Методическая разработка урока - практической работы по химии «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» для 9 класса
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Сидорова Татьяна Александровна

Урок – практическая работа направлен на изучение нового материала  по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». В ходе урока учитель продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений учащихся работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливать связи и отношения в объектах изучения. Работа с химическими реактивами и лабораторным оборудованием обеспечит усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений. У обучающихся формируются навыки экспериментальной  и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развиваются умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания. Кроме того, воспитывается бережное отношение к своему здоровью,  окружающей природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

 урока - практической работы

по химии

«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»

для 9 класса

Учитель : Сидорова Т.А.

Тема урока: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Место урока в теме – тема «Подгруппа углерода», урок №3 (42)

Тип урока – Урок ознакомления с новым материалом

Вид урока – урок – практическая работа

Цель урока: создать условия для изучения нового материала  по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств», продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. 

Задачи урока:

1. Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений;.

2.Формировать навыки экспериментальной  и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания.

3.Воспитывать бережное отношении е к своему здоровью,  окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.

Технологии обучения – технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИК-технологии, технология развития критического мышления.

Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, частично-поисковый, прием «Инсерт».

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (четыре) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения. Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках информации.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник химии (9 класс, И.И.Новошинский), штатив с пробирками, прибор для получения газов, мел, известковая вода (р-р гидроксида кальция), раствор соляной кислоты, индикатор, лучина. Инструкция ТБ.

Содержание урока:

1.Организационный момент  (приветствие учителя).

2. Этап актуализации опорных знаний: 

- Дать характеристику углероду на основании его положения в периодической таблице.

- Какие степени окисления проявляет углерод?

- Какие соединения с кислородом он образует?

3.Изучение нового материала

- Рассмотрим строение молекулы углекислого газа.

Прием «Инсерт»: Во время чтения текста параграфа необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу.

Учащиеся, пользуясь текстом учебника, заполняют 1 строку в таблице по углекислому газу:

Признаки сравнения

СО2- углекислый газ

1.Строение молекулы, вид связи.

О=С=О ковалентная полярная

2. Получение

3.Физические свойства.

4.Применение

Какие колонки таблицы остались незаполненными?

Постановка цели урока совместно с учащимися: на основании результатов выполнения практической части урока заполнить оставшиеся колонки таблицы.

Учащиеся получают инструкционную карту с планом и описанием практической работы по теме урока. Совместно с учителем обсуждают план выполнения работы, проверяют наличие на столах необходимого оборудования и реактивов.

Отработка ТБ.

4. Этап выполнения практической работы

№ и цель опыта

Ход опыта

Наблюдения.

Уравнения реакций.

Выводы.

1.Получить оксид углерода (IV) и изучить его физических свойств.

Наблюдения :

Написать уравнение реакции:

CaСO3 + HCl   =   ... + СO2↑ + ...

Физические свойства углекислого газа:

Оксид углерода (IV) ... воздуха, поэтому собираем методом вытеснения....; приемник находится дном... .

Горящая лучина в атмосфере углекислого газа ..., следовательно, оксид углерода (IV) - газ, который не поддерживает ...

2. Исследование химических свойств оксид углерода (IV). 2.1. Изучение кислотно-основных свойств водного раствора оксида углерода (IV).

2.2. Взаимодействие известковой водой

В стакан с водным раствором СО2 добавляем лакмус

Конец газоотводной трубки помещаем в пробирку с известковой водой и пропускаем через нее углекислый газ

Продолжаам пропускать углекислый газ через мутную смесь до полного осветления раствора.

Лакмус окрасился в ... цвет.

СО2 + H2O     

Наблюдения:

Ca(OH)2  + CO2(недост.)  = ... ↓ + ....

CaCO3 + CO2 + H2O ↔ Ca(HCO3)2

Нерастворимый карбонат ……. превращается в растворимый гидрокарбонат ….. при пропускании через раствор избытка углекислого газа.

Вывод: оксида углерода (IV) - ... оксид, при взаимодействии с водой образует ... кислоту.

Вывод: качественной реакцией на углекислый газ является его взаимодействие с ... ... .

4. Окислительно-восстановительные свойства .

В стакан с углекислым газом вносим горящий магний

Наблюдения:

CO2 + Mg =

Вывод: при взаимодействии с активными металлами оксид углерода (IV) является ...

Физминутка. Гимнастика для глаз.

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 3–4 раза. 
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 3–4 раза. 
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза. 
4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

5. Закрепление, осмысление знаний.

1.Какая реакция лежит в основе получения оксид углерода (IV)?

 2.Перечислите физические свойства углекислого газа, которые наблюдались  во время его получения.

3. Поясните, какое свойство углекислого газа лежит в основе его определения с помощью зажженной лучины.

 4. Объясните, в чем заключается качественная реакция на углекислый газ?

5. Самостоятельно заполнить оставшиеся колонки таблицы:

Характеристики

СО2- углекислый газ

1.Строение молекулы, вид связи.

О=С=О ковалентная полярная

5.Получение

СаСО3+2НСl = СаСl2 +Н2О+СО2

2.Физические свойства

Газ, б/цвета, б/вкуса и запаха, растворим в воде под давлением, Dвозд.= 44/29=1,5. Легко сжижается и затвердевает - «сухой лед»

6.Применение

1.газированная вода

2.огнетушители

3. «сухой» лед

6. Рефлексия. Все ли поставленные цели достигнуты. Что получилось? Были трудности?

Д.З – оформление отчета работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии

в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения...

Практическая работа "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств"

Инструкция и порядок оформления работы по теме "Оксид угрерода"...

Методические разработки итоговых контрольных работ по химии для 9-11 классов

Итоговые контрольные работы по химии для 9-11 классов...

Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов

Практическая работа  № 5   по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.  Распознавание карбонатов" . Химия 9 класс...

Шаблон проверочной работы по химии 9 класс "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Шаблон удобен для выполнения практической работы. Ученик выполняет действия на практике и заполняет графы. Экономия времени....

Лабораторная работа: "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов"

Лабораторная работа предназначена для студентов СПО. Перейдите по ссылке https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no41-prakticeskaa-rabota-no5...