Урок в 8 классе "Степень окисления"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Лопатина Светлана Алексеевна

Технологическая карта урока "Степень окисления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок химии в 8-м классе

 по теме «Степень окисления» 

Тип урока: изучение нового материала с применением проблемного диалога.

.Дидактические цели: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Вид урока: проблемно-исследовательский

Цели:

Обучающие:

  1. Сформировать понятия “степень окисления”, “постоянная, переменная степень окисления”, “бинарные соединения”;
  2. познакомиться с правилами определения степеней окисления, с номенклатурой и принципом составления названий бинарных соединений, с алгоритмом составления формул веществ по названиям.
  3. Научить рассчитывать степени окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления.

Развивающие:

  1. Развивать мышление учащихся, научить их делать логические выводы из наблюдений по опыту.
  2. Продолжить развивать умение пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока.
  3. Продолжить формировать умение работать с таблицами, тестами.
  4. Продолжить развивать навыки работы с интерактивным оборудованием,  с цифровой лабораторией «Архимед»

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию информационной, коммуникативной компетенций учащихся, их личностному росту на примере умения слушать друг друга, задавать вопросы друг другу, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Методы обучения: проблемно-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный с элементами беседы, инструктивно-практический.

Средства обучения: учебник Габриеляна О.С. «Химия – 8», тетради,

технологическая карта урока, рабочие листы, оценочные листы

Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска, алюминий, раствор хлорида меди (II), вода, электронные весы, магнитная мешалка, химический стакан 150 мл.

Формы работы: работа в группах, индивидуальная работа, самопроверка и взаимопроверка, самооценка и взаимооценка.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

I.  Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка присутствующих (отсутствующих), наличия принадлежностей.

Приветствие учителя

Метапредметные умения

II. Мотивационно-целевой

Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.

Если  Л на Д заменят,

То в металл я превращусь.

Познавательные:

- умение работать с разными источниками информации, в т.ч. электронными;

-овладение умением наблюдать, сравнивать, анализировать.

Регулятивные:

-умение определять цели и задачи работы, выбирать средства реализации цели;

 - осознание учащимися того, что уже освоено и что нужно ещё освоить.

Коммуникативные:

- умение работать в группе, сообща решая познавательные задачи, способствуя формированию коллектива;

- умение владеть монологической речью для полного и точного выражения своих мыслей.

Личностные:

-творческое отношение к выполнению задания.

 

Какой возникает вопрос?

Какой это металл?

Иду на мелкую монету,

в колоколах люблю звенеть,

мне ставят памятник за это

и знают: имя мое - ...

Медь.

Металл красного, в изломе розового цвета, вязкий, мягкий и ковкий металл, уступающий только серебру высокой теплопроводностью и электропроводностью. Температура плавления, 1083°С. Эти качества, а также пластичность и сопротивление коррозии обусловили широкое применение меди в промышленности.

Правильно.

Именно этот металл нам поможет сформулировать  новую тему

Сегодня на уроке вы работаете в группах. Каждая выполнит свое задание  согласно инструкциям на столах. Вместе мы проведем важное исследование.

Цель работы: проследить за изменением температуры в процессе реакции, используя возможности цифровой лаборатории «Архимед»; занести результаты исследований в рабочий лист

Выполняют работу в группах согласно инструкциям

Лабораторная работа 

«Взаимодействие хлорида меди с алюминием»

Цель работы: Проследить за изменением температуры в процессе окислительно-восстановительной реакции, используя возможности цифровой лаборатории «Архимед».

Форма работы: групповая (эксперимент).

Оборудование и реактивы: химический стакан на 150 мл,  магнитная мешалка, стакан с крышкой,

 5 г хлорида  меди (II)  (крист.),  5 таблеток алюминия,  50 мл воды,  датчик температуры, цифровая лаборатория «Архимед».

Настройка параметров измерения:

1) частота измерений – каждую секунду;

2) число замеров – 200

Ход опыта: Налейте в химический стакан, 50 мл воды и поставьте на магнитную мешалку. Закройте ёмкость крышкой, с вставленной воронкой и датчиком температуры.

Включите магнитную мешалку.  Опустите в химический стакан

5 г. хлорида меди. Добавьте 5 гранул  алюминия.  

Начинайте регистрацию данных.

 

Что наблюдаем?

В стакане происходит «кипение».

На графике видно, что температура повышается

Зарисуйте  график зависимости температуры от времени при протекании  реакции.

Заносят результаты измерений в рабочий лист

Что вы думаете по поводу этого?

Происходит химическая реакция, признаками которой являются выделение теплоты, изменение окраски раствора в стакане, образование на алюминии красного осадка

Итак, какие есть гипотезы?

Выделилась медь

Чего мы не знаем?

Не знаем, как объяснить суть происходящего

III. Актуализация знаний

Вижу вы в затруднении.

Сначала медь была в соединении CuCl2. Это бинарное соединение. С каким механизмом связи?

С ионным  (пишет схему на доске)

         2e

Cu + 2CL СuCl

Атом меди передал (2е) хлору и превратился при этом в ион с зарядом (2+), атом хлора принял (е) и превратился в ион с зарядом (1-)

Познавательные:

-умение выбирать главное, анализировать, предполагать, доказывать.

Регулятивные:

- умение проверять знание и вносить коррективы в рамках взаимоконтроля.

Коммуникативные:

-умение вести диалог с партнёром, оценивать его действия.

Личностные умения

-сформированность познавательных интересов, направленных на изучение бинарных соединений;

- самооценка своего труда;

- сформированность умений рассуждать, сравнивать.

Заряды на атомах наблюдаются только в случае соединений с ионной и ковалентной полярной связью. В соединениях с ковалентной полярной связью смещении электронной пары происходит в сторону более электроотрицательного элемента.

Повторите определение ЭО

на стр 63.

Обращаются к таблице «Электроотрицательность» на форзаце в учебнике.

Читают определение «Электроотрицательность»

В молекуле водорода (Н2) заряда на атомах не наблюдается, т к связь ковалентная неполярная и общая электронная пара не смещена ни к одному из атомов, а в равной степени принадлежит обоим атомам.

Как называются условные заряды, которые приобрели атомы?

Прочитайте стр 87 (определение)

Читают в учебнике определение

Условный заряд, который приобретает атом в случае отдачи или присоединения (е) называют степенью окисления.

Какую тему мы сегодня будем

изучать?

Степень окисления

Запишите в рабочий лист тему урока

 «Степень окисления»

IV. Сообщение нового материала

Чему должны научиться на уроке?

Определять степени окисления

Познавательные:

-умение работать с понятийным аппаратом урока;

Регулятивные:

-умение выстраивать изучение материала логически связывая с изученным ранее;

-умение выполнять задание по алгоритму действий.

Коммуникативные:

-умение выполнять задание в паре, оценивать себя и товарищей.

Предметные:

-умение определять степени окисления элементов в бинарных соединениях;

-умение составлять формулы бинарных соединений, исходя из степени окисления элементов;

-умение применять полученную информацию для выполнения разных заданий.

Что нужно знать, чтобы рассчитывать степени окисления по формулам бинарных соединений и составлять химические формулы по степени окисления?

Надо знать правила

Такие правила есть.

СО обозначается (+-).

Слайд 2. Составим схему.

- СО «0» имеют атомы  в молекулах простых веществ и атомы в свободном состоянии;

- постоянную СО имеют металлы главных подгрупп I, II, III групп ПС; элемент фтор в соединениях всегда (-1);

- переменную СО имеют остальные металлы; почти все неметаллы; кислород (-2 и -1); водород (_1,+1)

Переносят  схему в рабочий лист

В соединениях суммарное значение СО всегда равно «0». Например, в бинарных соединениях (оксидах, хлоридах, сульфидах, хлоридах) сумма положительных  и отрицательных зарядов в молекуле всегда равна «0». Слайд 3.

Пишут примеры в рабочий лист

Для того чтобы рассчитать СО одного элемента в соединении, надо знать СО другого элемента. Например…

Пишут примеры в рабочий лист

Зная СО элементов можно записать формулу вещества. Например…

Пишут примеры в рабочий лист

V. Закрепление

Выполнить задания самостоятельно. Слайд 4.

У каждого на парте лежит лист самооценки. Работать будете с оцениванием каждого из 3 заданий.   Подпишите листы. В конце урока вы поставите себе итоговую оценку.

Выполняют задания в рабочем листе.

Осуществляют взаимопроверку.

Личностные

-творческое отношение к выполнению задания.

Познавательные:

-представление учащихся о формах выполнения заданий;

-умение выбирать свой вариант задания.

Регулятивные:

- умение выполнять учебные задание в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение адекватно реагировать на замечания во время взаимопроверки.

VI. Домашнее задание

§ 17 №2,3,4

Записывают ДЗ в дневники

VI. Итоги. Рефлексия.

Как вы оценили себя на протяжении всего урока. Поставьте итоговую оценку. Если вы заработали «4» или «5» мысленно похвалите себя. Не забудьте сказать «Ты молодец!»  или «У тебя обязательно все получится в другой раз!» своему  соседу по парте.

Личностные:

-интерес к изучению классов бинарных соединений поддерживался в течение урока с помощью смены видов, деятельности, подбором разнообразных заданий.

Познавательные:

-реализованы умения учащихся работать с терминами и понятиями темы, давать названия бинарным соединениям и составлять их формулы.

Регулятивные:

- учащиеся обучены самостоятельно добывать знания из различных источников.

Коммуникативные:

- работа в парах, группами способствует совместному выполнению задач и целей урока.

Обратимся к нашему опыту. Возникло у вас чувство, что мы что-то не доделали? А у меня возникло. На алюминии образовался красный налет меди.

Это о чем говорит?

Произошла химическая реакция.

Выделилась медь в чистом виде.

Какая степень окисления стала у меди?

«0», так как медь в свободном состоянии.

Какой вывод вы сделали?

Атомы меняют степени окисления в процессе реакции.

Слайд 5.

Всем спасибо за работу!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 8 классе по программе О.С. Габриеляна для общеобразовательных школ "Степень окисления"

Урок разработан с использованием технологии мультимедиа. Презентация к уроку активизировать внимание учащихся, проверять прочность усвоения нового материала....

методическая разработка урока химии 8класс "Степень окисления"

Понятие "степень окисления" одно из ключевых понятий курса неорганической химии. Вопрос довольно сложный для понимания учащимися, но очень важный. Эта тема изучаетс в разделе "Соединения химическ...

Урок химии "Понятие "степень окисления"в органической химии"

Урок для 10 и 11 класса. Цель:  научить определятьстепень окисления в органических соединениях. На уроке отрабатываются умения определять степени окисления атомов химических элементов по формулам...

урок химии "Степень окисления"

Урок химии в 8 классе по программе Новошинского И.И. . Урок с использованием элементов критического мышления и проблемного изучения материала . Урок сопровождается презентацией , учитель применяет тех...

урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс

составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...

Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"

Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и  оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока,  приложения к мод...