Методическая разработка урока - практической работы по химии «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств» для 9 класса
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок – практическая работа направлен на изучение нового материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств». В ходе урока учитель продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений учащихся работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливать связи и отношения в объектах изучения. Работа с химическими реактивами и лабораторным оборудованием обеспечит усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений. У обучающихся формируются навыки экспериментальной и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развиваются умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания. Кроме того, воспитывается бережное отношение к своему здоровью, окружающей природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod._rekomendatsii_urok-pr._rab_poluchenie_uglek._gaza_9_klass.docx | 147.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока - практической работы
по химии
«Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств»
для 9 класса
Учитель : Сидорова Т.А.
Тема урока: Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Место урока в теме – тема «Подгруппа углерода», урок №3 (42)
Тип урока – Урок ознакомления с новым материалом
Вид урока – урок – практическая работа
Цель урока: создать условия для изучения нового материала по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств», продолжить развитие и отработку навыков практического применения умений работать с реактивами и лабораторным оборудованием, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
1. Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений;.
2.Формировать навыки экспериментальной и самостоятельной работы с учебником и раздаточным материалом, развивать умения наблюдать, делать выводы, формулировать высказывания.
3.Воспитывать бережное отношении е к своему здоровью, окружающей природе, учить понимать прекрасное, ценить произведения искусства.
Технологии обучения – технология развивающего обучения, здоровьесберегающие технологии, ИК-технологии, технология развития критического мышления.
Методы и приемы обучения: метод самостоятельной работы и работы под руководством учителя, частично-поисковый, прием «Инсерт».
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: бригадно-лабораторное занятие. Его использование неразрывно связано с идеями самостоятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделяется на несколько (четыре) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения. Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в поисках информации.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник химии (9 класс, И.И.Новошинский), штатив с пробирками, прибор для получения газов, мел, известковая вода (р-р гидроксида кальция), раствор соляной кислоты, индикатор, лучина. Инструкция ТБ.
Содержание урока:
1.Организационный момент (приветствие учителя).
2. Этап актуализации опорных знаний:
- Дать характеристику углероду на основании его положения в периодической таблице.
- Какие степени окисления проявляет углерод?
- Какие соединения с кислородом он образует?
3.Изучение нового материала
- Рассмотрим строение молекулы углекислого газа.
Прием «Инсерт»: Во время чтения текста параграфа необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу.
Учащиеся, пользуясь текстом учебника, заполняют 1 строку в таблице по углекислому газу:
Признаки сравнения | СО2- углекислый газ |
1.Строение молекулы, вид связи. | О=С=О ковалентная полярная |
2. Получение | |
3.Физические свойства. | |
4.Применение |
Какие колонки таблицы остались незаполненными?
Постановка цели урока совместно с учащимися: на основании результатов выполнения практической части урока заполнить оставшиеся колонки таблицы.
Учащиеся получают инструкционную карту с планом и описанием практической работы по теме урока. Совместно с учителем обсуждают план выполнения работы, проверяют наличие на столах необходимого оборудования и реактивов.
Отработка ТБ.
4. Этап выполнения практической работы
№ и цель опыта | Ход опыта | Наблюдения. Уравнения реакций. | Выводы. |
1.Получить оксид углерода (IV) и изучить его физических свойств. | Наблюдения : Написать уравнение реакции: CaСO3 + HCl = ... + СO2↑ + ... | Физические свойства углекислого газа: Оксид углерода (IV) ... воздуха, поэтому собираем методом вытеснения....; приемник находится дном... . Горящая лучина в атмосфере углекислого газа ..., следовательно, оксид углерода (IV) - газ, который не поддерживает ... | |
2. Исследование химических свойств оксид углерода (IV). 2.1. Изучение кислотно-основных свойств водного раствора оксида углерода (IV). 2.2. Взаимодействие известковой водой | В стакан с водным раствором СО2 добавляем лакмус Конец газоотводной трубки помещаем в пробирку с известковой водой и пропускаем через нее углекислый газ Продолжаам пропускать углекислый газ через мутную смесь до полного осветления раствора. | Лакмус окрасился в ... цвет. СО2 + H2O ⇄ Наблюдения: Ca(OH)2 + CO2(недост.) = ... ↓ + .... CaCO3 + CO2 + H2O ↔ Ca(HCO3)2 Нерастворимый карбонат ……. превращается в растворимый гидрокарбонат ….. при пропускании через раствор избытка углекислого газа. | Вывод: оксида углерода (IV) - ... оксид, при взаимодействии с водой образует ... кислоту. Вывод: качественной реакцией на углекислый газ является его взаимодействие с ... ... . |
4. Окислительно-восстановительные свойства . | В стакан с углекислым газом вносим горящий магний | Наблюдения: CO2 + Mg = Вывод: при взаимодействии с активными металлами оксид углерода (IV) является ... | |
Физминутка. Гимнастика для глаз.
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 3–4 раза.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 3–4 раза.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3–4 раза.
4. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
5. Закрепление, осмысление знаний.
1.Какая реакция лежит в основе получения оксид углерода (IV)?
2.Перечислите физические свойства углекислого газа, которые наблюдались во время его получения.
3. Поясните, какое свойство углекислого газа лежит в основе его определения с помощью зажженной лучины.
4. Объясните, в чем заключается качественная реакция на углекислый газ?
5. Самостоятельно заполнить оставшиеся колонки таблицы:
Характеристики | СО2- углекислый газ |
1.Строение молекулы, вид связи. | О=С=О ковалентная полярная |
5.Получение | СаСО3+2НСl = СаСl2 +Н2О+СО2 |
2.Физические свойства | Газ, б/цвета, б/вкуса и запаха, растворим в воде под давлением, Dвозд.= 44/29=1,5. Легко сжижается и затвердевает - «сухой лед» |
6.Применение | 1.газированная вода 2.огнетушители 3. «сухой» лед |
6. Рефлексия. Все ли поставленные цели достигнуты. Что получилось? Были трудности?
Д.З – оформление отчета работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии
в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения...
Практическая работа "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств"
Инструкция и порядок оформления работы по теме "Оксид угрерода"...
Методические разработки итоговых контрольных работ по химии для 9-11 классов
Итоговые контрольные работы по химии для 9-11 классов...
Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов
Практическая работа № 5 по теме «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов" . Химия 9 класс...
Практическая работа по химии "Получение, собирание и распознавание водорода" 8 класс
Методическая разработка урока химии УМК Г.Е.Рудзитис....
Шаблон проверочной работы по химии 9 класс "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Шаблон удобен для выполнения практической работы. Ученик выполняет действия на практике и заполняет графы. Экономия времени....
Лабораторная работа: "Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов"
Лабораторная работа предназначена для студентов СПО. Перейдите по ссылке https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/9-klass---vtoroj-god-obucenia/urok-no41-prakticeskaa-rabota-no5...