Урок по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок "Соли". 11-й класс
Тип урока: КУ (комбинированный урок).
Цель: систематизировать имеющиеся знания и получить новые знания о солях.
Образовательные задачи: закрепить и расширить знания о строении, номенклатуре, классификации и свойствах солей, рассмотреть значение важнейших представителей класса в природе и жизни человека
Познавательные задачи (задачи развития): совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами. Обратить внимание учащихся на многообразие неорганических соединений, на постепенное усложнение веществ (комплексные соли, кристаллогидраты).
Воспитательные задачи: особое внимание уделить проблеме физиологического действия солей на организм человека. Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, экологией, медициной, историей, литературой. Воспитывать общую культуру.
Хронометраж урока
1.Организационный этап | 1 минута |
2.Первичная актуализация имеющихся знаний. | 2 минут |
3.Системная актуализация; повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. | 12 минут |
4.Повторение, обобщение и систематизация понятий: усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий. | 14-15 минут |
5. Проверка знаний учащимися основных понятий. | 4-5 минут |
6.Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. | 3 минуты |
7. Окончание, релаксация, мотив на завтра. | 2 минуты |
Содержание урока
Ход урока | Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
I. Организационный момент. Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку. | Подготавливаю учащихся к работе. | Готовность класса к работе. |
II. Первичная актуализация имеющихся знаний. На доске и на экране тема урока. Соли. План обсуждения отображен на доске и экране: 1. Понятие о солях. Соли в нашей жизни. Физиологическое действие солей на организм человека. 2. Строение солей, классификация солей. 3. Номенклатура солей. 4. Свойства солей. | Обеспечиваю мотивацию учащихся на формулирование цели урока. | Формулируют цель урока. Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока. |
III. Повторение отдельных фактов, событий, явлений. Расширение знаний по изучаемой теме. 1.Формируем понятие "соли" и вспоминаем, где применяются соли и в связи с этим, какую роль они играют в жизни человека. Отмечаем физиологическое действие солей на организм человека. | При обсуждении вопроса демонстрирую натуральные объекты: мел, пищевая сода, костный скелет, поваренная соль, жидкое и твердое мыло, гипс. | Из личного опыта ученики указывают, где применяются соли, их физиологическое действие на организм человека. |
2. Строение солей. Классификация солей. На доске размещены формулы следующих веществ: хлорида натрия, гидрокарбоната натрия, ортофосфата кальция, карбоната кальция, карбоната натрия, стеаратов натрия и калия, малахита, желтой кровяной соли, красной кровяной соли. | Организую фронтальную работу по обобщению строения солей. | Участвуют в обсуждении вопроса. Формируют умение классифицировать, сравнивать, выделять главное, обобщать. В тетрадях изображают схему "Классификация солей" |
3. Номенклатура солей. | Предлагаю учащимися в группах, используя готовые схемы "Номенклатура солей" дать названия солям, формулы которых изображены на карточках и с помощью магнитов размещены на доске (кроме комплексных солей и гидратов). Названия этим солям дает учитель, т.к. это элементы дополнительного образования. | . Учащиеся заносят таблицу в тетрадь. |
4.Свойства солей: а) физические. Могут ли соли быть жидкими и газообразными? б) химические: | Создаю проблемную ситуацию
| |
IV.Проверка знаний учащимися основных понятий. У нас есть возможность проверить, насколько хорошо вами усвоены основные понятия (задания на листах с тестами) Проверяем тест. Ответы приведены на доске. Исправляем допущенные ошибки. Учащиеся выставляют себе отметку сами, а учитель имеет возможность подтвердить достоверность выставленной отметки (использую листочки с копировальной бумагой) | Выявляю качество и уровень овладения учащимися знаниями и способами действий. Проверка знаний с помощью теста. | Самостоятельное выполнение заданий. Взаимопроверка. |
V.Обобщение и систематизация учащимися результатов работы. Из ваших рассуждений мы поняли, что хлорид натрия - консервант, соли высших карбоновых кислот - основа мыла, ортофосфат кальция - основа костного скелета, карбонат кальция используется, например, в строительстве, как полировочный материал и для скульптуры и т.д. | Выводы после опроса учеников. Констатация достижения поставленных целей. | В надпредметном плане успешно шло формирование весьма важного умения - понимать и искать понимание. Самое важное, что удалось сделать в соответствии с проектом - это прояснить для учеников сам механизм построения оценочного суждения. |
VI. Сообщение и комментирование домашнего задания. | Нацеливаю учащихся на изучение генетической связи между классами соединений. | Заканчивают работу по зачетным листам, предусматривающих дифференцированный подход к контролю и учету знаний по теме. |
Таблица к уроку. Номенклатура солей
Соли | ||||
Средние | Кислые | Основные | Комплексные | Кристаллогидраты |
|
|
|
|
|
В вопросах 1-3 выберите один вариант ответа
- Соли – это
А) сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых кислород
Б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп
В) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка
Г) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка
- Соединение Fe(NO3)2 называется
А) карбонат железа (II)
Б) нитрат железа (II)
В) нитрат железа
Г) нитрат железа (III)
- Сульфату свинца (II) соответствует формула
А) PbSO3 Б) PbS В) PbSO4 Г) NiSO4
- Составьте формулу фосфата цинка _____________
- Установите соответствие между классом соли и формулой вещества (ответ запишите в виде последовательности цифр)
Формула вещества | Класс соли |
А) MgOHNO3 |
|
Б) NaHSO3 |
|
В) CuCl2 |
|
Г) Ca3(PO4)3 |
|
Д) ZnOHCl |
|
Вариант 2
В вопросах 1-3 выберите один вариант ответа
- Общая формула солей
А) Me(OH)n
Б) MexOy
В) HxAy, где А – кислотный остаток
Г) MexAy, где А – кислотный остаток
- Соединение K2SiO3 называется
А) силикат кальция
Б) силикат калия (II)
В) сульфид калия
Г) силикат калия
- Нитрату хрома (III) соответствует формула
А) СrN Б) Cr(NO3)3 В) Cr(NO3)2 Г) Ca(NO3)3
- Составьте формулу нитрита кальция __________
- Установите соответствие между классом соли и формулой соли (ответ запишите в виде последовательности цифр)
Формула соли | Класс соли |
А) NaHCO3 |
|
Б) KClO3 |
|
В) LiNO3 |
|
Г) Mg(OH)Cl |
|
Д) BaSiO3 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...