Методическая разработка урока "Оксиды углерода"
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Методическая разработка урока химии 9 классе "Оксиды углерода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка урока по химии в 9 классе "Оксиды углерода" | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии «Оксиды углерода.»
Класс: 9 класс
Цель: сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV).
Предметные. Познакомить учащихся с важнейшими соединениями углерода, их свойствами и значением для человека.
Метапредметные. Освоение способов деятельности:
- умение наблюдать и делать выводы, объяснять наблюдения;
- умение извлекать, преобразовывать, анализировать информацию, представленную в различных формах;
- коммуникативные действия (монологическая речь, умение задавать вопросы)
Личностные. Убедить учащихся в важности полученных знаний для жизни и сохранения здоровья. Формировать валеологическую грамотность учащихся.
Задачи:
Образовательная:
Закрепить знания о строении и валентных возможностях атома углерода, повторить химические свойства углерода, изучить строение и свойства оксидов углерода, показать физиологическое действие оксида углерода ( II ) на организм человека, получить и собрать оксид углерода ( IV ), научиться качественно доказывать его наличие;
Развивающая:
Развивать самостоятельность и навыки самоанализа. Формировать умение выделять закономерности, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, развивать экологическое мышление, развивать умение обобщать, строить аналогии и делать выводы;
Воспитательная:
Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, развивать интеллектуальные качества личности. Воспитывать культуру химического эксперимента. сформировать знания об оксиде углерода (II) и оксиде углерода (IV).
Методы обучения:
• проблемный,
• исследовательский.
Оборудование:
- Активированный уголь, раствор краски;
- Аппарат Киппа, заправленный мрамором и раствором HCl;
- Раствор Ca(OН)2, пипетка, пробирка;
- Свеча, спички.
- компьютер, мультимедиа проектор.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Обзор изученного материала.
На прошлом уроке мы познакомились с углеродом — химическим элементом и простым веществом. Кратко восстановим события прошлого урока — вспомним самое важное.
Определите положение элемента углерода в ПСХЭ ДИМ, в ряду электроотрицательности неметаллов — какую информацию о свойствах атома углерода можно извлечь?
1 человек (устно)
Выполните упражнение 8 на стр. 121 рабочей тетради (записи сделайте на доске)
1 человек
Выполните интерактивные задания №№ 1,2,4 мультимедийного учебного пособия «Химия-9» тема 25, стр. 14, 15 /Просвещение/
1 человек
Демонстрация опыта: в пробирке 3 таблетки активированного угля; приливается 0,5 мл раствора красителя
Вопросы для фронтального опроса: куда исчез раствор красителя? Как можно объяснить происходящее явление, назовите его. Какое применение находит активированный уголь в медицине и других областях (каких) промышленности? Какова эффективность действия любого лекарственного средства, принятого вместе с активированным углем?
Вспомним изученное – составьте названия к иллюстрациям
работа с презентацией (фронтально)
III. Актуализация опорных знаний.
Опираясь на ПСХЭ ДИМ, составьте схему электронного строения атома, распределив электроны атома углерода по орбиталям. Какова валентность атома углерода в стационарном состоянии? (II) ...в возбужденном? (IV)
Каковы степени окисления углерода в сложных соединениях? (-4, +4, +2)
IV. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами рассмотрим строение, свойства, получение и значение кислородных соединений атома углерода. (Работа с презентацией
Тема урока: «Оксиды углерода»
Оксид углерода (II) — Угарный газ
Монооксид углерода, окись углерода — устаревшие названия оксида углерода (II), однако встречающиеся в научно-популярной литературе, статьях экологической, направленности.
Задание: С=О определите вид связи, механизм ее образования, устойчивость.
Двойная связь — результат образования двух общих электронных пар обменным механизмом образования ковалентной полярной связи. Но существует еще одна ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму. Таким образом, атомы связаны не двойной, а тройной связью. В какой молекуле вы наблюдали тройную связь? Верно, в молекуле азота. Какое предположение можно сделать о характере свойств вещества? Вещество, вероятно, неактивно взаимодействует с другими веществами. Действительно, молекула очень прочна, однако малоактивным вещество не назовешь. Молекула оксида углерода (II) полярна, так как кислород смещает электронную плотность связи на себя.
Биологическое значение — ядовитое вещество!
ПДК (СО) = 20 мг/м3
При отравлении наблюдается резкая потеря сознания, в тяжелых случаях — смерть. Угарный газ необратимо связывается с гемоглобином крови, препятствуя газообмену, человек — задыхается.
Оказание помощи — дышать чистым кислородом, переливание крови.
Где же можно встретить такого «монстра»? Наблюдать его можно в пламени свечи, топке.
Демонстрационный эксперимент — горение свечи
Обратите внимание на цвет пламени в нижней его части. Какого оно цвета?
Оксид углерода (II) горит голубым пламенем.
Способы получения:
Неполное сгорание углерода: 2С + О2 = 2СО
Восстановление углекислого газа: СО2 + С = 2СО
Свойства: Физические: Газ без цвета, без запаха (почувствовать его невозможно) — тем и коварен!
Этот газ коварен еще и тем, что распределяется в воздухе равномерно. Мr(СО) = 28 и приблизительно равна Мr(воздуха) = 29
В воде нерастворим.
К какому типу оксидов мы можем его отнести? несолеобразующий оксид.
Химические:
Горючий газ : 2СО + О2 = 2СО2
В каких процессах вам встречалось это вещество? Верно, в процессах металлургии в качестве восстановителя.
СО — сильный восстановитель
Fe2О3 + 3CО = 2Fe + 3СО2
Оксид углерода (IV) — Углекислый газ
Диоксид углерода, двуокись углерода — устаревшие названия
О=С=О молекула неполярная (почему?) — действительно, она симметрична, имеет линейное строение
ПДК (СО2) = 30 мг/м3 — головокружение, головная боль, сонливость.
Как помочь человеку, отравившемуся углекислым газом? — вывести на свежий воздух.
Сообщение учащегося: Атмосферный воздух Ростовской области.
Откуда же этот газ берется?
Способы получения:
Полное сгорание углерода: С + О2 = СО2
Почему г. Новочеркасск считается одним из самых загрязняющих атмосферу городом Ростовской области? Верно, в нем расположена тепловая электростанция, работающая на жидком и твердом топливе.
(Справка) На третье место самых грязных городов России попал Санкт-Петербург, со своими 5 миллионами жителей. Здесь за год в воздух попадает около 500 тысяч тонн вредных веществ из которых 85% приходиться на выхлопы машин.
Горение угарного газа: 2СО + О2 = 2СО2
Горение, гниение органических остатков, дыхание.
Разложение известняка: СаСО3 = СО2 + СаО
Демонстрационный эксперимент—работа аппарата Киппа
В лаборатории Оксид углерода (IV) получают в аппарате Киппа. Мы с вами будем использовать уменьшенный вариант этого прибора — прибор Кирюшкина. Его устройство позволяет регулировать процесс. Заправляется он мрамором и раствором соляной кислоты. Обратите внимание на происходящие явления. Напишите уравнение химической реакции и объясните наблюдаемое «бурление»
Лабораторный способ: СаСО3 + 2HCl = H2О + СО2 + СаCl2
Свойства: Физические:
Газ без цвета, без запаха, хорошо растворим в воде, Мr(СО2) = 44. Сравним с Мr(воздуха) = 29. В 1,5 раза тяжелее воздуха. Как можно собрать этот газ? В стакан, стоящий на столе, можно даже переливать этот газ из одного сосуда в другой.
Химические:
Демонстрационный эксперимент — Распознавание углекислого газа
Как обнаружить бесцветный, не имеющий запах газ? Подуйте через трубочку в пробирку с известковой водой. Что наблюдаете? Можно ли эту реакцию считать качественной?
- Известковая вода мутнеет.
Понаблюдайте за горящей лучинкой. Она потухла. Вывод однозначен — газ не поддерживает горение! - Горящая лучина гаснет;
Не горит и горение не поддерживает
Но магний в углекислом газе горит! 2Мg + CO2 = 2MgO + C
Не тушите загоревшуюся пиротехнику углекислотным огнетушителем!
Реагирует с водой, образуя угольную кислоту: СО2 + H2О = H2СО3
Следовательно, к какому классу оксидов принадлежит? Кислотным оксидам.
Са(ОН)2+ СО2= H2О + СаСО3
V. Закрепление.
Рассмотрите рисунок 103 на стр. 175 учебника — расскажите о способах применения СО2, на чем оно основано?
Выполните упр. 1 стр. 122 рабочей тетради устно.
Лаборант нашей школы не уважает углекислый газ за то, что из-за него баночки с растворами щелочей невозможно открыть после школьных каникул. Объясните — почему лаборант обвиняет в этом углекислый газ?
В вулканической зоне близ Неаполя находится «собачья пещера». Страшная тайна долгое время будоражила воображение местного населения. Ученые-химики положили конец страхам Каким образом?
Проблема очищения воздуха от углекислого газа на космических станциях и подводных лодках — больная проблема. Еще писатель-фантаст Ж. Верн пытался решить ее. А какой выход нашли современные ученые?
Химический графический диктант
с экспресс-проверкой.
VI. Домашнее задание.
§30 до стр. 175
Выполните упр. 1 на стр.122 РТ письменно.
VII. Подведение итогов, выставление оценок.
Литература:
- Бухаркина Т. В. Химия природных энергоносителей и углеродных материалов / Т.В. Бухаркина, Н.Г. Дигуров. — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999.— 195 с.
- Сладков А. М., Кудрявцев Ю. П. Алмаз, графит, карбин — аллотропные формы углерода // Природа. 1969.№ 5. С.37-44.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
- http://www.1september.ru/ru/him/2002/17/no17_1.htm
- http://www.krugosvet.ru/articles/43/1004371/1004371a1.htm
- http://www.catalogmineralov.ru/article.php?aid=10&id=1&mid=122
Литература для учащихся:
- Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
- Ким Е.П. Химия. ГИА. Диагностика готовности.- Саратов: Лицей, 2011.
- Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
- Физика и химия: Универсальная энциклопедия школьника/ А.А. Воротников. – Мн.:Валев, 1995
- Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
Интересные статьи:
- Оксиды углерода (II и IV) – друзья или враги?
- Практическая работа по химии "Распознавание веществ. 9-й класс"
- Оксиды углерода и кремния
- Практическая работа с валеологической направленностью: "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по химии:Углерод.
Урок построен с применением здоровьесберегающих технологий....
Методическая разработка "Соединения углерода"
Методическая разработка на "Соединения углерода"...
методическая разработка урока "Углерод. Физические и химические свойства"
Презентация урока по теме: "Углерод, Физические и химические свойства"....
Методическая разработка урока - практической работы по химии «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» для 9 класса
Урок – практическая работа направлен на изучение нового материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». В ходе урока учитель продолжить развитие и отработку навыков пр...
Методическая разработка урока химии по теме "Характеристика подгруппы углерода. Аллотропные видоизменения углерода"
Курсы неорганической и органической химии, направленные на формирование умений выделять связи и зависимости типа: состав → строение → свойства → область применения представляют особенно широкие ...
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме "Углерод" с использованием электронного учебника
Методическая разработка построена на основе использования электронного учебника по химии. Возможности которого существенным образом влияют на развитие личности обучаемого, вооружают его навыками комфо...
Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"
В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....