Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии
статья по химии на тему
Предварительный просмотр:
Краснодарский край муниципальное образование Тимашевский район станица Медведовская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 имени Луначарского муниципального образования Тимашевский район
химия
доклад
по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии »
Выполнил Степанюк И.Г.
учитель химии высшей квалификационной категории.
Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия.
Майкл Фарадей
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”..[1] В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.
Использование таких технологий позволяет не только вооружить учащегося знаниями, а сформировать у него умения действовать компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.[2] Основная задача педагога: организация и создание условий, инициирующих действия учащихся. Специфика предмета «Химия» позволяет выделить много способов достижения этой цели, лишь некоторые из них:
- Использование различных форм химического эксперимента (иллюстративного, исследовательского, проблемного)[3] для осмысления и выполнения учебных ситуаций;
- Эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Подробнее расскажу об использовании химического эксперимента в реализации системно-деятельностного подхода при изучении темы «Металлы» в 9 классе.
Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но и исправлять ошибки в знаниях учащихся, уточнять и корректировать понимание ими отдельных вопросов курса химии, а также подводить их к выводам обобщающего характера. Тема «Металлы» одна из тех тем, где эксперимент присутствует почти на каждом уроке. Практическим наполнением содержания могут быть опыты по взаимодействию металлов с водой, с неметаллами, растворами солей и щелочей, опыты по коррозии и защите металлов от коррозии, качественные реакции на ионы металлов, демонстрации физических свойств металлов, получению металлов и другие.
В формировании экспериментальных умений и получении новых знаний широко используются лабораторные опыты, которые учащиеся проводят на уроке самостоятельно или по прилагаемой инструкции, так как они просты в исполнении, но одновременно с этим сильно влияют на эмоциональную сферу учащихся. К ним, прежде всего, следует отнести экспериментальные задачи на распознавание солей металлов, выяснение реакционной способности металлов при взаимодействии их с растворами разбавленных кислот, солей и щелочей и другие. Во время опыта, который проводится по определенному плану, учащиеся наблюдают, анализируют полученные данные, объясняют их с теоретической точки зрения и делают вывод.
Экспериментальные домашние задания являются продолжением лабораторных опытов, выполненных в классе. Учащимся предлагается расширить область изучаемых явлений или продемонстрировать свое маленькое изобретение (выяснить состав лекарственных препаратов в домашней аптечке, на предмет содержания в них ионов различных металлов, определить наличие воды в бензине или масле) и включиться в проектную деятельность.
Практическая работа является одновременно сочетанием элементов обобщения и контроля знаний. Во время таких занятий учащиеся глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы, неизбежно возникающие в ходе их постановки. Важно чтобы эксперимент не приобрел развлекательный характер, учащимся с самого начала должна быть ясна цель проводимых опытов: доказательство истинности теоретического положения, подтверждение или опровержение рабочей гипотезы.
С целью расширить объем экспериментальной информации, для качественного и полного обобщения материала, в практических работах содержание эксперимента несколько отличается от демонстрационного эксперимента, используемого при изучении нового материала. На мой взгляд, это дополнительно позволяет прийти к более высокому уровню усвоения знаний: учащиеся могут применить свои знания не только в стандартной ситуации, но и в сходной, знакомой, а некоторые учащиеся могут выйти и на более продвинутый уровень – творческое применение знаний для решения не только учебных ситуаций.
Основной объём проблемного и исследовательского эксперимента приходится на факультативные занятия, факультатив посещают наиболее продвинутые ученики, которые быстро и порой оригинально справляются с заданиями и желают проявить себя в решении более сложных проблемных ситуаций. Проблемный эксперимент может носить как коллективный характер, так и индивидуальный. Но в том и другом случае учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности: самостоятельно выдвигать гипотезы, составлять план исследования, проводить обработку полученных результатов и формулировать выводы. Эти умения позволяют учащимся включиться в проектную деятельность в рамках школьного научного общества. При концентрическом построении изучаемого материала учащиеся сначала получают упрощенное представление о некоторых химических явлениях. Перенос этих упрощенных представлений на более сложные объекты приводит к ошибкам (взаимодействие металлов с азотной кислотой и концентрированной серной кислотой, взаимодействие активных металлов с растворами солей, и др.) Устранить недоразумения можно на факультативе. Темы учебных занятий и факультатива связаны между собой, их отличает только уровень сложности материала, это позволяет использовать проблемный эксперимент (во-первых, содержание опытов должно опираться на известные учащимся явления и закономерности и создавать посильную проблемную ситуацию, т.е. ученик должен находиться в зоне ближайшего развития; во-вторых, проведению этих экспериментов должен предшествовать показ других опытов, подводящих к пониманию проблемы на основе имеющихся знаний; в-третьих, опыты, с помощью которых ставится проблема, должны вызывать интерес, возбуждать любознательность.) Зачастую темы занятий факультатива имеют продолжение в проектных работах учащихся.
Средствами предмета «Химия» можно создать условия, инициирующие действия учащихся, по значительному преумножению знаний, их конкретизации, уточнению, систематизации. Это подтверждается достижениями учащихся в конкурсах, интеллектуальных и творческих соревнованиях, а также результатами академической успеваемости. Тем самым достигается удовлетворение их познавательных и развитие индивидуальных интересов, что в целом способствует повышению профессиональной компетенции.
В качестве примера оценим диагностируемые умения при выполнении контекстного задания по теме «Азот».
Азот
Один из самых распространенных элементов на Земле. Основной компонент воздуха (78,09% объема), разделением которого получают промышленный азот, (более ¾ идёт на синтез аммиака). Азот – один из основных биогенных элементов, входящих в состав белков и нуклеиновых кислот.
Азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого воздуха.
Азот можно получить разложением азидов металлов в соответствии со схемой: NaN3→ Na + N2↑. Эта соли используется в подушках безопасности, цель которых – замедлить движение пассажира вперед за очень короткий промежуток времени.
Жидкий азот применяется как хладагент и для криотерапии.
Промышленные применения газообразного азота обусловлены его инертными свойствами. Газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен, препятствует окислению, гниению.
Ввиду прочности тройной связи в молекуле, азот химически весьма инертен, однако реагирует с литием при комнатной температуре. В электрическом разряде реагирует с кислородом, образуя оксид азота(II).
Важной областью применения азота является его использование для дальнейшего синтеза самых разнообразных соединений, содержащих азот, таких, как аммиак, азотные удобрения, взрывчатые вещества, красители и т. п.
Литр жидкого азота, испаряясь и нагреваясь до 20 °C, образует примерно 700 литров газа. На этом факте основан принцип тушения пожаров жидким азотом. Испаряясь, азот вытесняет кислород, необходимый для горения, и пожар прекращается.
Формулировки заданий | Характер диагностируемых умений |
1. Напишите молекулярную формулу азота. | Предметные результаты:составлять формулы веществ; составлять схемы образования химической связи; составлять структурные формулы; определять вид химической связи и валентность атомов. Метапредметные результаты: использовать знаковое моделирование. |
2. Составьте схему образования молекулы азота. | |
3. Напишите структурную формулу азота. | |
4. Укажите вид химической связи и валентность атомов в молекуле азота. | |
5. В чем причина химической инертности азота? | Предметные результаты:характеризовать химические свойства веществ. Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения информации, смысловой чтение |
6. Химическим или физическим является способ получения азота в промышленности? Ответ обоснуйте. | Предметные результаты:характеризовать способы получения веществ, отличать физические и химические явления. Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. |
7. Почему газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен | Предметные результаты:способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией. Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы |
8. Обоснуйте утверждение, что азотное пожаротушение – самый эффективный с точки зрения сохранности ценностей механизм тушения пожаров | Предметные результаты:оценивать возможность веществ к химическому взаимодействию. Метапредметные результаты: смысловое чтение; умение строить логическое умозаключение и делать выводы; использовать естественно-научные знания для разрешения реальных жизненных проблем на основе оценки ситуации. |
9. С каким веществом азот реагирует при обычных условиях? Составьте уравнение реакции. Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе | Предметные результаты:составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель. Метапредметные результаты: смысловое чтение. |
10. Напишите уравнение реакции, которое отражает наибольшие объемы применения азота в химической промышленности. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов».
| Предметные результаты:составлять уравнения химических реакций; классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, по тепловому эффекту, по наличию катализатора, по изменению степеней окисления атомов Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения химической информации. |
11. Напишите уравнение реакции азота с кислородом. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов». Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе | Предметные результаты:составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель. Метапредметные результаты: знаковое моделирование, классификация. |
12. Подушка безопасности объемом 112 л (н.у.) наполняется за сотые доли секунды. Рассчитайте массу азида натрия, необходимого для заполнения подушки. | Предметные результаты:проводить простейшие расчеты по уравнениям химических реакций. Метапредметные результаты: знаковое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. |
13. Составьте один вопрос по тексту | Предметные результаты:характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ. Метапредметные результаты: смысловое чтение, формулировать вопрос, учебную задачу |
14. Составьте кластер «Азот» | Предметные результаты:характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ. Метапредметные результаты: личное отношение к теме, следование определенным правилам составления кластера, строить сообщения в письменной форме, формулировать личное мнение |
Таким образом, контекстные задачи способствуют формированию у школьников умений решения реальных практическим проблем и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.
Литература
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. : Первое сентября, 2010.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – (Стандарты второго поколения).
- Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента //Химия в школе.-№10, 2007.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 1991.- 207 с..
- Двуличанская Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки: Дис. … докт.пед.наук. – М., 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"
Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....
Реализация системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями в преподавании химии.
Материал содержит методическую информацию по применению системно-деятельностного подхода на разных уроках химии....
Урок как средство реализации системно–деятельностного подхода опыт применения на уроках немецкого языка
методическое объединение с презентацией "Урок как средство реализации системно-деятельностного подхода"...
Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год....
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Инновационные формы реализации системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС ООО
Здесь речь пойдет о новых формах работы с обучающимися. Количество посещений данной страницы: ...
Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода
Применение интерактивных методов обучения химии в условиях реализации системно-деятельностного подхода...