Методические рекомендации по решению задач по химии.
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

В материале рассматриваются основные типы задач по хими с использованием основных понятий и законов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proporciya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пропорция – королева Химии.

Любовь к химии просыпается в наших учениках тогда, когда он может решить задачу сам.

Граница познания- 100 –ая задача. Самый трудный ученик 101-ую задачу сможет решить сам.

Уважаемые коллеги! Наберитесь терпения и решайте, решайте, и еще раз решайте. 80% всех химических задач можно решать при помощи банальной пропорции. Если ученик знает, что диагональ без Х – числитель, а с Х – знаменатель, он уже готов решать задачи. Теорию и решение задач надо  развести в одной тетради с разных сторон.

Существует 20 типов задач. Предлагаю первые 5.

Решение задач с применением основных понятий и законов.

Тип 1.

15,8 г оксида меди нагрели в потоке водорода. По окончании нагревания оставшийся оксид и образовавшаяся медь весили 15г. Сколько молекул воды при этом образовалось?

Решение:

Составляем уравнение реакции:

        t

CuO + H2 = Cu + H2O

Потеря в весе составляет 0,8 г (15,8 г – 15 г =0,8 г) и приходится на долю кислорода. Из этих данных рассчитываем количество образовавшихся молекул воды.

Из 16 г  О образуется 1 моль или 6,02 * 1023 молекул воды

Из 0,8 г О образуется Х моль или Х молекул воды

Х= 0,8 * 6,02*1023  = 3,01*1022 молекул H2 O

        16

Ответ: 3,01*1022 молекул H2 O

      Тип 2.

100 г смеси карбоната и гидрокарбоната натрия нагрели до тех пор, пока прекратилось уменьшение веса. После нагревания вес остатка равен 69 г. Сколько  карбоната натрия содержалось в исходной смеси?

        Решение:

При нагревании смеси разлагается только гидрокарбонат натрия. Составляем уравнение реакции:

        t

2 NaHCO3 = Na 2 CO3 + H2O + CO2

Уменьшение массы смеси на 31г (100г – 69 г = 31г) произошло за счет потери воды и углекислого газа.

По уравнению реакции уменьшение должно быть равно 62г ( 18г H2 O + 44г CO2) т.е. в 2 раза больше.

Следовательно: в процессе реакции   разложилось не 2 моль гидрокарбоната, а 1 моль или 84 г NaHCO3.

На долю карбоната натрия в смеси приходится

     100 г – 84 г = 16г

Ответ: 16 г  Na 2 CO3.

       Тип 3.

11,2 л аммиака пропустили через раствор, содержащий 24,5 г ортофосфорной кислоты. Какая соль при этом образовалась?

      Решение:

 

Составляем возможные уравнения реакций:

  1. NH3  + H3 PO4 = (NH4) H2PO4
  2. 2 NH3+ H3 PO4 = (NH4)2 HPO4
  3. 3 NH3+ H3 PO4 = (NH4)3 PO4

Определяем количество моль аммиака, прошедшего через раствор кислоты.

11,2 л   = 0,5 моль

22,4л

    Определяем количество моль ортофосфорной кислоты:

H3 PO4     = 98 г

1*3+31+64

                24,5   = 0,25 моль

                                                                      98

   Найдем соотношение числа моль аммиака и кислоты

                 0,5 : 0,25 = 2:1

 Следовательно, правильным будет 2 –ое  уравнение реакции.

  Ответ:  образовавшаяся соль  (NH4)2 HPO4 – гидрофосфат  аммония.

       Тип 4.

    Какой объем  при нормальных условиях займет аммиак, полученный из смеси 75 г хлорида аммония и 105 г гидроксида кальция?

Решение:

Реакция протекает по уравнению:

      75 г               105 г                           Х л

2 NH4CL  +   Ca(OH)2 =  Ca CL2  +  2 NH3 + 2 H2O

  2* 53,5г            74 г                          2* 22,4 л

Если в пропорции известны массы всех 4-х веществ, то для определения массы вещества, находящейся в избытке, необходимо массу одного из веществ принять за Х, допустим Ca(OH)2.  

107 г NH4CL – 44,8 л  NH3

75 г NH4CL – Х л   NH3

Х= 75*44,8   = 31,4 л

                                                                 107

Ответ: объем аммиака равен 31.4 л.

         Тип 5.

   Найти простейшую формулу соединения следующего состава: цинка 40,4%, серы 19,9%, кислорода 39,7%.

     Решение:

По условию задачи 100г неизвестного вещества содержит цинка 40,4 г, серы 19,9 г, кислорода 39,7 г.

Для нахождения  простейшей формулы необходимо  найти молярные соотношения:

65 г цинка – 1 моль

40,4 г цинка –Х моль

Х= 0,62 г/моль

32 г серы – 1 моль

19,9 г серы – Х моль

Х= 0,62 г/моль

16 г кислорода – 1 моль

39,7 г кислорода – Х моль

Х= 2,48 г/моль

Следовательно:

Zn: S:O = 0,62: 0,62 :2,48= 1:1:4

Отсюда простейшая формула   ZnSO4.

Ответ: ZnSO4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по решению задач по физике

Методические рекомендации по решению задач по физике для студентов 1 курса. Рассматривается реешение задач по разделу "Молекулярная физика. Тепловые явления."...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают  разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ОБУЧАЮЩИХСЯ по профессии «повар, кондитер» ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней птицы

Методические указания рекомендованы учащимся для закрепления теоретических знаний по предмету «Кулинария». Задачи охватывают  разделы программы ПМ Приготовление блюд из мяса и домашней...

Методические рекомендации к решению математических задач на примере разложения многочлена на множители

Методические рекомендации к решению математических задач на примере разложения многочлена на множители для 7 классов по алгебре (базовый уровень)...

Решение задач по химии (методические рекомендации для студентов)

В методической разработке представлены рекомендации, адресованные  студентам профессиональной образовательной организации, обучающимся по программам подготовки КРС и ССЗ и осваивающим учебную дис...