Конспект урока "химические реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Конспект урока по химии 8 класс по теме "Химические реакции" с использованием технологии "французкие мастерские"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himicheskie_reaktsii.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок химии в 8 классе с использованием технологии
«Мастерская построения новых знаний».
Тема: «Химические реакции»
УМК О.С.Габриеляна.
Цель урока: ввести понятие о химической реакции.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать определение химической реакции; изучить признаки и условия протекания химических реакций, их использование и значение в жизни человечества.
Развивающие: развивать творческие и исследовательские способности учащихся, используя технологию проблемного обучения; умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, говорить и высказывать свои мысли; умения самостоятельной работы с дополнительной информацией; умения работать в группах и индивидуально.
Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к познанию и к предмету химии; чувство взаимного уважения между ребятами, самоуважения, самовоспитания; создать положительную психологическую атмосферу.
Тип урока: нетрадиционный (мастерская построения новых знаний)
Методы: проблемно- поисковый, исследовательский.
Формы: чередование индивидуальной, групповой и коллективной работы.
Оборудование: выставка предметов «Химия вокруг нас»; инструктивные карточки; презентация, признаками химических реакций; набор реактивов для выполнения лабораторных опытов (см инструкцию).
Ход урока:
I. Организационная часть
(Цель: создать положительную эмоциональную атмосферу, настроить и организовать учащихся).
- Сегодня у нас необычный урок- творческая мастерская построения новых знаний. Вам предоставляется роль мастеров. Каждый из вас постарается показать свои творческие способности, умения работать самостоятельно, в группах, совершенствовать свои исследовательские способности.
В мастерской отсутствует оценка, соревнование, соперничество. Здесь каждый вправе говорить, как он думает. И мы должны отнестись к этому с пониманием. Мне отводится роль мастера мастеров. Я немножечко буду помогать вам стать мастерами.
II. Повторение
(Цель: закрепить понятия о веществе, явлениях; создать эмоциональную разрядку и в игровой форме разделить учащихся на новые группы).
Каждый стол имеет название (простое вещество, сложное вещество, физические явления, химические явления).
Игра «Составь из частей целое»
( На столах разложены разноцветные фигурки из картона разного цвета, на обратной стороне которых записаны примеры простых веществ, сложных веществ, физических и химических явлений).
- Возьмите по одной фигурке и «поместите» их в свою группу. Минуточку подумайте и, не толкаясь, перемещаемся к нужному вам столу.
- А проверить очень просто: за каждым столом из частей должна собраться какая- то целая фигура, причем одного цвета.
Молодцы!
III. Индукция (наведение)
(Цель: создать эмоциональный настрой на урок, вызвать интерес к последующей работе)
Слайды презентации: химических явлений (реакций)
- горение дров в костре,
- горение бытового газа,
- горение свечи,
- сквашивание молока,
- фотосинтез,
- окисление медной посуды,
- открытая бутылка с газированной водой,
- горение бенгальского огня.
- Ребята, как вы думаете, каким общим словом можно назвать все продемонстрированные процессы?
Предполагаемый ответ: химические явления или химические реакции.
IV. Построение новых знаний.
- Итак, тема нашего урока «Химические реакции». (По ходу урока делаются основные записи в тетради).
- Это понятие и будет служить объектом нашего исследования.
- Какой проблемный вопрос здесь возникает? Что нам нужно узнать?
Предполагаемый ответ: что такое химическая реакция, что происходит при химической реакции, ее главные отличия от физических явлений.
- Давайте вместе сформулируем цель и задачи нашего исследования.
(Учитель только помогает, направляет).
Цель: ввести понятие о химической реакции как главном объекте химии
Задачи:
- сформулировать определение химической реакции,
- изучить сущность возникновения и протекания химических реакций,
- определить, что происходит при химической реакции,
- научиться применять полученные знания в жизни.
Решение проблемы. Выполнение лабораторного опыта.
- Сейчас вы выступите в роли юных исследователей- мастеров, работающих в химической лаборатории. Ваша задача: проделать опыты, которые описаны в инструкции. Устно ответить на вопросы 1 пункта инструкции. Не забывайте о правилах безопасного выполнения опытов. Инструктаж по ТБ. (Работа в группах)
Социализация.
Выступление групп: показ результатов опыта, объяснение, ответы на вопросы.
- А теперь выполните 2 пункт инструкции. Закончите в тетради фразу: «Химическая реакция- это…»
Социализация.
Заслушивание объяснение каждой группы.
Сравнение с образцом, корректирование и конечная формулировка данного понятия.
«Химическая реакция- это превращение одних веществ вдругие, отличающиеся от исходных составом, строением, свойствами»
- Мы ответили на главный вопрос- что такое химическая реакция? А что нам еще нужно узнать? (Ответы детей, учитель помогает. Реакция характеризуется какими- то изменениями. Как вы думаете, как называются эти изменения?
Предполагаемый ответ: признаки.
- По каким признакам можно считать, что произошла химическая реакция? Ответить на этот вопрос вам помогут результаты проделанных опытов и 3 пункт инструкции.
(Работа в группах).
Социализация. Учащиеся называют признаки химических реакций.
Сравнение с образцом, корректирование и запись в тетрадь.
Создание проблемной ситуации.
- Ребята, вам известно, что полено дров труднее поджечь, чем тонкую лучинку. Труднее загорается и кусок угля. А при соприкосновении древесных опилок с воздухом при обычной температуре опилки не загораются.
Проблемный вопрос. Как это можно объяснить? Что нужно сделать, чтобы произошла химическая реакция?
Предполагаемый ответ: должны выполняться какие- то условия.
Учащиеся сами перечисляют условия протекания химических реакций. Если затрудняются, то учитель рекомендует выполнить 4 пункт инструкции.
Социализация. Учащиеся называют условия химических реакций.
Сравнение с образцом, корректирование и запись в тетрадь.
- Ребята, а где используются химические реакции? Каково их значение?
(Ответы школьников). Выполнение 5 пункта инструкции. Обратить внимание на выставку «Химия вокруг нас».
Под руководством учителя учащиеся делают вывод: химические реакции играют огромную роль в жизни человека и человечества в целом. Нет ни одной отрасли хозяйства, где бы не использовались продукты химических реакций. И даже живые организмы- это целые химические лаборатории, где ежеминутно и ежесекундно происходят различные реакции.
V. Домашнее задание.
Обязательное: п. 26, вопрос 2,3 с.139
Дополнительное: 2- 3 примера химических явлений и где они применяются.
Творческое: придумать загадки о химических явлениях, сказку или кроссворд.
VI. Рефлексия. Учащиеся дают оценку своей деятельности на уроке.
- На столах лежат карточки, допишите в них предложения.
Сегодня на уроке я:
* научился......
* было интересно.....
* было трудно....
* мне показалось важным ...
* я почувствовал, что ...
Оценка учителя: молодцы! Спасибо всем за активную, плодотворную, творческую работу!
Приложение1.
Инструкция. 1 группа.
I. Проведение лабораторного опыта.
В пробирку поместите несколько кусочков мела (CaCO3). Добавьте ОСТОРОЖНО немного раствора серной кислоты (H2SO4). Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.
II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»
(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 13)
III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 135-137)
IV. Перечислите условия протекания химических реакций.
(вам поможет учебник Габриеляна стр 138)
V. Приведите примеры использования химических реакций.
Инструкция. 2 группа.
I. Проведение лабораторного опыта.
В пробирку ОСТОРОЖНО налейте немного раствора гидроксида натрия (NaOH) и добавьте столько же раствора сульфата меди (II) (СuSO4). Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.
II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»
(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 13)
III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 135-137)
IV. Перечислите условия протекания химических реакций.
(вам поможет учебник Габриеляна стр 138)
V. Приведите примеры использования химических реакций.
Инструкция. 3 группа.
I. Проведение лабораторного опыта.
В пробирку налейте немного раствора хлорида железа (III) – FeCl3, а затем добавьте 2-3 капли раствора роданида калия- KCNS. Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.
II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»
(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 13)
III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 135-137)
IV. Перечислите условия протекания химических реакций.
(вам поможет учебник Габриеляна стр 138)
V. Приведите примеры использования химических реакций.
Инструкция. 4 группа.
I. Проведение лабораторного опыта.
В пробирку налейте немного раствора хлорида бария- BaCl2 и добавьте ОСТОРОЖНО столько же раствора серной кислоты- H2SO4 . Что вы наблюдаете? Можно ли это явление отнести к химической реакции? Если да, то почему? Изменяются ли вещества после проведения опыта? Выберите 1 человека из группы для отчета о проделанной работе.
II. В тетради закончите фразу: «Химическая реакция- это…»
(если испытываете затруднение, то обратитесь к учебнику Габриеляна стр 13)
III. Перечислите признаки химических реакций (вам поможет учебник Габриеляна стр 135-137)
IV. Перечислите условия протекания химических реакций.
(вам поможет учебник Габриеляна стр 138)
V. Приведите примеры использования химических реакций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Ядерные реакции"
Вашему вниманию представлен урок по теме «Ядерные реакции. Энергетический выход реакций». Тип урока – урок сообщения новых знаний. Урок сопровождается краткими историческими сведениями....
Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"
Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...
Конспект урока и презентация по теме "Реакции замещения"
В представленном материале конспект и презентация к уроку по теме "Реакции замещения" 8 класс. Автор учебника О.С.Габриелян....
конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"
Методическая разработка данного урока может применяться для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции:"
Конспект открытого урока по теме: "Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Термоядерные реакции" содержит конспект урока, технологическую карту урока и опорный конспект....
Конспект урока по химии в 8 классе на тему: «Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»
Конспект урока на тему:«Типы химических реакций на примере свойств воды (реакции разложения и соединения)»...
Конспект урока «Реакции разложения. Реакции соединения» (8 кл.)
Конспект урока «Реакции разложения. Реакции соединения» (8 кл.)...