Технологическая карта урока «ПОЛИМЕРЫ»
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Желудкова Марина Васильевна

Класс: 11 «А»

Предмет: Химия_базовый уровень

Тема: ПОЛИМЕРЫ

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: Создание на уроке деятельностной среды как способа «открытия» нового знания

Планируемые результаты: Каждый ученик должен четко представлять понятия «полимеры», «классификация полимеров», применение полимеров», «пластмассы», «волокна», находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urok_polimery.docx211.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14»

(Новый образовательный центр)

Технологическая карта урока

«ПОЛИМЕРЫ»

Желудкова Марина Васильевна,

учитель химии, высшая категория

Губаха, 2017

ФИО педагога: Желудкова Марина Васильевна

Класс: 11 «А»

Предмет: Химия_базовый уровень

Тема: ПОЛИМЕРЫ

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: Создание на уроке деятельностной среды как способа «открытия» нового знания

Задачи  урока

Для учителя        

Для ученика

Образовательная        

Создать условия для формирования предметных результатов обучающихся по данной теме

1.Знать смысл понятия «полимеры»;

2. Знать принципы классификации объектов на примере классификации полимеров.

Развивающая

Создать условия для развития следующих аспектов

познавательных УУД: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;

регулятивных УУД: умения приобретать и применять знания и умения  в повседневной жизни;

Развитие

познавательных УУД: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;

регулятивных УУД: умения приобретать и применять знания и умения  в повседневной жизни

Воспитательная

Создать условия для формирования

личностных УУД: освоение новых социальных ролей и правил;

регулятивных УУД: критическое осмысление своего поведения,  умение проводить самооценку.

Формирование

личностных УУД: освоение новых социальных ролей и правил;

регулятивных УУД: критическое осмысление своего поведения,  умение проводить самооценку.

Планируемые результаты: Каждый ученик должен четко представлять понятия «полимеры», «классификация полимеров», применение полимеров», «пластмассы», «волокна», находить причинно-следственные связи, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Оборудование: компьютер, проектор,

                            презентация к уроку

    ролик «Что такое хэндгам?»

                            тексты на столы «ПОЛИМЕРЫ (ХХХХ)» (приложение №1)

                            распечатанные задания для автобусных остановок (приложение №2)

                            таблица «Диаграмма ожиданий» (Приложение №3)

                            таблица «Доска объявлений» (Приложение №4)

                            тексты на столы «Да - нетка» (Приложение №5)

                            коллекция «ВОЛОКНА»

                 набор для опыта «Отношение полимеров к нагреванию»: спиртовка, спички,  тигельные щипцы,
                                                                                                                                   стеклянная палочка, кусочки полиэтилена,  фенопласт

Основные источники информации: 1. Габриелян О.С. Химия.11 класс. Базовый уровень  2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2007. - 220 с.

                                                                     2. Габриелян О.С., Лысова Г.Г.  Химия. 11 класс. Учебник. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2002 – 368 с.

                                                                     3. Энциклопедия полимеров. М., Советская энциклопедия. Т. 1, 1972, Т. 2, 1974, т. 3, 1977  

                                                                     4. http://forexaw.com/TERMs/Science/Chemistry/l430_Полимер_Polymer_это

Технологическая карта урока

Условные обозначения:

Л − личностные УУД; Р − регулятивные УУД; П − познавательные УУД; К − коммуникативные УУД.

Этап

Деятельность учителя, педагога

Деятельность ученика, воспитанника

Формируемые УУД

Методические, технологические приемы

Прогнозируемый результат

Рефлексивный этап

Приглашает заполнить «диаграмму ожиданий»

Заполняют «диаграмму ожиданий» в соответствии со своим настроем на урок

Прогнозирование (Р)

Смыслообразование (Л)

Внутренняя позиция школьника (Л);

Учебно-познавательная мотивация (Л)

АМ выяснение целей,

ожиданий и опасений «Диаграмма ожиданий»

Данный метод позволит учащимся более четко определиться со

своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в

образовательном процессе.

Обеспечивается личностно-ориентированный подход к обучающимся

Мотивационный этап

Задает вопрос «Что такое хендгам?»

Приглашает к просмотру ролика

Смотрят ролик

Смыслообразование (Л)

Проблемная ситуация

Создается противоречие между имеющимися знаниями и полученной новой информацией

Постановка учебных задач

Сообщает о многообразии веществ, подобных увиденному, предлагает определить общее название этим веществам после прочтения текста, где данный термин не указан и сформулировать тему и цели урока

Просит выделить из текста определение ПОЛИМЕРОВ

Просит назвать группы полимеров, которые знакомы им из повседневной жизни.

Комментирует выводы о многообразии полимеров в природе и повседневной жизни человека

Предлагает рассмотреть возможные признаки для классификации полимеров

Читают текст, называют тему и цели урока

Тема ПОЛИМЕРЫ

Цель: познакомиться с многообразием полимеров через создание классификации этих веществ по разным признакам

Зачитывают определение

Называют волокна, пластмассы, каучук

Предлагают признаки для классификации

Целеполагание, планирование (Р)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

Логические универсальные действия: синтез (П)

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска (П)
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(П)

Классификация(П);
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(П)

Работа с текстом, содержащим закрытые термины

Работа с текстом, содержащим закрытые термины

Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

При работе с текстом с пропусками формируется  

умение синтеза (логические действия), выделения главного;

умение ставить цели деятельности

При работе с текстом с пропусками формируется  умение анализа (логические действия), выделения главного;

привлечения знаний из личного опыта учащихся

Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление

Этап совместного исследования проблемы

Сообщает правила работы по методу «Автобусная остановка»

Организует отчет групп с размещением результатов работы на доске.

Предлагает сравнить полученную схему с рисунком в учебнике

В соответствии с правилами работают над выполнением заданий на каждом этапе (остановке)

  1. Остановка ПРОИСХОЖДЕНИЕ

  1. Остановка СВОЙСТВА

  1. Остановка ПОЛУЧЕНИЕ

4. Остановка СТРОЕНИЕ

Подводят итоги своей работы. Создают общую классификацию полимеров

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Управление поведением партнера (К)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Классификация на основе выделенных признаков(П)

Моделирование (П)

Исследование (П)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П)

Классификация на основе выделенных признаков(П)

Моделирование (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Классификация на основе выделенных признаков (П)

Моделирование (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Преобразование текстовой информации в табличную (П)

Классификация на основе выделенных признаков (П)

Моделирование (П)

Классификация на основе выделенных признаков (П)

Моделирование (П)

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами (К)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

АМ организации самостоятельной работы над

темой

«Автобусная остановка»

При самостоятельной работе в группах

  • происходит усвоения основных понятий темы;
  • формируется ряд УУД:

Познавательных

поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления; освоение культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям;

Регулятивных

умения приобретать и применять знания и умения,

Коммуникативных

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками –  определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

Первичная проверка понимания изученного

Организует работу по тексту «Да-нетка»

Организует взаимоконтроль, открывая ключ ответов на слайде

Обводят верные высказывания

Обмениваются работами, производят проверку

Выведение следствий(П)

Анализ текста (П)

Использование знаково-символических средств (П);

Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р);

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р);

Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Текст «Да-нетка» содержит 10 высказываний, часть из которых ошибочная. Учащемуся необходимо обвести номера правильных высказываний

Выявляются неосвоенные понятия, на которыми необходимо поработать дополнительно

Домашнее задание

Открывает Доску объявлений, на которой размещены темы мини-проектов с требованиями к ним

Выбирают тему мини-проекта

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (П)

Выбор (Р)

Учащимся предложены темы на выбор. Темы мини-проектов содержат вопросы безопасного применения полимеров, многообразия этих веществ,

важности их использования в современной жизни

Домашнее задание предполагает дальнейшее формирование умений поиска и преобразования информации в другую форму,

расширение знаний по теме

Итоговая рефлексия

Предлагает учащимся еще раз обратиться к «диаграмме ожиданий»,  возможно, чьи-то ожидания не сбылись, но произошло нечто другое

Если есть необходимость, переклеивают стикеры

Смыслообразование (Р)

АМ выяснение целей,

ожиданий и опасений «Диаграмма ожиданий»

Обеспечивается личностно-ориентированный подход к обучающимся


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

ХХХХ

 ХХХХ  - это уникальное вещество, удивительный класс химических соединений, обладающий большим разнообразием в природе, буквально пронизывающий её полностью. Считается, что ХХХХ, будучи неживыми веществами, легли в основу жизни, ведь они могут обмениваться информацией между собой, реплицировать, самовоспроизводиться благодаря своей изменчивости. Многообразие физического строения, гибкость и изменчивость пространственной структуры и молекулярно-химического состава, способствуют присутствию как в минералах и пластмассах, так и в полисахаридах и белках. Столь важная и сложная человеческая ДНК и РНК, отвечающие за передачу информацию по наследству, не обходятся без ХХХХ.

ХХХХ - это (от греч. πολύ- — «много» и μέρος — «часть») - высокомолекулярное соединение, вещество с большой молекулярной массой (от нескольких тысяч до нескольких миллионов), состоит из большого числа повторяющихся одинаковых или различных по строению атомных группировок — составных звеньев, соединенных между собой химическими или координационными связями в длинные линейные (например, целлюлоза) или разветвленные (например, амилопектин) цепи, а также пространственные трёхмерные структуры. 

ХХХХ - это большое многообразие химических соединений, благодаря ценным свойствам которых они применяются в машиностроении, текстильной промышленности, сельском хозяйстве и медицине, автомобиле- и судостроении, в быту (текстильные и кожевенные предметы торговли, посуда, клей и лаки, украшения и другие предметы). На основании высокомолекулярных соединений изготовляют резины, волокна, пластмассы, пленки и лакокрасочные покрытия. Все ткани живых организмов представляют высокомолекулярные соединения.

Приложение №2

Остановка ПРОИСХОЖДЕНИЕ

  1. Рассмотрите коллекцию волокон. Распределите в группы по происхождению предложенные образцы, используя информацию на этикетках.
  2. Заполните предложенную схему

Остановка СТРОЕНИЕ

  1. Изучите материал учебника на стр. 90. Заполните таблицу

Рисунок

Название структуры

Свойства

Примеры полимеров

  1. На основе таблицы предложите классификацию полимеров по особенностям строения их макромолекул:

Остановка ПОЛУЧЕНИЕ

  1. Прочитайте отрывок из учебника §10, стр. 87-89 о способах получения полимеров.
  2. Заполните пропуски в тексте (источник: Энциклопедия полимеров. М., Советская энциклопедия. Т. 1, 1972, Т. 2, 1974, т. 3, 1977.).

Синтетические полимеры получают в результате реакций …………………………….…………. и ………………………………………... Получение полимеров реакциями ……………………………….………. и ………………………………….…….. - основные пути синтеза ВМС на сегодняшний день.

П……………………………… — это процесс соединения друг с другом большого числа молекул мономера за счет кратных связей (С = С, С = О и др.) или раскрытия циклов, содержащих гетероатомы (О, N, S). При ………………………………… обычно не происходит образования побочных низкомолекулярных продуктов, вследствие чего полимер и мономер имеют один и тот же элементный состав.

П………………………………… — это процесс соединения друг с другом молекул одного или нескольких мономеров, содержащих две и более функциональные группы (-ОН, С=О и др.) способные к химическому взаимодействию, при котором происходит отщепление низкомолекулярных продуктов, например, воды. Полимеры, получаемые поли……………………………….нным способом, по элементному составу не соответствуют исходным мономерам.

  1. На основе анализа текстов заполните схему классификации полимеров по способу получения

Остановка Свойства

  1. Познакомьтесь с текстом учебника на стр. 55-56 (§7).
  2. Исследуйте предложенные образцы полимеров.
  3. Лабораторный опыт «Отношение полимеров к нагреванию»

Инструкция

Кусочек полиэтиленовой трубки или другого изделия (но не пленки) закрепите в щипцах и осторожно нагрейте. Стеклянной палочкой прикоснитесь к кусочку полиэтилена и потяните. Изменилась ли форма? Дайте кусочку полиэтилена остыть и еще раз попытайтесь изменить его форму, меняется ли форма после остывания?

Аналогичный опыт проведите с кусочком фенолформальдегидной смолы. Результаты опыта занесите в таблицу.

Пример полимера

Наблюдения

Выводы

Полиэтилен

Фенолформальдегидная   смола

Сделайте вывод о делении полимеров на группы по отношению к нагреванию.

  1. На основании сделанных выводов, заполните схему.

Приложение №3

НЕОБЫЧНО

ПРАКТИЧНО

ИНТЕРЕСНО

ПОЛЕЗНО

СТАНДАРТНО

КРЕАТИВНО


Приложение №4

Темы мини-проектов

Требования к работе:

  1. формат – Power Point;
  2. 5-6 слайдов;
  3. дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  4. последний слайд презентации должен быть список литературы.
  1. Синтетические полимерные материалы и их роль в современной технике
  1. Что такое термопласты?
  1. Роль неорганических полимеров в природе
  1. Пластмассы  природного происхождения
  1. Откуда произошли названия волокон?
  1. Проводящие полимеры
  1. Многообразие фенолформальдегидных пластмасс
  1. Насколько опасна мебель в нашем доме?

  1. История тефлона
  1. Меламиновое покрытие мебели: за и против

  1. Полимеры в медицине

  1. Полимеры живой природы
  1. Химические волокна: за и против
  1. 25 тысяч способов использования конопли
  1. Пищевые волокна: секреты здоровья
  1. Растительные волокна в истории человечества

 


Приложение №5

Да-нетка

  1. По происхождению полимеры бывают природные и химические
  2. Белок относится к природным полимерам растительного происхождения
  3. Полиэтилен является термореактивным полимером
  4. Полимеры линейного строения обладают высокой прочностью
  5. Пространственная структура полимера дает возможность полимеру временно деформироваться
  6. Для получения полимеров используются реакции полимеризации, поликонденсации и полигидратации
  7. Нуклеиновые кислоты относятся к биополимерам
  8. Полимеры токсичны, поэтому их не рекомендуется применять в быту
  9. Природных полимеров насчитывается намного больше, чем химических
  10. Широкое применение полимеров способствует их низкая стоимость и легкость переработки.

КЛЮЧ

1,4,5,7,10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...