Методические рекомендации по решению задач по химии.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
В материале рассматриваются основные типы задач по хими с использованием основных понятий и законов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proporciya.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропорция – королева Химии.
Любовь к химии просыпается в наших учениках тогда, когда он может решить задачу сам.
Граница познания- 100 –ая задача. Самый трудный ученик 101-ую задачу сможет решить сам.
Уважаемые коллеги! Наберитесь терпения и решайте, решайте, и еще раз решайте. 80% всех химических задач можно решать при помощи банальной пропорции. Если ученик знает, что диагональ без Х – числитель, а с Х – знаменатель, он уже готов решать задачи. Теорию и решение задач надо развести в одной тетради с разных сторон.
Существует 20 типов задач. Предлагаю первые 5.
Решение задач с применением основных понятий и законов.
Тип 1.
15,8 г оксида меди нагрели в потоке водорода. По окончании нагревания оставшийся оксид и образовавшаяся медь весили 15г. Сколько молекул воды при этом образовалось?
Решение:
Составляем уравнение реакции:
t
CuO + H2 = Cu + H2O
Потеря в весе составляет 0,8 г (15,8 г – 15 г =0,8 г) и приходится на долю кислорода. Из этих данных рассчитываем количество образовавшихся молекул воды.
Из 16 г О образуется 1 моль или 6,02 * 1023 молекул воды
Из 0,8 г О образуется Х моль или Х молекул воды
Х= 0,8 * 6,02*1023 = 3,01*1022 молекул H2 O
16
Ответ: 3,01*1022 молекул H2 O
Тип 2.
100 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагрели до тех пор, пока прекратилось уменьшение веса. После нагревания вес остатка равен 69 г. Сколько карбоната натрия содержалось в исходной смеси?
Решение:
При нагревании смеси разлагается только гидрокарбонат натрия. Составляем уравнение реакции:
t
2 NaHCO3 = Na 2 CO3 + H2O + CO2
Уменьшение массы смеси на 31г (100г – 69 г = 31г) произошло за счет потери воды и углекислого газа.
По уравнению реакции уменьшение должно быть равно 62г ( 18г H2 O + 44г CO2) т.е. в 2 раза больше.
Следовательно: в процессе реакции разложилось не 2 моль гидрокарбоната, а 1 моль или 84 г NaHCO3.
На долю карбоната натрия в смеси приходится
100 г – 84 г = 16г
Ответ: 16 г Na 2 CO3.
Тип 3.
11,2 л аммиака пропустили через раствор, содержащий 24,5 г ортофосфорной кислоты. Какая соль при этом образовалась?
Решение:
Составляем возможные уравнения реакций:
- NH3 + H3 PO4 = (NH4) H2PO4
- 2 NH3+ H3 PO4 = (NH4)2 HPO4
- 3 NH3+ H3 PO4 = (NH4)3 PO4
Определяем количество моль аммиака, прошедшего через раствор кислоты.
11,2 л = 0,5 моль
22,4л
Определяем количество моль ортофосфорной кислоты:
H3 PO4 = 98 г
1*3+31+64
24,5 = 0,25 моль
98
Найдем соотношение числа моль аммиака и кислоты
0,5 : 0,25 = 2:1
Следовательно, правильным будет 2 –ое уравнение реакции.
Ответ: образовавшаяся соль (NH4)2 HPO4 – гидрофосфат аммония.
Тип 4.
Какой объем при нормальных условиях займет аммиак, полученный из смеси 75 г хлорида аммония и 105 г гидроксида кальция?
Решение:
Реакция протекает по уравнению:
75 г 105 г Х л
2 NH4CL + Ca(OH)2 = Ca CL2 + 2 NH3 + 2 H2O
2* 53,5г 74 г 2* 22,4 л
Если в пропорции известны массы всех 4-х веществ, то для определения массы вещества, находящейся в избытке, необходимо массу одного из веществ принять за Х, допустим Ca(OH)2.
107 г NH4CL – 44,8 л NH3
75 г NH4CL – Х л NH3
Х= 75*44,8 = 31,4 л
107
Ответ: объем аммиака равен 31.4 л.
Тип 5.
Найти простейшую формулу соединения следующего состава: цинка 40,4%, серы 19,9%, кислорода 39,7%.
Решение:
По условию задачи 100г неизвестного вещества содержит цинка 40,4 г, серы 19,9 г, кислорода 39,7 г.
Для нахождения простейшей формулы необходимо найти молярные соотношения:
65 г цинка – 1 моль
40,4 г цинка –Х моль
Х= 0,62 г/моль
32 г серы – 1 моль
19,9 г серы – Х моль
Х= 0,62 г/моль
16 г кислорода – 1 моль
39,7 г кислорода – Х моль
Х= 2,48 г/моль
Следовательно:
Zn: S:O = 0,62: 0,62 :2,48= 1:1:4
Отсюда простейшая формула ZnSO4.
Ответ: ZnSO4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по решению задач по физике
Методические рекомендации по решению задач по физике для студентов 1 курса. Рассматривается реешение задач по разделу "Молекулярная физика. Тепловые явления."...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...
Методические рекомендации при решении задач.
Для учащихся I курса ДВМУ...
Решение задач по химии (методические рекомендации для студентов)
В методической разработке представлены рекомендации, адресованные студентам профессиональной образовательной организации, обучающимся по программам подготовки КРС и ССЗ и осваивающим учебную дис...
Методические рекомендации при решении задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».
Алгоритмы решения задач на газовые законы...
методические рекомендации по решению 34 задачи по химии
Методические рекомендации по решению 34 задачи по химии...