урок по теме Азотная кислота. Нитраты.
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Вальтер Анна Викторовна
учитель химии
ГУ «Карабалыкская средняя школа №1
имени М. Горького отдела образования
акимата Карабалыкского района»
класс 9
Открытый урок по теме: «Азотная кислота. Нитраты»
Цель: учащиеся будут знать физические и химические свойства азотной кислоты; составят уравнения реакции в молекулярном и ионном виде; будут знать применение азотной кислоты; соли азотной кислоты и их применение.
Задачи: сформировать умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_azotnaya_kislota.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Вальтер Анна Викторовна
учитель химии
ГУ «Карабалыкская средняя школа №1
имени М. Горького отдела образования
акимата Карабалыкского района»
класс 9
Открытый урок по теме: «Азотная кислота. Нитраты»
Цель: учащиеся будут знать физические и химические свойства азотной кислоты; составят уравнения реакции в молекулярном и ионном виде; будут знать применение азотной кислоты; соли азотной кислоты и их применение.
Задачи: сформировать умение записывать уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты, сформировать умение применять полученные знания на практике и оценивать результат выполненных действий.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: ноутбуки, листы ответов, учебник, дополнительная литература, карта выполнения работы в группе
Ход урока:
- Орг момент: создание коллаборативной среды
- Осмысление:
Фронтальный опрос.
Блиц – опрос.
1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 –
2.Общее число электронов у атома азота –
3. Число протонов в атоме азота –
4.Атомная масса атома азота -
5.колличество электронов на внешнем уровне у атома азота –
6. степень окисления у азота в оксиде азота двухвалентного -
7. Степень окисления азота в аммиаке –
6. количество энергетических уровней у атома азота –
7.степень окисления у азота в оксиде азота трехвалентного –
8.продукт взаимодействия аммиака и воды –
9. степень окисления азота в оксиде азота пятивалентного –
10.степень окисления азота в азотной кислоте -
- Мотивационно – целевой этап.
Вступительное слово учителя. – Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показываю в колбе раствор азотной кислоты), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид азота (IY) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз газа и воды привёл к появлению нашей незнакомки, которую назвали (ответ учащихся).
Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I называли «крепкой водкой» мы и познакомимся. Для этого нам понадобится лист ответов. Внимательно рассмотрите его и скажите, что мы узнаем на уроке?
-Скажите, о чём мы сегодня будем говорить, рассматривая данную тему?
- О чём бы вы хотели узнать?
Учащиеся формулируют цель урока:
- Изучить характеристику азотной кислоты.
- Какие физические и химические свойства характерны для азотной кислоты.
- Какую цель можно поставить?
Цель:
- Изучить характеристику, свойства азотной кислоты
Шкала: Что я знаю о азотной кислоте? Учащиеся стикерами отмечают на шкале уровень свих знаний по теме урока.
- Операционно деятельностный этап.
Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по предложенному плану “Характеристика азотной кислоты”: работа с текстом учебника
- химическая формула:
- по наличию кислорода:
- по основности (по количеству атомов водорода):
- по растворимости в воде:
- по степени электролитической диссоциации:
Давайте обсудим полученные результаты.
Чтобы иметь более полное представление об азотной кислоте, мы изучим “Физические свойства HNO3”.
Прослушайте отрывок из сказки, которую написал ваш одноклассник, и сделайте записи в листах ответов по плану:
* агрегатное состояние:
* цвет:
* плотность:
* температура кипения:
* особенные свойства.
Будьте внимательны.
“Что-то в ней было таинственное, магическое. Все утверждали, что она горячая, сильная, властная, бесцветная жидкость с плотностью 1,5г/см3. Она легко выходит из себя и закипает всего лишь при 860 С. Если её массовая доля в растворе была близка к единице, то она дымилась на воздухе, купаясь в “лисьих хвостах”. Но это было редко, так как чистая 100%-ная HNO3 малоустойчива и родители выпускали её из дома только 56%-ную, называя при этом концентрированной. При желании она может исчезать, растворившись в воде, оставив изумленного собеседника по поводу такого окончания разговора. Вот что мне удалось узнать о характере этой незнакомки”. А вам? (Сказку читает Зелиниченко Матвей)
Учащиеся фиксируют услышанное в листах ответов по плану.
Проверяем ответы по слайду. Если все верно, в листе ответа 1 балл.
агрегатное состояние: горячая, сильная, жидкость
* цвет: бесцветная
* плотность: плотностью 1,5г/см3
* температура кипения: 860 С
* особенные свойства: малоустойчива, 56% - концентрированная, растворяется в воде
Деление на группы: по цветам – красный, зеленый, синий, желтый.
Работа в группах
- группа – взаимодействие металлов с азотной кислотой
- группа – взаимодействие оксида металлов с азотной кислотой
- группа - взаимодействие гидроксидов металлов с азотной кислотой
- группа - специфические свойства азотной кислоты (реакция концентрированной азотной кислоты с медью)
Записывают на листах ответов уравнения реакций, расчет на 1-4, защита работы в группе метод «Джексо»
каждый выступающий ставит себе в лист ответа 1 балл за проделанную работу
валеологический компонент:
если ответ «ДА» 1 хлопок, если «НЕТ» нет хлопка
- азотная кислота находится в жидком агрегатном состоянии
- степень окисления азота в азотной кислоте +4
- азотная кислота хорошо растворяется в воде
- разбавленная азотная кислота реагирует с золотом
- при взаимодействии концентрированной азотной с медью выделяется оксид азота 4
- азотная кислота одноосновная кислородсодержащая кислота
- азотная кислота по степени диссоциации сильная кислота
проверяем ответы по слайду (самопроверка)
если учащиеся все ответили верно, в лист ответа 7 баллов
1-да
2-нет
3-да
4-нет
5-да
6-да
7-да
Опережающее домашнее задание: выступление Акст Оливера «Применение азотной кислоты»
Все учащиеся составляют в листе ответов кластер:
За работу по составлению кластера 1 балл в лист ответов
Опережающее задание: защита постера Помаз Ангелины: «Нитраты. Польза азотных удобрений. Вред нитратов для окружающей среды и человека».
В разных странах приняты разные ПДК содержания нитратов в продукции растениеводства. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает допустимым содержание нитратов в диетических продуктах до 300 мг на 1 кг сырого вещества.
Работа в паре: решить задачу - решите задачу:
В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг нитрат-ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется 10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли превышена суточная норма потребления нитратов (325 мг), если ежедневно съедать по 200 г вареной свеклы?
Ответ: нет, в 200 граммах содержится 120 мг нитрат – ионов.
За правильный ответ 1 балл
самостоятельная работа: тест
- *Азотная кислота по количеству атомов водорода является…
А)одноосновной
В)двухосновной
С)трёхосновной
Д)четырёхосновной.
2. *Концентрированная азотная кислота содержит в растворе…
А)100%
В)88%
С)56%
Д)36%.
3. *Азотная кислота представляет собой жидкость…
А)бесцветную
В)мутную
С)прозрачную
Д)никакую.
4. *По степени электролитической диссоциации азотная кислота…
А)сильная
В)слабая
С)очень слабая
В)средняя.
5. *Химическая формула азотной кислоты…
А) HNO2
В) H2NO
С) HNO3
Д) H2NO3
6.* С каким металлом концентрированная азотная кислота восстанавливается до оксида азота (IV)?
А) Fe
В) Ca
С) Cu
Д) K
7.** Среда в растворе соли КNO3
А) кислая
В) нейтральная;
С) щелочная.
Д)слабокислая
8. **Взаимодействию концентрированной азотной кислоты с медью отвечает реакция
А) Cu + HNO3 ……..Cu(NO3)2 + NO + H2O;
В) Cu + HNO3………Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
С) Cu + HNO3 ……..Cu (NO3)2 + H2;
Д) Cu + HNO3 ……Cu(NO3)2 + N2 + H2O.
9. **Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении взаимодействия сульфата натрия и нитрата серебра:
А) 1
В) 2
С) 3
Д) 4
10. ***Масса соли, полученной при взаимодействии 6,4 г меди и концентрированной азотной кислотой
А) 37,6 г
В) 30,8 г
С) 376 г
Д) 18,8 г
* - на «3», ** - «4», *** - «5»
Взаимопроверка: по кругу, выставление баллов
За каждый правильный ответ 1 балл
Ключ: 1-а, 2-с, 3-а, 4-а, 5-с, 6-с, 7-в, 8-в, 9-д, 10-д
Пантомима: Бабчук Наталья и Целоусова Татьяна – техника безопасности при работе с азотной кислотой.
Наталья – вода, Татьяна – азотная кислота. Если воду прилить к кислоте, кислота закипает. Если кислоту в воду – закипания не происходит.
-Что вы поняли из пантомимы?
5. Итог урока: подсчет баллов за урок, общая оценка в листе ответов.
Выставление оценки
21-20 баллов – 5
19-16 баллов – 4
15-12 баллов – 3
Меньше 11 баллов – не усвоил тему
6. рефлексия: Шкала: Что я теперь знаю об азотной кислоте?
7. Домашнее задание:
- параграф учебника прочитать и еще раз осмыслить изученный материал, задание 2 после параграфа – «3»
- составить тест из 5 вопросов по пройденной теме. – «4»
- Составить кроссворд по изученной теме – «5»
Лист ответа ___________________________________(Ф.И. ученика)
Тема:__________________________________________
Цель:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 1 Работая в паре, дайте характеристику азотной кислоты по предложенному плану “Характеристика азотной кислоты”: работа с текстом учебника
- химическая формула:
- по наличию кислорода:
- по основности (по количеству атомов водорода):
- по растворимости в воде:
- по степени электролитической диссоциации:
Задание 2 Прослушайте отрывок из сказки, которую написал ваш одноклассник, и сделайте записи в листах ответов по плану: (индивидуальная работа)
* агрегатное состояние:
* цвет:
* плотность:
* температура кипения:
* особенные свойства.
Самопроверка, если все верно, в листе ответа 1 балл.
Задание 3 Работа в группах
- группа – взаимодействие металлов с азотной кислотой
- группа – взаимодействие оксида металлов с азотной кислотой
- группа - взаимодействие гидроксидов металлов с азотной кислотой
- группа - специфические свойства азотной кислоты (реакция концентрированной азотной кислоты с медью)
записывают на картах для работы в группе уравнения реакций. Каждый выступающий ставит себе в лист ответа 1 балл за проделанную работу в лист ответа.
Задание 4 игра «ДА, НЕТ»
Самопроверка, за каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов.
Задание 5 составление кластера «Применение азотной кислоты» (индивидуальная работа)
За работу по составлению кластера 1 балл в лист ответов
Задание 6 Работа в паре: решить задачу:
В столовой свекле содержится в среднем 1200 мг нитрат-ионов на 1 кг. При очистке свеклы теряется 10% нитратов, а при варке – еще 40%. Будет ли превышена суточная норма потребления нитратов (325 мг), если ежедневно съедать по 200 г вареной свеклы? За правильный ответ 1 балл
Решение:
Самопроверка, за правильный ответ 1 балл в лист ответа
Задание 7 выполнение теста(индивидуальная работа)
- *Азотная кислота по количеству атомов водорода является…
А)одноосновной
В)двухосновной
С)трёхосновной
Д)четырёхосновной.
2. *Концентрированная азотная кислота содержит в растворе…
А)100%
В)88%
С)56%
Д)36%.
3. *Азотная кислота представляет собой жидкость…
А)бесцветную
В)мутную
С)прозрачную
Д)никакую.
4. *По степени электролитической диссоциации азотная кислота…
А)сильная
В)слабая
С)очень слабая
В)средняя.
5. *Химическая формула азотной кислоты…
А) HNO2
В) H2NO
С) HNO3
Д) H2NO3
6.* С каким металлом концентрированная азотная кислота восстанавливается до оксида азота (IV)?
А) Fe
В) Ca
С) Cu
Д) K
7.** Среда в растворе соли КNO3
А) кислая
В) нейтральная;
С) щелочная.
Д)слабокислая
8. **Взаимодействию концентрированной азотной кислоты с медью отвечает реакция
А) Cu + HNO3 ……..Cu(NO3)2 + NO + H2O;
В) Cu + HNO3………Cu(NO3)2 + NO2 + H2O
С) Cu + HNO3 ……..Cu (NO3)2 + H2;
Д) Cu + HNO3 ……Cu(NO3)2 + N2 + H2O.
9. **Укажите число ионов в сокращенном ионном уравнении взаимодействия сульфата натрия и нитрата серебра:
А) 1
В) 2
С) 3
Д) 4
10. ***Масса соли, полученной при взаимодействии 6,4 г меди и концентрированной азотной кислотой
А) 37,6 г
В) 30,8 г
С) 376 г
Д) 18,8 г
* - на «3», ** - «4», *** - «5»
Взаимопроверка: по кругу, выставление баллов
За каждый правильный ответ 1 балл, всего 10 баллов
Номер задания | Балл | Общий балл | Итоговая оценка |
Задание 2 | |||
Задание 3 | |||
Задание 4 | |||
Задание 5 | |||
Задание 6 | |||
Задание 7 |
Оценка: 21-20 баллов – 5
19-16 баллов – 4
15-12 баллов – 3
Меньше 11 баллов – не усвоил тему
Домашнее задание:
- параграф учебника 19, осмыслить изученный материал, выполнить задание 2 после параграфа – «3»
- составить тест из 5 вопросов по пройденной теме. – «4»
- Составить кроссворд по изученной теме – «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Азотная кислота"
Презентация...
Азотная кислота.Нитраты
История открытия азотной кислоты,свойства:физические и химические,соли,применение нитратов...
Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....
Урок по теме "Азотная кислота"
Данный урок разработала с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Азотная кислота"
Конспект комбинированного урока по теме " Азотная кислота". В данном уроке рассматриваются физические, общие и специфические свойства, лабораторные и промышленные способы получения азотной кисло...
Технологическая карта урока по теме "Азотная кислота"
Технологическая карта урока по ФГОС 9 классТема: «Азотная кислота»...