Урок химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота. Азотная кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Урок изучения новой темы с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azotnaya_kislota.pptx | 536.09 КБ |
azotnaya_k-ta_urok.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка знаний
1.Определите, о каком веществе идёт речь I вариант Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ. II вариант Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
I вариант NO – оксид азота ( II ) II вариант NH 3 - аммиак
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления I вариант N 2 , NH 3 , KNO 3 , NO, HNO 2 II вариант NO 2 , N 2 O, HNO 3 , NH 4 Cl, N 2 O 3
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (ответы) I вариант - 3 0 +2 NH 3 , N 2 , NO, + 3 +5 HNO 2 , KNO 3 II вариант -3 +1 NH 4 Cl , N 2 O, + 3 + 4 N 2 O 3 , NO 2 , +5 HNO 3
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х I вариант N 2 → X → NH 4 Cl II вариант NO 2 → X → NH 4 NO 3
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х (ответы) I вариант X – NH 3 ( аммиак ) 1. N 2 + 3H 2 =2NH 3 2. NH 3 + HCl = NH 4 Cl II вариант X – HNO 3 ( азотная кислота ) 1. 4NO 2 +2H 2 O+O 2 =4HNO 3 2. HNO 3 + NH 3 =NH 4 NO 3
Кислородные соединения азота. Азотная кислота План изучения: I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты; II. Характеристика кислоты; III. Химические свойства ; IV. Применение азотной кислоты.
I. Физические свойства азотной кислоты Агрегатное состояние – жидкость ; Цвет – отсутствует; Запах – едкий, кислотный; Растворимость в воде – хорошая; «Дымит» на воздухе; «Особые приметы»: при хранении на свету разлагается , приобретая желтоватый оттенок: 4HNO 3 =4NO 2 ↑ + O 2 ↑ + 2H 2 O
II. Характеристика HNO 3 По основности : одноосновная 2. По содержанию «О»: кислородсодержащая 3. По растворимости в воде: растворимая 4. По стабильности: нестабильная 5. По летучести: летучая 6. По степени диссоциации: сильная
III. Химические свойства HNO 3 Свойства HNO 3 как электролита Диссоциация: HNO 3 = H + + NO 3 – Взаимодействует А) с оксидами металлов: CuO + 2 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + H 2 O CuO + 2H + = Cu 2+ + H 2 O Б) с основаниями: Cu(OH) 2 + 2 HNO 3 = Cu(NO 3 ) 2 + 2 H 2 O Cu(OH) 2 + 2H + = Cu 2+ + 2H 2 O В) с солями: Na 2 CO 3 + 2 HNO 3 = 2 NaNO 3 + CO 2 ↑ + H 2 O CO 3 2- + 2H + = CO 2 + H 2 O
III. Химические свойства HNO 3 2 . Окислительные свойства Взаимодействует с металлами: K Ca Na Mg Al Zn Cr Fe Pb H 2 Cu Hg Ag Au Ме + HNO 3 → Me(NO 3 ) n + H 2 O + N x O y Cu + 4HNO 3 ( конц ) = Cu(NO 3 ) 2 + 2H 2 O + 2NO 2 ↑ 3 Cu + 8 HNO 3 ( разб ) = 3 Cu(NO 3 ) 2 + 4 H 2 O + 2NO ↑ Me + HNO 3 = Me(NO 3 ) 2 + H 2 ↑
III. Химические свойства HNO 3 2 . Окислительные свойства Взаимодействует с неметаллами: (S, P, C) C + 4HNO 3 → CO 2 + 2H 2 O + 4NO 2 Взаимодействует с органическими веществами (скипидар)
Металл Концентри рованная (> 60%) Разбавлен ная (5-60%) Очень разбавлен ная (<5 %) до Fe NO NO, N 2 O , N 2 NH 3 ( NH 4 NO 3 ) Pb - Ag NO 2 NO NO не действует Fe, Cr, Al, Au, Pt , Ir , Ta (на холоде) с Al при t 0 → NO Fe, Cr, Al, Au, Pt , Ir , Ta
IV . Применение азотной кислоты HNO 3
Вопросы на закрепление I. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота как электролит: SO 2 H 2 ZnO Ca (OH) 2 HCl Na 2 SiO 3 Ag II. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?
Домашнее задание § 27, упр. 5,6
Предварительный просмотр:
3.24, 3.25 "Азотная кислота"
Задачи урока:
- Рассмотреть физические свойства азотной кислоты;
- На примере азотной кислоты повторить классификацию и основные свойства кислот в свете ТЭД;
- Познакомить учащихся с окислительными свойствами азотной кислоты;
- Дать представление об областях применения азотной кислоты.
Оборудование и реактивы:
- азотная кислота (конц. и разб.),
- лакмус, оксид меди (II),
- хлорид меди (II),
- гидроксид натрия, карбонат натрия,
- медная проволока,
- химические стаканчики,
- колба.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Сообщение темы и цели урока. Ознакомление с планом урока (слайды № 1 -3)
2. Контроль ЗУН.
Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-8):
Вариант № 1
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ, плохо растворим в воде, легко соединяется с кислородом воздуха, образуя бурый газ.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl
Ответ:
Вариант № 2
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
Ответ:
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.
Ответ:
3. Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NH4NO3
Ответ:
3. Формирование новых знаний.
Знакомлю учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 8):
I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты;
II. Характеристика азотной кислоты;
III. Химические свойства;
IV. Применение.
I. Оксиды азота. Физические свойства азотной кислоты
Демонстрирую учащимся азотную кислоту, рассказываю о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи
(слайд № 9,10):
- Агрегатное состояние - жидкость;
- Цвет - отсутствует;
- Запах - едкий, кислотный;
- Растворимость в воде - хорошая;
- "Дымит" на воздухе;
- "Особые приметы":
при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
II. Характеристика азотной кислоты
Даю учащимся задание на повторение, с учетом предшествующих внутрипредметных связей: дайте характеристику азотной кислоте, используя основные признаки классификации кислот. После самостоятельного выполнения задания, фронтально обсуждаются результаты
(слайд № 11):
1. По основности:
- одноосновная
2. По содержанию кислорода:
- кислородсодержащая
3. По растворимости в воде:
- растворимая
4. По стабильности:
- нестабильная
5. По летучести:
- летучая
6. По степени диссоциации:
- сильная
III. Химические свойства
1. Свойства HNO3 как электролита.
Учащиеся вспоминают основные общие свойства кислот. Далее последовательно демонстрирую: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 12)
Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 - (сильный электролит) взаимодействует:
а) с оксидами металлов:
- CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
- CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O
б) с основаниями:
- Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
- Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O
в) с солями:
- Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
- CO32- + 2H+ = CO2 + H2O
2. Окислительные свойства азотной кислоты
Рассказываю об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами, и демонстрирую взаимодействие HNO3 с медью (используются кусочки медной проволоки). Учащиеся записывают уравнения реакции. Акцентирую внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 13-14):
Взаимодействует с металлами:
- K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
- Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O + NxOy
- Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
- 3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
- Me + HNO3 Me(NO3)2 + H2
IV. Применение азотной кислоты.
Обсуждается слайд № 15
Области применения азотной кислоты:
- Производство азотных удобрений;
- Производство взрывчатых веществ;
- Производство красящих веществ;
- Лекарственные препараты;
- Синтез различных химических веществ;
- Полимерные материалы (пластмассы)
4. Закрепление изученного материала.
Учащимся предлагаются вопросы на закрепление слайды № 16 - 17:
1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:
- Твердое агрегатное состояние;
- Хорошая растворимость в воде;
- Отсутствие запаха;
- Желтый цвет;
- Разлагается на свету с выделением азота;
- "Дымит" на воздухе.
2. Назовите вещества, с которыми может реагировать азотная кислота, запишите соответствующие уравнения реакций:
- SO2
- H2
- ZnO
- Ca(OH)2
- HCl
- Na2SiO3
- Ag
3. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?
5. Подведение итогов.
Слайд № 18
А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?
Б) Где применяется азотная кислота?
6. Домашнее задание с комментариями. Выучить параграф 27, Выполнить задания №5 стр.158
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок химии 9 класс по теме Азотная кислота
Клочкова Виолетта Михайловна, учитель химии МБОУ СОШ № 2 имени И. И. Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края....
Кислородные соединения азота. Азотная кислота
Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Кислородные соединения азота. Азотная кислота"...
Интерактивные тесты к уроку химии 9 класса по теме "Азот и его соединения"
Интерактивные тесты к уроку химии «Азот и его соединения»Данный ресурс представляет собой интерактивный тест, который содержит 24 задания с выбором одного верного ответа из четырех предложенных....
Интегрированный урок «Производство аммиака. Реакции, лежащие в основе производства азотной кислоты».
Интегрированный урок, усвоение нового материала - на основе технологической карты производства....
Оксиды азота. Азотная кислота.
Презентация для 9 классов по теме: Оксиды азота. Азотная кислота....
Урок в 9 классе "Изучение свойств и применения азотной кислоты"
В материале дана технологическая карта урока "Свойства азотной кислоты". Урок проводится в 9 классе с использованием интерактивных наглядных пособий из коллекции ФЦИОР. Для актуализации и закрепления ...
Презентация к уроку химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты"
Данная презентация помогает провести урок по химии в 9 классе по теме "Специфические свойства азотной кислоты" в более наглядном виде. Представлена таблица по продуктам реакции азотной кислоты с метал...