Решение задач по химии (методические рекомендации для студентов)
методическая разработка по химии на тему
В методической разработке представлены рекомендации, адресованные студентам профессиональной образовательной организации, обучающимся по программам подготовки КРС и ССЗ и осваивающим учебную дисциплину «Химия» в рамках получения среднего общего образования.
Методические рекомендации по решению задач могут быть использованы преподавателем как при организации самостоятельной работы учащихся на уроке, так и при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации включают в себя алгоритмы решения расчетных задач различного типа, а также задания для самостоятельной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_po_himii_metodicheskie_rekomedatsii_dlya_studentov.docx | 52.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Тавдинский техникум им. А.А.Елохина»
Решение задач по разделу «Общая и неорганическая химия» (методические рекомендации для студентов)
Составитель: Карпеева Елена Вячеславовна, преподаватель химии, биологии
|
Тавда, 2016
Аннотация
В методической разработке представлены рекомендации, адресованные студентам профессиональной образовательной организации, обучающимся по программам подготовки КРС и ССЗ и осваивающим учебную дисциплину «Химия» в рамках получения среднего общего образования.
Методические рекомендации по решению задач могут быть использованы преподавателем как при организации самостоятельной работы учащихся на уроке, так и при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Методические рекомендации включают в себя алгоритмы решения расчетных задач различного типа, а также задания для самостоятельной работы
Уважаемый студент!
Решение задач и выполнение различных упражнений – эффективная и увлекательная форма учебной работы, которая помогает лучше освоить теоретический курс химии. Умение решать задачи необходимо не только в учебной деятельности, но и в производственной. Химические процессы являются основой многих производств, где требуются детальные расчеты материального баланса: расход сырья, выход продукции, производственные потери и т.п. Бывает, с подобными расчетами мы сталкиваемся и в повседневной жизни. Поэтому при изучении химии уделяется большое внимание решению задач, способствующих систематизации полученных знаний и развитию логического мышления.
Для решения расчетных задач необходимо знание основных физических характеристик вещества (напр. масса, объем, плотность), параметров состояния реагирующей системы (напр. температура, концентрация), а также единицы измерения этих величин (таблица 1).
Выполнение расчетов основано на понимании и умении использовать взаимосвязи между физическими характеристиками и параметрами состояния, которые отражены в основных законах химии: закон сохранения массы вещества и энергии, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро и др.
Для успешного решения задач необходимо также владение навыками выполнения математических операций: умение составлять и решать уравнения и пропорции, производить действия с числами и т.п.
Чтобы решить химическую задачу, рекомендуется следующий порядок действий:
- Изучите внимательно условие задачи: определите с какими величинами необходимо проводить вычисления, обозначьте их буквами, установите единицы измерения, числовые значения, определите какая величина искомая и запишите все это в кратком условии (Дано/Найти).
- Составьте уравнение реакции, расставьте в нем коэффициенты.
- Выясните количественные соотношения между данными задачи и искомыми величинами. Если в исходных данных не хватает каких либо величин, подумайте, как их можно вычислить, т.е. определите предварительные этапы расчета.
- Определите последовательность всех этапов расчета, запишите необходимые расчетные формулы.
- Подставьте соответствующие числовые значения, проверьте размерность величин, произведите вычисления.
Если при решении задач у вас возникают затруднения, обращайтесь за консультацией к преподавателю. Также вы можете воспользоваться интернет –ресурсами, например электронной энциклопедией по химии http://www.xumuk.ru/encyklopedia/.
Успехов!
Таблица 1
Физические величины, используемые при решении задач
Наименование величин | Рекомендуемое обозначение | Единицы измерения | Расчетные формулы |
Время | τ (тау) | с, мин | |
Количество вещества | ν (ню) | моль | ν = m / M ν = V / Vm |
Масса | m | мг, г, кг | m = ν ∙ M |
Массовая доля вещества в растворе, смеси | ω (омега) | % | ω = (mв-ва /mр-ра) ∙100% ω = (mчасти / mсмеси) ∙100% |
Молярная концентрация | c | моль/л, М | с = ν / V |
Молярная масса | Μ | г/моль | M(AxBy) = xAr(A) + y Ar(B) |
Молярный объём газа | Vm | л/моль | Vm= 22,4 моль/л |
Объём | V | мл, л | V = ν ∙ Vm |
Объёмная доля газа | φ (фи) | % | φ = (Vчасти / Vсмеси)∙100% |
Относительная атомная масса | Ar | безразмерная | см.Периодическую систему |
Относительная плотность газа по другому | D | безразмерная | D=Mгаз А / Mгаз В |
Плотность | ρ (ро) | г/мл, г/см | ρ = m / V |
Практический выход продукта | η (эта) | % | η = (mпракт / mтеорет) ∙100% |
Температура | t | ⁰С |
Тип задачи: Вычисление по химическим уравнениям объёма газообразного вещества по известной массе одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.
Условие:
Определить объём водорода, необходимый для восстановления меди из 16г её оксида.
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие. Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
m (СuО)= 16г ______________ V (Н2)- ? | СuО + H2 = Cu + H2O 1моль 1моль |
2. По известной массе найти количество вещества:
ν = m / М М(СuО)= 64 +16 = 80г/моль
ν (СuО) = 16г / 80г/моль = 0,2моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить количество
газообразного вещества:
СuО Н2
1 моль- 1 моль
0,2моль 0,2моль
4. Найти объём газообразного вещества:
V = ν • Vm ; Vm= 22.4 л/моль
V(Н2) = 0,2моль • 22,4л/моль = 4,48л
Ответ: V(Н2)= 4,48л
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- Определить объем углекислого газа, образовавшегося при действии азотной кислоты на 20 г мела.
- Определить объем водорода, образовавшегося при травлении соляной кислоты цинком массой 26 г.
- Какой газ, и в каком объеме образуется при взаимодействии концентрированной азотной кислоты и магния массой 4,8 г?
- Какой объем газа выделяется на аноде при электролизе водного раствора, содержащего 6,8 г хлорида цинка?
- Какой объем водорода потребуется для получения 340 кг аммиака?
- Какой объем кислорода потребуется для обжига руды, содержащей 194 кг сульфида цинка.
- Для сварочных работ было израсходовано 480 г ацетилена (С2Н2). Какой объем кислорода был потрачен при этом?
- Какие объемы оксида серы (IV) и кислорода потребуются для получения 400кг оксида серы (VI) при производстве серной кислоты?
Тип задачи: Вычисление по химическим уравнениям массы вещества по известной массе одного из вступающих или образующихся в реакции веществ.
Условие:
Определить массу карбоната натрия, полученного при пропускании углекислого газа через раствор, содержащий 3,2 г гидроксида натрия.
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие. Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
m (NаОН)= 3,2г _____________ m (Nа2СО3) - ? | 2NаОН + СО2 = Nа2 СО3 + Н2 О |
2. По известной массе найти количество вещества;
ν = m / М M(NаОН)= 23+16+1 = 40г/моль
ν (NаОН) = 3,2г / 40г/моль = 0,8моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить количество второго вещества:
2NaОН- - - - - - - - - - Nа2СО3
2моль 1моль
0,8моль 0,4моль
4. Найти массу нужного вещества:
m = v • М М (Nа2СО3) = 23 ∙ 2 +12 +16 ∙ 3 = 106 г/моль
m (Nа2СО3) = 0,4моль • 106г/моль = 42,4г
Ответ: m (Nа2СО3) = 42,4г
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- При гашении негашеной извести было получено 3700г гидроксида кальция. Определить массу израсходованного оксида кальция.
- Сколько граммов гидроксида натрия необходимо взять для нейтрализации 49 г серной кислоты?
- Какая масса алюминия потребуется для восстановления железа из 6,4г оксида железа (III)?
- Определите массу осадка , образовавшегося при взаимодействии раствора, содержащего 8 г гидроксида натрия, с раствором сульфата меди.
- При взаимодействии меди с концентрированной серной кислотой выделился газ массой 3,2 г. Определить массу меди.
- Какая масса марганца выделится на катоде при электролизе раствора, содержащего 25,6 г хлорида марганца?
- Хватит ли 50 г водорода для получения 340г аммиака?
- Какая масса серной кислоты потребуется для растворения 10,2г оксида алюминия?
Тип задачи: Вычисление по химическим уравнениям массы вещества по известному объёму одного из вступающих или образующихся в реакции газообразных веществ.
Условие:
Определить массу карбоната натрия, полученного при пропускании 1,12л углекислого газа через раствор гидроксида натрия.
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие. Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
V(СО2)= 1,12л _______________ m (Na2СО3)- ? | 2NаОН + СО2 = Nа2СО3 + Н2О 1моль 1моль |
2. По известному объёму найти количество вещества:
V = V/Vm Vm= 22.4 л/моль
ν (СО2) = 1,12г / 22.4л/моль = 0,05моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить количество второго
вещества:
СО2 ---------- -Nа2СО3
1 моль --------- 1 моль
0,05моль ------ 0,05моль
4. Найти массу нужного вещества:
m = ν • М М(Nа2СО3) = 23∙2 + 12 + 1,6 ∙ 3 = 106г/моль
m (Nа2СО3) = 0,05моль • 106г/моль=5,3г
Ответ: m (Nа2СО3) = 5,3 г
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- При взаимодействии меди с концентрированной азотной кислотой выделился газ объемом 0,224л. Определите массу меди.
- При электролизе раствора поваренной соли выделился газ объемом 1,12л. Определите массу соли в растворе.
- Какая масса железа подверглась коррозии в нейтральной среде, если объем израсходованного кислорода составил 0,56л?
- Какую массу оксида серы (IV) можно получить при обжиге пирита 448л кислорода?
- Какая масса азота потребуется для получения 89,6 л аммиака?
Тип задачи: Расчеты по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Условие задачи:
Вычислите массу сульфата бария, выпавшего в осадок при сливании растворов, один из которых содержит 522г нитрата бария, а второй - 500г сульфата натрия.
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие. Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
m (Na2S04) = 500г m (Ва(NO3)2)= 522г _______________ m (ВаSО4)- ? | Na2S04 + Ва(NO3)2 = 2NaNO3 + ВаSО4 1моль 1моль 1моль |
2. По известной массе найти количество вещества:
ν = m/М М (Nа2SО4) = 23∙2 + 32+16∙4 = 142г/моль
М (Ва(NОз)2) = 137 + 14 • 2 + 16 • 6 = 261г/моль
ν (Nа2SО4) = 500г / 142г/моль = 3,5моль
ν (Ва(NОз)2) = 522г / 261 г/моль = 2моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить, какое вещество дано в
избытке и количество продукта реакции:
Na2S04 -------Ва(NO3)2 --------ВаSО4
1моль--------1моль-------------1моль
3,5моль -----2моль------------2моль
(избыток)
4. Найти массу нужного вещества:
m = ν • М М(ВаSО4) = 137 + 32 + 16 • 4 = 233г/моль
m (ВаSО4) = 2моль • 233г/моль = 466г
Ответ: m (ВаSО4) = 466г
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- Определить массу осадка полученного при сливании двух растворов содержащих 14,2г сульфата натрия и 13,05г нитрата бария.
- Определить массу гашеной извести, полученной при взаимодействии 560г оксида кальция и 540г воды.
- В 90 г воды растворили 20г оксида серы (VI). Определить массу полученной серной кислоты.
- Соединили раствор, содержащий 8г гидроксида натрия и 6,3г азотной кислоты. Определить массу образовавшейся соли и характер среды полученного раствора.
- Какая масса осадка образуется при пропускании 0,112л углекислого газа через известковую воду, содержащую 0,3г гидроксида кальция?
Тип задачи: Вычисление массы или объёма продукта, по известной массе исходного вещества, содержащего примеси.
Условие:
Какой объём оксида серы (IV) образуется при обжиге пирита массой 30г, который кроме сульфида железа FеS2 содержит 20% (по массе) примесей?
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие. Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
m (пирита) = 30 г ω (примес) =20% ____________ V(SO2) - ? | 4 FеS2 + 11 O2 = 2 Fe2O3 + 8 SO2 4моль 8моль |
2. Определить массу чистого вещества:
m (FеS2) = m(пирита) - m (примесей)
m (примесей) = m(пирита) • ω(примес) / 100%
m (примесей) = (30г • 20%) / 100% = 6г
3. По известной массе найти количество вещества:
ν = m / М М(FеS2) = 56 + 32∙2 = 120г/моль
ν(FеS2) = 24г / 120г/моль = 0,2моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить количество второго
вещества:
4 FеS2 ----------- 8 SO2
4моль ------------ 8моль
0,2моль ---------- 0,4молъ
4. Найти объём газообразного вещества:
V = ν • Vm ; Vm = 22.4 л/моль
V(SО2) = 0,4моль • 22.4 л/моль = 8,96л
Ответ: V(SО2) = 8,96л
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- Определить объем водорода, выделившегося при действии соляной кислоты на 40г технического алюминия, содержащего 5% примесей.
- Определить массу оксида кальция, полученного при разложении 300г известняка, содержащего 15% примесей.
- Какой объем газа выделится при действии концентрированной серной кислоты на образец технического свинца массой 60г, содержащий 7% примесей?
- Какую массу хлора можно получить при электролизе расплава 500г поваренной соли, содержащей 10% примесей?
- Определите массу оксида фосфора (V), полученного при сжигании 16 г фосфора, содержащего 14% примесей.
Тип задачи: Определение массовой (или объёмной) доли выхода продукта от теоретически возможного выхода.
Условие:
При действии раствора, содержащего в избытке азотную кислоту, на 100г медных стружек получили после выпаривания 250г безводной соли. Рассчитайте практический выход соли в процентах от теоретически возможного,
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие. Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
m (Сu) = 100г m(Cu(NO3)2) практ = 250г _________ η (Cu(NO3)2) - ? | ЗСu + 8НNO3 = ЗСu(NO3)2 + 4Н2О + 2NO |
2.По известной массе найти количество исходного вещества:
ν= m / М М(Сu) = 64г/моль
ν (Сu) = 100г / 64г/моль = 1,56моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить, какое вещество дано в
избытке и количество продукта реакции:
ЗСu--------- ЗСu(NO3)2
Змоль------ Змоль
1,56моль--- 1,56моль
4. Найти теоретическую массу нужного вещества:
m = ν • М М(Сu(NO3)2) = 64 + 14 • 2 + 16 • 6 = 188г/моль
m (Сu(NO3)2)теорет = 1,56моль • 188г/моль = 293,3г
5. Найти практический выход продукта:
η = (mпракт / mтеорет) ∙100%
η (Сu(NO3)2) = (250г / 293,3г) • 100% = 85,2%
Ответ: η (Сu(NO3)2) = 85,2%
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- При восстановлении 304г оксида хрома (III) алюминием был получен хром массой 96г. Определите практический выход продукта реакции.
- При электролизе расплава 745г хлорида калия был получен металл массой 300г. Определите практический выход продукта реакции.
- Определите практический выход продукта реакции, если из 44,8л азота был получен аммиак массой 60г.
- Определите практический выход продукта реакции, если при разложении 400г известняка был получен оксид кальция массой 180г.
- Для получения 20г меди путем электролиза раствора соли израсходовали 64г сульфата меди. Определите практический выход продукта реакции.
Тип задачи: Определение массы продукта по известному практическому выходу реакции.
Условие:
Определить массу аммиака, полученного из 5,6 кг азота, если практический выход реакции составил 65% от теоретически возможного.
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие. Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
m (N2) = 5.6кг = 5600г η (NH3) = 65% ________ m (NH3) - ? | N2 + ЗН2 = 2NН3 1моль 2моль |
2. По известной массе найти количество исходного вещества:
ν= m / М М(N2) = 14∙2 = 28г/моль
ν (N2)= 5600г / 28г/моль = 200моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить количество продукта реакции:
N2 --------- 2NН3
1 моль---------2моль
200моль------400моль
4. Найти теоретическую массу нужного вещества:
m = ν ∙ М М(NН3) = 14 + 1 • 3 = 17г/моль
m (NНз)теорт = 400моль • 17г/моль = 6800г = 6,8кг
5. Найти практическую массу продукта:
mпракт = (mтеорт • η) / 100%
m (NН3)практ = (6,8кг • 65%) / 100% = 4,42кг
Ответ: m (NН3)практ = 4,42кг
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- Какую массу гидроксида калия можно получить при электролизе раствора, содержащего 22г сульфида калия, если практический выход реакции составляет 90%?
- Определите массу железа, полученного при восстановлении 360г оксида железа (II) коксом, если практический выход продукта реакции составляет 85%.
- Определите массу оксида серы (IV), полученного при обжиге 1т пирита, содержащего 5% примесей, если практический выход продукта реакции составил 70%
- Определите массу аммиака полученного при взаимодействии 280г азота и 80 г водорода, если практический выход реакции составил 60%.
Тип задачи: Вычисление по химическим уравнениям массы вещества, если известна массовая доля в растворе одного из вступающих в реакцию веществ.
Условие:
К 40г раствора гидроксида натрия с массовой долей NаОН 15% прилили достаточное количество раствора сульфата меди. Определите массу выпавшего осадка.
Алгоритм решения:
1. Записать краткое условие, Составить уравнение реакции и определить по нему количества интересующих веществ.
Дано: | Решение: |
m (р-ра) = 40г ω(NаОН) = 15% ______________ m (Сu(ОН)2) - ? | 2NaОН + СuSО4 = Сu(ОН)2 + Na2SO4 |
2. Определить массу растворенного вещества:
m (в-ва) = (m(р-ра) • ω) / 100%
m(NаОН) = (40г • 15%) / 100% = 6г
3. По известной массе найти количество вещества:
ν = m / М М (NаОН) = 23 + 16 + 1= 40г/моль
ν (NаОН) = 6г / 40г/моль = 0,15моль
3. По соотношению в уравнении реакции определить количество второго
вещества:
2NаОН --------Сu(ОН)2
2моль ----------1 моль
0,15моль-------0,075моль
4. Найти массу нужного вещества:
m = ν ∙ М М (Сu(ОН)2) = 64 +16∙2+1∙2= 98г/моль
m (Си(ОН)2) = 0,075моль • 98г/моль = 7,35г
Ответ: m (Сu(ОН)2) = 7,35г
Задачи для внеаудиторной самостоятельной работы
- Через 200г 5%-го раствора гидроксида натрия пропустили оксид серы (VI). Определить массу образовавшегося сульфата натрия.
- Как изменится масса цинковой пластинки, помещенной в 160г раствора, содержащего 5% сульфата меди?
- Определить массу и объем газа выделившегося на аноде при электролизе 300г 20%-го раствора нитрата серебра.
- Какая масса гидроксида бария потребуется для нейтрализации 315 г раствора, содержащего 10% азотной кислоты.
- Соединили 270г 7%-го раствора нитрата цинка и 60г 15%-го раствора сульфида натрия. Определите массу образовавшегося осадка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии "Решение задач по химии"
Данный курс предоставляет возможность школьникам 9 - 11 классов пополнить знания, приобрести и закрепить навыки решения теоретических и практических задач....
Методические рекомендации по решению задач по химии.
В материале рассматриваются основные типы задач по хими с использованием основных понятий и законов....
решение задачи по химии по теме кремний химия 9 класс
химия 9 класс учебник страница 185 № 3 решение задачи по теме кремний...
Обучение первоклассников решению текстовых задач: методические рекомендации для студентов педколледжа (С.В. Грек)
Методические рекомендации «Обучение первоклассников решению текстовых задач» состоят из двух частей: теоретической и практической. Первая...
Методическая разработка для урока-практикума по решению задач по химии «Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей»
Задачи на вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей,- традиционный компонент самостоятельных, контрольных работ по химии в 8-11-х ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Решение систем линейных уравнений»
Методические указания для выполнения практического занятия «Решение систем линейных уравнений», по дисциплине: Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия, созданы в помощь студент...
Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)
Работа раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...