Технологическая карта урока "Количество вещества" 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Вдовина Алевтина Максимовна

Урок "Количество вещества"-открытие нового. 8класс ФГОС. Урок проблемный. Учащиеся самостоятельно решают проблему, выводят формулы для нахождения моль

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока(ФГОС)

Учитель Вдовина Алевтина Максимовна

Предмет    ХИМИЯ

Класс     8

Автор УМК     О.С. Габриелян, Химия, 8 класс « Дрофа», 2010

Тема урока Количество вещества

Цели урока:

сформировать представления об основных понятиях: «количество вещества», «моль», «молярная масса»;

научить учащихся применять эти понятия для решения расчетных задач. 

Задачи:

Обучающая - сформировать основные понятия: «количество вещества», «моль», «молярная масса», «постоянная Авогадро», дать понятие о «количестве веществе» как единице измерения количественных характеристик веществ, научить использовать приобретённые знания для решения расчетных задач.
Развивающая - развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативы учащихся, научить находить необходимую информацию, используя учебник и дополнительную литературу, вырабатывать умение анализировать, делать выводы, устанавливать межпредметные связи с другими науками, создавать условия для развития познавательного интереса к предмету. 
Воспитывающая - формировать коммуникативные навыки, умение высказывать собственное мнение, воспитать культуру общения учащихся при работе в парах, формировать бережное отношение к своему здоровью. 

Планируемые образовательные результаты урока:

 1.Личностные:формирование уменияпонимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач.

2.Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Формировать умение выделять нужную информацию, наблюдать, анализировать, делать выводы, формировать познавательный интерес и мотивацию на изучение качественных и количественных характеристик вещества, определять области практического значения. 
3.Предметные:знание понятия моль,умение находить массу , число молекул по заданному количеству вещества, применять при решении задач.

Тип урока:урок «открытия» нового знания 

комбинированный

Методыи приемы обучения:
приемы активизации познавательной деятельности учащихся; 
работа в парах д 
ИКТ; 

элементы проблемного обучения

Основные вопросы урока:понятие «количество вещества», постоянная Авогадро,«молярная масса», умение решать задачи, используя эти величины.

Средства обучения:учебник, компьютер, экран, проектор, презентация к уроку,лабораторное оборудование(весы с разновесами, мерный цилиндр, химический стакан, ложка,  вода), 

Ход урока:

Этапы

урока

Методы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

1

2

3

4

5

6

I. Этап. Организационный момент, приветствие.1мин

Учитель приветствует учащихсяЗдравствуйте , ребята присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, присутствуют  гости и я надеюсь, что унас будет плодотворным урок

Учащиеся готовы к уроку

Регулятивные адекватно воспринимают обстановку

II. Этап «Актуализация знаний и умений, постановка проблемы.»5мин

.

Эпиграф

\

Проблема

1.Создает положительный настрой: Послушайте внимательно

Эпиграфом сегодняшнего урока будет отрывок из поэмы

 М.Алигер “Ленинские горы”:

О, физика – наука из наук!

 Все впереди!

 Как мало за плечами!

 Пусть химия нам будет вместо рук.

 Пусть станет математика очами.

 Не разлучайте этих трех сестер

 Познания всего в подлунном мире,

 Тогда лишь будет ум и глаз остер

 И знанье человеческое шире.

Как вы понимаете  эти строки?

Учитель: об этом говорил ещё М.В. Ломоносов более двух веков назад, актуальной является эта мысль и сейчас. Из уроков физики и математики вы узнали, что для изучения окружающего мира недостаточно только наблюдать и описывать явления и предметы, необходимо их характеризовать также количественно.

Для чего это нужно?

Какие единицы измерения

Вы знаете?

(Слайд №1)

Учитель демонстрирует 1кг вещества, г,л и т.д.

( Проблемный вопрос)Восьмиклассник Миша зашел в магазин и попросил продавщицу продать ему  10  моль поваренной соли. Что ответила Мише продавщица?

Какой термин для вас новый?

Что мы незнаем? Что для этого будем делать?

( Слайд№ 2)

Слушают ответы одноклассников

 Слушают заключение учителя

Высказывают свое мнение

Эти строки раскрывают связь химии с другими  науками: математикой и физикой

В практике при приготовлении растворов, смесей, в магазинах

(измеряем в г,кг, т, и т.д)

Высказывают свои мысли

(ответила , что не знает , что это такое)

моль

Учащиеся выдвигают гипотезы( возможно мера, единица измерения )

Учащиеся предлагают изучить, что такое моль

Называют тему урока и формулируют цель

Совместно с учителем строят план достижения цели План действий: 
1. Сформулировать
 понятия 
2. Установить взаимосвязь величин
 

Познавательные

Понимать смысл информации

Делать умозаключения.

Регулятивные

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя.

Вызванные учащиеся: строить монологическое высказывание, адекватно использовать речьУмение слушать собеседника, используются речевые средства общения.

Личностные

Формирование личностного смысла обучения.

Проявляют интерес к поиску решения проблемы.

Познавательные УУД: использование знаково - символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока). 
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений. 

III. Этап «Изучение нового материала»

25 мин

Тема урока и цель

Определение молекул в веществе

Определение моль, используя постояннную Авогадро

Определить число молекул в х моль

Вывод формулы для нахождения числа молекул

Первичное закрепление

Работа с таблицей

Реши!

 

Ввожу Определение молярная масса

Вернемся к проблеме.

Демонстрирует массу 10 моль соли в стакане(на дем столе)

Сообщение День Моля

Объяснение, беседа.

Учительзаписывает тему на доске «Количество вещества»(слайд №2)

Что изучает химия?Вещества состоят из чего?.

 Мы можем определить сколько штук(частиц) в кг –яблок?

А вот атомы и молекулы посчитать и взвесить  невозможно.

И для измерения была введена особая единица, в которой соединились масса и число молекул- этоколичество вещества- моль, обозначают п(эн)

Сколько реальных частиц содержится в 1мольвещества??Проанализируйте

Опережающее задание об Авогадро

Слайд№3 портрет Авогадро

Учитель на доске -NA=6.1023

(слайд №3)

Как можно дать определение, зная пост Авогадро?

А теперь проверим

Слайд моль определение(слайд №4)

Постоянная Авогадро настолько велика, что с трудом поддается воображению.

1 моль долларовыхбумажекпокроет все материки Земли 2-х километров  плотным слоем.

Перед вами задача: определить число молекул  в разном количестве моль

Учитель направляет и организует работу учащихся

Как определили?

Знания какой науки применили?

Учитель если введем обозначение N-число молекул, то как будут взаимосвязаны количество вещества и постоянная Авогадро и число молекул

Пожалуйста, к доске

Вызывает учащегося к доске

Слайд формулы№5(формулы)

А теперь реши!

Слайд заполнить пустые клетки№6

Слайд с заполненными клетками№7

Как определяли?

Молодцы!

 С числом молекул в 1 моль мыразобрались.

А как отмерить 1 моль вещества?

А я вот отмерила…

Есть связь между массой и количеством вещества.

Масса 1моль вещества называется молярной

Обозначается М-г/моль

Что же такое молярная масса?

Мг/моль =Мr

Организует деятельность по проведению расчетов  молярной массы, массы и количества вещества: вводит определение молярной массы, формул для нахождения массы и количества веществ

Мг/моль =Мr

Вызывает учащегося к доске

(слайд на экране№8)

Вернемся к нашей проблеме. Сколько должна отвесить продавщица Мише соли?Что такое 585 г. Как определили?

 На демонстрационном столе стакан с10 моль соли.

Учитель в некот странах Англия, США праздн день моля. 23 октября с 6 утра до 6 вечера. Вот как значима величина- моль.

Задачи по химии будем решать, используя моль

А теперь решим задачу, используя полученные знания

Ученик выпил 90мл.воды. Сколько молекул воды он  проглотил?

Записывают в тетради число и тему урока

Химия – наука о веществах,

вещества состоят из молекул и атомов

да(сосчитать)

Опережающее задание об Авогадро.(рассказывает учащийся справка о работе ученого)

 число молекул в 1моль любого  вещества постоянно-6. 1023молекул это постоянная Авогадро

Учащ пытаются дать определение

Учащиеся зачитывает определение

Слушают учителя

Учащиеся работают с карточками – заданиями

1молькисл содержит-6.1023молекул, а

2моль-12.1023молекул

Учащиеся –умножили постоянную Авогадро

на число моль.

Вызванный учащийся выводит формулы на доске

Остальные записывают в тетрадь

У учащихся таблица с пустыми клетками,они заполняют самостоятельно

Учащиеся проверяют правильность решения

(взаимопроверка)

использовали формулы

Содержится в одном моль  6.1023 молекул

Учащиеся думают.

Работают по карточкам 2 задание

Учащиеся выполняют задание. Определите молярную массу воды, О2,(повар соли, серной кислоты для сильных учащихся)

Вызванный учащийся записывает формулу

Связыв. количество вещества и молярную массу и выводит формулы

Учащиеся сообщают решение 585 г .

Это число равно относ мол.массе поваренной соли.

Познавательные УУД: структурирование знаний, формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию. 
Регулятивные УУД: умение планировать работу, определять цель и задачи, а также способы достижения цели, формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре

Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Личностные УУД: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. 
Регулятивные УУД: контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. 

Познавательные УУД: самостоятельное создание алгоритмов деятельности. 


Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности. Проявляется в устных высказываниях детей и результатах письменных работ.

Решаем задачу

2. Организует деятельность по решению предложенной задачи:

- повторяет условие задачи;

- контролирует процесс решения задачи, дозированная помощь отстающим учащимся.

На доске записывается дано и решение

Подводит итог работы на данном этапе.

Какие Знания вам помогли впервые решить задачу?

выполняют задание в тетради,пользуясь учебником

Вызывается учащийся

Записывает дано

Знания по физике и математике

Вызванный учащийся: строит монологическое высказывание, адекватно использовать речь. Понимать и адекватно воспринимать замечания учителя

ЛичностныеПонимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач

Выполнять учебные действия в материализованной форме. Использовать правила (алгоритм) в планировании и контроле способа решения задачи.

Осуществлять самоконтроль процесса решения задачи и коррекцию своей деятельности

IV. Этап «Закрепление нового материала»

5 мин

тест

Самостоя-тельная работа, упражнения.

1. Организует деятельность по решению теста      (тест у учащихся)

Для сильных учащихся предусмотрены дополнительные задания

А теперь решим задачу по образцу стр 81

Найдите массу 12.1023молекул озона

Самостоятельно выполняют задание в тетради, используя учебник

Познавательные

Использовать знаково-символические средства для решения задач

Применяют полученные знания.

2. Организует работу по анализу выполнения задач:

- предлагает осуществить самооценку;

- предлагает озвучить правильный ответ;

- предлагает сравнить свой ответ с озвученным правильным ответом;

- предлагает учащимся, допустившим ошибки, установить их причины. Подводит итог работы на данном этапе.

Отвечают по вызову учителя или по желанию.

Слушают ответы одноклассников.

Обсуждают ответы одноклассников

Коммуникативные

Осознанно строить речевое высказывание, уметь слушать собеседника; адекватно использовать устную речь.

Строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Личностные

Понимать значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач

V. Этап «Домашнее задание»5 мин

Беседа.

Подводит итог урока,

 отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

Организует объяснение выполнения домашнего задания: 1. § 15,выпис определения.

2. Ответить на вопросы и выполнить задания после текста § 15 №2,4 учебника.

3.Творческое задание:

Кроссворд составить по кол.вещества

Задача про муху -цокотуху

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание

Регулятивные

Адекватно воспринимать оценку учителя

VI. Этап «Рефлексия»

4мин

Беседа.

Предлагаю закончить предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Я научился…

Я понял…

Меня заинтересовало…

Мне это пригодится…

Мне понравилось…

Предлагаю заполнить кластер

Учитель анализ работу учащихся

Учитель читает стихотворение (“Занимательная химия” Аликберова Л.):

Маша маме говорит,

 Что из шкафа моль летит

 “Как спасти нам вещи наши?”

 Отвечает мама Маше:

 “Есть такой аэрозоль,

 Убивает моли моль!”

 Маша химию учила,

 Так что маме возразила:

 “Что-то это многовато –

 Целый моль врагов крылатых!”

Урок окончен! спасибо за внимание!

Участвуют в обсуждении

Учащиеся по кругу

(пары) заполняют

Познавательные

Осознанно подводят итоги Коммуникативные

Умение полно и точно выражать мысли в устной форме.

Умение выражать мысли письменно

Подведение итогов совместной индивидуальной деятельности обучающихся, достижение поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....