов на слайде | Обводят верные высказывания Обмениваются работами, производят проверку | Выведение следствий(П) Анализ текста (П) Использование знаково-символических средств (П); Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р); Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р) | Текст «Да-нетка» содержит 10 высказываний, часть из которых ошибочная. Учащемуся необходимо обвести номера правильных высказываний | Выявляются неосвоенные понятия, на которыми необходимо поработать дополнительно |
Домашнее задание | Открывает Доску объявлений, на которой размещены темы мини-проектов с требованиями к ним | Выбирают тему мини-проекта | Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П) Выбор (Р) | Учащимся предложены темы на выбор. Темы мини-проектов содержат вопросы безопасного применения полимеров, многообразия этих веществ, важности их использования в современной жизни | Домашнее задание предполагает дальнейшее формирование умений поиска и преобразования информации в другую форму, расширение знаний по теме |
Итоговая рефлексия | Предлагает учащимся еще раз обратиться к «диаграмме ожиданий», возможно, чьи-то ожидания не сбылись, но произошло нечто другое | Если есть необходимость, переклеивают стикеры | Смыслообразование (Р) | АМ выяснение целей, ожиданий и опасений «Диаграмма ожиданий» | Обеспечивается личностно-ориентированный подход к обучающимся |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
ХХХХ
ХХХХ - это уникальное вещество, удивительный класс химических соединений, обладающий большим разнообразием в природе, буквально пронизывающий её полностью. Считается, что ХХХХ, будучи неживыми веществами, легли в основу жизни, ведь они могут обмениваться информацией между собой, реплицировать, самовоспроизводиться благодаря своей изменчивости. Многообразие физического строения, гибкость и изменчивость пространственной структуры и молекулярно-химического состава, способствуют присутствию как в минералах и пластмассах, так и в полисахаридах и белках. Столь важная и сложная человеческая ДНК и РНК, отвечающие за передачу информацию по наследству, не обходятся без ХХХХ.
ХХХХ - это (от греч. πολύ- — «много» и μέρος — «часть») - высокомолекулярное соединение, вещество с большой молекулярной массой (от нескольких тысяч до нескольких миллионов), состоит из большого числа повторяющихся одинаковых или различных по строению атомных группировок — составных звеньев, соединенных между собой химическими или координационными связями в длинные линейные (например, целлюлоза) или разветвленные (например, амилопектин) цепи, а также пространственные трёхмерные структуры.
ХХХХ - это большое многообразие химических соединений, благодаря ценным свойствам которых они применяются в машиностроении, текстильной промышленности, сельском хозяйстве и медицине, автомобиле- и судостроении, в быту (текстильные и кожевенные предметы торговли, посуда, клей и лаки, украшения и другие предметы). На основании высокомолекулярных соединений изготовляют резины, волокна, пластмассы, пленки и лакокрасочные покрытия. Все ткани живых организмов представляют высокомолекулярные соединения.
Приложение №2
Остановка ПРОИСХОЖДЕНИЕ
- Рассмотрите коллекцию волокон. Распределите в группы по происхождению предложенные образцы, используя информацию на этикетках.
- Заполните предложенную схему
Остановка СТРОЕНИЕ
- Изучите материал учебника на стр. 90. Заполните таблицу
Рисунок | Название структуры | Свойства | Примеры полимеров |
- На основе таблицы предложите классификацию полимеров по особенностям строения их макромолекул:
Остановка ПОЛУЧЕНИЕ
- Прочитайте отрывок из учебника §10, стр. 87-89 о способах получения полимеров.
- Заполните пропуски в тексте (источник: Энциклопедия полимеров. М., Советская энциклопедия. Т. 1, 1972, Т. 2, 1974, т. 3, 1977.).
Синтетические полимеры получают в результате реакций …………………………….…………. и ………………………………………... Получение полимеров реакциями ……………………………….………. и ………………………………….…….. - основные пути синтеза ВМС на сегодняшний день.
П……………………………… — это процесс соединения друг с другом большого числа молекул мономера за счет кратных связей (С = С, С = О и др.) или раскрытия циклов, содержащих гетероатомы (О, N, S). При ………………………………… обычно не происходит образования побочных низкомолекулярных продуктов, вследствие чего полимер и мономер имеют один и тот же элементный состав.
П………………………………… — это процесс соединения друг с другом молекул одного или нескольких мономеров, содержащих две и более функциональные группы (-ОН, С=О и др.) способные к химическому взаимодействию, при котором происходит отщепление низкомолекулярных продуктов, например, воды. Полимеры, получаемые поли……………………………….нным способом, по элементному составу не соответствуют исходным мономерам.
- На основе анализа текстов заполните схему классификации полимеров по способу получения
Остановка Свойства
- Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 55-56 (§7).
- Исследуйте предложенные образцы полимеров.
- Лабораторный опыт «Отношение полимеров к нагреванию»
Инструкция
Кусочек полиэтиленовой трубки или другого изделия (но не пленки) закрепите в щипцах и осторожно нагрейте. Стеклянной палочкой прикоснитесь к кусочку полиэтилена и потяните. Изменилась ли форма? Дайте кусочку полиэтилена остыть и еще раз попытайтесь изменить его форму, меняется ли форма после остывания?
Аналогичный опыт проведите с кусочком фенолформальдегидной смолы. Результаты опыта занесите в таблицу.
Пример полимера | Наблюдения | Выводы |
Полиэтилен | ||
Фенолформальдегидная смола |
Сделайте вывод о делении полимеров на группы по отношению к нагреванию.
- На основании сделанных выводов, заполните схему.
Приложение №3
НЕОБЫЧНО |
ПРАКТИЧНО |
ИНТЕРЕСНО |
ПОЛЕЗНО |
СТАНДАРТНО |
КРЕАТИВНО |
Приложение №4
Темы мини-проектов Требования к работе:
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №5
Да-нетка
- По происхождению полимеры бывают природные и химические
- Белок относится к природным полимерам растительного происхождения
- Полиэтилен является термореактивным полимером
- Полимеры линейного строения обладают высокой прочностью
- Пространственная структура полимера дает возможность полимеру временно деформироваться
- Для получения полимеров используются реакции полимеризации, поликонденсации и полигидратации
- Нуклеиновые кислоты относятся к биополимерам
- Полимеры токсичны, поэтому их не рекомендуется применять в быту
- Природных полимеров насчитывается намного больше, чем химических
- Широкое применение полимеров способствует их низкая стоимость и легкость переработки.
КЛЮЧ
1,4,5,7,10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
Технологическая карта урока по швейному делу. 9 класс. "Производственный технологический процесс изготовления одежды"
Открытый урок. с применением инновационных технологий....