| Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1 | Организационный этап | приветствует обучающихся, определяет готовность к уроку
| приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | коммуникативное сотрудничество с учителем |
| Актуализация опорных знаний учащихся | -беседа по слайдам (слайд №2 – 10) - какая информация содержится в просмотренных слайдах? - как по другому называются хим. явления? - как называется условная запись химической реакции? -предлагает выполнить тест
-предлагает осуществить взаимопроверку (слайд 11) | внимательно изучают слайды
отвечают на вопросы
выполняют тест
осуществляют взаимопроверку | познавательные: общеучебные, построение логической цепи рассуждений, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения. регулятивные: целеполагание, контроль, саморегуляция; коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
2
| Стадия вызова 1) собственно вызов | создает проблемную ситуацию путем предложения задания: (слайд 12) 4Na + O2 = 2Na2O CaCO3 = CaO + CO2↑ Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ 2KCl + H2SO4 = K2SO4 + 2HCl↑ предлагает распределить предложенные реакции на типы;
-предлагает внимательно изучить уравнение № 4 и самим сделать вывод – к какому типу оно относится; -предлагает правильный ответ (слайд 13)
-для выдвижения гипотезы предлагает выполнить задание: определить состав реагирующих веществ четвертого уравнения реакции;
-предлагает сформулировать определение данного типа химической реакции.
Мы нашли название 4 типа реакций. Реакции обмена имеют большое значение в жизни человека. -а что вы знаете о реакциях обмена?
-предлагает назвать тему урока и цели: (слайд 14)
-предлагает записать в тетрадь число и тему урока
|
выделяют 3 типа реакций: -соединения; -разложения; -замещения; -реакция четвёртой группы неизвестна.
предполагае мый ответ: реакция обмена
определяют состав реагирующих веществ -два сложных вещества; выдвигают гипотезу: если знаем состав реагирующих веществ, то сможем записать уравнение химической реакции;
-формулируют определение данного типа реакций;
проблема: мы так недопустимо мало знаем об этом типе химических реакций
называют тему урока: реакции обмена цели урока: выяснить алгоритм составления уравнений реакций обмена записывают число и тему урока | познавательные: систематизируют информацию до изучения нового материала, дают определение понятиям; извлечение необходимой информации из прослушанного текста; определение основной и второстепенной информации; постановка и формулирование проблемы коммуникативные: формируют собственное мнение, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение; регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
|
3
| Стадия осмысления содержания
| организует работу с параграфом 32 (с.165) с целью изучения алгоритма составления уравнений реакций обмена
| изучают материал параграфа, знакомятся с алгоритмом составления уравнений реакций обмена | познавательные: умение структурировать знания; общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез коммуникативные умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий ; регулятивные: самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия |
предлагает начертить таблицу: что дела ли | наб люде ние | уравнение реакции | вы вод |
|
|
|
|
проводит опыт: реакция обмена между сульфатом меди (II) и гидроксидом натрия. NaOH + CuSO4 - … + … запишите по схеме уравнение реакции взаимодействия между гидроксидом натрия и хлоридом меди (II) 2NaOH + CuSO4 - Cu(OH)2 + Na2SO4
– какие вещества вступают в реакцию? – какой тип реакции? – какие продукты будут образовываться? -реакция обмена дошла до конца? предлагает найти в таблице растворимости эти вещества, определить их растворимость подтверждает, что гидроксид меди (II) – нерастворимое основание, следовательно, выпадает в осадок, в уравнении около этой формулы ставим стрелку вниз. как вы считаете - прошла ли эта химическая реакция? 2NaOH + CuSO4 = Cu(OH)2 +Na2SO4 |
рисуют таблицу
наблюдают за проведением опыта заполняют таблицу
один ученик на доске, остальные в тетрадях записывают уравнение реакции
предполагаемый ответ: -сложные
-обмена
-гидроксид меди (II) и сульфат натрия
предполагаемый ответ: химическая реакция прошла
|
организует работу с параграфом 21 (с.167) с целью изучения признаков практически осуществимых реакций обмена
| изучают материал параграфа, знакомятся с признаками практически осуществимых реакций
|
итак, все ли реакции осуществимы?
назовите признаки, на основании которых можно сделать вывод о том, что реакции обмена практически осуществимы.
наша реакция обмена осуществима? | предполагае мый ответ: - не все реакции практически осуществимы.
- реакции обмена осуществимы, если: выпадает осадок, выделяется газ, образуется вода.
-реакция обмена осуществима, так как выпал осадок.
|
предлагает дописать уравнения реакций, практически осуществимых: NaNO3 + HCl → NaOH + H2SO4 → | записывают уравнения реакций и указывают условия их протекания |
|
Валеологическая пауза | От умственных упражнений перейдем к физическим Слоганы | Упражнения | Реакции обмена | Правое плечо вверх — вниз; | Вы словно перемена. | Левое плечо вверх – вниз. | Их признаки запомним навсегда! | Руки к плечам согнутые в локтевом суставе и повороты в плечевом суставе вперед – назад; | Нам газа запах сладок, | Руки вверх – 2 раза; | И выпавший осадок, | Руки вниз – 2 раза; | И абсолютно новая вода! | Руки согнуты в локтях впереди, вращение в локтевом суставе вперед и назад. |
| выполняют упражнения, предложенные учителем | учащиеся отдохнули и готовы для дальнейшей работы
|
4 | Стадия рефлексии 1)самостоятельная работа | проводит диагностику уровня усвоения обучающимися новых знаний: предлагает выполнить тест; проверяет результаты выполнения, выставляет отметки;
| работают самостоятельно выполняют тест
| познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. коммуникативные умение выражать свои мысли. регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование |
| Стадия рефлексии 2)собственно рефлексия
| предлагает заполнить таблицу:
Знания/умения | Да (+) | Нет (-) | 1)я знаю |
|
| а) что такое р.обмена |
|
| б)признаки осуществимых реакций обмена |
|
| 2)я умею: |
|
| а) выбирать из перечня уравнений реакции обмена |
|
| б) составлять уравнения реакций обмена |
|
|
| заполняют таблицу
|
|
предлагает домашнее задание на следующий урок: § 32 № 2 (устно), № 4 (в,г), №3(а,б). | записывают задание в дневник |
просит обучающихся поделится впечатлениями об уроке: -что узнали нового интересного на уроке? - что произвело большее впечатление? | делятся впечатлениями |