Урок по теме "Соли"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Валягина Елена Дмитриевна

Урок химии в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_soli.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Соли". 11-й класс


Тип урока: КУ (комбинированный урок).

Цель: систематизировать имеющиеся знания и получить новые знания о солях.

Образовательные задачи: закрепить и расширить знания о строении, номенклатуре, классификации и свойствах солей, рассмотреть значение важнейших представителей класса в природе и жизни человека

Познавательные задачи (задачи развития): совершенствовать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи между строением и свойствами. Обратить внимание учащихся на многообразие неорганических соединений, на постепенное усложнение веществ (комплексные соли, кристаллогидраты).

Воспитательные задачи: особое внимание уделить проблеме физиологического действия солей на организм человека. Развивать творческие способности, социальную активность учащихся через установление межпредметных связей химии с биологией, экологией, медициной, историей, литературой. Воспитывать общую культуру.

Хронометраж урока

1.Организационный этап

1 минута

2.Первичная актуализация имеющихся знаний.

2 минут

3.Системная актуализация; повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

12 минут

4.Повторение, обобщение и систематизация понятий: усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

14-15 минут

5. Проверка знаний учащимися основных понятий.

4-5 минут

6.Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

3 минуты

7. Окончание, релаксация, мотив на завтра.

2 минуты

Содержание урока

Ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

Подготавливаю учащихся к работе.

Готовность класса к работе.

II. Первичная актуализация имеющихся знаний.

На доске и на экране тема урока. Соли. План обсуждения отображен на доске и экране:

1. Понятие о солях. Соли в нашей жизни. Физиологическое действие солей на организм человека.

2. Строение солей, классификация солей.

3. Номенклатура солей.

4. Свойства солей.

Обеспечиваю мотивацию учащихся на формулирование цели урока.

Формулируют цель урока. Активная работа учащихся показывает их готовность к восприятию темы урока.

III. Повторение отдельных фактов, событий, явлений. Расширение знаний по изучаемой теме.

1.Формируем понятие "соли" и вспоминаем, где применяются соли и в связи с этим, какую роль они играют в жизни человека. Отмечаем физиологическое действие солей на организм человека.

При обсуждении вопроса демонстрирую натуральные объекты: мел, пищевая сода, костный скелет, поваренная соль, жидкое и твердое мыло, гипс.

Из личного опыта ученики указывают, где применяются соли, их физиологическое действие на организм человека.

2. Строение солей. Классификация солей. На доске размещены формулы следующих веществ: хлорида натрия, гидрокарбоната натрия, ортофосфата кальция, карбоната кальция, карбоната натрия, стеаратов натрия и калия, малахита, желтой кровяной соли, красной кровяной соли.

Организую фронтальную работу по обобщению строения солей.

Участвуют в обсуждении вопроса. Формируют умение классифицировать, сравнивать, выделять главное, обобщать. В тетрадях изображают схему "Классификация солей"

3. Номенклатура солей.

Предлагаю учащимися в группах, используя готовые схемы "Номенклатура солей" дать названия солям, формулы которых изображены на карточках и с помощью магнитов размещены на доске (кроме комплексных солей и гидратов). Названия этим солям дает учитель, т.к. это элементы дополнительного образования.

.

 Учащиеся заносят таблицу в тетрадь.

4.Свойства солей: а) физические.

Могут ли соли быть жидкими и газообразными?

б) химические:

Создаю проблемную ситуацию

 

IV.Проверка знаний учащимися основных понятий.

У нас есть возможность проверить, насколько хорошо вами усвоены основные понятия (задания на листах с тестами)

Проверяем тест. Ответы приведены на доске. Исправляем допущенные ошибки. Учащиеся выставляют себе отметку сами, а учитель имеет возможность подтвердить достоверность выставленной отметки (использую листочки с копировальной бумагой)

Выявляю качество и уровень овладения учащимися знаниями и способами действий. Проверка знаний с помощью теста.

Самостоятельное выполнение заданий. Взаимопроверка.

V.Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

Из ваших рассуждений мы поняли, что хлорид натрия - консервант, соли высших карбоновых кислот - основа мыла, ортофосфат кальция - основа костного скелета, карбонат кальция используется, например, в строительстве, как полировочный материал и для скульптуры и т.д.

Выводы после опроса учеников. Констатация достижения поставленных целей.

В надпредметном плане успешно шло формирование весьма важного умения - понимать и искать понимание. Самое важное, что удалось сделать в соответствии с проектом - это прояснить для учеников сам механизм построения оценочного суждения.

VI. Сообщение и комментирование домашнего задания.

Нацеливаю учащихся на изучение генетической связи между классами соединений.

Заканчивают работу по зачетным листам, предусматривающих дифференцированный подход к контролю и учету знаний по теме.

Таблица к уроку. Номенклатура солей

Соли

Средние

Кислые

Основные

Комплексные

Кристаллогидраты

 

 

 

 

 

В вопросах 1-3 выберите один вариант ответа

  1. Соли – это

А) сложные вещества, состоящие из двух химических элементов один из которых кислород

Б) сложные вещества, состоящие из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп

В) сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка

Г) сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка

  1. Соединение Fe(NO3)2 называется

А) карбонат железа (II)

Б) нитрат железа (II)

В) нитрат железа

Г) нитрат железа (III)

  1. Сульфату свинца (II) соответствует формула

А) PbSO     Б) PbS      В) PbSO4     Г) NiSO4

  1. Составьте формулу фосфата цинка _____________
  2. Установите соответствие между классом соли и формулой вещества (ответ запишите в виде последовательности цифр)

 

Формула вещества

Класс соли

А) MgOHNO3

  1. основная соль

Б) NaHSO3

  1. средняя соль

В) CuCl2

  1. кислая соль

Г) Ca3(PO4)3

 

Д) ZnOHCl

 

 

Вариант 2

В вопросах 1-3 выберите один вариант ответа

  1. Общая формула солей

А) Me(OH)n

Б) MexOy

В) HxAy, где А – кислотный остаток

Г) MexAy, где А – кислотный остаток

  1. Соединение K2SiO3 называется

А) силикат кальция

Б) силикат калия (II)

В) сульфид калия

Г) силикат калия

  1. Нитрату хрома (III) соответствует формула

А) СrN      Б) Cr(NO3)3     В) Cr(NO3)2       Г) Ca(NO3)3

  1. Составьте формулу нитрита кальция __________
  2. Установите соответствие между классом соли и формулой соли (ответ запишите в виде последовательности цифр)

 

Формула соли

Класс соли

А) NaHCO3

  1. средняя соль

Б) KClO3

  1. кислая соль

В) LiNO3

  1. основная соль

Г) Mg(OH)Cl

 

Д) BaSiO3

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...