Исследовательская деятельность обучающихся в школе
статья по химии на тему
Непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения за сохранение жизни на Земле возможен в общеобразовательной школе при использовании разнообразных форм и методов. Одними из наиболее значимых являются – метод проектной деятельности и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: экологическое образование, метод проектной деятельности, исследовательская деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_obuchayushchihsya_v_shkole.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность обучающихся в школе
Т. П. Соловьева
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара, Российская Федерация
Краткая аннотация: непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения за сохранение жизни на Земле возможен в общеобразовательной школе при использовании разнообразных форм и методов. Одними из наиболее значимых являются – метод проектной деятельности и исследовательская деятельность обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: экологическое образование, метод проектной деятельности, исследовательская деятельность.
«Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Наличие этого чувства – обязательный признак доброго сердца...»
В. А. Сухомлинский
Современное экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Поэтому воспитывать экологическую культуру и ответственность надо со школьного возраста.
В настоящее время назрела необходимость усиления проектно-исследовательской направленности экологического образования обучающихся, привлекая их к реальным мероприятиям, по сохранению родной природы. Я уверена что главной целью современной школы является создание широких возможностей экологического образования детей, воспитания ответственного отношения подрастающего поколения к природе.
Такая работа осуществляется в нашей школе по нескольким направлениям:
- Направление «Исследовательская деятельность».
- Направление «Экология и здоровье».
- Направление «Эколого-просветительские мероприятия».
- Направление «Творческая деятельность».
Работая в школе учителем химии, много времени уделяю занятиям во внеурочное время. Внеклассную работу провожу по следующим направлениям:
Практическое. Проведение химического эксперимента на уроках химии, занимательные опыты на внеклассных мероприятиях, большое внимание уделяю исследовательской деятельности.
Теоретическое. Изучение теоретических вопросов, работа с литературными источниками, подготовка и написание рефератов.
В процессе обучения химии, я использую разнообразные формы и методы, но большую часть времени исследовательской и проектной деятельности. В начале учебного года провожу в восьмых классах опрос с целью выявления детей, проявляющие интерес к химии. И по результатам опроса формирую группу для дополнительных занятий по предмету. Ребята, работающие в группе, не только решают экологические задачи по инструкциям учителя и под его наблюдением, но проводят самостоятельно опыты и делают выводы. Таким образом, такая форма работы требует от ученика самостоятельность.
В школе много лет работает научно-исследовательское общество. Было создано для обучающихся, которые занимаются научно-исследовательской работой Научно-исследовательское общество состоит из двух секций. Это естественно – научная секция (биологии, географии, химии) и гуманитарная секция (русский язык и английский язык).
Среди различных методов применяемых мною на уроках и во внеурочной деятельности я использую метод проекта и исследовательскую работу. Для реализации метода проекта в учебном процессе за основу можно взять любую программу курса химии, в том числе программу автора О.С. Габриеляна. Применительно к школьному курсу химии система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
- Связь проектов с учебными темами (на уроке);
- Использование проектной деятельности во внеурочное время.
В нашей школе используются оба подхода. Метод проектов я применяю при изучении многих тем на уроках химии. Например: тема « Гидролиз», обучающиеся исследуют растворы солей на определение среды, тема « Химические свойства кислорода», экспериментально выясняют условия лучшего горения простых веществ.
Одним из важных условий экологического образования является организация научно-исследовательской работы обучающихся.
Исследовательская деятельность - это один из способов активизации творческого потенциала личности. Наиболее распространёнными и доступными исследованиями являются практические работы по качественному анализу веществ. В результате групповой, индивидуальной практической работы на уроках , обучающиеся занимаются исследованиями, анализируют различные объекты окружающей среды химическими методами. Исследовательские работы имеют важный прикладной характер при изучении экологических проблем объектов окружающей среды, помогают обучающимся овладеть практическими умениями и навыками. Большой интерес у обучающихся вызывают экологические проекты, связанные с повседневной жизнью. Мы получаем разную информацию о веществах, применяемых в быту. Например: о воде, а именно ее жесткости. С одной стороны демонстрируют вред, наносимый бытовой и санитарной технике известковыми отложениями, содержащимися в жесткой воде; с другой стороны, утверждают, что недостаток магния провоцирует инфаркт.
В течение нескольких лет я применяю метод проектов во внеурочной работе по химии, накоплен опыт по осуществлению исследовательских проектов связанных с экологией района.
Так, ребятами были выполнены проектно-исследовательские работы на темы: « Определение жесткости воды на территории Хворостянского района», «Сезонные изменения воды в реке Чагра», «Влияние оврага на химический состав почвы пришкольного участка» и многие другие.
Работа (Галимзяновой К.М. 2010г.) «Определение жесткости воды на территории Хворостянского района», посвящена проблеме увеличению процентности заболеваний опорно-двигательной системы, связанной с использованием воды с разной жесткостью. Автором была проведена практическая работа по определению жесткости воды на территории Хворостянского района. В результате научной работы были выявлены отрицательные влияния жесткости воды. при исследовании были изучены методы снижения жесткости природных и минеральных вод. (Окружная научная конференция учащихся Диплом III место, Региональный конкурс «ЭкоЛидер-2009 год», Региональный этап VIII Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»)
Проект (Степанов Антон 2013г) «Влияние оврага на почвенный состав почвы пришкольного участка», была посвящена выявлению экологического состояния почвы на пришкольном участке. В ходе химического анализа была определена структура и кислотность почвы, доказано что почва плохо впитывает воду и плохо пропускает воздух. Такая почва нуждается в особом уходе. На основе результатов автор составил агрохимическую работу по улучшению почвы на пришкольном участке. (Поволжская конференция «Творческий потенциал-2013» - III место, Окружная научная конференция учащихся - II место)
Естественно, работы обучающихся просты по содержанию, но они помогают подготовиться и получить необходимый опыт для дальнейшего обучения. Школьники, которые занимаются исследованиями в школе, успешно могут продолжить исследовательскую деятельность и в высших учебных заведениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность обучающихся в школе: история становления, проблемы и перспективы.
Доклад посвящен проблемам становления, развития и дальнейшей перспективы учебно...
В.А. Богданова Исследовательская деятельность обучающихся начальной школы
Современное общество ставит перед образовательным учреждением задачу подготовки обучающегося знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знан...
Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
Сегодня можно считать объективным фактом обновление требований не только к содержанию и структуре знаний и навыков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям использовать эти знания, информа...
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в условиях новой школы
Сегодня можно считать объективным фактом обновление требований не только к содержанию и структуре знаний и навыков, которыми владеет выпускник, но и к возможностям использовать эти знания, информа...
Статья "Проектно-исследовательская деятельность обучающихся 5-7 классов МКОУ "Борковская основная общеобразовательная школа" по теме "Беспозвоночные особо охраняемых природныхтерриторий""
В статье описывается исследовательская работа проводимая обучающимися 5-7 классов основной общеобразовательной школы по разделу зоологии,тема "Беспозвоночные особо охраняемых природн...
Организация исследовательской деятельности обучающихся в школе
Исследовательская работа – деятельность творческая как для учителя, так и для ученика. Очень важно привить учащимся умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной раб...