Программа по химии 8 класс (по программе Кузнецовой Н.Е.)
рабочая программа по химии (8 класс) по теме

Матвеева Людмила Ивановна

Рабочая программа составлена на основе программы по химии  8-11 классы  под ред.Н.Е.Кузнецовой М.: Вентана-Граф, 2012г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_himii_8_klass_po_prgr_kuznetsovoy.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по предмету: ХИМИЯ 8 класс ( 2 ч )

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по химии для 8-10 классов общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Н.Е.Кузнецовой.

Согласно действующему Базисному учебному  плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение химии в объеме 2 часов в неделю (базовый уровень).

Содержание данной программы имеет гуманистическую и химико – экологическую направленность и ориентацию на развивающие обучение. В нем отражена система важнейших химических знаний, раскрыта роль химии в познавании окружающего мира, в повышении уровня материальной жизни общества, в развитии его культуры, в решении важнейших проблем современности. Оно представлено тремя блоками знаний: о веществе, химической реакции и о прикладной химии ( химической технологии и применении веществ), развиваемыми по спирали, отражающей повышение теоретического уровня изучения и обобщения знаний.

    Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно – молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения курса химии. Особое внимание уделено формированию системы основных химических понятий и языку науки; жизненно веществам и явлениям, химическим реакциям, которые рассматриваются на атомно – молекулярном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и рассмотрению на ее основе периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ, а также сущности химических реакций.

  Ведущие цели обучения:

Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения.

Раскрытия роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.

Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.

Развития внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.

развитие личности учащегося средствами данного учебного предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Обеспечение химико – экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.

Данная программа реализуется в течении 1 года.

Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на разных этапах обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

Задачи курса

Образовательные:

- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;

- раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для

правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;

- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;

- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;

Воспитательные:

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества,

необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- развить экологическую культуру учащихся.

Данная программа ориентирована на общеобразовательные классы.

Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера,

содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.

В программе реализованы следующие направления:

1. гуманизации содержания и процесса его усвоения;

2. экологизации курса химии;

3. интеграции знаний и умений;

4. последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

2.Планируемые результаты.

 ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

- в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

В познавательной сфере:

- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления); химическая реакция (химическое уравнение, окисление, восстановление);

- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

- классифицировать изученные объекты и явления;

- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;

- моделировать строение атомов элементов первого – третьего периодов (в рамках изученных положений теории Э. Резерфорда), строение простейших молекул.

В ценностно-ориентационной сфере:

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

В трудовой сфере:

- проводить химический эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения химии в курсе 8  класса ученик должен

знать/ понимать:

- основные положения атомно – молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: относительная атомная и относительная молекулярная масса, количество вещества, молярная масса, молярный объем, простые и сложные вещества, химический элемент, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, химическая реакция, типы реакций;

-  формулировку закона сохранения массы веществ, применять  закон при проведении расчетов;

- современную формулировку периодического закона, основные закономерности периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева, распределение электронов в атомах первых трех периодов;

- состав молекул кислорода, водорода, воды, изученных оксидов, оснований, кислот, солей;

- символы химических элементов ( не менее 20);

- правила работы с веществами и простейшим оборудованием.

 уметь:

- сравнивать состав и свойства изученных веществ, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами генетическую связь между классами неорганических соединений;

- на основании знания валентности атомов химических элементов составлять формулы соединений, давать названия веществам, составлять уравнения реакций;

- составлять схемы строения атомов химических элементов первых трех периодов, определять степень окисления элементов по формулам соединений, составлять уравнения окислительно – восстановительных реакций с электронным балансом;

- разъяснять смысл периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева;

- обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой, растворять твердые вещества, проводить нагревание, фильтрование, обращаться с растворами кислот и щелочей, проверять водород на чистоту, готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества, собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды вытеснением воздуха и воды, соблюдать правила техники безопасности, оказывать первую помощь при ожогах кислотами и щелочами, определять кислород, водород. Углекислый газ, растворы кислот и щелочей;

- вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ, вычислять массовую долю и массу растворенного вещества, массы и количества вещества и объёма газов (н.у.) по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся веществ.

-проводить самостоятельный поиск информации с использованием различных источников ( научно-популярного издания, компьютерные базы данных)

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности    и повседневной жизни для  :

-безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения  в окружающей среде;

-оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

-приготовления раствора заданной концентрации.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены самостоятельные работы, практические работы, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении химии

3.Система оценки достижения планируемых результатов

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

 Оценка устного ответа

Оценка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным  языком;

• ответ самостоятельный.

Оценка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»:                

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1»:

 • отсутствие ответа.          

Оценка письменных работ

 

  1. Оценка экспериментальных умений

 

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

  

Оценка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

Оценка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

Оценка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая  исправляется  по требованию учителя.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка «1»:

• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

 

  1. Оценка умений решать экспериментальные задачи

 

Оценка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

Оценка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Оценка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Оценка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Оценка « 1 »:

• задача не решена.

 

  1. Оценка умений решать расчетные задачи

 

Оценка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. 

Оценка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:                 

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                   

Оценка «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

•отсутствие ответа на задание.

 

  1. Оценка письменных контрольных работ

 

Оценка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Оценка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»:

•работа не выполнена.

 

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

  1. Содержание курса

Введение

Предмет химии. Основные понятия и теории химии.

Техника безопасности на уроках химии. Знакомство с химическим оборудованием.

Практическая работа

Правила обращения с химическим оборудованием

I. Химические элементы и вещества

Физические и химические явления.

Атомы. Молекулы. Химические элементы.

Простые и сложные вещества. Состав веществ. Химические формулы.

Атомно-молекулярное учение в химии.

Относительная атомная и молекулярная массы.

Массовая доля элементов в веществах.

Что показывают химический знак и химическая формула.

Система химических элементов Д.И.Менделеева.

Валентность химических элементов. Определение валентности по формулам соединений. Составление формул по валентности.

Количество вещества. Моль. Молярная масса.

II. Химические реакции

Сущность химических реакций и условия их протекания. Тепловой эффект реакции.

Законы сохранения массы и энергии. Химическое уравнение.

Расчеты по химическим уравнениям.

Типы химических реакций.

Методы химии.

Лабораторные  опыты

Признаки протекания химических реакций

Знакомство с химическими реакциями различных типов

III. Методы химии

Методы, связанные с изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент

Химический язык (термины, названия, знаки, формулы, уравнения). Понятие об индикаторах.

Лабораторная работа Изменение окраски индикаторов в различных средах

 IV Вещества в природе и технике

Чистые вещества и смеси.

Растворы. Растворимость веществ. Способы выражения концентрации растворов.

Разделение смеси железных опилок и порошка серы

Способы выражения концентрации растворов

Практические работы

Очистка загрязненных веществ.

Приготовление раствора заданной концентрации.

V. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.

Законы Гей-Люссака и Авогадро.

Воздух-смесь газов. Относительная плотность газов.

Кислород. Получение кислорода. Катализаторы.

Химические свойства и применение кислорода.

Практическая работа. Получение кислорода и изучение его свойств.

VI. Основные классы неорганических соединений

Оксиды и их состав, номенклатура, классификация. Понятие об амфотерности.

Основания— гидроксиды основных оксидов.

Кислоты: состав и номенклатура..

Соли: состав и номенклатура.

Классификация и генетическая связь неорганических веществ.

Химические свойства оксидов.

Химические свойства кислот.

Химические свойства щелочей.

Химические свойства нерастворимых оснований.

Амфотерность гидроксидов.

Химические свойства солей.

Практическая работа

Изучение химических свойств веществ.

VII. Строение атома. Периодический закон Д.И.Менделеева

Состав и важнейшие характеристики атомов. Изотопы. Химический элемент

Состояние электронов в атоме.

Периодичность в изменении свойств элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева.

Периодическая система в свете теории строения атома.

Характеристика химического элемента и его свойств на основе положения в периодической системе и теории строения атома

IX. Строение вещества

Химическая связь. Ковалентная связь и её виды.

Полярные и неполярные связи.

Ионная связь.

Степень окисления.

Кристаллическое состояние вещества.

X. Химические реакции в свете электронной теории – 1 час

Реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления

Окислительно-восстановительные реакции.

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

XI. Водород

Водород— элемент и простое вещество.

Получение водорода.

Химические свойства и применение водорода

Вода и ее свойства.

Практическая работа

Получение водорода и изучение его свойств.

XII. Галогены

Галогены — химические элементы и простые вещества.

Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов.

Физические и химические свойства галогенов

Хлороводород  и соляная кислота. Хлориды

5.Учебный план

Темы, раскрывающие данный раздел программы. Количество часов, отводимых на данную тему

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Введение (2 ч)

1. Предмет и задачи химии.
Методы химии. Химический язык.
2.
Практическая работа № 1. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени.

Демонстрации. Таблицы и слайды, показывающие исторический путь развития науки, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование

Использовать межпредметные связи.
Различать тела и вещества.
Знакомиться с лабораторным оборудованием.

Соблюдать технику безопасности

Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения (41 ч)

1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (9 ч)

1. Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления.
2. Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе.
3. Состав веществ. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава веществ.
4. Атомно-молекулярное учение. Относительная атомная масса.
5. Относительная молекулярная масса. Массовая доля элемента в соединении.
6. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
7, 8. Валентность химических элементов.
9. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчёты по химическим формулам.
Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкостей ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение электропроводности и теплопроводности веществ. 5. Изучение свойств веществ с использованием коллекции «Шкала твёрдости». 6. Модели атомов и молекул; кристаллических решёток. 7. Коллекция металлов и неметаллов.

Расчётные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному количеству вещества и определение количества вещества по известной массе.

Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения

Устанавливать межпредметные связи.
Различать понятия «атом», «молекула», «химический элемент».
Описывать физические и химические
явления.
Сравнивать свойства веществ.
Наблюдать свойства веществ.
Сравнивать физические и химические явления.
Сопоставлять простые и сложные
вещества.
Определять валентность атомов в бинарных соединениях.
Уметь пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева при определении валентности.
Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам.
Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов.
Моделировать строение молекул метана, аммиака, водорода, хлороводорода.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.
Готовить компьютерные презентации по теме.
Рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ.
Рассчитывать массовую долю химического элемента в соединении.
Рассчитывать молярную массу вещества.

Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям элементов

2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии (6 ч)

1. Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции.
2. Закон сохранения массы и энергии. Уравнения химических реакций.
3. Решение задач: расчёты по химическим уравнениям.
4. Типы химических реакций.
5. Обобщение знаний по темам 1, 2.
6.
Контрольная работа № 1.
Демонстрации. 1. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита, дихромата аммония, получение сульфида железа, горение магния, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др. 2. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы вещества: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения, окисление металлов в закрытых сосудах со взвешиванием, обменные реакции в приборах для иллюстрации закона. 3. Набор моделей атомов.
Лабораторные опыты. 

 1. Признаки химических реакций.

 2. Типы химических реакций:

Расчётные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, количества веществ: а) вступивших в реакцию; б) образовавшихся в результате реакции

Описывать простейшие химические реакции с помощью химических уравнений.

Классифицировать химические реакции.

Актуализировать знания о признаках химических реакций.

Составлять классификационные и сравнительные таблицы и схемы, опорные конспекты.

Вычислять по химическим уравнениям массу или количество вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ

3. Методы химии (2 ч)

1. Методы, связанные с изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент.
2. Химический язык (термины, названия, знаки, формулы, уравнения). Понятие об индикаторах.

Лабораторный опыт№3 Изменение окраски индикаторов в различных средах

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.
Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями.
Учиться проводить химический эксперимент.
Соблюдать технику безопасности.

Использовать метод сравнения при характеристике свойств веществ

4. Вещества в окружающей нас природе и технике (6 ч)

1. Чистые вещества и смеси.
2.
Практическая работа № 2. Очистка веществ.
3. Растворы.
4.
Практическая работа № 3. Растворимость веществ.
5. Способы выражения концентрации растворов. Решение задач.
6.
Практическая работа № 4. Приготовление раствора заданной концентрации.
Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами. 2. Коллекция «Нефть и нефтепродукты». 3. Растворение веществ с различными свойствами. 4. Условия изменения растворимости твёрдых и газообразных веществ. 5. Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония.

Расчётные задачи. 1. Использование графиков растворимости для расчёта коэффициентов растворимости веществ[1]. 2. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной концентрации) по массе растворённого вещества и объёму или массе растворителя. 3. Вычисление массы, объёма, количества растворённого вещества и растворителя по определённой концентрации раствора.

Темы творческих работ. Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий

Устанавливать межпредметные связи.
Учиться проводить химический эксперимент.
Наблюдать превращения изучаемых веществ.
Описывать свойства веществ и смесей
в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
Сравнивать чистые вещества и смеси.
Уметь разделять смеси.
Проводить очистку веществ отстаиванием, фильтрованием, выпариванием.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.
Составлять классификационные схемы.
Применять символико-графические средства наглядности.
Вычислять массовую долю растворённого вещества в растворе.
Приготавливать растворы заданной концентрации.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

5. Понятие о газах. Воздух. Кислород.

Горение (7 ч)

1. Законы Гей-Люссака и Авогадро. Решение задач: расчёты на основании газовых законов.
2. Воздух — смесь газов.
3. Кислород — химический элемент и простое вещество. Получение кислорода.
4.
Практическая работа № 5. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Химические свойства и применение кислорода.
6. Обобщение знаний по темам 4, 5.
7.
Контрольная работа № 2.
Демонстрации.
 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода серы, угля, красного фосфора, железа.
3. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 4. Опыты по воспламенению и горению.
Расчётные задачи. 1. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс.
2. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.
Темы творческих работ. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции к изменению состава воздуха  в XXI в.
Основные источники загрязнения атмосферы. Транспорт — один из основных источников загрязнения атмосферы.

Международное соглашение о защите атмосферы

Использовать межпредметные связи.
Использовать примеры решения типов задач, задачники с приведёнными в них алгоритмами решения задач.
Обобщать и систематизировать знания об изученных веществах.
Учиться решать исследовательским путём поставленную проблему.
Наблюдать превращения изучаемых веществ.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
Учиться раскрывать причинно-следственную связь между физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания.
Применять полученные знания при проведении химического эксперимента.
Устанавливать связь между свойствами вещества и его применением.
Отбирать необходимую информацию из разных источников.

Готовить компьютерные презентации по теме

6. Основные классы неорганических соединений (11 ч)

1. Оксиды и их состав, номенклатура, классификация. Понятие об амфотерности.
2. Основания — гидроксиды оснвных оксидов.
3. Кислоты: состав и номенклатура.
4. Соли: состав и номенклатура.
5. Химические свойства оксидов.
6. Химические свойства кислот.
7. Получение и химические свойства оснований. Амфотерные гидроксиды.
8. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
9. Обобщение знаний по теме 6.
10.
Практическая работа № 6. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.
11.
Контрольная работа № 3.
Демонстрации. 1. Образцы соединений — представителей классов кислот, солей, нерастворимых оснований, щелочей, оксидов. 2. Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция. 3. Взаимодействие кальция и натрия с водой. 4. Действие индикаторов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.

Исследовать свойства изучаемых веществ.
Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ.
Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
Делать выводы из результатов проведённых химических опытов.
Классифицировать изучаемые вещества.
Составлять формулы оксидов, кислот, оснований, солей.
Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений.
Записывать уравнения химических реакций.

Осуществлять генетическую связь между классами неорганических соединений

Раздел II. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории (22 ч)

7. Строение атома (3 ч)

1. Состав и важнейшие характеристики атома.
2. Изотопы. Химический элемент.
3. Строение электронных оболочек атомов.

Демонстрации. 1. Схемы опытов Томсона, Резерфорда, Милликена[2]. 2. Схемы опытов, подтверждающих свойства электрона как частицы и как волны. 3. Модели атомов различных элементов

Использовать межпредметные связи.
Моделировать строение атома.
Определять понятия «химический элемент», «порядковый номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой».
Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер.
Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

8. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

(3 ч)

1. Свойства химических элементов и их периодические изменения.
2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.
3. Характеристика химических элементов по положению в периодической системе.
Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон» и «Строение атома». 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.

Темы творческих работ. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира

Классифицировать изученные химические элементы и их соединения.
Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп.
Устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма).
Различать периоды, группы, главные и побочные подгруппы.
Характеризовать химические элементы по положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.
Структурировать материал о жизни и деятельности Д.И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности.
Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

9. Строение вещества (4 ч)

1. Ковалентная связь и её виды.
2. Ионная связь.
3. Степень окисления.
4. Кристаллическое строение вещества.

Демонстрации. 1. Взаимодействие натрия с хлором. 2. Модели кристаллических решёток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. 3. Воссоздание целостной структуры хлорида натрия путём наложения набора кодокарт. 4. Возгонка иода. 5. Испарение твёрдого углекислого газа. 6. Набор атомов для моделирования строения веществ с ковалентной и ионной связью

Разграничивать понятия «химическая связь», «кристаллическая решётка».
Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка».
Уметь составлять схемы образования веществ с различными видами химической связи.
Уметь характеризовать свойства вещества, зная его кристаллическую решётку.
Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью.
Определять степень окисления элементов.

Составлять формулы веществ по степени окисления элементов

10. Химические реакции в свете электронной теории (4 ч)

1. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
2. Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
3. Обобщение знаний по темам 7–10.
4.
Контрольная работа № 4.
Демонстрация. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом (образование нитрита лития), растворами кислот и солей.

Тема творческой работы. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере)

Обобщать понятия «окислитель», «окисление», «восстановитель», «восстановление».
Распознавать уравнения окислительно-восстановительных реакций.
Расставлять коэффициенты методом электронного баланса.
Устанавливать внутри- и межпредметные связи.
Составлять классификационные схемы, сравнительные и обобщающие таблицы.
Отбирать информацию из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить компьютерные презентации по теме

11. Водород — рождающий воду и энергию (3 ч)

1. Водород — элемент и простое вещество. Получение водорода.

2. Химические свойства и применение водорода. Вода.

3. Практическая работа № 7. Получение водорода и изучение его свойств.

Демонстрации. 1. Получение водорода в лаборатории. 2. Зарядка аппарата Киппа. 3. Опыты, подтверждающие низкую плотность водорода. 4. Диффузия водорода. 5. Горение водорода. 6. Восстановление меди из её оксида в токе водорода. 7. Опыты, подтверждающие химические свойства воды

Наблюдать превращения изучаемых веществ.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
Соблюдать правила техники безопасности.
Учиться раскрывать причинно-следственную зависимость между физическими свойствами изучаемого вещества и способами его собирания.
Применять полученные знания при проведении химического эксперимента.
Устанавливать связь между свойствами вещества и его применением.

Отбирать необходимую информацию из других источников

12. Галогены (5 ч)

1. Галогены — химические элементы и простые вещества.
2. Физические и химические свойства галогенов.
3. Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды.
4.
Практическая работа № 8. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».
5. Обобщение знаний по темам 11, 12.
Зачёт-игра.
Демонстрации. 1. Получение хлора. 2. Взаимодействие с хлором натрия, сурьмы, железа, красного фосфора. 3. Обесцвечивание хлором красящих веществ. 4. Синтез хлороводорода. 5. Получение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде. 6. Взаимодействие брома и иода с металлами; раствора иода с крахмалом. 7. Растворение брома и иода в воде и органических растворителях. 8. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Лабораторные опыты. 1. Распознавание соляной кислоты и хлоридов, бромидов, иодидов. 2. Отбеливающие свойства хлора. 3. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей

Использовать знания для составления характеристики естественного семейства галогенов.
Наблюдать превращения изучаемых веществ.
Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов.
Устанавливать связь между свойствами вещества и его применением.
Устанавливать внутри- и межпредметные связи.

Соблюдать правила техники безопасности


6. График проведения  контрольных работ и практических

работ по химии в 8 классе

Раздел

Контрольная работа

Практическая работа

Лабораторная работа

Введение

Раздел I. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения

2.Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии

3.Методы химии

4. Вещества в окружающей нас природе и технике

5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение

6.Основные классы неорганических соединений

Раздел II. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории

10. Химические реакции в свете электронной теории

11. Водород — рождающий воду и энергию.

12. Галогены

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 1

№ 2

№ 3

Итого: в 8 классах -  4 контрольные работы, 8 практических работ и  3 лабораторной работы

 на  2013- 2014  учебный год

Перечень учебно-методического обеспечения.

Литература для учителя.

  1. Кузнецова Н.Е. формирование систем понятий при обучении химии: книга для учителя.- М.: Просвещение,1989.
  2. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемное обучение на основе межпредметной интеграции ( на примере дисциплин естественнонаучного цикла): Учебное пособие,-СПб.: Образование.1998.
  3. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. проблемно-интегрированный подход и методика его реализации в обучении химии // Химия в школе.- 1993.-№3.
  4. Гара Н.Н., Зуева М.В. Химия, система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы.-М.: вентана-Граф,2003
  5. Титова И.М. Малый химический тренажер: Технология организации адаптивно-развивающих диалогов, Комплект дидактических материалов для 8-11 классов общеобразовательной школы.- М.: Вентана-Граф,2001.
  6. Зуева М.В., Гара Н.Н.новые контрольные и проверочные работы по химии. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2002

Оборудование и приборы.

  1. Комплект портретов ученых-химиков для средней школы.
  2. Комплект наборов «микролаборатория»
  3. Комплект таблиц по химии для основной школы.
  4. Химическая посуда , оборудование, химические реактивы  (в соответствии с программой основной школы по химии)
  5. Комплект шаростержневых моделей.

Список литературы для обучающихся.

  1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н. задачник по химии, 8 кл.- М.: Вентана-Граф, 2008  

График проведения  контрольных работ и практических

работ по химии в 8 классе

Вид работы

Дата проведения

По плану

Фактически



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке 1 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Рабочая образовательная программа по музыке для 1 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Календарно-тематическое планирование по музыке для 1 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством...

Рабочая программа по музыке 2 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Рабочая образовательная программа по музыке для 2 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...

Календарно-тематическое планирование по музыке для 2 класса по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Календарно-тематическое планирование по музыке для 2 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством обра...

Рабочая программа по музыке 3 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Рабочая образовательная программа по музыке для 3 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...

Календарно-тематическое планирование по музыке 3 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Календарно-тематическое планирование по музыке для 3 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством...

Рабочая программа по музыке 4 класс по программе Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой

Рабочая образовательная программа по музыке для 4 класса составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке второго поколения с опорой на допущенную Министерством образов...