Инструктивные карты для практических работ по химии 9 класс
опыты и эксперименты по химии (9 класс) на тему
Инструктивные карты для практических работ по химии в 9 класс разработаны на основе программы О.С. Габриеляна. В них содержится краткая информация о технике безопасности на практической работе, описание проведения опыта, рисунки, план объяснения эксперимента обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_rab_1_3.rar | 2.46 МБ |
prakticheskie_rab_4_5.rar | 2.88 МБ |
prakticheskie_rab_6_8.rar | 1.42 МБ |
prak_rab_9_poluch_uglekis_gaza.doc | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № _2__
Тема: «Окислители, восстановители»
Цель: изучить изменение окраски перманганата калия(KMnO4) и йода (I2) в растворах восстановителей, а йодида калия (KI) – в растворах окислителей.
Оборудование:
Реактивы:
Ход работы:
Опыт 1. Вещества – тесты на восстановители.
А) В 3 пробирки налейте по 0,5 мл перманганата калия. В 1 пробирку прилейте 1 мл серной кислоты, во 2 – воды, в 3 – гидроксида калия (NaОН). Затем в каждую по 1 мл сульфита натрия (Na2SO3).
В 2 пробирку прикапайте фенолфталеин для обнаружения КОН.
Зарисуйте ваши действия:
Отметьте наблюдения в таблицу:
Наблюдения в пробирке | ||
№ 1 | № 2 | № 3 |
Уравнения | ||
KMnO4+К2SO3+H2SO4 = = MnSO4 + K2SO4+ H2O | KMnO4+К2SO3+ H2O = = MnO2..+ К2SO4 + KOH | KMnO4+К2SO3+КОН = = К2MnO4 + К2SO4 + H2O |
Вывод | ||
+7 +6 КMnO4 в кислой среде (Н+) Mn+2 | +7 +6 КMnO4 в нейтральной среде (Н2О) MnО2↓ | +7 +6 КMnO4 в щелочной среде (ОН-) (MnО4)2↓ |
Расставить коэффициенты методом электронного баланса.
Б) Помимо перманганата калия, в качестве теста на окислители используют раствор йода, который при восстановлении обесцвечивается, образуя I йодид – ион (в виде соли или кислоты HI).
I2 +2ē → I
Однако, если KMnO4 окисляет даже слабые восстановители, то I2 окисляет только сильные восстановитель.
Наберите 0,5 мл раствора I2, прилейте немного воды до 1 мл и добавьте 1 мл K2SO3.
- Зарисуйте ваши действия;
- Допишите уравнение реакции и расставьте в нем коэффициенты методом электронного баланса:
K2SO3 +I2 +H2O = K2SO4 + ...
- Отметьте наблюдения под уравнением;
- Сделайте вывод: можно ли считать K2SO3 сильным восстановителем?
Вывод по йоду:
I2 + сильный восстановитель 2I–
коричнев. р-р бесцвет. р-р
Опыт 2. Вещества – тесты на окислители.
В пробирку налить 1 мл раствора KI и добавить FeCl3.
- Зарисуйте ваши действия;
- Допишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:
FeCl3 + KI = FeCl2 + …↓ + KCl
- Отметьте наблюдения под уравнением;
- Сделайте вывод: какой атом выступает в роли окислителя, а какой в роли восстановителя?
- Составьте схему перехода восстановителя. (см. в опыте 1 А,В)
Домашний эксперимент по ОВР
Тема: «Взаимодействие перманганата калия или йодной настойки с натуральными соками и с искусственными прохладительными напитками»
Если в домашней аптечке есть перманганат калия (марганцовка) и/ или йодная настойка, вы можете «поискать» восстановители вокруг. Приготовьте из них растворы.
Проверьте наличие восстановителей в соках, прохладительных напитках, бульонах, моющих средствах и т.д. Сравните по данному признаку натуральные соки и прохладительные напитки.
Приготовьте фото-, видеоотчет или письменное объяснение наблюдений.
План:
- Тема
- Цель
- Реактивы:
- Оборудование
- Ход работы:
- Что делали:
- Рисунок или фото
- Наблюдения
- Вывод: Есть восстановитель или нет в исследуемом растворе
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 4
Тема: «Получение и свойства соединений металлов»
Цель: Научиться, изучить, распознать, определить, доказать...
Оборудование:
Реактивы: HСl – соляная кислота...
Ход работы:
Техника безопасности:
Опыт 1
В математике действует правило — «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Справедливо ли оно для химии? Проверьте это на примере следующего опыта.
Получите гидроксид алюминия по реакции обмена и докажите его амфотерный характер. Для этого вы можете использовать реакцию, уравнение которой
А1С13 + 3NaOH = Al(OH)3↓+ 3NaCl.
Проведите эту реакцию в двух вариантах, используя в каждом варианте одинаковые объемы исходных веществ: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляйте по каплям раствор другого реагента, затем поменяйте последовательность введения в реакцию реагентов. Наблюдайте, в каком случае выпадет осадок, а в каком — нет.
Объясните результаты и запишите уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах.
Опыт 2.
- Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция. По таблице 1 (из приложения) определите реактив для обнаружения определенного иона.
- В капельную пластинку наберите две порции вещества.
- Прилейте реактив, с помощью которого будете обнаруживать ион кальция.
- Прилейте реактив, с помощью которого будете обнаруживать хлорид – ион.
- Зарисуйте ваши действия, составьте уравнения реакций и запишите наблюдаемые признаки под формулой вещества.
Опыт 3.
Получите сульфат железа (II) не менее чем двумя способами.
Зарисуйте ваши действия, составьте уравнения реакций и запишите наблюдаемые признаки под формулой вещества.
Уравнения реакций ионного обмена запишите в молекулярной и ионной формах, а реакции замещения рассмотрите с позиций окисления-восстановления.
Опыт 4.
Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II).
- По таблице1 (из приложения) определите реактив для обнаружения сульфат – иона.
- По таблице1 (из приложения) определите реактив для обнаружения ион железа +2 .
- В капельную пластинку наберите две порции вещества.
- Прилейте реактивы, с помощью которых можно доказать наличие данных ионов.
- Зарисуйте ваши действия, составьте уравнения реакций и запишите наблюдаемые признаки под формулой вещества.
ОТЧЕТ:
Что делали? рисунок | Уравнения (в молекулярном и ионном виде), наблюдения | Вывод: |
Опыт 1. | Почему в одном случае выпал осадок, а в другом нет? | |
Опыт 2. |
Наблюдения
наблюдения | Доказать качественный состав хлорида кальция с помощью __ _______ |
Опыт 3. 1.способ 2 способ |
Наблюдения
наблюдения | Сульфат железа (II) можно получить из _____ по реакции _____ (тип реакции) и из _____ по реакции _____ (тип реакции) |
Опыт 4. |
Наблюдения
наблюдения | Доказать качественный состав сульфата железа (II) с помощью _________ |
Вывод: (по всей работе согласно поставленной цели)
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 7
Тема: Решение экспериментальных работ по теме «Подгруппа кислорода»
Цель: научиться практически осуществлять решение задач, используя свойства веществ.
Оборудование:
Реактивы: BaСl2 – хлорид бария, ……
Ход работы:
Техника безопасности:
Задача 1.
Проведите реакции, подтверждающий качественный состав серной кислоты.
Решение
Серная кислота состоит: | Н2SO4 = 2H+ + SO42 | |
Наличие H+ доказали: | Наблюдали: | |
Наличие SO42доказали: | (уравнение) | Наблюдали: |
Задача 2.
В одну пробирку поместите по 2 кусочка цинка, в другую – медную проволоку. В каждую пробирку налейте по 1 мл серной кислоты.
Решение:
Н2SO4 + Zn = | Н2SO4 + Cu = |
Наблюдали: | Наблюдали: |
Вывод о взаимодействии кислоты с соответствующим металлом (Почему такое взаимодействие?) | |
Вывод: | Вывод: |
Задание 3. Распознайте и докажите растворы соляной, серной кислоты и гидроксида натрия.
Теоретически предположите последовательность определения веществ. Выберите реактивы для определения и доказательства неизвестных веществ. Наберите растворы из пробирки № 1, №2, № 3. Поместите их по отдельности в капельный планшет. Прилейте выбранный реактив. Так продолжайте пока все вещества не будут определены.
№1 № 2 № 3
Запишите работу в виде таблицы:
Пробирка | Формула реактива для определения | Уравнения (Т.Э.Д.) | Вывод: | ||
……….. | ……….. | ………… | |||
№ 1 | |||||
№ 2 | |||||
№ 3 |
Задание № 4. Распознайте и докажите с помощью качественных реакций сульфат, иодид или хлорид ионы в выданных растворах № 4, № 5, № 6
Теоретически предположите последовательность определения веществ. Выберите реактивы для определения и доказательства неизвестных веществ. Наберите растворы из пробирки № 4, №5, № 6. Поместите их по отдельности в капельный планшет. Прилейте выбранный реактив. Так продолжайте пока все вещества не будут определены.
№4 № 5 № 6
Запишите работу в виде таблицы:
Пробирка | Формула реактива для определения | Уравнения (Т.Э.Д.) | Вывод: | ||
……….. | ……….. | ………… | |||
№ 4 | |||||
№ 5 | |||||
№ 6 |
Задача № 5 Исходя из оксида меди (II)? Получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос (CuSO4·5H2O).
Рисунок (что делали?) | Уравнения реакций (Т.Э.Д.) | Вывод |
Рисунок Наблюдения под рисунком | ||
Рисунок Наблюдения под рисунком |
Задание № 6. Распознайте три пробирки № 7, № 8, № 9 с сульфатом, сульфитом и сульфидом
Теоретически предположите последовательность определения веществ. Выберите реактивы для определения и доказательства неизвестных веществ. Наберите растворы из пробирки № 7, №8, № 9. Поместите их по отдельности в капельный планшет. Прилейте выбранный реактив. Так продолжайте пока все вещества не будут определены.
№7 № 8 № 9
Запишите работу в виде таблицы:
Пробирка | Формула реактива для определения | Уравнения (Т.Э.Д.) | Вывод: | ||
……….. | ……….. | ………… | |||
№ 7 | |||||
№ 8 | |||||
№ 9 |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструктивная карточка к практической работе по теме "спирты"
Инструктивная карточка к практической работе по теме "свойства спиртов", 10 (11) класс, органическая химия. Данная карточка позволяет оптимизировать проведение практической работы по органической хими...
Инструктивные карточки к практическим работам по химии
Представлены инструктивные карточки к практическим работам по химии за курс 8-11 класс....
Инструктивная карта к лабораторной работе "Изучение хвои Голосеменных растений" для 6 класса по УМК В.В.Пасечника.
Данный материал содержит подробную инструкцию для самостоятельного выполнения учащимися лабораторной работы по изучению хвои Голосеменных растений. К инструктивной карте прилагается материал по описан...
Инструкционные карты для практических работ по химии (8-11 класс)
Инструкционные карты для практических работ по химии, разработанные в соответствии с образовательной программой по химии Республики Казахстан....
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.Очистка загрязненной поваренной соли".
Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращенияс лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли"...
инструктивная карточка к практической работе 9 класс
инструктивная карточка к практической работе 9 класс...
Инструктивная карта с практическими заданиями к уроку «Вредные привычки и здоровье»
Инструктивная карта содержит интерактивные ссылки на практические заданиями к уроку «Вредные привычки и здоровье». Задания располагаются на ресурсе learningapps и представляют из-себя:Инте...