Урок "Типы химических реакций" 8 класс
план-конспект урока химии (8 класс) по теме

 

 

 

Учебник – «Химия – 8 класс»

Автор учебника – О.С. Габриелян

Тема урока – Типы химических реакций

Цели урока:

- познакомить учащихся с классификацией химических реакций по исходным веществам и продуктам реакции, научить учеников определять тип химической реакции: соединения, разложения, замещения, обмена.

- развивать умения учащихся в написании уравнений химических реакций и расстановке коэффициентов.

 

Демонстрационный материал:

серная кислота, цинк, железный гвоздик, пробирки, индикаторы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_himicheskih_reakciy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка знаний учащихся и подготовка их к восприятию нового материала проходит в форме фронтальной беседы с классом.

Параллельно 4 ученика выполняют индивидуальные задания на доске.

Предлагаем учащимся вспомнить:

  1. Какие явления мы относим к химическим? Приведите примеры Как мы отличаем химические явления от физических?
  2. Как записываем в тетрадях химические реакции?
  3. Как называются вещества, записанные в левой и правой частях уравнения?

Затем проверяем задания, выполненные учениками на доске.

Задание 1 (слайд №1). Дописать уравнения реакций, где необходимо расставить коэффициенты:

Al + O2 =

Ca + N2 =

S + F2 =

K + O2 =

CaO + CO2 =

Na2O + H2O = NaOH

Задание 2 (слайд №2). Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты:

HgO =

Ag2O =

CH4 =

Ca(OH)2 = CaO + H2O

MgCO3 = MgO + CO2

H2O =

Задание 3  (слайд №3) Дописать, где необходимо, уравнения реакций. Расставить коэффициенты:

Fe2O3 + H2 =

Zn + HCl =

CuO + Mg =

SiO2 + Mg =

Задание 4(слайд №4). Дописать, где необходимо, уравнения реакций. Расставить коэффициенты:

HCl + NaOH = NaCl + …

HNO3 + NaOH = NaNO3 + …

H2SO4 + KOH = K2SO4 + …

KOH + H2SiO3 = K2SiO3 + …

II. Объяснение  нового материала:

После проверки правильности написания УХР и расстановки коэффициентов, предлагаем учащимся найти общие признаки в уравнениях каждой группы реакций. Затем предлагаем выразить запись каждой группы реакций с помощью уравнения в общем виде.

Затем с помощью учащихся формулируем определения типов химических реакций и записываем их, иллюстрируя эти определения общими формулами. (слайд №5)

Реакция, при которой из нескольких веществ получается одно новое, называется   реакцией соединения (А + В = АВ).

Реакция, при которой из одного вещества получается несколько новых, называется   реакцией разложения. (АВ = А + В).

Реакция между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, называется реакцией замещения  (АВ + С = А + СВ).

Реакция между двумя сложными веществами, при которой они обмениваются отдельными атомами или группами атомов, называется реакцией обмена  (АВ + СD = AD + CB).

III. Закрепление изученного.

Предлагаем ученикам демонстрационный эксперимент, в ходе которого обсуждаем некоторые вопросы, требующие уточнения знаний о типах химических реакций.

Демонстрируем опыт взаимодействия цинка с серной кислотой (замещения водорода цинком) и результат заранее приготовленного опыта взаимодействия железа с медным купоросом (опустили железный гвоздь в раствор медного купороса). Результат фиксируем на доске и в тетради.

Демонстрируем взаимодействие соляной кислоты с гидроксидом натрия в присутствии метилового оранжевого, коротко сообщив ученикам о необходимости использования вещества, которое своими изменениями показывает, что произошла химическая реакция. Результат фиксируем.

Подводим итоги урока:

- по какому принципу мы разделили химические реакции на четыре типа? (по исходным веществам и продуктам реакции).

- с какими именно типами реакций мы ознакомились сегодня? (дети перечисляют).

IV. Домашнее задание: читать § 26,27,  изучить записи в тетрадях.

                                            1 уровень: упр. 1, 2

                                            2 уровень: упр.2,3

                                            3 уровень: упр.2,3,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химические свойства классов неорганических соединений

Урок-обобщение по пройденному материалу "Классы неорганических соединений"...

Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических соединений"

          Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических с...

План -конспект урока в 8 классе: Химическая символика. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Краткие сведения из истории.

На таких уроках реализую межпредметные связи. А так же осуществляю интегрированный подход. Очень люблю историю химии. Вместе с детьми готовим презентации, в которых отображаем накопленный  челове...

Биолого-химический профильный класс

В разделе размещены материалы к занятиям в биолого-химическом профильном классе и задания для самостоятельной работы...

Опорная схема по теме:"Химические свойства классов неорганических веществ"

Раздаточный материал к уроку, тренажер для повторения темы:"Химические свойства классов неорганических веществ"...