Урок на тему "Кислород"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Тема: " Кислород"
Технология критического мышления. « Кластер» Класс: 9А
Учитель: Сметанникова Г. П.
- Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
- Целевое назначение: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов
- Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kislorod.ppt | 928 КБ |
plan_uroka_-_tekhnologia_kriticheskogo_myshlenia-_kislorod_22_04_13g.docx | 49.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кислород как элемент. 1. Элемент кислород находится в VI группе, главной подгруппе, II периоде, порядковый номер №8, Ar = 1 6. 2. Строение атома: P 1 1 = 8; n 0 1 = 8; ē = 8 валентность II , степень окисления -2 (редко +2; +1; -1). 3. Входит в состав оксидов, оснований, солей, кислот, органических веществ, в том числе живых организмов- до 65% по массе. 02.05.17
Кислород как элемент (продолжение). 4. В земной коре его 49% по массе, в гидросфере – 89 % по массе. 5. В составе воздуха (в виде простого вещества) – 20-21% по объёму. Состав воздуха: О 2 – 20-21 %; N 2 – 78 %; CO 2 – 0,03 %, остальное приходится на инертные газы, пары воды, примеси. 02.05.17
Физические свойства Газ - без цвета, вкуса и запаха; в 100 V H 2 O растворяется 3 V O 2 (н.у.); t кип= -183 С; t пл = -219 C ; d по воздуху = 1,1. При давлении 760 мм. рт.ст. и температуре – 183 С кислород сжижается 02.05.17
Химические свойства С неметаллами C + O 2 CO 2 S + O 2 SO 2 2H 2 + O 2 2H 2 O 02.05.17 5 Со сложными веществами 4 FeS 2 + 11 O 2 2 Fe 2 O 3 + 8 SO 2 2H 2 S + 3O 2 2SO 2 + 2H 2 O CH 4 + 2O 2 CO 2 + 2H 2 O С металлами 2 Mg + O 2 2 MgO 2Cu + O 2 – t 2CuO Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением. С кислородом реагируют все элементы, кроме Au , Pt , He , Ne и Ar , во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород - окислитель. 1. Неустойчив: O 3 O 2 + O 2. Сильный окислитель: 2KI + O 3 + H 2 O 2KOH + I 2 + O 2 Обесцвечивает красящие вещества, отражает УФ - лучи, уничтожает микроорганизмы.
Способы получения Промышленный способ (перегонка жидкого воздуха). Лабораторный способ (разложение некоторых кислородосодержащих веществ) 2KClO 3 – t ;MnO2 2KCl + 3O 2 2H 2 O 2 – MnO2 2H 2 O + O 2 Получение 3 O 2 2 O 3 Во время грозы (в природе), (в лаборатории) в озонаторе 02.05.17 6
Способы получения кислорода (продолжение). перманганата калия при нагревании: 2KMnO 4 – t K 2 MnO 4 + MnO 2 + O 2 Разложение этой соли идёт при нагревании её выше 200 0 С. Нагрев 2KMnO 4 Проверка собравшегося кислорода 02.05.17
Способы собирания вытеснение воды вытеснение воздуха = 02.05.17
Применение кислорода: Находит широкое применение в медицине и промышленности. При высотных полётах лётчиков снабжают специальными приборами с кислородом. При многих лёгочных и сердечных заболеваниях, а также при операциях дают вдыхать кислород из кислородных подушек. Кислородом в баллонах снабжают подводные лодки. Горение рыхлого горючего материала, пропитанного жидким кислородом, сопровождается взрывом, что даёт возможность применять кислород при взрывных работах. Жидкий кислород применяют в реактивных двигателях, в автогенной сварке и резке металлов, даже под водой. 02.05.17
Предварительный просмотр:
Тема: " Кислород"
Технология критического мышления. « Кластер» Класс: 9А Дата:
Учитель: Сметанникова Г. П.
Типы урока:
- Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
- Целевое назначение: Первичное усвоение новых предметных ЗУНов
- Результативность обучения: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму
Дидактические задачи урока:
- Основные дидактические (обучающие) задачи урока Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность)
Овладение = усвоение + применение УУД в условиях решения учебных задач
- Содержание наблюдения: 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации
2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, парная, групповая)
3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников (непосредственные и опосредованные с помощью пособий)
Организационные формы обучения:
-формы обучения- групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава;
-приемы обучения- организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски);
- содержание наблюдения - Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами
Основные приемы: подводящий диалог, кластер, продуктивное чтение, взаимообучение, письменная самостоятельная работа, синквэйн
Методы- ОИ, проблемно-поисковый, исследовательский.
Контроль- фронтальный, взаимоконтроль ,самоконтроль, индивидуальный дифференцированный
Компетентности: умение работать с информацией способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию
Цели: В занимательной форме закрепить знания и умения учащихся по теме, обратить внимание на вопросы, которые были недостаточно поняты.
- 1. Углубить знания о роли кислорода , строении атома ,аллотропных модификациях кислорода, видах химической связи в них, прочности молекул, химических свойствах и способах получения кислорода;
2. Содействовать развитию информационной, самообразовательной, коммуникативной и социальной компетенций учеников;
- развития и закрепления умений самостоятельной работы с текстом, применять компьютерные технологии, делать анализ, сравнивать и обобщать, оформлять текст в виде таблицы;
- способствовать процессу формирования убежденности в необходимости изучения химии;
- создать учащимся условия для совершенствования коммуникативных умений деятельности в составе группы, во взаимодействии с классом и индивидуально;
Задачи:1) закрепить лабораторный способ получения кислорода; 2)изучить химические свойства кислорода 3) применение кислорода
-показать отрицательные последствия загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, кислородного голодания для организма человека.
-показать отрицательные последствия озоновых дыр
Оборудование:
- 1.Рабочие листы с заданиями для каждой группы. Рабочие тетради учащихся.
- 2. Учебник
- 3. Компьютер, проектор, экран.
- 4. Электронная презентация Microsoft Office Power Point: « Круговорот кислорода в природе»
Требования к уровню подготовки:
Знать:
- о значении кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе.
- способы получения кислорода.
Уметь:
- Определять положение кислорода в ПСХЭМ.;
- Определять аллотропные видоизменения;
- Составлять схемы строения атома кислорода;
- Записывать формулы оксидов металлов и неметаллов
- Записывать уравнения реакций кислорода с простыми и сложными веществами (в молекулярном и окислительно-восстановительном виде);
- анализировать собственные и чужие высказывания;
- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Доска и оборудование |
1.Вызов. ( Мозговой штурм) Целеполагание. | Приветствие. Класс разбивается на группы Излагает тему урока: «КИСЛОРОД» Предлагает составить синквэйн:
Целеполагание - что вы знаете по этой теме? 1)Озвучивание алгоритма действий- составление кластера . 2)Помогает в постановке вопросов цели урока и задачи урока. | Готовятся к уроку. Распределение обязанностей в группе. Записывают тему урока -Прогноз результата: уч-ся предлагают варианты ответа (входит в состав воздуха, образуется в процессе фотосинтеза, необходим для дыхания, химический символ, положение в ПСХЭМ) 1.Учащиеся в группах изучают определенную информацию- предлагают занести её в кластер. 2)Постановка цели- вопросы кластера: -получение кислорода -химические свойства кислорода -применение кислорода 3) Формулирование основной задачи урока: -закрепить лабораторный способ получения кислорода; - изучить химические свойства кислорода - изучить применение кислорода -показать отрицательные последствия загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, кислородного голодания для организма человека. показать отрицательные последствия озоновых дыр | Оформление темы урока, целей урока, задачи ( на доске составляется кластер по теме) | |
2.Осмысление Цель: поиск ответа на 3 вопроса:
Приемы: взаимообучение. |
- Способы получения - Способы собирания -Химические свойства | Делают выводы - поочередно отвечая на вопросы, поставленные на стадии вызова 1-Круговорот кислорода в природе-стр 187 -учебник 2- Кислород как элемент: положение в ПСХЭМ, строение атома 3- Простое вещество- кислород, озон 4- Физические свойства кислорода 5- Применение кислорода | Продвижение по кластеру выписывают разными цветами основные понятия.
| |
3.Рефлексия 1)Устная работа 2)Письменная работа с заданиями. Работа в группах . Взаимооценка. Самооценка | 1) возвращаемся к кластеру 2)Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций. Выдача ключей с ответами ПОМНИ! Отдать электроны – окислиться, взять – восстановиться. Подведение итога | 1)Обсуждаем, по кластеру а затем 2)работают по парам с карточками заданий №№ 1,2,3… Запишите уравнения реакций взаимодействия : 1)серы с кислородом 2) кислорода с алюминием. 3) кислорода с сероводородом Рассмотрите их сточки зрения окисления, восстановления- воспользуйся образцами электронного баланса . | ||
4 Синквэйн | Учитель предлагает первое слово: 1.Кислород. 2…-5? | Учащиеся предлагают свои варианты «Синквэйна» 2.Активный, биологически-значимый. 3.Содержится, образуется, окисляет. 4.Взаимодействие с кислородом- реакции горения. 5.Халькоген. | Синквэйн на экране После ответов: показ презентации: «Кислород» | |
5.Подведение итогов урока | Выставление оценок | |||
6.Домашнее задание | Д/З. П- 21. № 4,5,6 | |||
Комментарий | Можно использовать приём « тонкие и толстые вопросы»- в виде таблицы….. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...