Методические рекомендации по решению задач по химии.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
В материале рассматриваются основные типы задач по хими с использованием основных понятий и законов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proporciya.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропорция – королева Химии.
Любовь к химии просыпается в наших учениках тогда, когда он может решить задачу сам.
Граница познания- 100 –ая задача. Самый трудный ученик 101-ую задачу сможет решить сам.
Уважаемые коллеги! Наберитесь терпения и решайте, решайте, и еще раз решайте. 80% всех химических задач можно решать при помощи банальной пропорции. Если ученик знает, что диагональ без Х – числитель, а с Х – знаменатель, он уже готов решать задачи. Теорию и решение задач надо развести в одной тетради с разных сторон.
Существует 20 типов задач. Предлагаю первые 5.
Решение задач с применением основных понятий и законов.
Тип 1.
15,8 г оксида меди нагрели в потоке водорода. По окончании нагревания оставшийся оксид и образовавшаяся медь весили 15г. Сколько молекул воды при этом образовалось?
Решение:
Составляем уравнение реакции:
t
CuO + H2 = Cu + H2O
Потеря в весе составляет 0,8 г (15,8 г – 15 г =0,8 г) и приходится на долю кислорода. Из этих данных рассчитываем количество образовавшихся молекул воды.
Из 16 г О образуется 1 моль или 6,02 * 1023 молекул воды
Из 0,8 г О образуется Х моль или Х молекул воды
Х= 0,8 * 6,02*1023 = 3,01*1022 молекул H2 O
16
Ответ: 3,01*1022 молекул H2 O
Тип 2.
100 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагрели до тех пор, пока прекратилось уменьшение веса. После нагревания вес остатка равен 69 г. Сколько карбоната натрия содержалось в исходной смеси?
Решение:
При нагревании смеси разлагается только гидрокарбонат натрия. Составляем уравнение реакции:
t
2 NaHCO3 = Na 2 CO3 + H2O + CO2
Уменьшение массы смеси на 31г (100г – 69 г = 31г) произошло за счет потери воды и углекислого газа.
По уравнению реакции уменьшение должно быть равно 62г ( 18г H2 O + 44г CO2) т.е. в 2 раза больше.
Следовательно: в процессе реакции разложилось не 2 моль гидрокарбоната, а 1 моль или 84 г NaHCO3.
На долю карбоната натрия в смеси приходится
100 г – 84 г = 16г
Ответ: 16 г Na 2 CO3.
Тип 3.
11,2 л аммиака пропустили через раствор, содержащий 24,5 г ортофосфорной кислоты. Какая соль при этом образовалась?
Решение:
Составляем возможные уравнения реакций:
- NH3 + H3 PO4 = (NH4) H2PO4
- 2 NH3+ H3 PO4 = (NH4)2 HPO4
- 3 NH3+ H3 PO4 = (NH4)3 PO4
Определяем количество моль аммиака, прошедшего через раствор кислоты.
11,2 л = 0,5 моль
22,4л
Определяем количество моль ортофосфорной кислоты:
H3 PO4 = 98 г
1*3+31+64
24,5 = 0,25 моль
98
Найдем соотношение числа моль аммиака и кислоты
0,5 : 0,25 = 2:1
Следовательно, правильным будет 2 –ое уравнение реакции.
Ответ: образовавшаяся соль (NH4)2 HPO4 – гидрофосфат аммония.
Тип 4.
Какой объем при нормальных условиях займет аммиак, полученный из смеси 75 г хлорида аммония и 105 г гидроксида кальция?
Решение:
Реакция протекает по уравнению:
75 г 105 г Х л
2 NH4CL + Ca(OH)2 = Ca CL2 + 2 NH3 + 2 H2O
2* 53,5г 74 г 2* 22,4 л
Если в пропорции известны массы всех 4-х веществ, то для определения массы вещества, находящейся в избытке, необходимо массу одного из веществ принять за Х, допустим Ca(OH)2.
107 г NH4CL – 44,8 л NH3
75 г NH4CL – Х л NH3
Х= 75*44,8 = 31,4 л
107
Ответ: объем аммиака равен 31.4 л.
Тип 5.
Найти простейшую формулу соединения следующего состава: цинка 40,4%, серы 19,9%, кислорода 39,7%.
Решение:
По условию задачи 100г неизвестного вещества содержит цинка 40,4 г, серы 19,9 г, кислорода 39,7 г.
Для нахождения простейшей формулы необходимо найти молярные соотношения:
65 г цинка – 1 моль
40,4 г цинка –Х моль
Х= 0,62 г/моль
32 г серы – 1 моль
19,9 г серы – Х моль
Х= 0,62 г/моль
16 г кислорода – 1 моль
39,7 г кислорода – Х моль
Х= 2,48 г/моль
Следовательно:
Zn: S:O = 0,62: 0,62 :2,48= 1:1:4
Отсюда простейшая формула ZnSO4.
Ответ: ZnSO4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по решению задач по физике
Методические рекомендации по решению задач по физике для студентов 1 курса. Рассматривается реешение задач по разделу "Молекулярная физика. Тепловые явления."...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы
Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...
Методические рекомендации к решению математических задач на примере разложения многочлена на множители
Методические рекомендации к решению математических задач на примере разложения многочлена на множители для 7 классов по алгебре (базовый уровень)...
Методические рекомендации при решении задач.
Для учащихся I курса ДВМУ...
Решение задач по химии (методические рекомендации для студентов)
В методической разработке представлены рекомендации, адресованные студентам профессиональной образовательной организации, обучающимся по программам подготовки КРС и ССЗ и осваивающим учебную дис...
Методические рекомендации при решении задач по теме «Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы».
Алгоритмы решения задач на газовые законы...