Технологическая карта урока "Муравьиная и уксусная кислоты" (10 класс)
учебно-методический материал по химии (10 класс) на тему
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_muravinaya_i_uksusnaya_kisloty_10_klass.docx | 35.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учебного занятия
Дата: | Класс: 10 | Предмет: химия | ||||||
Тема | «Муравьиная и уксусная кислоты – важнейшие представители предельных одноосновных карбоновых кислот». | |||||||
Тип урока | Урок открытия нового знания. | |||||||
Цель урока | Обобщить знания о предельных одноосновных карбоновых кислотах; знать особенности строения, нахождение в природе, физические и химические свойства, практическое значение муравьиной и уксусной кислот в сравнении, правила безопасного обращения с кислотами. | |||||||
Задачи |
| |||||||
Девиз | «Не всё, что кислое, - то уксус…» | |||||||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||||||
В познавательной сфере:
В ценностно-ориентационной сфере:
| Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||||
Основные понятия | Карбоновая кислота, молекулярная формула, структурная формула, химическая реакция | |||||||
Организация пространства | ||||||||
Педагогические технологии | Формы работы | Ресурсы | ||||||
|
| Персональный компьютер, мультимедийный проектор, демонстрационный экран, система тестирования и опроса; мультимедийная презентация, учебник химии (Н.Е. Кузнецова и др. Химия. 10 класс (профильный уровень)), рабочая тетрадь, раздаточный материал (тесты). | ||||||
Этапы урока | ||||||||
Содержание (познавательная задача) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД | |||||
1-й этап. Стадия вызова. «Организационно-мотивационный этап». Постановка целей и задач урока (актуализация имеющихся у учащихся знаний). | ||||||||
Приветствует учащихся. - На предыдущих уроках вы изучили классификацию карбоновых кислот и подробно рассмотрели особенности предельных одноосновных карбоновых кислот. Сегодня вам предстоит изучить строение, нахождение в природе, физические и химические свойства, практическое значение муравьиной и уксусной кислот как важнейших представителей предельных кислот. (На экран проецируется слайд № 1 с темой урока). Но сначала вспомним основные особенности предельных одноосновных карбоновых кислот. С этой целью вам предлагается выполнить тест (листы с тестом заранее были разложены на столах у учащихся). По окончании выполнения теста учащимися организует проверку с помощью системы тестирования и опроса. Затем на экран проецируется слайд № 2 с ответами. | Учащиеся выполняют тест (см. Приложение № 1) в течение 10 минут.
| Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
| ||||||
2-й этап. Стадия осмысления. «Этап осмысления содержания». | ||||||||
Обращается к учащимся: - Вам необходимо в течение 10 минут проработать текст параграфа 32 учебника (стр. 197– 199), используя специальные пометки карандашом: «V» – «это я знаю»; «+» – «новая информация»; «–» – «информация, противоречащая моим знаниям»; «?» – «информация, требующая пояснения»; «!» – «это интересно». Для работы нужно сформировать группы по 3 – 4 человека в каждой. Приступаем к работе. Координирует формирование групп, организует работу в группах, проводит консультирование учащихся по возникающим у них вопросам. | Учащиеся распределяются по группам и работают с текстом учебника в течение 10 минут, обмениваются мнениями по изучаемому вопросу, помогают друг другу преодолеть возникающие затруднения, делая необходимые пояснения. | Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
| ||||||
3-й этап. Стадия рефлексии. «Этап применения знаний. Итоги занятия». | ||||||||
Обращается к учащимся: - Теперь вы должны вернуться в пары и в течение 10 – 12 минут составить таблицу «Муравьиная и уксусная кислоты». (На экран проецируется слайд № 3 с внешним видом таблицы). Учащийся, сидящий на 1-м варианте, работает над столбиком «Муравьиная кислота», а учащийся, сидящий на 2-м варианте, - над столбиком «Уксусная кислота». По окончании работы вы должны обменяться результатами друг с другом. Приступаем к работе. Координирует, корректирует и контролирует работу учащихся в парах, по мере заполнения учащимися таблицы демонстрирует на экране слайды №№ 4 – 8, комментирует их содержание. По окончании работы над таблицей вновь обращается к учащимся: - Чтобы закрепить полученные знания о муравьиной и уксусной кислотах, вам предлагается в течение 10 минут решить задачи (тексты лежат на столах у учащихся) и осуществить взаимную проверку правильности решения друг у друга. Приступаем к работе. После того, как учащиеся решили задачи, подводит итоги урока: - Что нового вы узнали сегодня? - Как вы считаете, достигнута ли цель нашего урока? - Как и почему нужно обращаться в быту с муравьиной и уксусной кислотами? Объявляет домашнее задание: - составить опорный конспект по теме: «Высшие карбоновые кислоты. Мыла», используя параграф 32 учебника и справочную литературу, решить задачу № 9-30 и упражнение № 9-14 (задачник Н.Е. Кузнецовой, стр. 78, 80). | Учащиеся возвращаются в пары и в течение 10 – 12 минут работают с таблицей (см. приложение № 2), пользуясь текстом учебника и информацией, демонстрируемой учителем на слайдах. Учащиеся в течение 10 минут решают задачи (см. приложение № 3) и осуществляют взаимную проверку правильности решения друг у друга. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: - Мы узнали особенности строения, физических и химических свойств, способы получения и практическое значение муравьиной и уксусной кислот. - Да, цель урока достигнута, так как она предполагала получение вышеперечисленных заний. - При обращении с муравьиной и уксусной кислотами в быту необходимо быть предельно осторожными: не допускать попадания кислот и их водных растворов на незащищённые участки кожи и в глаза, так как это может привести к раздражению и (или) ожогу, не использовать в пищевых целях уксусную кислоту с массовой долей в растворе более 10 %. Учащиеся записывают домашнее задание. | Личностные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
Приложение № 1
Тест по теме: «Предельные одноосновные карбоновые кислоты»
- Карбоксильная функциональная группа атомов – это…
|
|
|
|
- Предельные одноосновные карбоновые кислоты являются производными …
|
|
|
|
- Общая формула гомологического ряда предельных одноосновных карбоновых кислот…
|
|
|
|
- Кислота CH3-CH(CH3)-CH2-CH2-COOH имеет название…
|
|
|
|
- С увеличением числа атомов углерода в молекулах предельных одноосновных карбоновых кислот их температура кипения…
|
|
|
|
- С увеличением числа атомов углерода в молекулах предельных одноосновных карбоновых кислот их растворимость в воде…
|
|
|
|
- С увеличением числа атомов углерода в молекулах предельных одноосновных карбоновых кислот их сила…
|
|
|
|
- Среди веществ: этиловый спирт, глицерин, фенол, уксусная кислота, - кислотные свойства выражены в наибольшей степени у…
|
|
|
|
- При добавлении к водному раствору предельной одноосновной карбоновой кислоты раствора лакмуса окраска индикатора становится…
|
|
|
|
- При взаимодействии предельной одноосновной карбоновой кислоты с щёлочью образуются…
|
|
|
|
- С водным раствором предельной одноосновной карбоновой кислоты не взаимодействует…
|
|
|
|
- С предельными одноосновными карбоновыми кислотами не взаимодействуют…
|
|
|
|
Ответы: 1 – 4; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 1; 5 – 1; 6 – 3; 7 – 3; 8 – 4; 9 – 4; 10 – 2; 11 – 4; 12 – 2.
Приложение № 2
Характеристика муравьиной и уксусной кислот
Муравьиная кислота | Уксусная кислота | |
Молекулярная формула | НCOOH | CH3COOH |
Структурная формула (слайд № 4) | H – C = O | O – H | H | H – C – C = O | | H O – H |
Особенности строения | В связи с отсутствием в молекуле муравьиной кислоты углеводородного радикала, являющегося источником положительного индукционного эффекта, атом водорода в карбоксильной группе наиболее подвижен, поэтому муравьиная кислота является самой сильной из предельных одноосновных карбоновых кислот. Кроме того, муравьиная кислота является и карбоновой кислотой, и альдегидом. | Радикал CH3- в молекуле уксусной кислоты является источником положительного индукционного эффекта, в связи с чем атом водорода в карбоксильной группе менее подвижен по сравнению с муравьиной кислотой, и уксусная кислота слабее, чем муравьиная. |
Нахождение в природе | Составляет до 70 % содержимого ядовитой железы рыжего муравья, в небольших количествах присутствует в поте и моче животных. Также содержится в крапиве и еловой хвое (слайд № 5). | Образуется при брожении с доступом воздуха виноградного вина за счёт окисления этилового спирта под действием фермента бактерий («уксусного грибка»). |
Физические свойства | Бесцветная жидкость с резким неприятным запахом, смешивается с водой в любых соотношениях. Плотность 1,22 г/мл, температура кипения 100,7оС, температура плавления 8оС. При попадании на кожу в зависимости от концентрации вызывает раздражение или ожоги. 1%-й спиртовой раствор муравьиной кислоты – муравьиный спирт. | Бесцветная жидкость с резким острым запахом, смешивается с водой в любых соотношениях. Плотность 1,049 г/мл, температура кипения 118,1оС. При охлаждении ниже 17оС чистая кислота превращается в бесцветную кристаллическую массу, похожую на лёд (ледяная уксусная кислота) (слайд № 6). Вызывает серьёзные ожоги кожи и отёки дыхательных путей. 70 – 80%-й водный раствор уксусной кислоты – уксусная эссенция. 3 – 9%-й водный раствор – столовый уксус. |
Способы получения | Из формиата натрия в две стадии: T, p 1.NaOH + CO → HCOONa T 2.HCOONa + H2SO4 → HCOOH + NaHSO4 | Из бутана каталитическим окислением: T, kat 2C4H10 + 5O2 → 4CH3COOH + 2H2O |
Специфические химические свойства | 1.Реакция «серебряного зеркала»: T, NH4OH HCOOH + Ag2O → CO2 + H2O + 2Ag (слайд № 7) 2.Разложение в присутствии концентрированной серной кислоты: T, H2SO4 HCOOH → CO + H2O | Хлорирование на свету: свет CH3COOH + Cl2 → CH2ClCOOH + HCl |
Применение | Для получения сложных эфиров, используемых в парфюмерии; в кожевенном деле (дубление кож); в текстильной промышленности (протрава при крашении); в качестве растворителя и консерванта; в пчеловодстве для борьбы с клещами (слайд № 8); в пищевой промышленности как консервант и для дезинфекции тары. Муравьиный спирт используется для растираний в медицине. | Для получения сложных эфиров, используемых в парфюмерии и в качестве растворителей; в пищевой промышленности в качестве консерванта и вкусовой добавки; в производстве лекарств, полимеров, красителей, ацетатного шёлка, негорючей фото- и киноплёнки. |
Приложение № 3
Расчётные задачи
Задача для 1-го учащегося:
Рассчитать массу монохлоруксусной кислоты, которая может быть получена при взаимодействии 12,0 г уксусной кислоты и 3,36 л хлора (объём измерен при нормальных условиях).
Ответ: 14,18 г.
Задача для 2-го учащегося:
Рассчитать массу металлического осадка, которая может быть получена в реакции «серебряного зеркала» с участием 9,2 г муравьиной кислоты и избытка аммиачного раствора оксида серебра, если практический выход металла составляет 80 % по сравнению с теоретически возможным.
Ответ:34,56 г серебра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме: "Кислоты"
Технологическая карта урока "Кислоты", 8 класс...
Технологическая карта урока "Хлороводород.Соляная кислота"
Технологическая карта урока с описанием видов деятельности учителя и ученика....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО) «Карбоновые кислоты»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОРТФОЛИО)«Карбоновые кислоты» (10 класс) Цель: обобщить и систематизировать пройденный материал по теме «Карбоновые кислоты»Образовательные задачи: закрепить ...
Технологическая карта урока химии в 8 классе "Кислоты" по программе Л.М.Кузнецовой
В соответствии с требованиями ФГОС главной задачей обучения является развитие личности ученика. Поэтому учителю необходимо изменить технологии обучения. Технологи...
Технологическая карта урока по теме "Кислоты"
Методическая раработка урока химии с применением алгоритма технологической карты....
Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."
Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...
Технологическая карта урока по теме "Кислоты"
Урок по теме «Кислоты» разработан для обучающихся 8 класса и изучается в главе «Соединения химических элементов». Тип урока- урок «открытия» нового знан...