Адаптированная общеобразовательная программа по химии для слабовидящих.
рабочая программа по химии на тему
Рабочая программа по химии для слабовидящих: аннотация, программа, календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 117.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная организация | |
Полное наименование программы | Рабочая программа по химии |
Класс | 8 |
Автор разработчик рабочей программы | учитель химии |
М Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы. | Химия в основной школе изучается с 8 по 10 класс. Перераспределение учебного материала по годам обучения с 8 по 10 класс обусловлено увеличением на 1 год нормативного срока освоения образовательных программ основного общего образования в соответствии с рекомендациями по созданию специальных условий получения образования для детей с нарушениями зрения и с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учебный план на этом этапе образования составляет 136 учебных часа из расчета 2 часа в неделю. Рабочие программы адаптированы для работы со слабовидящими детьми в соответствии с рекомендациями по созданию специальных условий получения образования для детей с нарушениями зрения. Содержание курса направлено на формирование ценностно – смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования. |
Нормативная основа разработки программы | Закон РФ № 273«Об образовании в РФ». 29.12.2012г. РФ, Основная образовательная программа ГБОУ Школа № Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089, базовый уровень. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276). Учебный план ГБОУ Школы № Программа разработана на основе программы для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Н.Н. Гара - М.: Просвещение, 2013. |
Количество часов для реализации программы | Количество часов 68 (2 часа в неделю) |
Дата утверждения. Органы и должностные лица (в соответствии с Уставом организации), принимавшие участие в разработке, рассмотрении, принятии, утверждении рабочей программы. | Утверждено Согласовано |
Цель реализации программы | Создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по учебной дисциплине «химия» |
Используемые учебники и пособия | Учебник: Рудзитис Г.Е. Химия: 8 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. – М.: Просвещение, 2016. Гара Н.Н. Химия: задачник с «помощником»: 8-9 классы / Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2016. Рабочая тетрадь: Габрусева Н.И. Химия: рабочая тетрадь: 8 кл. / Н.И. Габрусева. – М.: Просвещение, 2016. Радецкий А.М. Химия: дидактический материал: 8-9 кл. / А.М. Радецкий. – М.: Просвещение. Боровских Т.А. Тесты по химии. Первоначальные химические понятия. Кислород. Водород. Вода, растворы. Основные классы неорганичесих соединений: 8 кл.: к учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2015. |
Используемые технологии | Проблемное обучение Информационно - коммуникационные Развивающее обучение Разноуровневое обучение Исследовательское обучение Игровое обучение |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Результаты освоения курса Личностными результатами обучения химии в основной школе являются:
Метапредметными результатами обучения химии в основной школе являются
Предметными результатами обучения химии в основной школе являются:
|
Методы и формы оценки результатов освоения | Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, экспресс-контроля, тестов, практических работ само и взаимоконтроля; итоговая аттестация – контрольная работа или итоговая тестовая работа. |
Рабочая программа по химии 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон РФ № 273«Об образовании в РФ». 29.12.2012г. РФ,
- Основная образовательная программа ГБОУ Школа № 1499.
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089, базовый уровень.
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
- Учебный план ГБОУ Школы № 1499 на 2016-2017 учебный год.
- Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Н.Н. Гара - М.: Просвещение, 2013.
Данная рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Особенности программы
Данная рабочая программа адаптирована для работы со слабовидящими детьми в соответствии с рекомендациями по созданию специальных условий получения образования для детей с нарушениями зрения и с учетом особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Темы: «Периодический закон и строение атома», «Строение вещества. Химическая связь» из тематического планирования 8 класса перенесена в 9 класс.
Перераспределение учебного материала по годам обучения с 8 по 10 класс обусловлено увеличением на 1 год нормативного срока освоения образовательных программ основного общего образования в школе-интернате для слабовидящих детей.
На изучение предмета в 8 классе отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. Из них 3 контрольных работы и 6 практических работ.
Содержание курса направлено на формирование ценностно – смысловой, образовательной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, социально-трудовой, компетенции личностного самосовершенствования.
Данная рабочая программа реализована в учебнике для общеобразовательных организаций авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана « Химия 8 класс»
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ХИМИИ
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской‚ творческой и других видах деятельности;
5) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
6) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств достижения этих целей, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;
5) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
6) умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
7) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;
8) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
9) формирование умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определённой сложности;
10) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека, в условиях возрастающей «химизации» многих сфер жизни современного общества; осознание химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
2) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
3) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии на уровне, доступном подросткам;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами,
происходящими в микромире атомов и молекул, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также обусловленность применения веществ особенностями их свойств;
5) приобретение опыта применения химических методов изучения веществ и их превращений: наблюдение за свойствами веществ, условиями протекания химических реакций; проведение опытов и несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
7) овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как
профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасно работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.
Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.
Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.
Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.
Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.
Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.
Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.
Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.
Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.
Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.
Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Коллекция нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Получение водорода в аппарате Кипа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Анализ воды. Синтез воды. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.
Лабораторные опыты.
Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакции. Разложение основного карбоната меди (II). Реакция замещения меди железом. Ознакомление с образцами оксидов.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II). Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.
Практические работы
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязнённой поваренной соли.
Получение и свойства кислорода
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов солей с определённой массовой долей растворённого вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».
Расчетные задачи
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации. Объёмные отношения газов при химических реакциях. Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству исходного вещества.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Первоначальные химические понятия | 31 |
2 | Кислород. Горение | 9 |
3 | Водород | 8 |
4 | Вода. Растворы | 7 |
5 | Важнейшие классы неорганических соединений | 13 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема урока | |
Тема 1: Первоначальные химические понятия | |||
1(1) | Предмет изучения химии. Вещества | ||
2(2) | Инструктаж по ТБ. Пр. р.№1 «Приемы обращения с химическим оборудованием» | ||
3(3) | Чистые вещества и смеси | ||
4(4) | Инструктаж по ТБ. Пр. р.№2 «Очистка загрязненной поваренной соли» | ||
5(5) | Физические и химические явления | ||
6(6) | Химические реакции | ||
7(7) | Молекулы и атомы | ||
8(8) | Вещества молекулярного и немолекулярного строения | ||
9(9) | Простые и сложные вещества | ||
10(10) | Химический элемент | ||
11(11) | Относительная атомная масса | ||
12(12) | Знаки химических элементов | ||
13(13) | Закон постоянства состава вещества | ||
14(14) | Химические формулы. Относительная молекулярная масса | ||
15(15) | Вычисление массовых отношений химических элементов в сложном веществе | ||
16(16) | Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе | ||
17(17) | Вывод химических формул по известным массовым долям элементов в сложном веществе | ||
18(18) | Валентность. Составление химических формул по валентности | ||
19(19) | Определение химической формулы по валентности | ||
20(20) | Атомно-молекулярное учение | ||
21(21) | Закон сохранения массы вещества | ||
22(22) | Химические уравнения | ||
23(23) | Химические уравнения | ||
24(24) | Типы химических реакций | ||
25(25) | Количество вещества. Моль. Молярная масса | ||
26(26) | Вычисление массы и количества вещества по известному количеству вещества или массе | ||
27(27) | Вычисления по химическим уравнениям | ||
28(28) | Закон Авогадро | ||
29(29) | Объёмные отношения газов при химических реакциях | ||
30(30) | Обобщение темы «Первоначальные химические понятия». | ||
31(31) | Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия» | ||
Тема 2: Кислород. Горение | |||
1(32) | Общая характеристика кислорода и нахождение в природе | ||
2(33) | Получение кислорода | ||
3(34) | Физические и химические свойства кислорода | ||
4(35) | Оксиды | ||
5(36) | Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе | ||
6(37) | Озон. Свойства и применение | ||
7(38) | Инструктаж по ТБ. Пр. р.№3 «Получение кислорода и изучение его свойств» | ||
8(39) | Воздух и его состав | ||
9(40) | Тепловой эффект химической реакции. Топливо и способы его сжигания | ||
Тема 3: Водород | |||
1(41) | Водород, его общая характеристика и нахождение в природе | ||
2(42) | Получение водорода | ||
3(43) | Свойства и применение водорода | ||
4(44) | Инструктаж по ТБ. Пр. р.№4 «Получение водорода и изучение его свойств» | ||
5(45) | Кислоты | ||
6(46) | Соли | ||
7(47) | Обобщение и повторение темы «Кислород. Водород» | ||
8(48) | Контрольная работа №2 по темам: «Кислород. Горение», «Водород» | ||
Тема 4: Вода. Растворы | |||
1(49) | Вода – растворитель. Растворы | ||
2(50) | Массовая доля вещества в растворе | ||
3(51) | Инструктаж по ТБ. Пр. р.№5 «Приготовление раствора с определенной массовой долей» | ||
4(52) | Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе | ||
5(53) | Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации | ||
6(54) | Вода | ||
7(55) | Проверочная работа по теме «Вода» | ||
Тема 5: Важнейшие классы неорганических соединений | |||
1(56) | Важнейшие классы неорганических веществ | ||
2(57) | Классификация оксидов. Способы получения оксидов | ||
3(58) | Свойства и применение оксидов | ||
4(59) | Состав оснований и их классификация. Получение оснований | ||
5(60) | Свойства и применение оснований | ||
6(61) | Состав кислот. Классификация и структурные формулы кислот | ||
7(62) | Свойства и применение кислот | ||
8(63) | Состав солей и их названия. Классификация солей | ||
9(64) | Способы получения солей | ||
10(65) | Свойства и применение солей | ||
11(66) | Генетическая связь неорганических веществ | ||
12(67) | Инструктаж по ТБ. Пр. р.№6 «Решение экспериментальных задач» | ||
13(68) | Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике для слабовидящих детей
Выпускная курсовая работа "Адаптированная рабочая программа по математике для слабовидящих детей"...

Рабочая программа учебного предмета география (по основным адаптированным общеобразовательным программам) индивидуальное обучение 6-9классы
Рабочая программа составлена для изучения географии с детьми - инвалидами ( ограниченными возможностями здоровья).Основное общее образование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ К АДАПТИРОВАННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 8 КЛАСС
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным ...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс ФГОС уч. Виленкин
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) расчитана на 5 часов в ...

Адаптированная рабочая программа по информатике для слабовидящих детей
Многолетняя практика обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей показала, что выпадение или серьезное нарушение функции зрения пагубным образом сказывается, прежде всего, в области информационн...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по химиии для обучающихся 8 класса с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разработана с учетом рекомендаций ПМПК, направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с задержкой пс...

Адаптированная основная общеобразовательная программа по химиии для обучающихся 9 класса с ограниченными возможностями здоровья
Составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8-11 классов...