Разработка урока по теме "Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
УМК Рудзитиса и Фельдмана
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
atomno-molekulyarnoe_uchenie.docx | 38.97 КБ |
atomno-molekulyarnoe_uchenie.pptx | 54.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».
Цель: систематизировать знания учащихся об атомах и молекулах, изучить основные положения атомно-молекулярного учения (АМУ). Продолжить формирование основных положений АМУ и на основе эксперимента подвести учащихся к выводу закона о сохранении массы веществ. Отметить важную роль М.В. Ломоносова в открытии закона. Показать научное и практическое значение этого закона.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания учащихся об основных положениях атомно – молекулярного учения с учетом физических законов. На основе эксперимента рассмотреть закон сохранения массы веществ. Дать краткие сведения об истории открытия закона и научной деятельности ученых в этой области. Рассмотреть значимость этого закона в химии.
Ход урока:
«Однажды созданная материя не увеличивается и не уменьшается. Материя не возникает вновь и не исчезает, она может лишь подвергаться изменениям»
Аристотель.
- Организационный момент
- Актуализация знаний учащихся
- Фронтальный опрос
- Что такое валентность?
- Перечислите элементы, имеющие постоянную валентность.
- Что такое индекс и что он обозначает?
- Дайте определение химической формуле.
- Работа учащихся самостоятельно по вариантам
Вариант №1 (Березин 8а, Зайченко 8 б)
- Определить неизвестную валентность элемента:
Сu2О; Н2S ; НgO ; Р2О5; Fe2O3
- Составить формулу, зная валентности химических элементов:
II III I V I
СО; NH; NaO; РСl; ВО
3. Найти Мr (Р2О5)
Вариант №2 (Воробьев, 8а, Кузнецова 8б)
- Определить неизвестную валентность элемента:
I
ZnS; Сu2S; ZnCl2; МgO; В2О3
2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:
I II V I
СuСl; LiO; AlO; РСl; КО
3. Найти Мr (Fe2О3)
Вариант №3 (Днепровский 8а, Теремков 8 б)
1. Определить неизвестную валентность элемента:
К2О; ZnO; N2О3; РbO2
2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:
I I IV
СаО; АlCl; RbO; NO
3. НайтиМr (Н2SO4)
Вариант №4 (Зайцев 8а, Таржимина 8б)
1. Определить неизвестную валентность элемента:
Аl2О3; НСl; СО; СО2; Fe2О3
2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:
I I V
AICl; ВаСl; NaO; CIO
3. Найти Мr (НNO2)
Вариант №5 (Кузько 8а, Гордиенко 8б)
1. Определить неизвестную валентность элемента:
Fe2О3 ; Мn2O5; СО; ZnCl2
2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:
V III I II III
РО; РН; AlCl; FeO; FeO;
3. Найти Мr (Н2СО3)
Вариант №6 (Павлов 8а, Губина 8б)
1. Определить неизвестную валентность элемента:
КСl; MgCl2; Аl2O3; NO2; NO
2. Составить формулу, зная валентности хим. элементов:
I I V
КО; ВаCl; AlBr; NO; СаО
3. Найти Мr (НNO3
- Предъявление нового материала.
- Атомно-молекулярное учение
Представление о том, что вещество состоит из отдельных, очень малых частиц, - атомная гипотеза – возникло еще в Древней Греции. Однако создание научно обоснованного атомно-молекулярного учения стало возможным значительно позже – в ХVIII-XIX веках, когда физика стала базироваться на точном эксперименте. В химию количественные методы исследования были введены М. В. Ломоносовым во второй половине ХVIII века
- Основные положения атомно-молекулярного учения
Основы атомно-молекулярного учения впервые были изложены Ломоносовым в так называемой корпускулярной теории строения вещества.
Согласно представлениям Ломоносова, все вещества состоят из мельчайших «нечувствительных» частичек, физически неделимых и обладающих способностью взаимного сцепления. Более мелкие «элементы» (атомы), а более крупные - «корпускулы» (молекулы). Каждая корпускула имеет тот же состав, что и все вещество. Химически разные вещества имеют и разные по составу корпускулы. Существуют корпускулы однородные и разнородные. Причиной различия веществ Ломоносов считал не только различие в составе корпускул, но и различное расположение элементов в корпускуле.
Ломоносов подчеркнул, что корпускулы движутся согласно законам механики и сталкиваясь друг с другом изменяются. Поэтому химические превращения должны изучаться не только методами химии, но и методами физики и математики.
С тех пор прошло более 200 лет, когда жил и работал Ломоносов, его идеи о строении вещества прошли всестороннюю проверку, и их справедливость была полностью подтверждена.
В настоящее время на атомно-молекулярном учении базируются все наши представления о строении материи, о свойствах веществ и о природе физических и химических явлений. Так, например, теперь известно, что не все вещества состоят из молекул.
1.Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением.
2.Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. Наибольшие расстояния имеются между молекулами газов. Этим объясняется их легкая сжимаемость. Труднее сжимаются жидкости, где промежутки между молекулами значительно меньше. В твердых веществах промежутки еще меньше, поэтому они почти не сжимаются.
3.Молекулы находятся в непрерывном движении. Скорость движения молекул зависит от температуры, чем выше температура, тем выше скорость движения молекул.
4.Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания. В наибольшей степени эти силы выражены в твердых веществах, в наименьшей – в газах.
5.Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами.
6.При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются
7.У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. Связи между молекул слабые и при нагревании разрушаются. Поэтому вещества с молекулярным строением имеют низкие температуры плавления.
8.У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы. Между этими частицами существуют сильные химические связи, для разрушения которых потребуется много энергии. Поэтому эти вещества имеют высокие температуры плавления.
Объяснение физических и химических явлений с точки зрения атомно-молекулярного учения
Физические и химические явления получают объяснения с позиций атомно-молекулярного учения. Так, например, процесс диффузии, объясняется способностью молекул (атомов, частиц) одного вещества проникать между молекулами (атомами, частицами) другого вещества. Это происходит потому, что молекулы (атомы, частицы) находятся в непрерывном движении и между ними имеются промежутки.
Сущность химических реакций заключается в разрушении химических связей между атомами одних веществ и в перегруппировке атомов с образованием других веществ.
2.Закон сохранения массы веществ.
- Выполнение эксперимента
На основе атомно-молекулярного учения приходим к выводу, что сущность химических реакций заключается в разрушении химической связи между атомами одних веществ и в перегруппировке атомов с образованием других веществ. Атомы при химических реакциях сохраняются, значит должна сохраняться и масса каждого из них в отдельности, следовательно, должна сохраняться и масса всех атомов вместе взятых. А значит, что продукты любых химических реакций должны весить столько же, сколько весили исходные вещества. Но, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Необходимо провести опыт, доказывающий наш вывод.
Вывод: масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ в результате реакции.
Вывод является формулировкой закона сохранения массы веществ.
- История открытия закона.
Положение, которое звучит так: «Все изменяется, но ничто не исчезает» принималось за аксиому уже 500 лет до н.э. Оно в течение долгого времени сопутствовало человечеству, как умозаключение. Аристотель писал: «Однажды созданная материя не увеличивается и не уменьшается. Материя не возникает вновь и не исчезает, она может лишь подвергаться изменениям». Мысль о сохранении вещества высказывается в трудах многих ученых. Но все они его принимали за гипотезу, не подтверждая опытами.
Одним из первых ученых, поставивших опыты, был знаменитый английский химик Роберт Бойль (имя записывается на доске и в тетради), прокаливает металл. Он их взвешивал до и после нагревания, но масса металла становила больше. Основываясь на этих опытах, он не учёл роль воздуха. Бойль сделал вывод, что масса веществ в результате химической реакции изменяется, что было неправильно. Он говорил, что есть «какая-то огненная материя», которая при нагревании металла соединяет с ним, и за счёт этого увеличивается масса.
В отличие от Роберта Бойля М. В. Ломоносов, (имя записывается на доске и в тетради) прокаливал металл в запаянных ретортах, взвешивал их до и после прокаливания, масса оставалась неизменной. Ломоносов сделал вывод, что при прокаливании к металлам присоединяется какая-то часть воздуха. Результаты своих опытов он сформулировал так: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому. Так, еже ли где убудет материи, то умножиться в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимает…». Эту формулировку Ломоносов дал в 1748 году.
В настоящее время этот закон звучит так: «Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ в результате реакции».
Естественно, не только Ломоносов думал над этой проблемой. Независимо от него, но чуть позже, в 1789 году закон сохранения массы веществ был установлен французским химиком Антуаном Лораном Лавуазье (имя записывается на доске и в тетради).
- Значение закона
- Открытие закона нанесло серьезный удар флагистонной теории и религии.
- Способствовало дальнейшему развитию химии, как науки.
- На основе этого закона проводят практически важные расчеты.
- На основе закона сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций.
- Закрепление.
- Фронтальная беседа
- Перечислите основные положения атомно-молекулярного учения.
- Кем и когда был открыт закон сохранения массы веществ?
- Назовите имена ученых, которые причастны к открытию закона.
- Дайте определение закону сохранения массы веществ.
- Решение задач на закон сохранения массы веществ
Задача: При разложение 44,4 г малахита образуется 32 г СuO и 3,6 г воды Н2О. Какая масса углекислого газа СО2 образуется? (Слайд № 20)
Дано: Решение:
m (малахита)=44,4 г Т.к. по закону сохранения массы веществ, масса вступивших
веществ равна
m (H2O)=3,6 г массе образовавшихся.
m (СuO)=32 г m (малахита)= m (СO2)+ m (H2O)+ m (СuO)
Отсюда следует, что: m (СO2)= m (малахита)- m (СuO) - m(H2O)
m (СO2)= 44,4-32-3,6=8,8 г
m (СO2)= ? Ответ: m (СO2)= 8,8 г
Задача. При нагревании Ag2O образовалось 43,2 г Ag и 3,2 г O2. Какая была масса разложившегося оксида? (Слайд № 21)
- Домашнее задание.(Слайд № 21)
§ 13-14, стр 42 ( вопросы 1-3)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Однажды созданная материя не увеличивается и не уменьшается. Материя не возникает вновь и не исчезает, она может лишь подвергаться изменениям » Аристотель.
Основные положения атомно-молекулярного учения 1.Существуют вещества с молекулярным и немолекулярным строением. 2.Между молекулами имеются промежутки, размеры которых зависят от агрегатного состояния вещества и температуры. 3.Молекулы находятся в непрерывном движении. 4.Между молекулами существуют силы взаимного притяжения и отталкивания.
5.Атомы одного вида отличаются от атомов другого вида массой и свойствами. 6.При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических, как правило, разрушаются 7.У веществ с молекулярным строением в твердом состоянии в узлах кристаллических решеток находятся молекулы. 8.У веществ с немолекулярным строением в узлах кристаллических решеток находятся атомы или другие частицы.
Закон сохранения массы масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ в результате реакции.
« Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупляется к другому. Так, еже ли где убудет материи, то умножиться в другом месте; сколько часов положит кто на бдение, столько же сну отнимает…».
Значение закона Открытие закона нанесло серьезный удар флагистонной теории и религии. Способствовало дальнейшему развитию химии, как науки. На основе этого закона проводят практически важные расчеты. На основе закона сохранения массы веществ составляют уравнения химических реакций.
Задача: При разложение 44,4 г малахита образуется 32 г С uO и 3,6 г воды Н 2 О. Какая масса углекислого газа СО 2 образуется?
При нагревании Ag 2 O образовалось 43,2 г Ag и 3,2 г O 2 . Какая была масса разложившегося оксида?
Домашнее задание § 13-14, стр 42 ( вопросы 1-3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Закон сохранения массы веществ"
Разработка содержит презентацию урока и технологическую карту...
Методическая разработка урока химии по теме: "Закон сохранения массы веществ". 8 класс.
Практико-значимый проект, с применением ИКТ и здоровьесберегающих технологий на различных этапах урока....
Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения
Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...
Конспект урока: «Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».
Тема урока: «Атомно – молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ».Цель: систематизировать знания учащихся об атомах и молекулах, изучить основные положения атомно-молекулярного учения (АМУ). ...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе. Тема: "Закон сохранения массы вещества"
Данная методическая разработка посвящена изучению закона сохранения массы и составлению на его основе уравнений химических реакций. Разработка может быть полезна, преподавателям химии, осуществляющим ...
Технологическая карта проблемно-диалогического урока химии в 8 классе. Тема урока "Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций"
Содержание урока позволяет сформировать понятие закона сохранения масс, научить составлять уравнения реакций. Использование проблемно-диалогического метода, обеспечивает творческое усвоение знаний уча...