Сценарий урока « Типы химических реакций»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Степовая Людмила Ивановна

Сценарий урока "Типы химических реакций" для обучающихся 8 класса. Данный урок позволяет систематизировать знания обучающихся о химических реакциях, их сущности и закономерности протекания химических реакций,  типах химических реакций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

                                 « Типы химических реакций»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Форма урока: смотр знаний

Цель урока: сформировать умение классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и полученных веществ. Научить определять тип реакции по данному химическому уравнению.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать имеющиеся знания о химических реакциях. Закрепить представление о сущности химических реакций. Повторить закономерности протекания химических реакций. Обобщить сведения о типах химических реакций. Продолжить формирование навыков расстановки стехиометрических коэффициентов.

Развивающие:  развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, электронного документа, наблюдаемых процессов; учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация «Типы химических реакций», оборудование и реактивы (H2O2, MnO2 ,Mg, AI, Zn, Fe, HCI, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCI2, FeCI3, KSCN, CaCO3, фенолфталеин, кусочки сырой моркови, сырого мяса) для демонстрационного эксперимента учащихся, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, инструктивные карты.

                                         Ход урока

                                                                 Ум заключается не только в знаниях,

но и в умении применять знания в деле…

Аристотель.

I Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Учитель. Всё, что нас окружает, состоит из веществ.  Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать  полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.  Наша планета, жителями которой являемся и мы с вами, сформирована благодаря протеканию химических процессов. Распределение веществ на Земле обусловлено конкретными химическими реакциями.

II. Этап актуализации знаний.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о химических реакциях? 

Учащиеся отвечают:

- Мы знаем определение химической реакции (формулируют определение химической реакции);

-  Мы знаем признаки протекания химической реакции (перечисляют признаки протекания химической реакции);

- Мы знаем, какие условия необходимы для возникновения химической реакции (перечисляют условия, необходимые для возникновения химической реакции); 

- Мы знаем примеры реакций, с которыми встречаемся в повседневной жизни (приводят примеры).

Вывод учителя: Химических реакций протекающих вокруг человека очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы   не запутаться во всём многообразии химических реакций? 

- Научиться классифицировать и выявлять существенные признаки классов.

- Встречались ли мы ранее с какой-либо классификацией химических реакций? 

-  Вспомните, по какому признаку мы классифицировали реакции?

-  На какие группы мы разделили реакции?

Постановка проблемы: можно ли классифицировать химические реакции по какому-либо ещё признаку?

III Обобщение и систематизация знаний.

     В окружающем мире и вокруг нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить представление о них нам помогает классификация реакций. Зная типы химических реакций, мы можем использовать эти процессы и управлять ими для собственного блага. В течении урока мы попытаемся вместе показать друг другу такие возможности.

3.1Какие признаки положены в основу классификации химических реакций? Какие типы химических реакций вы знаете?  (приложение 1 Презентация слайды № 1-8)

3.2Составьте уравнения по следующим схемам:  (приложение 1 Презентация слайд № 9)  Выполняет один учащийся у доски.

   Na + O2 →Na2O    

   P2O5 + C →P + CO

   CaCO3 →CaO + CO2  

   NaOH + H3PO4 →Na3PO4 + H2O

   Ca + N2 →Ca3N2

   CuCI2 + Mg →MgCI2 + Cu

  MgCI2 + Li3PO4 → Mg3(PO4)2 + LiCI    

Укажите типы реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции»

3.3 Демонстрационный опыт:  разложение пероксида водорода под действием катализатора (MnO2) и ферментов (кусочки сырой моркови и сырого мяса)   2H2O2  →  2H2O  +  O2↑ (выполняет и объясняет полученные результаты учащийся)

Сообщение №1 «Катализаторы»,  Сообщение №2    «Ферменты»  (приложение №2)

 3.4Проверка задания 2. ( приложение 1 Презентация слайд №10)

   4 Na + O2 → 2Na2O    соединение

   P2O5 + 5C → 2P + 5CO       замещение

   CaCO3 → CaO + CO2     разложение

   3NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + 3H2O  обмен

  3Ca + N2 → Ca3N2     соединение

  CuCI2 + Mg →MgCI2 + Cu    замещение

  3MgCI2 + 2Li3PO4 → Mg3(PO4)2 +6 LiCI    обмен  

Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

3.5Запишите уравнения следующих реакций:  (выполняет один учащийся у доски)          а)кремний  +  кислород →    

б)натрий   +  азот  →

в)калий   +  сера  →

г)алюминий   +  кислород  →

д)калий  +   хлор→

е)оксид кальция  +  вода  →  

 (выполняет один учащийся у доски)

3.6Демонстрационный опыт: взаимодействие магния, алюминия, цинка, железа с соляной кислотой; железа с сульфатом меди(II):  

   Mg  +2HCI  →  MgCI2  +  H2↑                         2AI  +  6HCI  → 2AICI3  +  3H2

   Zn  +2HCI  →  ZnCI2  +  H2↑                            Fe  +2HCI  →  FeCI2  +  H2

                                CuSO4 +  Fe  →  FeSO4  +  Cu

(выполняет и объясняет полученные результаты учащийся)

3.7Проверка  задания  5. 4 (приложение 1 Презентация слайд№12)

а)  Si  + O2 →  SiO2

б)  6Na  +  N2 → 2Na3N

в)   2K + S → K2S

г)   4AI  +  3O2 →  2AI2O3

д)  2K  +  CI2 →  2KCI

е)   CaO  +  H2O → Ca(OH)2

Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

IV Применение знаний и умений в новой ситуации.

4.1Проведение исследования -  типа химической реакции по признаку – число и состав исходных веществ и продуктов реакции,  согласно заданию в инструктивной карте.

Инструктаж по технике безопасности

  1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.
  3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
  4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
  5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
  7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
  8. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
  9. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

              Инструктивная карта  (приложение 1 Презентация Слайд №13)

Проведите реакции между следующими веществами:

1В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата  меди (II). Затем добавьте раствор гидроксида натрия.  Что наблюдаете?

2В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата натрия. Затем добавьте раствор хлорида бария.  Что наблюдаете?

3 В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида  железа (III), а затем добавьте  несколько капель раствора роданида калия  KSCN .  Что наблюдаете?

4В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте  несколько капель фенолфталеина.  Что наблюдаете?  Добавьте 2 мл соляной кислоты.  Что наблюдаете?  Объясните наблюдения.

5Поместите в пробирку 1-2 кусочка мела. Затем прилейте столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки мела.  Что наблюдаете?

4.2 Объяснение полученных результатов, запись  уравнений происходящих реакций  (приложение 1 Презентация Слайд №14)

CuSO4  +  2NaOH  →  Na2SO4  +  Cu(OH)2

BaCI2  +  Na2SO4  →  2NaCI  +  BaSO4

FeCI3  +  3KSCN  →  Fe(SCN)3  +  3KCI

NaOH  +  HCI  →  NaCI  +  H2O

CaCO3  +  2HCI  →  CaCI2  +  H2O  +  CO2

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5.1 Закрепление знаний о типах химических реакций: определение, механизм примеры (приложение 1 Презентация слайды№15-18)

5.2 Проверочная дифференцированная  работа на карточках в двух вариантах (приложение №3)

VI.Рефлексия.Подведение итогов занятия, выставление оценок.

VII.  Дифференцированное домашнее задание: повторить § 28-32

1(базовый уровень) Закончите уравнения следующих реакций, укажите тип реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции:

 1) Mg + S →                        2) FeO  + HCI →                       3) CuO + H2 →

                           4) CaCO3 →                         5) Na + CI2 →

2 (повышенный уровень) Запишите уравнения следующих реакций, укажите тип реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции:

   а) сульфат меди (II)  +  гидроксид натрия →

   б) сульфат ….  +  хлорид бария → сульфат … + хлорид натрия

   в) хлорид железа (III)  +  роданид калия →

   г) гидроксид натрия  +  … → хлорид натрия + вода

   д) карбонат кальция  + …. → хлорид кальция + вода + углекислый газ

Приложение №3        Проверочная  дифференцированная работа

Вариант 1

Составьте уравнения по следующим схемам:

CH4 →C + H2

HBr + Mg →MgBr2 + H2

Na + Br2 →NaBr  

MgO + H3PO4 →Mg3(PO4)2 + H2О

KCIO3 →KCI + O2   

Укажите типы реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Вариант 2

Закончите уравнения следующих  реакций:

MnO2 + H2

HNO3 + AI(OH)3 →

Cu(OH)2 →

AI + O2

K2O + HCI→

Укажите типы реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

         Приложение №2        Сообщение№1   «Катализаторы»

       Реакции, идущие с участием катализатора, называются каталитическими.

Процесс изменения скорости химических реакций с помощью катализатора называется катализом. Слово «катализ» в переводе с греческого означает «разрушение», то есть с помощью катализа происходит как бы разрушение длинного пути, который предстояло пройти веществам, вступившим в реакцию. Действие катализатора можно сравнить с переходом туристов через горный перевал. Не знающие местности туристы выберут самый очевидный, но самый трудный путь, требующий длительного восхождения и спуска через вершину горы. Опытный проводник проведет свою группу по тропинке, минуя вершину. Путь этот более извилистый, но менее трудный, по нему легче дойти до конечного пункта, после чего проводник возвращается к исходному пункту.

    Одним из первых исследователей катализа был русский химик Гесс, который исследовал действие катализатора - платины. Платина применяется химиками в наиболее ответственных случаях, так как она дорогая, но часто просто незаменима. Например, с помощью платины американские и японские автомобилестроители добились почти полного сгорания топлива в двигателях, что позволило уменьшить содержание вредных примесей в выхлопных газах и сделать чище атмосферу Токио, Нью-Йорка и других городов.

Сообщение №2  « Ферменты»

      Ферменты   или   энзимы   -   белковые   молекулы,   которые   играют незаменимую роль в организме, катализируют химические реакции в биологических системах.

        В пищеварительной системе организма человека с участием ферментов происходят превращения таких питательных веществ, как белки, углеводы и жиры, в продукты, способные легко усваиваться клетками организма. Каждый фермент действует на строго определенный субстраты только при определенных условиях: так фермент слюны - амилаза, действует в слабощелочной среде при температуре 35 - 40°С и способствует превращению крахмала в глюкозу. В желудке этот фермент уже не действует, так как в желудке среда кислотная, здесь «работает» другой фермент - пепсин, он превращает белки в пептиды. В тонком кишечнике действуют ферменты: трипсин, пептидаза - которые разрушают пептиды до аминокислот; и фермент - липаза, который превращает жиры в жирные кислоты используемые организмом.

        Клетки живых организмов четко соблюдают заданную им природой «инструкцию» по использованию ферментов, так как ферменты ускоряют жизненно важные химические реакции в клетках организмов. Вот почему великий русский физиолог Иван Петрович Павлов назвал ферменты носителями жизни.

 



Предварительный просмотр:

Сценарий урока

                                 « Типы химических реакций»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений

Форма урока: смотр знаний

Цель урока: сформировать умение классифицировать химические реакции по числу и составу исходных и полученных веществ. Научить определять тип реакции по данному химическому уравнению.

Задачи урока:

Образовательные: систематизировать имеющиеся знания о химических реакциях. Закрепить представление о сущности химических реакций. Повторить закономерности протекания химических реакций. Обобщить сведения о типах химических реакций. Продолжить формирование навыков расстановки стехиометрических коэффициентов.

Развивающие:  развивать: учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, электронного документа, наблюдаемых процессов; учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; учебно-организационные: организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений.

Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность. Продолжить формирование убеждения учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире.

Оборудование: компьютер, проектор,  презентация «Типы химических реакций», оборудование и реактивы (H2O2, MnO2 ,Mg, AI, Zn, Fe, HCI, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCI2, FeCI3, KSCN, CaCO3, фенолфталеин, кусочки сырой моркови, сырого мяса) для демонстрационного эксперимента учащихся, справочная таблица «Растворимость оснований, кислот и солей в воде», периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, инструктивные карты.

                                         Ход урока

                                                                 Ум заключается не только в знаниях,

но и в умении применять знания в деле…

Аристотель.

I Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности учащихся.

Учитель. Всё, что нас окружает, состоит из веществ.  Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать  полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром химических реакций.  Наша планета, жителями которой являемся и мы с вами, сформирована благодаря протеканию химических процессов. Распределение веществ на Земле обусловлено конкретными химическими реакциями.

II. Этап актуализации знаний.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о химических реакциях? 

Учащиеся отвечают:

- Мы знаем определение химической реакции (формулируют определение химической реакции);

-  Мы знаем признаки протекания химической реакции (перечисляют признаки протекания химической реакции);

- Мы знаем, какие условия необходимы для возникновения химической реакции (перечисляют условия, необходимые для возникновения химической реакции); 

- Мы знаем примеры реакций, с которыми встречаемся в повседневной жизни (приводят примеры).

Вывод учителя: Химических реакций протекающих вокруг человека очень много. Они протекают постоянно. Что же необходимо сделать, чтобы   не запутаться во всём многообразии химических реакций? 

- Научиться классифицировать и выявлять существенные признаки классов.

- Встречались ли мы ранее с какой-либо классификацией химических реакций? 

-  Вспомните, по какому признаку мы классифицировали реакции?

-  На какие группы мы разделили реакции?

Постановка проблемы: можно ли классифицировать химические реакции по какому-либо ещё признаку?

III Обобщение и систематизация знаний.

     В окружающем мире и вокруг нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить представление о них нам помогает классификация реакций. Зная типы химических реакций, мы можем использовать эти процессы и управлять ими для собственного блага. В течении урока мы попытаемся вместе показать друг другу такие возможности.

3.1Какие признаки положены в основу классификации химических реакций? Какие типы химических реакций вы знаете?  (приложение 1 Презентация слайды № 1-8)

3.2Составьте уравнения по следующим схемам:  (приложение 1 Презентация слайд № 9)  Выполняет один учащийся у доски.

   Na + O2 →Na2O    

   P2O5 + C →P + CO

   CaCO3 →CaO + CO2  

   NaOH + H3PO4 →Na3PO4 + H2O

   Ca + N2 →Ca3N2

   CuCI2 + Mg →MgCI2 + Cu

  MgCI2 + Li3PO4 → Mg3(PO4)2 + LiCI    

Укажите типы реакций по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции»

3.3 Демонстрационный опыт:  разложение пероксида водорода под действием катализатора (MnO2) и ферментов (кусочки сырой моркови и сырого мяса)   2H2O2  →  2H2O  +  O2↑ (выполняет и объясняет полученные результаты учащийся)

Сообщение №1 «Катализаторы»,  Сообщение №2    «Ферменты»  (приложение №2)

 3.4Проверка задания 2. ( приложение 1 Презентация слайд №10)

   4 Na + O2 → 2Na2O    соединение

   P2O5 + 5C → 2P + 5CO       замещение

   CaCO3 → CaO + CO2     разложение

   3NaOH + H3PO4 → Na3PO4 + 3H2O  обмен

  3Ca + N2 → Ca3N2     соединение

  CuCI2 + Mg →MgCI2 + Cu    замещение

  3MgCI2 + 2Li3PO4 → Mg3(PO4)2 +6 LiCI    обмен  

Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

3.5Запишите уравнения следующих реакций:  (выполняет один учащийся у доски)          а)кремний  +  кислород →    

б)натрий   +  азот  →

в)калий   +  сера  →

г)алюминий   +  кислород  →

д)калий  +   хлор→

е)оксид кальция  +  вода  →  

 (выполняет один учащийся у доски)

3.6Демонстрационный опыт: взаимодействие магния, алюминия, цинка, железа с соляной кислотой; железа с сульфатом меди(II):  

   Mg  +2HCI  →  MgCI2  +  H2↑                         2AI  +  6HCI  → 2AICI3  +  3H2

   Zn  +2HCI  →  ZnCI2  +  H2↑                            Fe  +2HCI  →  FeCI2  +  H2

                                CuSO4 +  Fe  →  FeSO4  +  Cu

(выполняет и объясняет полученные результаты учащийся)

3.7Проверка  задания  5. 4 (приложение 1 Презентация слайд№12)

а)  Si  + O2 →  SiO2

б)  6Na  +  N2 → 2Na3N

в)   2K + S → K2S

г)   4AI  +  3O2 →  2AI2O3

д)  2K  +  CI2 →  2KCI

е)   CaO  +  H2O → Ca(OH)2

Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетрадь.

IV Применение знаний и умений в новой ситуации.

4.1Проведение исследования -  типа химической реакции по признаку – число и состав исходных веществ и продуктов реакции,  согласно заданию в инструктивной карте.

Инструктаж по технике безопасности

  1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем.
  2. Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус. Твёрдые вещества берите только ложкой.
  3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества.
  4. Нагревая пробирку с жидкостью, держите её так, чтобы отверстие было направлено в сторону и от вас и от соседей.
  5. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать.
  6. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ.
  7. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадёт на руки или на одежду, то немедленно смойте её большим количеством воды.
  8. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами.
  9. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.

              Инструктивная карта  (приложение 1 Презентация Слайд №13)

Проведите реакции между следующими веществами:

1В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата  меди (II). Затем добавьте раствор гидроксида натрия.  Что наблюдаете?

2В пробирку налейте 2 мл раствора сульфата натрия. Затем добавьте раствор хлорида бария.  Что наблюдаете?

3 В пробирку налейте 2 мл раствора хлорида  железа (III), а затем добавьте  несколько капель раствора роданида калия  KSCN .  Что наблюдаете?

4В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте  несколько капель фенолфталеина.  Что наблюдаете?  Добавьте 2 мл соляной кислоты.  Что наблюдаете?  Объясните наблюдения.

5Поместите в пробирку 1-2 кусочка мела. Затем прилейте столько соляной кислоты, чтобы ею покрылись кусочки мела.  Что наблюдаете?

4.2 Объяснение полученных результатов, запись  уравнений происходящих реакций  (приложение 1 Презентация Слайд №14)

CuSO4  +  2NaOH  →  Na2SO4  +  Cu(OH)2

BaCI2  +  Na2SO4  →  2NaCI  +  BaSO4

FeCI3  +  3KSCN  →  Fe(SCN)3  +  3KCI

NaOH  +  HCI  →  NaCI  +  H2O

CaCO3  +  2HCI  →  CaCI2  +  H2O  +  CO2

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5.1 Закрепление знаний о типах химических реакций: определение, механизм примеры (приложение 1 Презентация слайды№15-18)

5.2 Проверочная дифференцированная  работа на карточках в двух вариантах (приложение №3)

VI.Рефлексия.Подведение итогов занятия, выставление оценок.

VII.  Дифференцированное домашнее задание: повторить § 28-32

1(базовый уровень) Закончите уравнения следующих реакций, укажите тип реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции:

 1) Mg + S →                        2) FeO  + HCI →                       3) CuO + H2 →

                           4) CaCO3 →                         5) Na + CI2 →

2 (повышенный уровень) Запишите уравнения следующих реакций, укажите тип реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции:

   а) сульфат меди (II)  +  гидроксид натрия →

   б) сульфат ….  +  хлорид бария → сульфат … + хлорид натрия

   в) хлорид железа (III)  +  роданид калия →

   г) гидроксид натрия  +  … → хлорид натрия + вода

   д) карбонат кальция  + …. → хлорид кальция + вода + углекислый газ

Приложение №3        Проверочная  дифференцированная работа

Вариант 1

Составьте уравнения по следующим схемам:

CH4 →C + H2

HBr + Mg →MgBr2 + H2

Na + Br2 →NaBr  

MgO + H3PO4 →Mg3(PO4)2 + H2О

KCIO3 →KCI + O2   

Укажите типы реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

Вариант 2

Закончите уравнения следующих  реакций:

MnO2 + H2

HNO3 + AI(OH)3 →

Cu(OH)2 →

AI + O2

K2O + HCI→

Укажите типы реакций по признаку числа и состава исходных веществ и продуктов реакции.

         Приложение №2        Сообщение№1   «Катализаторы»

       Реакции, идущие с участием катализатора, называются каталитическими.

Процесс изменения скорости химических реакций с помощью катализатора называется катализом. Слово «катализ» в переводе с греческого означает «разрушение», то есть с помощью катализа происходит как бы разрушение длинного пути, который предстояло пройти веществам, вступившим в реакцию. Действие катализатора можно сравнить с переходом туристов через горный перевал. Не знающие местности туристы выберут самый очевидный, но самый трудный путь, требующий длительного восхождения и спуска через вершину горы. Опытный проводник проведет свою группу по тропинке, минуя вершину. Путь этот более извилистый, но менее трудный, по нему легче дойти до конечного пункта, после чего проводник возвращается к исходному пункту.

    Одним из первых исследователей катализа был русский химик Гесс, который исследовал действие катализатора - платины. Платина применяется химиками в наиболее ответственных случаях, так как она дорогая, но часто просто незаменима. Например, с помощью платины американские и японские автомобилестроители добились почти полного сгорания топлива в двигателях, что позволило уменьшить содержание вредных примесей в выхлопных газах и сделать чище атмосферу Токио, Нью-Йорка и других городов.

Сообщение №2  « Ферменты»

      Ферменты   или   энзимы   -   белковые   молекулы,   которые   играют незаменимую роль в организме, катализируют химические реакции в биологических системах.

        В пищеварительной системе организма человека с участием ферментов происходят превращения таких питательных веществ, как белки, углеводы и жиры, в продукты, способные легко усваиваться клетками организма. Каждый фермент действует на строго определенный субстраты только при определенных условиях: так фермент слюны - амилаза, действует в слабощелочной среде при температуре 35 - 40°С и способствует превращению крахмала в глюкозу. В желудке этот фермент уже не действует, так как в желудке среда кислотная, здесь «работает» другой фермент - пепсин, он превращает белки в пептиды. В тонком кишечнике действуют ферменты: трипсин, пептидаза - которые разрушают пептиды до аминокислот; и фермент - липаза, который превращает жиры в жирные кислоты используемые организмом.

        Клетки живых организмов четко соблюдают заданную им природой «инструкцию» по использованию ферментов, так как ферменты ускоряют жизненно важные химические реакции в клетках организмов. Вот почему великий русский физиолог Иван Петрович Павлов назвал ферменты носителями жизни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Типы химических реакций" 8 класс

Учебник – «Химия – 8 класс»Автор учебника – О.С. ГабриелянТема урока – Типы химических реакцийЦели урока:- познакомить учащихся с классификацией химических реакций по исходным вещест...

Урок:"Типы химических реакций в органической химии".10 класс

Урок: "Типы химических реакций в органической химии" 10 класс по учебнику Габриелян О.С....

Конспект урока "Типы химических реакций на примере свойств воды"

Конспект урока в 8 классе по теме "Типы химических реакций на примере свойств воды" с использованием элементов критического мышления по методике 6 шляп....

Урок "Типы химических реакций" 8 класс

Урок обобщения и закрепления по теме "Типы химических реакций" с использолванием интерактивной доски, создан в программе Notebook Smart. Химия 8 класс....

урок химии в 8 классе Тема урока «Типы химических реакций»

Тип урока: урок новых знаний, последовательного изучения ключевых вопросов темы. Цели урока:деятельностная: - сформировать познавательные универсальные учебные действия при изучении типов хи...

Презентация к уроку "Типы химических реакций" (урок-игра)

Представленный урок проводится в 8 классе в ходе реализации программы курса химии 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор:Габриелян О.С., — М.: Дрофа, 2020).Он может быть реализован в ...