Степень окисления.
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
8 класс. Конспект урока и презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stepen_oksileniya.pptx | 524.47 КБ |
stepen_okisleniya.docx | 50.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделите вещества на группы AlCl 3 , O 2 , Al, SO 3 , Na, HCl , Cl 2 , Na 2 S
Классификация веществ в зависимости от типа химической связи Ионная AlCl 3 , Na 2 S Ковалентная полярная SO 3 , HCl Ковалентная неполярная O 2 , Cl 2 Металлическая Al, Na
Ионная Al 3+ Cl - 3 , Na +1 2 S 2- Ковалентная полярная S δ + O δ - 3 , H δ + Cl δ - S +6 O -2 3 , H +1 Cl -1
Степень окисления это заряд, который может возникнуть у атома в соединении, если представить, что связь в этом соединении ионная
Правила определения c тепени окисления
1. У свободных атомов и у атомов в составе простых веществ СО равна 0. Na 2 O , H 2 , Ba, H 2 SO 4 , N 2 , S, H 2 O, Al, Cu, HNO 3 , F 2 , CaO
2. Металлы во всех соединениях имеют положительную СО, её максимальное значение равно номеру группы: А ) у металлов главной подгруппы I группы +1 Б ) у металлов главной подгруппы II группы +2 В) у металлов главной подгруппы III группы +3 Na, K 2 O, Fe, CaCO 3 , CrO 3 , AlCl 3 , Li 3 N, BaSO 4 , Zn, Mg(NO 3 ) 2 , Mn 2 O 7
K 2 O Li 3 N CaCO 3 BaSO 4 Mg(NO 3 ) 2 AlCl 3
3. Неметаллы в соединениях имеют положительную и отрицательную степень окисления. Её максимальное значение равно номеру группы, а минимальное можно рассчитать по формуле СО = № группы - 8 SO 3 , H 2 S, NH 3 , N 2 O 5 , HCl , Cl 2 O 7
4. В соединениях кислород имеет СО -2 ( исключения OF 2 и пероксиды Н 2 О 2 , К 2 О 2 ) H 2 CO 3 , O 3 , OF 2 , CuSO 4 , NaOH , O 2 , SO 3
5. У водорода в соединениях с неметаллами СО +1, с металлами -1 HCl , KH, H 2 , KOH, BaH 2 , H 2 O, H 2 SO 4 , NH 3
6. В соединениях сумма степеней окисления всех атомов равна 0.
Группа 1 N 2 +1 O -2 , N -3 H 3 +1 , N 2 +5 O 5 -2 , Fe 2 +3 O 3 -2 , Al 2 +3 S 3 -2
Группа 2 Na 2 +1 S -2 , Na 3 +1 N -3 , S +4 O 2 -2 , S +6 O 3 -2 , H 2 +1 S -2
Группа 3 Mg +2 S -2 , Mg 3 +2 N 2 -3 , P 2 +5 O 5 -2 , P -3 H 3 +1 , P 2 +3 O 3 -2
Группа 4 Ca 3 +2 N 2 -3 , Ca +2 Cl 2 -1 , Cl 2 +3 O 3 -2 , H +1 Cl -1 , Cl 2 +7 O 7 -2
Запишем значение постоянной степени окисления. Умножим значение постоянной степени окисления на число атомов элемента. Полученное число разделим на число атомов второго элемента. Полученное число – значение степени окисления второго элемента. Необходимо помнить, что сумма степеней окисления элементов в соединении равна 0. Алгоритм определения c тепени окисления
Составим уравнение. Для этого определим значение постоянной степени окисления и умножим его на число атомов элемента ; неизвестную степень окисления обозначим Х и умножим на число атомов элемента ; сложим полученные произведения ; и х сумма равна 0, так как сумма степеней окисления элементов в соединении равна 0. Алгоритм определения c тепени окисления
Группа 6 K 3 P , K 3 PO 4 , KF, С +4 S 2 -2 , SiH 4 (+1) х 3 Х (-2) х 4 + + = 0
На уроке я узнал …. На уроке я научился … Сегодня мне удалось… При подготовке домашнего задания мне надо обратить внимание на …. Я хочу узнать …
Степень окисления. Определение степени окисления по формуле вещества.
Домашнее задание 1. Прочитайте текст §18 с. 100 – 104 2. Выучите определение и правила. 3. Выполните задания 5, 7 на с. 106
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС»
Степень окисления.
Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.
Цель урока. Сформировать у учащихся понятие о степени окисления химического элемента, и способах определения степени окисления по формуле вещества.
Задачи урока
Образовательные. Создать условия для формирования понятия степень окисления, самостоятельного определения учащимися необходимых условий и порядка действий для определения степени окисления элюента по химической формуле.
Развивающие. Способствовать развитию навыков целеполагания, включая постановку целей урока, деятельности в группе; преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно контролировать время, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Воспитательные. Способствовать формированию умения аргументировать свою точку зрения, организовывать совместную деятельность в группе, осуществлять взаимный контроль.
Планируемые результаты урока
Предметные: определение понятия «степень окисления», уметь определять степень окисления по формуле вещества, состоящего из двух и трёх химических элементов
Метапредметные: уметь получать информацию из разных источников, уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учащимися и учителем, работать индивидуально и в группе; уметь использовать речевые средства, излагать свою точку зрения.
Личностные: формирование познавательного интереса, самоконтроль для достижения положительного результата при индивидуальной и групповой работе.
Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор), компьютерная презентация, карточки с заданиями для учащихся, раздаточный материал для самооценки, учебник (Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2014).
Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | Примечания |
Этап 1. Мотивация учебной деятельности | |||
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела курса химии «Соединения химических элементов». Сегодня мы нарушим правила и сформулируем тему урока, завершая его. А пока я задам вам вопрос. - Знаете ли вы, что такое степень окисления? Что она характеризует? Значит, нам надо ответить на эти вопросы. За работу! | - Нет | РУУД Волевая саморегуляция, самоопределение в учебной деятельности | На доске записано число. Слайд 1 |
Этап 2. Актуализация субъективного опыта | |||
Формулирует и комментирует задания. Задание 1. Составьте электронные схемы атомов химических элементов натрия, хлора, алюминия, кислорода, водорода, серы. Какие из представленных химических элементов в соединениях имеют тенденцию к отдаче электронов? Какие из представленных химических элементов в соединениях имеют тенденцию к принятию электронов? Почему? Задание 2. Разделите вещества на группы. Объясните, по какому признаку вы произвели деление? | Три ученика записывают на доске электронные схемы атомов (по две схемы каждый ученик) Отдавать электроны могут атомы натрия, алюминия и водорода. Получать электроны могут атомы серы, кислорода и хлора. Потому что атомы стремятся получить завершённый внешний электронный слой из 8 электронов. Предлагают варианты классификации веществ А) простые и сложные Б) простые вещества металлы, простые вещества неметаллы, сложные вещества В) вещества с ионной связью, вещества с ковалентной полярной связью, вещества с ковалентной неполярной связью, вещества с металлической связью. | ПУУД Установление причинно-следственных связей ПУУД Осуществление сравнения и классификации, самостоятельно выбирая основания для указанных операций. | На доске записаны 1) знаки химических элементов Na, Cl, Al, O, H, S.; 2) электронные схемы атомов Важно, обратить внимание учащихся на внешний электронный слой! На экране Слайд 2 1) формулы веществ AlCl3, O2, Al, SO3, Na, HCl, Cl2, Na2S Слайд 3 2) классификация веществ в зависимости от типа химической связи Ионная AlCl3,Na2S Ковалентная полярная SO3,HCl Ковалентная неполярная O2,Cl2 Металлическая Al, Na |
Этап 3 . Восприятие и осмысление учащимися нового материала | |||
2.1. Формирование понятия «степень окисления» | |||
Обратите внимание на вещества с ионной связью. Из каких частиц они состоят? Назовите их заряды. Объясните, почему частицы имеют такие заряды (знак и численное значение). Рассмотрим вещества с ковалентной полярной связью. Из каких частиц они состоят? Почему в этих веществах связь ковалентная полярная? Представьте, что в этих веществах связь превратилась в ионную? Какие заряды получать ионы серы и кислорода, водорода и хлора? Подводит учащихся к формулированию понятия «степень окисления». Заряды, которые вы назвали для ионов серы и кислород, водорода и хлора – это и есть степень окисления. Попробуйте сформулировать определение. Что такое степень окисления? (это заряд) Этот заряд появляется у чего? (у атома) Атом находится где (в чём)? (в соединении) Что при этом надо представить? (что связь в этом соединении ионная) Откройте учебник на с. 101. Найдите и прочитайте определение понятия «степень окисления». Сравните определение, сформулированное вами и определение в учебнике. Запишите одно из определений в тетрадь. Теперь вы сможете ответить на вопрос, который я задала в начале урока? Но всё ли вы знаете о степени окисления? Что ещё необходимо знать об этой величине? | Хлорид алюминия состоит из катионов алюминия и анионов хлора. Заряд у катиона алюминия 3+, у аниона хлора - -1. Сульфид натрия состоит из катионов натрия и сульфид анионов. Заряд у катиона натрия + 1, у аниона серы - 2-. Оксид серы состоит из атомов серы и атомов кислорода. Хлороводород состоит из атомов водорода и атомов хлора. В данных веществах связь ковалентная полярная, потому что электронная пара от атома с меньшейэлектроотрицательностью смещается к атому элемента с большей электроотрицательностью. В оксиде серы от атома серы к атому кислорода. В хлороводороде от атома водорода к атому хлора. У катиона серы заряд + 6, у аниона кислорода - - 2. У катиона водорода заряд +1, у аниона хлора - - 1. Степень окисления – это заряд, который мог бы возникнуть у атома в соединении, если предположить, что связь в этом соединении ионная. Открывают учебник на с. 101. Читают определение. Записывают определение. Да. Мы можем дать определение понятия «степень окисления». Мы не знаем, как определить степень окисления, для чего используется эта величина. | ПУУД Установление причинно-следственных связей ПУУД Установление причинно-следственных связей ПУУД Давать определение понятию РТ Находить в тексте информацию, сравнивать тексты КУУД Аргументация своей точки зрения РУУД Целеполагание, включая постановку новой цели | Слайд 4 Учащиеся не смогут назвать вещества, скорее прочитают формулы. Учащиеся могут воспользоваться рядом электроотрицательности неметаллов. Слайд 5 Определение из учебника можно прочитать вслух. Можно спросить, какое из двух определений выбрали учащиеся. Попросить поднять руки. |
2.2. Изучение правил определения степени окисления | |||
Формулирует и комментирует задание. Задание 3 Изучите правила определения степеней окисления химических элементов. У каждого из вас на столе лежит карточка «Правила определения степеней окисления». Вам необходимо внимательно прочитать каждое правило предложить задание к каждому из них и выполнить их 1. Назовите вещества, в которых элементы имеют СО 0. 2. Прочитайте формулы веществ, в составе которых есть атомы металлов соСО +1, +2, +3. Назовите максимальные степени окисления хрома и марганца. 3. Прочитайте формулы веществ, в которых элементы – неметаллы (сера, азот и хлор) имеют положительные степеней окисления; отрицательные степени окисления. Подтвердите правильность предложенной формулы для определения минимальной степени окисления. 4. Прочитайте формулы веществ, в которых степень окисления кислорода -2. Назовите исключение. 5. прочитайте формулы веществ, в которых степень окисления водорода +1 и -1. | Читают каждое правило фофрмулируют задания к этим правилам и выполняют их.. Комментируют выполнение. Объясняют решение. | РТ Находить в тексте требуемую информацию РУУД Оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение,как в конце действия, так и по ходу его реализации. | Слайд 6 У учащихся раздаточный материал - карточка «Правила определения степеней окисления». Формулы веществ для выполнения заданий по каждому правилу записаны на карточке. Учащимся не надо переписывать их в тетрадь. Карточка с правилами есть у каждого ученика, и он имеет возможность сохранить её в тетради. Вопросы учитель формулирует устно. Слайды 7 – 13. Задание к правилу 2 можно дать по рядам. Задание к правилу 5 мальчикам и девочкам. |
Этап 4. Первичная проверка понимания и закрепление | |||
Формулирует и комментирует задание. Задание 4 Определите степени окисления химических элементов по формулам. Группа 1 N2O, NH3, N2O5, Fe2O3, Al2S3 Группа 2 Na2S, Na3N, SO2, SO3, H2S Группа 3 MgS, Mg3N2, P2O5, PH3, P2O3 Группа 4 Ca3N2, CaCl2, Cl2O3, HCl, Cl2O7 Через 1 – 2 минуты интересуется выполнением задания Вам удалось выполнить задание? Не возникло ли у вас трудностей? Если да, то в чём они заключаются? Если ни одна группа учащихся с заданием не справилась. Учитель сам формулирует алгоритм определения степени окисления элемента по формуле бинарного соединения. И предлагает учащимся повторно выполнить задание. Если часть учащихся справилась с заданием, учитель предлагает рассказать о выполнении задания этой группе учащихся. Предлагает учащимся сформулировать алгоритм действий. Указывает на два возможных алгоритма определения степени окисления. Предлагает рассмотреть каждый. Выбрать наиболее удобный (универсальный) Предлагает группам, не справившимся с заданием, выполнить их повторно, справившимся – новые задания (с применением одного из алгоритмов). Организует обсуждение результатов. Группам, выполнявшим новые задания, предлагается указать новые аспекты в выполнении задания (вещество содержит более двух элементов, два элемента с переменными степенями окисления) Какой из алгоритмов определения степени окисления более подходит для работы с веществами, в которых три и более элементов? | Учащиеся объединяются в группы по 4 человека (сидящие за соседними партами 1 – 2, 3 – 4 в каждом ряду). Вариант 1. Учащиеся справились с заданием Вариант 2. Часть учащихся могут не справиться с заданием. Вариант 3 Ни одна группа с заданием не справилась Причина - отсутствие алгоритма действий. Представляют решение и комментируют его. Формулируют алгоритм определения степени окисления элемента в бинарном соединении. Учащиеся высказывают своё мнение об алгоритмах определения степени окисления. Выполняют задания. Представляют решение и комментируют его. Высказывают своё мнение об алгоритмах определения степени окисления. | КУУД Интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие; осуществлять коррекцию действий партнёра, уметь убеждать РУУД Установление объективных затруднений ПУУД Выстраивание последовательности описываемых событий, КУУД Отображать в речи содержание совершаемых действий РУУД Выбор наиболее эффективного способа действия ЛУУД Потребность в самовыражении КУУД Аргументация своей точки зрения | Работа в группах. Слайд 19 Слайды 14 - 17 Слайды 18 - 19 Резервные задания Группа 5 MnO, MnO2, Н2СО3, CH4,PCl3 Группа 6 K3P, K3PO4, KF, СS2, SiH4 Группа7 Al4C3, CCl4HBr, Br2O7, HBrO3 Слайд 20 |
Этап 5. Рефлексия | |||
Организует подведение итогов урока. Урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. Ответьте на вопросы 1. На уроке я узнал …. 2. На уроке я научился 3. Сегодня мне удалось 4.При подготовке домашнего задания мне надо обратить внимание на …. 5. Я хочу узнать … И в завершении давайте вернёмся к началу. Мы не сформулировали тему урока. Какой же она должна была быть? Для того, чтобы оценить своё эмоциональное состояние и удовлетворение от работы на уроке я предлагаю вам разместить «химический элемент» на шкале «степени окисления» | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока Выходя из класса, приклеивают «химический элемент» на шкалу «степени окисления» | РУУД Оценка результатов своей работы, соотнесение результата деятельности с целью | Слайд 21 Слайд 22 |
Этап 6. Домашнее задание | |||
Озвучивает домашнее задание 1. Читать текст §18 с. 100 – 104 2. Выучить определение и правила. 3. Выполните задания 5, 7 на с. 106 | Записывают домашнее задание | Слайд 23 Текст домашнего задания отправляется сообщением в электронном дневнике каждому ученику. |
Приложение 1
Правила определения степеней окисления
(с примерами)
1. У свободных атомов и у атомов в составе простых веществ СО равна 0.
Na2O, H2, Ba, H2SO4, N2, S, H2O, Al, Cu, HNO3, F2, CaO
2. Металлы во всех соединениях имеют положительную СО, её максимальное значение равно номеру группы:
А) у металлов главной подгруппы I группы +1
Б) у металлов главной подгруппы II группы +2
В) у металлов главной подгруппы III группы +3
Na, K2O, Fe, CaCO3, CrO3, AlCl3, Li3N, BaSO4, Zn, Mg(NO3)2, Mn2O7
3. Неметаллы в соединениях имеют положительную и отрицательную степень окисления. Её максимальное значение равно номеру группы, а минимальное можно рассчитать по формуле СО = № группы - 8
SO3, H2S, NH3, N2O5, HCl, Cl2O7
4. В соединениях кислород имеет СО -2 (исключения OF2 и пероксиды Н2О2, К2О2)
H2CO3, O3, OF2, CuSO4, NaOH, O2, SO3
5. В соединениях с неметаллами у водорода СО +1, а с металлами -1
HCl, KH, H2, KOH, BaH2, H2O, H2SO4, NH3
6. В соединениях сумма степеней окисления всех атомов равна 0.
Приложение 2
Алгоритм определения степени окисления
1 способ
1. Запишем значение постоянной степени окисления.
2. Умножим значение постоянной степени окисления на число атомов элемента.
3. Полученное число разделим на число атомов второго элемента.
4. Полученное число – значение степени окисления второго элемента.
5. Необходимо помнить, что сумма степеней окисления элементов в соединении равна 0.
2 способ
Составим уравнение. Для этого
1) определим значение постоянной степени окисления и умножим его на число атомов элемента;
2) неизвестную степень окисления обозначим Х и умножим на число атомов элемента;
3) сложим полученные произведения; их сумма равна 0, так как сумма степеней окисления элементов в соединении равна 0.
Приложение 3
Группа 1N2O, NH3, N2O5, Fe2O3, Al2S3
Группа 2Na2S, Na3N, SO2, SO3, H2S
Группа 3MgS, Mg3N2, P2O5, PH3, P2O3
Группа 4Ca3N2, CaCl2, Cl2O3, HCl, Cl2O7
Группа 5 MnO, MnO2, Н2СО3, CH4,PCl3
Группа 6 K3P, K3PO4, KF, СS2, SiH4
Группа 7Al4C3, CCl4HBr, Br2O7, HBrO
Н1 1, 00797 Водород | Не2 4,0028 Гелий | Li3 6,030 Литий | Be4 9,0122 Бериллий | B5 10,811 Бор |
C6 12,0111 Углерод | N7 14.0067 Азот | O8 15,9994 Кислород | F9 18,9884 Фтор | Ne10 20,183 Неон |
Na11 22,9998 Натрий | Mg12 24,312 Магний | Al13 27,9815 Алюминий | Si14 28,086 Кремний | P15 30,9738 Фосфор |
S16 32,064 Сера | Cl17 35,453 Хлор | Ar18 39,948 Аргон | K19 39,102 Калий | Ca20 40,08 Кальций |
Sc21 44,956 Скандий | Ti22 47,90 Титан | V23 50,942 Ванадий | Cr24 51,996 Хром | Mn25 54,938 Марганец |
Fe26 56,847 Железо | Co27 58,9332 Кобальт | Ni28 58,71 Никель | Cu29 63,646 Медь | Zn30 65,37 Цинк |
Шарабанова Екатерина Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "Степень окисления"
Данную презентацию можно использовать в 8 классе при изучении темы "Степень окисления" по программе О.С.Габриеляна...
Презентация по теме "Степень окисления"
Презентация к уроку химии по теме "Степень окисления" в 8 классе. В презентацию входит материал по бинарным соединениям. Поэтому в зависимости от уровня подготовки класса, можно разбить содержание на ...
Пособие–памятка по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» (8-9 класс).
Пособие – памятка («шпаргалка») по теме: «Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции» может быть предложено учащимся 8 - 9 классов при изучении соответствующей темы и практическом...
Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"
Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....
Контрольная по теме "Степень окисления"
Котрольная по теме "Степень окисления"- 7-8 класс...
методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"
Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...
Химия-8. "Степень окисления"
Этот урок был разработан для программы О.С.Габриеляна, а затем немного модернизирован под программу И.И.Новошинского. Тема"Степень окисления" очень важна в курсе 8 класса, поэтому я постаралась провес...