Урок химии в 10 классе "Одноатомные спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Тип урока – урок усвоения нового материала
Цель: изучение класса спиртов: их строения, изомерии, номенклатуры, свойств, получения и применения.
Задачи:
Познавательные: дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах, познакомить с составом и строением одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов; знать определение спиртов, общую формулу, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов; изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств.
Развивающие: развивать умения составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре; записывать уравнения реакций, доказывающие свойства спиртов; развивать познавательный интерес, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливать связь изученного материала с жизнью. Развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа и химический эксперимент с соблюдением правил по технике безопасности; продолжить развитие общеучебных умений: работать с учебником, составлять конспект, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, формировать волю, мышление.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. На уроке используется учебное электронное издание Химия Виртуальная лаборатория. видеоролик из интернета, используется технология опережающее обучение.
Оборудование и реактивы:
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, реактивы
Реактивы и материалы:
пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанол, бутанол, пентанол, глицерин, фенолфталеин, H2SO4, CuSO4, перманганат калия, белок(яйца), фарфоровая чашка, вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.
Тип урока – урок усвоения нового материала
Цель: изучение класса спиртов: их строения, изомерии, номенклатуры, свойств, получения и применения.
Задачи:
Познавательные: дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах, познакомить с составом и строением одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов; знать определение спиртов, общую формулу, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов; изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств.
Развивающие: развивать умения составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре; записывать уравнения реакций, доказывающие свойства спиртов; развивать познавательный интерес, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливать связь изученного материала с жизнью. Развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа и химический эксперимент с соблюдением правил по технике безопасности; продолжить развитие общеучебных умений: работать с учебником, составлять конспект, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, формировать волю, мышление.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. На уроке используется учебное электронное издание Химия Виртуальная лаборатория. видеоролик из интернета, используется технология опережающее обучение.
Оборудование и реактивы:
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, реактивы
Реактивы и материалы:
пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанол, бутанол, пентанол, глицерин, фенолфталеин, H2SO4, CuSO4, перманганат калия, белок(яйца), фарфоровая чашка, вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.
Тип урока – урок усвоения нового материала
Цель: изучение класса спиртов: их строения, изомерии, номенклатуры, свойств, получения и применения.
Задачи:
Познавательные: дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах, познакомить с составом и строением одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов; знать определение спиртов, общую формулу, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов; изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств.
Развивающие: развивать умения составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре; записывать уравнения реакций, доказывающие свойства спиртов; развивать познавательный интерес, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливать связь изученного материала с жизнью. Развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа и химический эксперимент с соблюдением правил по технике безопасности; продолжить развитие общеучебных умений: работать с учебником, составлять конспект, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, формировать волю, мышление.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. На уроке используется учебное электронное издание Химия Виртуальная лаборатория. видеоролик из интернета, используется технология опережающее обучение.
Оборудование и реактивы:
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, реактивы
Реактивы и материалы:
пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанол, бутанол, пентанол, глицерин, фенолфталеин, H2SO4, CuSO4, перманганат калия, белок(яйца), фарфоровая чашка, вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_spirty.docx | 59.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока :Спирты (одноатомные)
Тип урока – урок усвоения нового материала
Цель: изучение класса спиртов: их строения, изомерии, номенклатуры, свойств, получения и применения.
Задачи:
Познавательные: дать учащимся первоначальные понятия о кислородсодержащих веществах, познакомить с составом и строением одноатомных спиртов, дать понятие о функциональной группе атомов и влиянии ее на свойства спиртов; знать определение спиртов, общую формулу, сущность водородной связи и ее влияние на физические свойства спиртов; изучить способы получения и области применения спиртов на основе их свойств.
Развивающие: развивать умения составлять молекулярные, структурные и электронные формулы спиртов, формулы изомеров у спиртов, называть их по систематической номенклатуре; записывать уравнения реакций, доказывающие свойства спиртов; развивать познавательный интерес, включая в содержание урока элементы новизны знаний, устанавливать связь изученного материала с жизнью. Развивать эмоциональное восприятие у учащихся, используя мультимедиа и химический эксперимент с соблюдением правил по технике безопасности; продолжить развитие общеучебных умений: работать с учебником, составлять конспект, анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, доказывать, объяснять, формировать волю, мышление.
Воспитательные: продолжить формирование негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: беседа, диалог, частично-поисковый и исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.
Применяемые технологии: урок построен с использованием современных информационных технологий - программы Microsoft Power Point. Презентация происходит в виде сменяющихся слайдов. На уроке используется учебное электронное издание Химия Виртуальная лаборатория. видеоролик из интернета, используется технология опережающее обучение.
Оборудование и реактивы:
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, реактивы
Реактивы и материалы:
пробирки, флаконы с реактивами: NaOH, этанол, бутанол, пентанол, глицерин, фенолфталеин, H2SO4, CuSO4, перманганат калия, белок(яйца), фарфоровая чашка, вода, пробирки, подставки для пробирок, мерный цилиндр, жевательная резинка, мерные стаканы.
Ход урока:
Вызов
- Орг. Момент. Приветствие (1 минута)
Повернитесь друг к другу лицом и прикоснитесь ладошками. Что вы чувствуете? Я желаю вам чтобы эти эмоции оставались у вас до конца урока.
Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на столе.
С новым классом органических соединений мы поверхностно познакомились на уроках химии в 9 классе. Кроме того Вы встречались с этим классом соединений на уроках биологии при изучении темы «гликолиз».
Растворы, содержащие углеводы(например глюкозу) под действием особых веществ природного происхождения – ферментов превращаются в эти вещества. Такой процесс называют спиртовым брожением.
Определим тему урока на слайде задание.(3 минуты)
Задание 1. Выбери незнакомца (подчеркнуть)
C7H14 C4H10
C2H2 CH2=CH=CH2
C2H5-OH OHCH2-CH2OH
CH3Cl
CH3-CH=CH2
CH3-OH
Задание 2. Напишите структурную формулу этана и пропана
в которых один атом водорода замените на -ОН группу.
СН3 –СН2- ОН
СН3 – СН2 –СН2- ОН
Вопросы к классу:
1. Как назвать класс получившихся веществ? (спирты)
2. Как можно отличить спирты от других классов органических веществ?( по –ОН)
3. Сформулируйте определение спиртов, пользуясь схемой: производные … , в молекуле которых один или несколько атомов … замещены на … группу, называются спиртами.
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксильных групп (ОН).
Общая формула на доске:
«Осмысление»
Классификация спиртов
1.по числу гидроксильных групп:
- одноатомные (одна группа - ОН),
- многоатомные (две и более групп - ОН)
2. По типу углеводородного радикала
- Предельные
- Непредельные
- Ароматические
3. По типу атома углерода связанного с гидроксогруппой (-ОН)
- Первичные
- вторичные
- третичные
Номенклатура и изомерия:
При образовании названий спиртов к названию углеводорода, соответствующего спирту, добавляют (родовой) суффикс – ОЛ.
Цифрами после суффикса указывают положение гидроксильной группы в главной цепи:
Для спиртов характерны 3 вида изомерии:
- изомерия углеродного скелета,
- функциональной группы
- межклассовая.
Задание 1 Назовите по систематической номенклатуре спирты:
Задание 2 Составьте структурную формулу 1, 2 – диметилпентанол – 3.
Опорный конспект
Получение
↑
Физические Спирты Химические
свойства свойства
Применение
Для дальнейшего изучения спиртов учащиеся делятся на проектные группы, раздаются инструктивные карты. Результатом работы будет опорный конспект. На работу отводится 10-15 минут.
Физические свойства этилового спирта» .
1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта, понюхайте его. Что ощущаете?
2. В другую пробирку отлейте несколько капель этилового спирта с помощью пипетки добавьте 2 мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этилового спирта в воде?
3. В одну пробирку налейте 1-2 дистиллированной воды, а во вторую-2мл этилового спирта и добавьте в каждую по 2-3 капли подсолнечного масла. Перемешайте содержимое пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как растворителя? (стр.71)
Химические свойства этилового спирта.
1. Горение спиртов.
В фарфоровую чашку прилейте несколько капель этилового спирта.
Подожгите спирт. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции. (Стр.68)
- Окисление спирта оксидом меди (II).
Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите ее в этиловый спирт. Находящийся в выданной вам пробирке. Что наблюдаете? Повторите операцию 4-5 раз. Понюхайте содержимое пробирки. Что ощущаете? Запишите уравнение проведенной реакции. (стр.69)
3.Взаимодействие спиртов с натрием.
Запишите уравнение проведенной реакции. . (стр.69)
4. Реакция этерификации. Запишите уравнение реакции. . (стр.70)
Физические свойства спиртов; ответы 1 группы
Первые десять членов гомологического ряда представителей одноатомных спиртов являются жидкостями, высшие спирты твердые вещества.
Сильное влияние на физические свойства спиртов оказывает водородная связь
(на доске) образующаяся между молекулами спиртов. Вы знакомы с водородной связью по программе 9 класса, тема «Аммиак». Сейчас ваш одноклассник, получивший на прошлом уроке индивидуальное задание, напомнит нам что такое водородная связь.
Ответ ученика
Водородная связи это связь между атомами водорода одной молекулы и атомами очень электроотрицательных элементов другой молекулы.
( F,O,N,CL ). На письме обозначается тремя точками.
Водородная связь это особый вид межмолекулярной связи, которая слабее обычной ковалентной связи в 10-20 раз, но она оказывает большое влияние на физические свойства соединений.
Два следствия водородной связи: 1) хорошая растворимость веществ в воде; 2) повышение температуры плавления и кипения. Например: зависимость температуры кипения некоторых соединений от наличия водородной связи.
Учитель: Какие выводы можем сделать о влиянии водородной связи на физические свойства спиртов?
Ученики: 1) При наличии водородной связи сильно возрастает температура кипения.
2) Чем больше атомность спирта, тем больше водородных связей образуется. Это также способствует увеличению температуры кипения
Учитель: Атомы водорода, входящие в состав УВ радикала в образовании водородной связи участия не принимают. Поэтому с увеличением длины УВ радикала растворимость спиртов уменьшается. Обратите внимание на таблицу (на партах)
Химические свойства спиртов:
Наличие в молекулах спиртов гидроксильной группы определяет общие свойства представителей этого класса. Группа ОН – функциональная группа, которая определяет наиболее характерные свойства вещества и его принадлежность к определенному классу соединений.
- Горение
- С металлическим натрием (алкоголяты)
- Окисление оксидом меди в альдегиды
- Реакция этерификации (с карбоновыми кислотами)
- Реакция дегидратации:
А. внутримолекулярная (лабораторный способ получения этилена)
Б.межмолекулярная (образование простых эфиров)
Спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность. Все зависит от дозы.
- Спирт – это питательное вещество, которое обеспечивает организм энергией. В средние века за счет потребления алкоголя организм получал около 25% энергии.
- Спирт – это лекарственное средство, имеющее дезинфицирующее и антибактериальное действие.
- Спирт – это яд, нарушающий естественные биологические процессы, разрушающий внутренние органы и психику и при чрезмерном употреблении влекущий смерть. 60-70 % -ный его раствор оказывает угнетающее действие на микроорганизмы, разрушая их частично или полностью убивая. Если концентрация раствора выше 20 %, он вызывает дегидратацию (обезвоживание ) и коагуляцию (свертывание ) белковых веществ и протоплазмы клетки. Алкоголь является наркотиком, оказывающим опьяняющее действие на организм , но в отличие от других наркотиков, это его действие на организм проявляется при употреблении больших доз – от 0,2 до 0,5 г. на метр крови.
Влияние алкоголя на организм
О том, что алкоголь оказывает отрицательное влияние на нервную систему и мозг , было известно давно. Один из крупнейших мыслителей древности Аристотель, много веков тому назад писал, что « пьянство – добровольное безумие».
Эксперименты показали, что при употреблении только 100 г алкоголя снижается способность к устному счету на 15 % , почти в 6 раз увеличивается количество ошибок при выполнении умственной работы, нарушается нормальная деятельность нервной системы. При употреблении спиртных напитков человек становится более раздражительным, теряет присущее ему ранее чувство ответственности.
При глубоком исследовании можно выявить нескоординированность движений, некоторую потерю памяти. И это не случайно. Наибольшей концентрации алкоголь, введенный в организм, достигает в клетках головного и спинного мозга , содержащих значительное количество липидов. Алкоголь растворяется в них и часть растворяет сам. За это время только одного тяжелого алкогольного опьянения погибает около 20 млн нервных клеток. Пьяницы и алкоголики постепенно деградируют за счет гибели нервных клеток, становятся забывчивыми, пренебрегают своими обязанностями.
Даже однократный прием небольших доз алкоголя вызывает временное ослабление психики, затрудняет восприятие и снижает работоспособность, ориентировку в пространстве. Ослабление тормозных процессов в коре головного мозга сразу же сказывается на поведении выпившего – он делается развязнее, болтливее, начинает придираться к окружающим, слабо контролируют свои действия и поступки. По мере усиления опьянения происходит дальнейшее нарушение деятельности коры головного мозга. Под воздействии алкоголя может в последующем происходить угнетение деятельности нервной системы , в результате чего человек впадает в сон , напоминающей оцепенение. Злоупотребление алкогольными напитками сначала в виде эпизодического , а затем систематического пьянства постепенно приводит к алкоголизму, который как заболевание нервной системы характеризуется астеническим синдромом ( утомляемость, раздражительность, колебания настроения, расстройства сна )
Демонстрация опыта.
Влияние этанола на белок. В три пробирки налили раствор белка. В каждую пробирку добавили этанол в возрастающих концентрациях. Наблюдали денатурацию белка. Образовался осадок. Затем добавили в эти пробирки воды. В первой пробирке осадок частично растворился, в двух других остался без изменения.
Вывод : Если на белок подействовать неразбавленным спиртом, то происходит денатурация. Аналогичный процесс происходит и в организме человека под воздействием этилового спирта.
Выполнение теста
Самопроверка
На экране
Тест по теме «Спирты»
Вариант 1
1. Функциональная группа в молекулах спиртов:
1) -OH
2) -COOH
3) -COH
2. Реакция этерификации это реакция взаимодействия между:
1) спиртом и кислотой
2) альдегидом и кислородом
3) металлом и неметаллом
3. Установите соответствие между названием органического вещества и его формулой:
А
H H
│ │
H― C― C―OH
│ │
H H
Б
H
│
H― C―OH
│
H
В
H H H
│ │ │
H― C ― C ― C ― H
│ │ │
OH OH OH
1. пропантриол - 1. 2, 3 или глицерин
2. метанол или метиловый спирт
3. этанол или этиловый спирт
Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________
Тест по теме «Спирты»
Вариант 2
1. Название функциональной группы спиртов:
1) гидроксильная;
2) аминогруппа;
3) карбонильная
2. Продукты реакции в реакции горения:
1) углекислый газ и вода
2) эфир
3) соль
3. Установите соответствие между названием органического вещества и классом органического соединения:
А) метанол
Б) этен
В) метан
1) алкан
2) алкен
3) спирт
Ответ запишите в виде последовательности цифр (например 132) _______________
Ответы
№ варианта | Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 |
1 | 1 | 1 | 321 |
2 | 1 | 1 | 321 |
Подведение итогов:
Спирты это
А. общая формула
Б. родовой суффикс
В. Виды изомерии
Г. Номенклатура
Д. Характерные реакции
Составить синквейн:
Сinq" во Французском значит пять. Синквейн это пятистрочная строфа. |
Составьте структурные формулы спиртов и определите характер спирта: метанол, этанол, пропанол-1, бутанол-1, 2-метилпропанол-1, пропанол-2,
бутанол-2, 2-метилпропанол-2.
Домашнее задание: закончить схему: применение спиртов, получение спиртов п. 9
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
НЕКОТОРЫЕ ВАЖНЕЙШИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Физические свойства этилового спирта» .
1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта, понюхайте его. Что ощущаете?
2. В другую пробирку отлейте несколько капель этилового спирта с помощью пипетки добавьте 2 мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этилового спирта в воде?
3. В одну пробирку налейте 1-2 дистиллированной воды, а во вторую-2мл этилового спирта и добавьте в каждую по 2-3 капли подсолнечного масла. Перемешайте содержимое пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как растворителя? (стр.71)
Физические свойства этилового спирта» .
1. Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта, понюхайте его. Что ощущаете?
2. В другую пробирку отлейте несколько капель этилового спирта с помощью пипетки добавьте 2 мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этилового спирта в воде?
3. В одну пробирку налейте 1-2 дистиллированной воды, а во вторую-2мл этилового спирта и добавьте в каждую по 2-3 капли подсолнечного масла. Перемешайте содержимое пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как растворителя? (стр.71)
Химические свойства этилового спирта.
1. Горение спиртов.
В фарфоровую чашку прилейте несколько капель этилового спирта.
Подожгите спирт. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции. (Стр.68)
- Окисление спирта оксидом меди (II).
Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите ее в этиловый спирт. Находящийся в выданной вам пробирке. Что наблюдаете? Повторите операцию 4-5 раз. Понюхайте содержимое пробирки. Что ощущаете? Запишите уравнение проведенной реакции. (стр.69)
3.Взаимодействие спиртов с натрием. (см. диск Виртуальная лаборатория). Запишите уравнение проведенной реакции. . (стр.69)
4. Реакция этерификации. Запишите уравнение проведенной реакции. . (стр.70)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии«Физиологическое действие спиртов»
Тема «Физиологическое действие спиртов» Цели:1. Дидактические: создание условий для самостоятельного изучения нового материала п...
Методическая разработка урока по химии "Одноатомные предельные спирты"
Урок остается по-прежнему основной и главной формой организации учебного процесса. Однако и обычный урок дает вдумчивому учителю безграничные возможности для творчества. В настоящее время учителя стал...
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"
Опорный конспект к уроку химии в 10 классе "Химические свойства одноатомных спиртов"...
Электронная презентация к уроку химии в 10 классе: "Получение спиртов. Применение"
Данная электронная презентация позволяет наглядно представить последствия употребления алкогольных напитков, расширяет знания о направлениях применения спиртов, их общих и специфических способах получ...
Урок химии в 10 классе "Свойства предельных одноатомных спиртов"
Компьютер позволяет делать уроки не похожими друг на друга, способствует интересу к учению. Использование ИТ позволяет учителю повысить эффективность урока, рационально использовать учебное время. Пра...
Технологическая карта урока химии в 10 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме «Спирты и фенолы». Применение спиртов и фенолов." ФГОС , профильный уровень
Последний урок в теме «Спирты и фенолы», раздел «Кислородсодержащие органические вещества» Урок- практикум. Технологическая карта урока составлена в соответствии с требов...