Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота. Азотная кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Кильченко Елена Станиславовна

Урок изучения новой темы с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azotnaya_kislota.pptx536.09 КБ
Microsoft Office document icon azotnaya_k-ta_urok.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кислородные соединения азота Азотная кислота МБОУ СОШ №30 г .Ростов-на-Дону

Слайд 2

Проверка знаний

Слайд 3

1.Определите, о каком веществе идёт речь I вариант Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ. II вариант Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

Слайд 4

I вариант NO – оксид азота ( II ) II вариант NH 3 - аммиак

Слайд 5

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления I вариант N 2 , NH 3 , KNO 3 , NO, HNO 2 II вариант NO 2 , N 2 O, HNO 3 , NH 4 Cl, N 2 O 3

Слайд 6

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (ответы) I вариант - 3 0 +2 NH 3 , N 2 , NO, + 3 +5 HNO 2 , KNO 3 II вариант -3 +1 NH 4 Cl , N 2 O, + 3 + 4 N 2 O 3 , NO 2 , +5 HNO 3

Слайд 7

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х I вариант N 2 → X → NH 4 Cl II вариант NO 2 → X → NH 4 NO 3

Слайд 8

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х (ответы) I вариант X – NH 3 ( аммиак ) 1. N 2 + 3H 2 =2NH 3 2. NH 3 + HCl = NH 4 Cl II вариант X – HNO 3 ( азотная кислота ) 1. 4NO 2 +2H 2 O+O 2 =4HNO 3 2. HNO 3 + NH 3 =NH 4 NO 3

Слайд 9

Кислородные соединения азота. Азотная кислота План изучения: I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты; II. Характеристика кислоты; III. Химические свойства ; IV. Применение азотной кислоты.

Слайд 11

I. Физические свойства азотной кислоты Агрегатное состояние – жидкость ; Цвет – отсутствует; Запах – едкий, кислотный; Растворимость в воде – хорошая; «Дымит» на воздухе; «Особые приметы»: при хранении на свету разлагается , приобретая желтоватый оттенок: 4HNO 3 =4NO 2 ↑ + O 2 ↑ + 2H 2 O

Слайд 12

II. Характеристика HNO 3 По основности : одноосновная 2. По содержанию «О»: кислородсодержащая 3. По растворимости в воде: растворимая 4. По стабильности: нестабильная 5. По летучести: летучая 6. По степени диссоциации: сильная

Слайд 13

III. Химические свойства HNO 3 Свойства HNO 3 как электролита Диссоциация: HNO 3 = H + + NO 3 – Взаимодействует А) с оксидами металлов: CuO + 2 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + H 2 O CuO + 2H + = Cu 2+ + H 2 O Б) с основаниями: Cu(OH) 2 + 2 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2 H 2 O Cu(OH) 2 + 2H + = Cu 2+ + 2H 2 O В) с солями: Na 2 CO 3 + 2 HNO 3 = 2 NaNO 3 + CO 2 ↑ + H 2 O CO 3 2- + 2H + = CO 2 + H 2 O

Слайд 14

III. Химические свойства HNO 3 2 . Окислительные свойства Взаимодействует с металлами: K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Pb H 2 Cu Hg Ag Au Ме + HNO 3 → Me(NO 3 ) n + H 2 O + N x O y Cu + 4HNO 3 ( конц ) = Cu(NO 3 ) 2 + 2H 2 O + 2NO 2 ↑ 3 Cu + 8 HNO 3 ( разб ) = 3 Cu(NO 3 ) 2 + 4 H 2 O + 2NO ↑ Me + HNO 3 = Me(NO 3 ) 2 + H 2 ↑

Слайд 15

III. Химические свойства HNO 3 2 . Окислительные свойства Взаимодействует с неметаллами: (S, P, C) C + 4HNO 3 → CO 2 + 2H 2 O + 4NO 2 Взаимодействует с органическими веществами (скипидар)

Слайд 16

Металл Концентри рованная (> 60%) Разбавлен ная (5-60%) Очень разбавлен ная (<5 %) до Fe NO NO, N 2 O , N 2 NH 3 ( NH 4 NO 3 ) Pb - Ag NO 2 NO NO не действует Fe, Cr, Al, Au, Pt , Ir , Ta (на холоде) с Al при t 0 → NO Fe, Cr, Al, Au, Pt , Ir , Ta

Слайд 17

IV . Применение азотной кислоты HNO 3

Слайд 18

Вопросы на закрепление I. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота как электролит: SO 2 H 2 ZnO Ca (OH) 2 HCl Na 2 SiO 3 Ag II. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?

Слайд 19

Домашнее задание § 27, упр. 5,6



Предварительный просмотр:

3.24, 3.25 "Азотная кислота"

Задачи урока: 

  1. Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;
  2. На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;
  3. Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;
  4. Дать представление об областях применения азотной кислоты.

Оборудование и реактивы:

  1. азотная кислота (конц. и разб.),
  2. лакмус, оксид меди (II),
  3. хлорид меди (II),
  4. гидроксид натрия, карбонат натрия,
  5. медная проволока,
  6. химические стаканчики,
  7. колба.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приложение.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)

2. Контроль ЗУН.

Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):

Вариант № 1

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.

Ответ:

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.

Ответ:

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl

Ответ:

Вариант № 2

1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.

Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.

Ответ:

2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.

Ответ:

3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NH4NO3 

Ответ:

3. Формирование новых знаний.

Знакомлю учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 8):

I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты;

II. Характеристика азотной кислоты;

III. Химические свойства;

IV. Применение.

I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты

Демонстрирую учащимся азотную кислоту, рассказываю о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи

(слайд № 9,10):

  1. Агрегатное состояние - жидкость;
  2. Цвет - отсутствует;
  3. Запах - едкий, кислотный;
  4. Растворимость в воде - хорошая;
  5. "Дымит" на воздухе;
  6. "Особые приметы":

при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O

II. Характеристика азотной кислоты

Даю учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты

(слайд № 11):

1. По основности:

  1. одноосновная

2. По содержанию кислорода:

  1. кислородсодержащая

3. По растворимости в воде:

  1. растворимая

4. По стабильности:

  1. нестабильная

5. По летучести:

  1. летучая

6. По степени диссоциации:

  1. сильная

III. Химические свойства

1. Свойства HNO3 как электролита.

Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее последовательно демонстрирую: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)

Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 - (сильный электролит) взаимодействует:

а) с оксидами металлов:

  1. CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
  2. CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O

б) с основаниями:

  1. Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
  2. Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O

в) с солями:

  1. Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
  2. CO32- + 2H+ = CO2 + H2O

2. Окислительные свойства азотной кислоты

Рассказываю об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами, и демонстрирую взаимодействие HNO3 с медью (используются кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Акцентирую внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13-14):

Взаимодействует с металлами:

  1. K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
  2. Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O + NxOy
  3. Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
  4. 3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
  5. Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2

IV. Применение азотной кислоты.

Обсуждается слайд № 15

Области применения азотной кислоты:

  1. Производство азотных удобрений;
  2. Производство взрывчатых веществ;
  3. Производство красящих веществ;
  4. Лекарственные препараты;
  5. Синтез различных химических веществ;
  6. Полимерные материалы (пластмассы)

4. Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 16 - 17:

1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:

  1. Твердое агрегатное состояние;
  2. Хорошая растворимость в воде;
  3. Отсутствие запаха;
  4. Желтый цвет;
  5. Разлагается на свету с выделением азота;
  6. "Дымит" на воздухе.

2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:

  1. SO2 
  2. H2 
  3. ZnO
  4. Ca(OH)2
  5. HCl
  6. Na2SiO3
  7. Ag

3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?

5. Подведение итогов.

Слайд № 18

А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?

Б) Где применяется азотная кислота?

6. Домашнее задание с комментариями. Выучить параграф 27, Выполнить задания №5 стр.158


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота

Клочкова Виолетта Михайловна,  учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....

Кислородные соединения азота. Азотная кислота

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота. Азотная кислота"...

Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"

Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....

Интегрированный урок «Производство аммиака. Реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты».

Интегрированный урок, усвоение нового материала - на основе технологической карты производства....

Оксиды азота. Азотная кислота.

Презентация для 9 классов по теме: Оксиды азота. Азотная кислота....

Урок в 9 классе "Изучение свойств и применения азотной кислоты"

В материале дана технологическая карта урока "Свойства азотной кислоты". Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления ...

Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты"

Данная презентация помогает провести урок по химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты" в более наглядном виде. Представлена таблица по продуктам реакции азотной кислоты с метал...