Типы химических реакций
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Наривончик Наталья Михайловна

Повторительно-обобщающий урок по теме «Типы химических реакций».Тип урока: урок общеметодологической направленности. Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по разделу «Типы химических реакций», закрепить соответствующие навыки. Учебно-методические материалы: О.С.Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_himicheskih_reaktsiy.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект   урока по предмету

Предмет:  Химия

Уровень образования: Основное общее

Тема:   Повторительно-обобщающий урок по теме «Типы химических реакций»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Время проведения: 17.03.2016

Участники: 8 класс, учитель химии Наривончик Н. М.

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по разделу «Типы химических реакций», закрепить соответствующие навыки

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД:  устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять классификацию, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем, слушать и слышать, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные УУД: умение сосредоточиться на выполнении практических действий, умение проявить настойчивость и усилие в достижении поставленной цели, целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную, планировать пути достижения целей, осуществлять констатирующий контроль по результату действия, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Личностные УУД: умение выбрать оптимальные формы во взаимоотношениях с одноклассниками, развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

 Предметные планируемые результаты:

1.Совершенствование навыков расстановки  коэффициентов, проверки  правильности их расстановки, составления уравнения реакции;

2.Совершенствование навыков  определения типа химической реакции по количеству исходных веществ и продуктов реакции.

Оборудование: лабораторное оборудование: комплект химической посуды, реактивы: раствор хлорида бария, раствор сульфата меди, пробирки, мультимедийное оборудование, презентация «Типы химических реакций».

Технологическая карта урока

Этап урока

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.

Организационный момент.

Формирование

внутренней позиции ученика

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать

Поиск и выделение необходимой информации

1.1

Постановка цели, мотивация к работе

Независимость и критичность мышления

Формирование умения определять и ставить цели учебной задачи

Умение выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог

Поиск и выделение необходимой информации

2.

Актуализация знаний, умений, навыков.

Формирование познавательного интереса к изучаемому предмету

Формирование умений определять последовательность действий при решении поставленной задачи

Коллективное обсуждение проблемы

Поиск и выделение необходимой информации

3.

Систематизация знаний

Воля и настойчивость в достижении цели

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели, искать их самостоятельно

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов иусловий действия. Анализ и синтез объектов

4.

Анализ и построение плана решения основной задачи

Формирование познавательного интереса к изучаемому материалу

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Работа в парах. Сотрудничество учителя и ученика.

Выделение и  формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действий.

5.

Систематизация знаний

Воля и настойчивость в достижении цели

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения.

Формирование умений строить  логически обоснованные цепи рассуждений.

6.

Физкультминутка

Установка на здоровый образ жизни

7.

Закрепление системы знаний

Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты

8.

Рефлексия результативности, настроения.

Постановка домашней работы

Умения устанавливать значение своей деятельности для решения какой нибудь проблемы

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

 «Насильное обучение не может быть твёрдым,

   но  то,  что с  радостью   и  весельем   входит,

  крепко    западает    в   души       внимающим.»

Василий Великий     

Эпиграф урока, как вы понимаете эти слова?

Проводит инструктаж по работе: на столах у вас лежат карточки самоконтроля и взаимоконтроля, необходимые для работы. Прошу внимательно их рассмотреть и объективно оценивать себя и соседа по парте после выполнения каждого задания.

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места и  готовность к началу работы.

Объясняют смысл эпиграфа.

Постановка цели, мотивация к работе. Вводная беседа.

Демонстрирует опыт: взаимодействие раствора хлорида бария и раствора хлороводородной кислоты.

Ребята, как вы можете охарактеризовать процесс?

Вы хотите описать данное химическое явление?

Каким образом это возможно осуществить?

 Вам надо уметь  описывать химические явления с помощью химических уравнений?

Сегодня вы сможете выполнить такую работу?

Почему вы данное явление называете химическим?

Для выполнения поставленной задачи нам нужен математический алгоритм типов химических реакций.

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

-этот процесс является химическим явлением.

-мы хотим его описать.

-химическое явление можно описать с помощью уравнения химической реакции.

-нам надо уметь  описывать химические явления с помощью химических уравнений.

-мы сможем выполнить эту работу сегодня.

-это явление сопровождается выпадением осадка

Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

(слайд 2 )

Актуализация и систематизация знаний

Какую тему мы изучаем?

Что нам предстоит сделать, если мы уже закончили ее изучение?

А откуда вы это знаете?

Запишем число и тему урока «Повторительно-обобщающий урок по теме «Типы химических реакций».

Для чего нужны такие уроки?

Какие типы химических реакций по изменению числа исходных веществ и продуктов реакции различают?

Сейчас вам предстоит выполнить  тестовое задание с последующей самопроверкой.

Отвечают на вопросы учителя.

Предполагаемые ответы:

-типы химических реакций.

-подготовиться к контрольной работе.

-после каждой темы бывают контрольные работы.

Записывают в тетрадях число и тему урока.

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой.

(слайд 3)

Анализ и построение плана решения химической учебной  задачи

Анализ условия и составление модели проблемной ситуации

Какую задачу нам нужно решить?

В результате взаимодействия растворов BaCl2 и CuSO4 произошла химическая реакция. Почему вы так считаете?

Для выполнения первого задания нам нужны формулы химических веществ. Вспомним химические формулы BaCl2 и CuSO4.

Учащиеся сами создают модель проблемной ситуации и решают ее.

Осуществляют взаимопроверку. (слайд 4)

BaCl2 +  CuSO4.= BaSO4  +   CuCl2

Физкультминутка

Включение системы знаний в учебную деятельность

Работа в парах.

Пары -   «учителя химии».

Задание «Проверка домашнего задания».

1.В каких уравнениях неправильно расставлены коэффициенты?

2.Исправьте ошибки.

Пары -  «химики-лирики»

Задание «Добыть алюминия сульфид»»

Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца,

И дает ему поручение государственного значения:

«Чтоб я стал опять богат, нужен мне алюминия сульфид.

Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад.

Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.

Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

Напишите в тетради формулу сульфида алюминия,

уравнения реакции его получения.

Укажите тип реакции. 

Самопроверка. (Слайд 4)

1.Указывают ошибки

1)  ZnS + 4 HCl = ZnCl2 + H2S                                         «-»

 2)  2 Fe2O3 + H2 = 2 Fe + 3 H2O                                       «-»

 3)  2 CuS + 3 O2 = 2 CuO + 2 SO2                                    «+»

Итог проверки: в уравнениях химических реакций №1 и №2 неправильно расставлены коэффициенты.

2.Исправляют ошибки.

 1)  ZnS +    2  HCl = ZnCl2 + H2S                                        

 2)   Fe2O3 + 3 H2 = 2 Fe     +  3 H2O                                      

 3)  2 CuS + 3 O2 = 2 CuO + 2 SO2   

Самопроверка. (Слайд 5)

Al2(SО4)3 

2Al   +   3Н2SO4   =   Al2(SО4)3  +  3H2

                     

- реакция замещения           

                             

Индивидуальная работа

(самопроверка)

На столе лежат листы с индивидуальным заданием. Перепишите схемы реакций в тетрадь. Вместо вопросительного знака напишите формулу соответствующего вещества.

Уравняйте реакции, расставив коэффициенты, и определите их тип.

В-I

Zn + ? = ZnO

Al(OH)3 = Al2O3 + ?

 Mg + HCl = MgCl2 + ?

В-II

SiO2 + ? = Si + CO2

? + H2 = CH4

Al2O3 = ? + O2

В-I

2 Zn + O2 =  2 ZnO                                соединение

 2 Al(OH)3 = Al2O3 + 3 H2O                  разложение

Mg + 2 HCl = MgCl2 + H2                              замещение

В-II

SiO2 + C = Si + CO2                                             замещение

C + 2 H2 = CH4                                                         соединение

2 Al2O3 = 4 Al + 3O2                                         разложение

Рефлексия результативности, настроения

Давайте вернемся к целям, которые мы ставили перед собой в начале урока и с учетом их оценим свою работу, класса в целом и каждый свою в частности

Класс достиг поставленных целей?

А теперь каждый пусть оценит себя по листу самооценки.

Создает условия для заключительной рефлексии.

Предлагает заполнить таблицу:

Знания/умения

Да

(+)

Нет

(-)

1)я знаю

а) что такое химическое явление

б) признаки химических реакций

2)я умею:

а) записывать схемы химических реакций

б) расставлять коэффициенты в схемах реакций

в) определять типы химических реакций

г) называть вещества

предлагает домашнее задание на следующий урок:

1.Повторить п.29-32, п.32 упр.4 (е,ж)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена.

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2013"Скачать разработку урока...

Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций.(слайды к урокам)

Слайды к урокам: Физические и химические явления, закон сохранения массы веществ, химические уравнения, типы химических реакций....

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"

Разработка урока по теме "Типы химических реакций. Реакции обмена"...

«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"...

Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение

Конспект урока химии в 8 классе по теме "Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Обобщение" с целью обобщения и систематизации знаний о типах химических реакций и закрепления ...