Программа элективного курса для учащихся 10-х классов "Решение расчетных задач по неорганической химии"
элективный курс по химии по теме
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_raschetnykh_zadach_po_neorganicheskoy_khimii.doc | 663 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании Утверждено:
МО Приказ №
«……» ……………..2013г.
Директор школы:……./………………/
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № …….
«……..»……………..2013г.
Программа элективного курса
«Решение расчетных задач по неорганической химии»
для учащихся 10 классов.
Составитель: Сабурова С.А., учитель химии,
педагогический стаж 26 лет,
первая квалификационная категория.
2013, п. Кез
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся десятых классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач, что является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Данная программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам элективных курсов предпрофильного образования. Курс рассчитан на 34 часа. Календарное время - предположительно сентябрь – декабрь, так как учащиеся уже прошли курс химии второй ступени обучения (девятый класс).
Главным назначением данного курса является:
- совершенствование качества обучения подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
- обеспечение сознательного усвоения школьниками теоретического материала, формирование умений использовать при решении задач приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, формирование необходимых навыков работы с источниками информации.
Цель курса: Формирование у школьников умений решать качественные и расчетные задачи по химии (типовые и
комбинированные).
Задачи курса:
- формирование умений комплексного осмысления знаний;
- развитие умений применять полученные знания для решения расчетных задач;
- формирование умений составлять условия типовых и комбинированных задач по различным темам элективного курса;
- создание условий для развития у школьников умений самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, другими источниками информации
- оказание помощи выпускникам в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.
При изучении элективного курса предполагается использовать следующие методы: рассказ, беседа, объяснение способов решения новых типовых задач, самостоятельное решение задач.
В результате освоения содержания данного элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
- основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
- стандартные алгоритмы решения задач;
- способы решения различных задач.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
- производить расчеты по химическим формулам: рассчитывать отношение масс и массовой доли элементов в веществе, выводить молекулярную формулу вещества по массовым долям элементов;
- выполнять расчеты по химическим уравнениям: рассчитывать массы и объемы реагентов или продуктов реакции;
- вычислять по химическим уравнениям, если исходное вещество взято в избытке или содержит примеси, а также с учетом выхода продукта реакции от теоретически возможного;
- производить вычисление состава раствора с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества в растворе»;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Изучение данного элективного курса позволяет научиться школьникам:
- Самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
- Участвовать в групповой работе;
- Самостоятельно решать задачи поискового и творческого характера, формулировать полученные результаты;
- Извлекать необходимую информацию из различных источников;
- Объективно определять свой вклад в общий результат.
Учебно-тематический план
№ | Наименование блока | Количество часов | Из них | ||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | |||
1. | Количественные характеристики вещества. | 4 | 1 | 3 | - |
2. | Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции. | 6 | 1 | 5 | - |
3. | Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | 6 | 1 | 5 | - |
4. | Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции. | 6 | 1 | 5 | - |
5. | Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией. | 6 | 1 | 5 | - |
6. | Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов. | 6 | 1 | 5 | - |
Содержание программы
№ | Тема занятия | Изучаемые вопросы |
1-4. | Количественные характеристики вещества. (приложение № 1) | Количество вещества, моль, число Авогадро, объемная и молярная доли вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении. Простейшая формула (эмпирическая), молекулярная формула. |
5-10. | Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции. (приложение № 2) | Количества вещества, химические уравнения, масса и объем реагирующих веществ, продукты реакции. |
11-16. | Расчет массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. (приложение № 3) | Избыток, недостаток, количество вещества реагентов. |
17-22. | Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции. (приложение №4) | Теоретический выход, практический выход, выход продукта реакции. |
23-28. | Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией. (приложение № 5) | Растворы – гомогенные (однородные), концентрация раствора, массовая доля, молярная концентрация, растворимость. |
29-34. | Расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжения металлов. (приложение №6) | Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжения металлов). Восстановление, окисление. Восстановитель, окислитель. |
Литература для учащихся
- Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна» 2006.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Новая волна» 2009.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы – М.: «Новая волна» 2008.
Литература для учителя
- Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. М.: Дрофа, 2004.
- Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 класс. М.: ООО «Издательский дом ОНИКС 21 век»2005.
- Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – М.: «Новая волна» 2006.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: «Новая волна» 2009.
- Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы – М.: «Новая волна» 2008.
Приложение №1
Тема № 1. Основные количественные характеристики вещества
Приложение № 2
Тема № 2 Расчет количества вещества, массы или объема исходных веществ и продуктов реакции.
Приложение № 3
Тема № 3 Расчеты массы, объема продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.
Приложение № 4
Тема №4 Расчеты, связанные с использованием доли выхода продуктов реакции.
Приложение № 5
Тема № 5 Расчеты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.
Приложение № 6
Тема № 6 расчеты, связанные с положением металлов в электрохимическом ряду напряжений металлов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10–11-Х КЛАССОВ "ПРАКТИКУМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"
Предлагаемая программа курса физики составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования, соответствует требованиям к уровню подготовки выпускников...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для учащихся 10-х классов «Органическая химия. Дополнительные главы»
Органическая химия, предмет образовательной области «естествознание», в 10 классе является новым курсом. Те начальные знания по этому предмету, которые были получены учащимися в 9 классе, являются нед...
Программа элективного курса для учащихся 10-го класса "Решение экспериментальных и расчетных задач по органической химии"
Содержание элективного курса предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету химии, существенно расширяет кругозор учащихся, т.к. в нем предусмотрено обобщение и углубление знан...
Элективный курс в 11 классе «Способы решения расчетных задач по химии»
Данный образовательный курс расширяет и углубляет компонент химического образования. Представленная программа включает новые знания для учащихся, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания вызыв...
Программа элективных курсов для учащихся 9 классов "Физика в экспериментальных задачах и домашних опытах"
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировозз...
Программа элективного курса для учащихся 9 класса "Практикум решения задач прикладного характера"
Программа элективного курса для учащихся 9 класса полезна начинающим учителям математики для подготовки учащихся к ОГЭ....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...