Конспект урока по химии
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
Этот урок содержится в теме № 9 «Металлы», он следует за уроком № 44 «Способы получения металлов. Сплавы».
Связь с ранее изученным материалом выявляется – при проверке домашнего задания, (в виде программированного опроса – тестов).
В процессе урока идёт дальнейшее углубление материала при изучении ОВР – реакций (эта тема считается одной из самых сложных в курсе химии), закрепляются понятия кислота – неокислитель и кислота – окислитель, совершенствуются навыки и умения работы в группах при выполнении химического эксперимента. Методы контроля – взаимоконтроль и самоконтроль.
Специфика данного урока заключается в том, что он, наряду с традиционными методами обучения, включает элементы педтехнологий и имеет мультимедийное сопровождение. В нем задействованы здоровьесберегающие технологии (учащиеся выполняют разные виды работ, сменяющие друг друга, экспериментальные опыты выполняются капельным методом. Все опыты, протекающие с образованием экологически опасных веществ, демонстрируются на экране в виде клипов.
Стержневой задачей на этом, как и на других уроках, было развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Металлы».
Решались и задачи воспитательного характера – взаимопомощь, самооценка, взаимоконтроль.
Несмотря на достаточный объём материала, чёткая организация урока способствует успешной реализации поставленных задач.
В уроке выдержаны логические этапы, характерные для данного типа урока, прослеживается связь между ними.
Методы обучения словесно-наглядные, с использованием мультимедийного проектора и компьютера; применение последних обеспечивает возможность индивидуального общения с детьми на уроке и дифференцированной работе с ними.
Базовый материал записан на слайдах. Практическая деятельность учащихся проявляется в виде самостоятельной работы: выполнения теста для самоконтроля, работы с учебником, поиска ответа на вопросы, выполнению небольшого эксперимента, работы у доски и в тетрадях.
Благодаря оснащённости кабинета, быстро организуется подбор необходимых реактивов для организации опыта в случае непредвиденных обстоятельств.
Учащиеся на уроке чувствуют себя комфортно, общаюсь с ними доброжелательно, корректно, с пониманием отношусь к их проблемам.
В случае отказа техники можно сделать упор на самостоятельное добывание знаний с использованием учебника, увеличение объёма экспериментальной части.
Поставленные задачи, в целом, удалось реализовать. Уровень активности был достаточно высокий. В конце занятия учащимся было предложено выразить свое отношение к уроку. При проведении независимого опроса все 100% детей дали положительную оценку.
План-конспект урока по теме:
«Химические свойства металлов. Ряд активности».
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: мультимедийный
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Задачи урока:
- развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
- развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
- закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
- сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
- Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк,медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива.
На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шп атель,асбестовая прокладка, порошок магния.
Ход урока:
I. Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)
Сообщение темы урока слайд №2.
II. Проверка опорных знаний (10 мин.).
Вопросы классу:
- По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 2).
- Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
- Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?
Почему?
2. Программированный опрос
(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).
В тесте выделены ответы – верные и неверные. Приём пед. техники «Лови ошибку».
Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.
Приём пед. техники « Самопроверка». слайд№3
Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
III. Основная часть. (27 мин.- 30 мин.)
Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.
Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.
Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.
1. Металлы – восстановители. слайд № 4
Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?
Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.
Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?
( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде,
определяет окислитель и восстановитель.
2.Металлы и неметаллы слайд № 5
Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).
слайд №6 ( видеоклип). Горение алюминия в броме.
Обсуждение: Приём пед. техники: «Представьте, что»… этот опыт проводится на вашем столе …» .
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия алюминия с бромом Фиксирует признаков химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
3. Металлы и вода. слайд №7
Приём пед. техники : «Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».
слайд №8 Опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
Составление уравнений взаимодействия с водой калия и лития (самостоятельно, в тетрадях. Проверяем устно.
Анализируем процессы: Zn + H2O → ; Fe + H2O ; Au + H2O →;
4. Металлы и кислоты.
В тетради записывают опору. слайд №9
Опыт выполняют учащиеся:
1 вариант - Zn + HCl | Инструктаж
2 вариант - Cu + HCl | по ТБ.
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Cu + HCl → не идёт
слайд №10(1,2) (видеоклип), слайд №11. (видеоклип)
Fe + HNO3 (разб.) → Fe(NO3)3 + H2O + NO
Fe + HNO3 (конц.) → не идёт
Hg + HNO3 (конц.) → Hg(NO3)2 + NO2 + H2O
5. Металлы и соли. слайд №12(видеоклип)
Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.
Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль
Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe. Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Уравнения: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
KCl + Na → (из учебника).
Анализируем увиденное
IV. Вывод по уроку: слайд №13 (5 мин.)
слайд №12Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят.
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
Приём пед техники «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.
V. Домашнее задание: слайд №14 § 36, Упр. № 2. (для всех). Наиболее активным учащимся предлагается работа по составлению кроссворда на тему: « Металлы и сплавы .Способы получения металлов.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"
Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...