Методическая разработка урока по химии в 8 классе. Тема: "Закон сохранения массы вещества"
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
Данная методическая разработка посвящена изучению закона сохранения массы и составлению на его основе уравнений химических реакций. Разработка может быть полезна, преподавателям химии, осуществляющим обучение по УМК О.С. Габриеляна «Химия – 8», издательства «Дрофа». Разработка включает в себя технологическую карту урока, презентацию к уроку и самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass._zakon_sohraneniya_massy_veshchestva.rar | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Карасинская ООШ имени Шарафутдинова З.Т.»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
План-конспект урока по химии
в 8 классе
по теме:
«Закон сохранения массы вещества.
Химические уравнения».
Учитель биологии-химии
Зайнеева Лейсан Вахитовна.
2015год.
Тема: Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.
Цель урока:
- дать понятие об уравнениях химической реакции, реагентах, продуктах реакции.
Задачи урока:
Образовательные:
- Рассмотреть и объяснить значение закона сохранения массы веществ в химии как одной из форм научных знаний о природе.
- Раскрыть роль ученых-химиков (Р. Бойль, А. Лавуазье, М.В. Ломоносов) в открытии этого закона.
- Продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятий «химическая реакция» и «химическое уравнение».
- Способствовать формированию умений составлять уравнения химических реакций.
Развивающие:
- Продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций.
- Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая правила техники безопасности.
- Начать формирование навыков составления химических уравнений.
- Создавать условия для развития познавательного интереса.
Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность, аккуратность, организованность.
- Прививать интерес к химии, расширить кругозор учащихся.
Методы: частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.
Тип урока: комбинированный, с элементами проблемного обучения
Метапредметные связи: биология, физика, математика, история.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: ПК, экран, презентация, карточки с заданиями, весы, 2 стаканчика, лист самооценки учащегося.
Реактивы: растворы BaCl2 и Na2SO4, HCl, мел.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2008г.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны:
- Знать формулировку закона сохранения массы веществ, его значение, понимать смысл уравнений химических реакций, значение коэффициентов в химических уравнениях;
- Уметь применять закон сохранения массы веществ, при написании уравнений, расставлять коэффициенты в уравнениях, проводить опыты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к работе на уроке, желает успехов.
II. Актуализация изученных знаний:
Проверяемые понятия: химическое явление, физическое явление, индекс, химическая формула, признаки и условия химических реакций.
Каждый учащийся получает карточки, с индивидуальными заданиями. Один ученик работает у доски. (Приложение №1)
III. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, вы уже научились выражать состав веществ с помощью физических формул, научились составлять химические формулы. А теперь вам необходимо научиться записывать сам химический процесс. (Слайд № 2)
-Ребята, что вы видите? (Ответы…) Правильно, это запись. Запись, которая показывает химическую реакцию с помощью формул и коэффициентов.
Учитель подводит учащихся к выводу, что химический процесс записывается условно с помощью уравнений химических реакций. (Слайд №3)
Читают определение и записывают в тетрадь.
В уравнении химической реакции различают реагирующие вещества (или исходные вещества) и продукты реакции (т.е. образовавшиеся вещества).
При составлении уравнения химической реакции формулы исходных веществ записывают в левой части уравнения, а формулы продуктов реакции – в правой. Между двумя частями ставится знак равенства.
(слайд №4) С + О2 = СО2
Данная запись означает, что при взаимодействии 1 молекулы (или 1 атома) углерода с 1молекулой кислорода образуется 1 молекула углекислого газа.
Теперь рассмотрим реакцию образования воды:
2H2+ O2 = H2O (слайд № 4)
-Прочитайте запись этой реакции. ( При взаимодействии 2 молекул водорода с 1 молекулой кислорода образуется 2 молекулы воды)
Вопрос: Почему именно такие соотношения веществ?
Все явления, происходящие вокруг нас, все объекты живой и неживой природы подчиняются законам природы, которые вам предстоит узнать и постичь. Одним из таких законов является закон сохранения массы веществ. Химические уравнения записывают на основе этого закона, открытого М.В. Ломоносовым в 1756 году. Демонстрация портрета ученого. Сообщение ученика о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. (Слайд № 5-9)
Результаты своих опытов в 1748 году Ломоносов сформулировал в виде закона. Современная формулировка этого закона звучит так:
«Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее». (Слайд № 10)
(Работа с пластилиновыми моделями)
Вывод: Материальными носителями массы веществ являются атомы химических элементов, т.к. они при химических реакциях не образуются и не разрушаются, а происходит их перегруппировка, то становится очевидным справедливость этого закона.
Таким образом, при записи химического уравнения реакции число атомов одного элемента в левой части уравнения должно быть равно числу атомов этого элемента в правой части уравнения. Уравнивают число атомов с помощью коэффициентов.
Вспомните, что такое коэффициент и индекс. (Слайд № 11)
-Ребята, чтобы подтвердить правильность закона сохранения массы вещества, сейчас вам предстоит выполнить лабораторный опыт и объяснить ее результаты.
Задания на карточках. (Приложение №3).
Вывод №1: в первом опыте все продукты остались в стаканчике, а во втором – образовался газ, который улетучился.
Вывод №2: один из продуктов реакции улетучился, поэтому наблюдается уменьшение массы продуктов реакции.
Учитель: Уменьшение массы веществ после реакции возможно только в том случае, если один из продуктов её не замечен и не измерен, чаще всего такими веществами являются пары и газы.
Физ. Минутка.
Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород.
Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый.
Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород.
Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.
Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами научимся сами составлять уравнения химических реакций. Что вы видели во втором опыте? (Взяли мел, налили соляную кислоту, выделяются пузырьки газа)
Вначале с помощью химических формул записываем схему наблюдаемого превращения (Слайд №12):
CaCO3+ HCI→CaCI2 + H2O + CO2↑
Реагенты Продукты
Уравняем левую и правую части уравнения с помощью коэффициентов. (Объяснение учителя)
CaCO3+ 2HCI→CaCI2 + H2O + CO2↑
Для составления химических уравнений необходимо соблюдать ряд последовательных действий и знать несложные правила. С этими правила вам необходимо просмотреть, изучить при подготовке к следующему уроку. (Учебник стр.143-145)
V. Домашнее задание. (Слайд №13)
1. Изучить п.27 (правила расстановки коэффициентов)
2. Решить задачи № 1,2 (а, б, в), 3(а, б) с.145.
(На «3» - один №, на «4» -два №, на «5» -все три №).
VI. Закрепление.
Для закрепления полученных знаний выполним самостоятельную работу. (Один учащийся выполняет на доске). Приложение №4
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах:
Ba + O2 → BaO
Al + Br2 → AlBr3
H2O → H2 + O2
2. Составьте уравнение реакции:
Фосфор + Кислород = оксид фосфора (Р2О5)
VII.Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Что вы узнали сегодня на уроке?
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия. Приложение №5.
Учитель: Ребята, мы сегодня приоткрыли дверцу в мир новых знаний. Еще много нового нам предстоит узнать и постичь. Желаю вам успехов.
Приложение №1
Карточка №1
1. Разделите приведенные явления на физические и химические:
– процесс фотосинтеза,
– горение угля,
– образование ржавчины,
– испарение воды,
– сгибание гвоздя.
2. Рассчитайте массовую долю калия в гидроксиде калия.
Карточка №2.
1. Разделите приведенные явления на физические и химические:
– дробление сахара,
- сжигание бензина,
– скисание молока,
– таяние мороженного
– плавление парафиновой свечи.
2. Вычислите относительно молекулярную массу нитрата магния.
Карточка №3.
1. Разделите приведенные явления на физические и химические:
-горение костра,
-таяние льда,
-сгибание гвоздя,
-растворение сахара,
-приготовление яичницы.
2. Рассчитайте относительную молекулярную массу для следующих веществ:
Na2CO3; Р205; АI203.
Карточка №4.
- Перечислите признаки химических реакций.
- Вычислите относительно молекулярную массу карбоната калия.
Приложение №2.
Сообщение №1.
Сегодня мы совершим научное открытие, а для этого перенесемся в 18-й век в лабораторию великого русского ученого М.В. Ломоносова. Михаил Васильевич Ломоносов пытался понять, что происходит с массой веществ, вступающих в химические реакции. В течение тысячелетий люди верили в то, что вещество может бесследно исчезать, а также возникать из ничего. О природе материи задумывались философы древней Греции Аристотель, Эпикур, более современные ученые, такие как Роберт Бойль. Бойль проделал множество опытов по прокаливанию металлов, и всякий раз масса окалины оказывалась больше массы прокаливаемого металла. Вот что записал учёный после одного из своих опытов в 1673 году: «После двух часов нагревания был открыт запаянный кончик реторты, причём в неё ворвался с шумом наружный воздух. По нашему наблюдению при этой операции была значительная прибыль в весе …»
Сообщение №2.
Ломоносов внимательно изучил труды ученого Роберта Бойля, который считал, что масса веществ в результате химических реакций изменяется.
Но ученые, на то и ученые, что они ничего не принимают на веру, все подвергают сомнению и проверке. С 1748 по 1756 гг. Ломоносов проделал огромную работу. Он, в отличии от Р. Бойля, прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах, взвешивая их до и после реакции. Ломоносов доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной. Результаты своих опытов в 1748 году Ломоносов сформулировал в виде закона.
Сообщение №3.
Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.
Приложение № 3
Лабораторный опыт «Закон сохранения массы веществ»
Опыт 1.
- Взвесьте 2 стаканчика с растворами BaCl2 и Na2SO4 .
- Перелейте раствор Na2SO4 в раствор BaCl2 . Что произошло при сливании растворов?
- Взвесьте оба стаканчика.
- Сделайте вывод. Изменилась ли масса веществ?
Опыт 2. Соблюдайте Технику безопасности! Осторожно, кислота!
- Взвесьте кусочек мела и соляную кислоту (HCl)
- Положите кусочек мела в кислоту. Что наблюдается при соприкосновении мела с кислотой?
- Взвесьте массу после реакции
- Сделайте вывод. Изменилась ли масса веществ?
Приложение №4
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах: 2. Составьте уравнение реакции: Фосфор + Кислород = оксид фосфора (Р2О5) |
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах: 2. Составьте уравнение реакции: Фосфор + Кислород = оксид фосфора (Р2О5) |
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах: 2. Составьте уравнение реакции: Фосфор + Кислород = оксид фосфора (Р2О5) |
1.Расставьте коэффициенты в приведенных схемах: 2. Составьте уравнение реакции: Фосфор + Кислород = оксид фосфора (Р2О5) |
Приложение №5.
Оцени свою деятельность на уроке в соответствии с описанными критериями самооценки.
Лист самооценки учащегося.
Критерии самооценки.
1. Работал увлеченно. Узнал много нового. Многому научился.
2. Работал с интересом. Узнал что-то новое. Остались вопросы.
3. Работал, по тому, что задано. Узнал кое-что новое. Ничему не научился.
4. Делал вид, что работал. Ничего не узнал.
Технологическая карта к уроку:
«Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения».
САМОАНАЛИЗ УРОКА В 8 КЛАССЕ
по теме: «Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения»
.
УРОК № 39.
РАЗДЕЛ: «Изменения, происходящие с веществами».
1.ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА.
В 8 классе обучается 4 учащихся.
С классом работаю второй год.
Успеваемость за две четверти 2015-2016 учебного года- 100%.
Ребята в классе работоспособные.
2.ТИП УРОКА.
Проведенный урок – комбинированный с использованием проблемных вопросов. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (слайды презентации), частично-поисковый метод (для подтверждения правильности закона сохранения массы вещества).
3.ЗАДАЧИ УРОКА.
Мною были поставлены следующие задачи к уроку:
Образовательные: рассмотреть и объяснить значение закона сохранения массы веществ в химии как одной из форм научных знаний о природе. Раскрыть роль ученых-химиков (Р. Бойль, А. Лавуазье, М.В. Ломоносов) в открытии этого закона. Продолжить изучение физических и химических явлений с введением понятий «химическая реакция» и «химическое уравнение». Способствовать формированию умений составлять уравнения химических реакций.
Развивающие: продолжить развивать творческий потенциал личности учащихся через создание ситуации проблемного обучения, наблюдения, проведения опытов химических реакций. Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдая правила техники безопасности. Начать формирование навыков составления химических уравнений. Создавать условия для развития познавательного интереса.
Воспитательные: Воспитывать наблюдательность, аккуратность, организованность. Прививать интерес к химии, расширить кругозор учащихся.
4.СТРУКТУРА УРОКА.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ-1 минута.
Включает в себя приветствие учеников, проверка готовности к уроку, нацелен на организацию работы учеников.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ-6 минут.
Задача - выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы. Чтобы определить уровень знаний учеников за короткий промежуток времени, я пригласила одного из них к доске, остальные три решали за партой. Для этого я подготовила индивидуальные карточки с заданиями.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА-25 минут.
Изучать новое я начала, основываясь уже имеющиеся знания учащихся. Они умеют выражать состав веществ с помощью физических формул, научились составлять химические формулы. Определи задачу урока: необходимо научиться записывать сам химический процесс. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. Новые понятия и схемы реакций предлагались учащимся по слайдам презентации. Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. На уроке имеет место лабораторный опыт, который способствует выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Установление метапредметных связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Имеется связь с биологией (химические реакции в живых организмах), физикой (физические свойства веществ, физические явления), математика (вычислительные навыки), история (даты и события из жизни ученых). На уроке используются здоровье сберегающие технологии, проводится физ. минутка, для того чтобы учащиеся смогли отодвинуть усталость и избежать переутомления.
ЗАПИСЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ- 2 минута.
Этот этап проведен раньше, т. к. дети часто в конце урока не записывают домашнее задание в дневник. В организации домашнего задания использован дифференцированный подход, что позволяет возможность свободного выбора ими посильного задания.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ-5 минут.
Учащимся удалось применить полученные знания, при составлении уравнений химических реакций.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА-2 минуты.
Комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
РЕФЛЕКСИЯ – 2 минуты.
Учащиеся старались оценить собственную деятельность на уроке. Это поможет им зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей деятельности.
Урок прошел по плану, что запланировано сделать было выполнено.
Поставленные триединые цели и задачи (образовательные, развивающие и воспитательные) были достигнуты.
На уроке были применены разнообразные приемы работы учителя и учащихся.
Со стороны учителя это: беседа, опрос устный и письменный, использование дидактического материала - презентация.
Со стороны учащихся это: сообщения, слушание, комментирование, объяснение, записи в тетрадь. Контроль усвоения знаний, умений и навыков был организован на всех этапах урока. На уроке имеется связь изучаемого материала с предыдущим и последующим, наличие закрепления, повторения и обобщения материала, сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения. Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвала, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы. В целом класс был настроен на учебный процесс позитивно. Поставленные цели были достигнуты.
ЗАДАЧИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Повышение уровня знаний учащихся, повышение интереса к предмету, развитие индивидуальных способностей учащихся, их творчества, через индивидуальный подход. Развитие познавательной деятельности и активности на уроке, воспитание сознательного, мотивированного отношения к изучению химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии 8 класс и презентация на тему "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Фихические свойства"
В конспекте урока и на слайдах презентации представлен материал для первого урока по теме "Оксиды"....
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Очистка загрязнённой поваренной соли"
Методическая разработка раздела образовательной программыпо химии Тема раздела: «Биологически активные органические соединения»Количество часов: 4Класс: 10УМК:-...
Методическая разработка урока по ИЗО 7 класс: «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла»
Программа: Изобразительное искусство. Т.Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, В. И.Колякина, Л. В. Неретина, Г. А. Поровская.Цели: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуман...
Методическая разработка урока по Общей биологии на тему: Законы Менделя
Данная тема включает в себя большой объём материала, который необходимо изучить, систематизировать и обобщить за одно занятие. В связи с этим на разработанном мною занятии целесообразно ...
Презентация к методической разработке урока по общей биологии на тему: Законы Менделя
Дополнение к уроку по теме: Законы Менделя. Очень обширный материал с примерами решения генетических задач....
Разработка урока по теме "Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ"
УМК Рудзитиса и Фельдмана...
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения"
Методическая разработка урока по химии 8 класс "Степень окисления. Бинарные соединения". Урок разработан к УМК О.С. Габриелян и соответствует Федеральным государственным образовательны...