Урок по химии на тему "Гидролиз"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
Урок по химии на тему "Гидролиз" (презентация + технологическая карта)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_temegidroliz.docx | 27.42 КБ |
gidroliz.pptx | 568.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии Гурова Ольга Викторовна
Предмет – Химия.
Тема урока «Гидролиз».
Тип урока изучения нового материала, комбинированный.
Урок составлен в соответствие с требованиями ФГОС второго поколения на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Форма проведения урока – изучение нового материала.
Участники – обучающиеся 8 класса.
Методы: частично-поисковые, словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа, элементы проблемного обучения.
Формы организации учебных действий – индивидуальная работа, работа в группах, , составление классификационных схем, выполнение комплексных заданий .
ник, тексты), анализировать свои способности.
Планируемые образовательные результаты:
В результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут:
Предметные
- Сформулировать определение понятиям: гидролиз.
- раскрыть механизм гидролиза солей, научиться изображать уравнения реакций гидролиза солей.
- развивать умения проводить лабораторные исследования, наблюдать, описывать и формулировать выводы.
Работая в группах, создавать минипроекты.
- Метапредметные обучающиеся смогут
Познавательные:
-обобщать полученную информацию;
- проводить наблюдение;
- прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-соотносить учебные действия с известными правилами;
Коммуникативные:
- формулировать высказывание;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- Выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные
- Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
- Осознавать свои эмоции
- Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции
Средства обучения:
- Компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме (приложение 1)
- Реактивы и оборудование для проведения эксперимента.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Актуализация знаний. Определение потребностей и мотивов. | Тема нашего урока является продолжением темы «Электролитическая диссоциация». Поэтому, чтобы нам легче было усвоить новый материал, необходимо вспомнить, о чем мы говорили на предыдущих уроках. Выполнить следующие задания: 1.Осуществите схему превращений: Са СаО ? CaSO4 Слайд 1 S SO2 ? Вывод: соли – продукты нейтрализации кислот и оснований, они нейтральны. 2. Охарактеризуйте кислоты и основания, как электролиты, составив схемы 1 : кислоты основания сильные слабые сильные слабые ? ? ? ? Слайд 2 - самопроверка 3. Придумайте новый признак классификации солей. Составление схемы 2 – кластера:
Классификация солей ? ? ? ? Слайд 3 - самопроверка Эксперимент: р-р HCl + лакмус =красный (среда кислая) р-р NaOH +лакмус=синий (среда щелочная) Какие ионы определяют среду? (Н+>OH- - cреда кислая; H+ Слайд 4 Проблемный эксперимент: раствор Na2CO3 +лакмус=синий (среда щелочная) Как следствие возникают проблемные вопросы:
- Какова же тема нашего урока? (Взаимодействие солей с водой) Расшифровка темы урока по схеме Питерсона. Слайд 5 - Этот процесс в химии называется гидролизом. Попробуйте расшифровать это слово. (гидро – вода, лизис - расщеплять) Слайд 6 | Учащиеся самостоятельно записывают соответствующие уравнения реакций в тетради и характеризуют последнюю реакцию. Применяют навыки классификации веществ на сильные и слабые электролиты. Сверка с эталоном. Применяют навыки классификации солей в новой ситуации. Групповая работа: заполнение схемы, работа с учебником. Сверка с эталоном. Выполняют проблемный эксперимент. Учащиеся разрабатывают проблемные вопросы и формулируют тему урока. | Регулятивные: Контролируют, прогнозируют, оценивают, корректируют знания, сличают результат с эталоном. Самостоятельно определяют цели, формулируют тему урока. Познавательные: общеучебные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, используют навыки построения схем. Коммуникативные Планируют, ставят проблемные вопросы, развивают умение выражать свои мысли. |
2.Принятие гипотезы и план действий по её проверке. | Побуждающий диалог.
В чем вы видите противоречие? Какую можно выдвинуть гипотезу (предположение) на основании данных эксперимента? Гипотеза Если в результате растворения солей в воде меняется среда раствора, то это значит, что соль вступает в реакцию с водой. Учитель помогает учащимся составить план по проверке гипотезы. (Алгоритм действий).
|
Активно участвуют в побуждающем диалоге. Выдвигают гипотезу и записывают в тетрадь. Если в результате растворения солей в воде меняется среда раствора, то это значит, что соль вступает в реакцию с водой. Составляют алгоритм действий по доказательству гипотезы, записывают в тетрадь. | Логические: Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Регулятивные: Формулируют гипотезу и планируют алгоритм действий по её проверке. |
3.Изучение нового материала. Введение новой информации. Проверка принятой гипотезы, сбор данных, их анализ, формулировка выводов. 15 мин | Самостоятельная работа с учебником и выполнение эксперимента. Составление минипроектов (групповая работа). Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание: 1 группа : гидролиз CuCl2 2 группа : гидролиз Na2CO3 3 группа : гидролиз NaNO3 (дети исправляют ошибку и доказывают, что соль гидролизу не подвергается) 4 группа : гидролиз MgSO3 Учитель читает проблемное стихотворение по химии по теме гидролиз с последующим обсуждением. Как-то, лежа на диване Про гидролиз думал Ваня. Сколько в мире, думал Ваня, Есть кислот и оснований. Например, вода морей- Это ведь раствор солей. Где-то я читал когда-то, Там хлориды и сульфаты. И соляной там и серной Кислоты полно, наверно. Ведь вчера прошли мы в школе, Что в воде идет гидролиз. И зачем себе на горе Люди в отпуск едут к морю? Если долго там купаться, Можно без трусов остаться! Ткань любую без труда Растворяет кислота. Ванин слушая рассказ, Целый час смеялся класс! Что сказал ему учитель? Догадайтесь, объясните. | Экспериментальная работа в группах: распределение обязанностей, проведение эксперимента по утвержденному алгоритму, поиск информации, обсуждение. формулировка вывода. Запись уравнений реакции. Каждая группа защищает свой проект и формулирует выводы. Учащиеся дают определение гидролизу. Учащиеся рассуждают и объясняют противоречивую ситуацию в стихотворении. | Коммуникативные Выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы. Отстаивают свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Познавательные Находят необходимую информацию, проводят опыты, наблюдают и делают выводы, предоставляют информацию в виде минипроекта, передают содержание в сжатом виде. Регулятивные Самостоятельно организовывают эксперимент, следуя алгоритму. |
4.Итоговый самоконтроль(рефлексивное осмысление и самопознание) | Учитель демонстрирует слайды с заданиями. Слайд 7 Слайд 8 Учитель оценивает работу учащихся с учетом индивидуальных ответов. Домашнее задание: обязательное: параграф упр.№ творческое : «Могу поделиться информацией» по применению гидролиза | Выполнение заданий Слайд 7 Слайд 8 Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке в оценочных листах. Заполняют листы рефлексии. Слайд 9 | Личностные Сами оценивают усвоение материала на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электролиты Кислоты Основания Сильные Слабые Сильные Слабые
Классификация солей соли 1 тип: образованы сильным основанием и сильной кислотой KNO 3 , Na 2 SO 4 , … 2 тип : образованы слабым основанием и сильной кислотой С u(NO 3 ) 2 , FeSO 4 , … 3 тип : образованы сильным основанием и слабой кислотой Na 2 CO 3 , K 2 S, … 4 тип : образованы слабым основанием и слабой кислотой ZnS , FeSO 3 , …
Н + > OH - - c реда кислая; H + < OH - - c реда щелочная; H + = OH - - c реда нейтральная Ионы, определяющие среду
Расшифруйте тему 5, 10, 21, 19, 1, 8, 10, 25 Г К С А Ж Л Д У М И М Р З В О Е 5 7 9 11 3 8 21 6 15 10 16 19 25 2 1 13
ГИДРОЛИЗ ( гидро – вода, лизис - распад)
Проверь себя Задание 1: Определите окраску лакмуса в растворах солей: Ba (NO 3 ) 2 , FeCl 3 , LiNO 2 , CoSO 4 , Na 2 SiO 3 , ZnS , KCl Приведите примеры возможных реакций (по одному для каждого типа соли)
Проверь себя Задание 2 : Исключите лишнюю соль из списка: А) ZnCl 2 , CuSO 4 , KNO 3 , Ni(NO 3 ) 2 Б) K 2 S, AgNO 3 , CrCl 3 , Pb(NO 3 ) 2 В) Na 2 S, CaCl 2 , Li 3 PO 4 , K 2 CO 3 Г) KNO 3 , MgBr 2 , Na 2 SO 4 , CaI2 Д) SnCl 2 , Al(NO 3 ) 3 , PbSO 4 , Fe 2 (SO 4 ) 3
РЕФЛЕКСИЯ
Обязательное: параграф Творческое: «Могу поделиться информацией по применению гидролиза» Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».
Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....
ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО ХИМИИ НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ VII класс
В помощь учителю...
Бинарный урок по химии и физике "Основные понятия химии и физики" (брейн-ринг)
Тип урока: обобщающий, бинарный, с элементами ИКТФорма урока: брейн-рингЦель: повторение и обощение знаний об основных химических и физических понятиях.Задачи: актуализация знаний учащихсяобощен...
Презентация урока по химии "Бытовая химия"
Изучение влияние препаратов бытовой химии на здоровье человека....
Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”, “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...
Технологическая карта урока по химии "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества"
Теннологическая карта урока по химии в 8 классе "Химия - часть естествознания. Предмет химии. Вещества", УМК Габриелян О.С...