Инструктивные карты для практических работ по химии 9 класс
опыты и эксперименты по химии (9 класс) на тему

Кулакова  Ирина Владимировна

Инструктивные карты для практических работ по химии в 9 класс разработаны на основе программы О.С. Габриеляна.  В них содержится краткая информация о технике безопасности на практической работе, описание проведения опыта, рисунки, план объяснения эксперимента обучающимися. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа № _2__

Тема: «Окислители, восстановители»

Цель: изучить изменение окраски перманганата калия(KMnO4) и йода (I2) в растворах восстановителей, а йодида калия (KI) – в растворах окислителей.

Оборудование:

Реактивы:

Ход работы:

Опыт 1. Вещества – тесты на восстановители.

А)        В 3 пробирки налейте по 0,5 мл перманганата калия. В 1 пробирку прилейте 1 мл серной кислоты, во 2 – воды, в 3 – гидроксида калия (NaОН). Затем в каждую по 1 мл сульфита натрия (Na2SO3).

В 2 пробирку прикапайте фенолфталеин для обнаружения КОН.

Зарисуйте ваши действия:

                

Отметьте наблюдения в таблицу:

Наблюдения в пробирке

№ 1

№ 2

№ 3

Уравнения

KMnO42SO3+H2SO4 =

                          = MnSO4 + K2SO4+ H2O

KMnO42SO3+ H2O =

                         = MnO2..+ К2SO4 + KOH

KMnO42SO3+КОН =

                    = К2MnO4 + К2SO4 + H2O

Вывод

    +7                                                      +6

КMnO4  в кислой среде   (Н+)      Mn+2

    +7                                                      +6

КMnO4  в нейтральной среде   (Н2О) MnО2

    +7                                                      +6

КMnO4  в щелочной среде   (ОН-) (MnО4)2

Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

Б)        Помимо перманганата калия, в качестве теста на окислители используют раствор йода, который при восстановлении обесцвечивается, образуя I  йодид – ион (в виде соли или кислоты HI).

I2 +2ē → I

        Однако, если KMnO4 окисляет даже слабые восстановители, то I2 окисляет только сильные восстановитель.

Наберите 0,5 мл раствора I2, прилейте немного воды до 1 мл и добавьте 1 мл K2SO3.

  • Зарисуйте ваши действия;
  • Допишите уравнение реакции и расставьте в нем коэффициенты методом электронного баланса:

K2SO3 +I2 +H2O = K2SO4 + ...

  • Отметьте наблюдения под уравнением;
  • Сделайте вывод: можно ли считать K2SO3 сильным восстановителем?

Вывод по йоду:

I2  + сильный восстановитель    2I

коричнев. р-р                                                  бесцвет. р-р

Опыт 2. Вещества – тесты на окислители.

В пробирку налить 1 мл раствора KI и добавить FeCl3.

  • Зарисуйте ваши действия;
  • Допишите уравнения реакции, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

FeCl3 + KI = FeCl2 + … + KCl

  • Отметьте наблюдения под уравнением;
  • Сделайте вывод: какой атом выступает в роли окислителя, а какой в роли восстановителя?
  • Составьте схему перехода восстановителя. (см. в опыте 1 А,В)

Домашний эксперимент по ОВР 

Тема: «Взаимодействие перманганата калия или йодной настойки с натуральными соками и с искусственными прохладительными напитками»

Если в домашней аптечке есть перманганат калия (марганцовка) и/ или йодная настойка, вы можете «поискать» восстановители вокруг. Приготовьте из них растворы.

Проверьте наличие восстановителей в соках, прохладительных напитках, бульонах, моющих средствах и т.д. Сравните по данному признаку натуральные соки и прохладительные напитки.

Приготовьте фото-, видеоотчет или письменное объяснение наблюдений.

План:

  1. Тема
  2. Цель
  3. Реактивы:
  4. Оборудование
  5. Ход работы:
  1. Что делали:
  2. Рисунок или фото
  3. Наблюдения
  4. Вывод: Есть восстановитель или нет в исследуемом растворе

        



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 4

Тема: «Получение и свойства соединений металлов»

Цель: Научиться, изучить, распознать, определить, доказать...

Оборудование:

Реактивы: HСl – соляная кислота...

Ход работы:

Техника безопасности:

http://slidesharo.com/u/storage/ppt_9104/e84e-1394582644-08.jpghttp://school.xvatit.com:8080/images/4/4e/Him7_2_14.jpgimg697_1img693_1img696_1

Опыт 1

В математике действует правило — «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Справедливо ли оно для химии? Проверьте это на примере следующего опыта.

Получите гидроксид алюминия по реакции обмена и докажите его амфотерный характер. Для этого вы можете использовать реакцию, уравнение которой

А1С13 + 3NaOH = Al(OH)3+ 3NaCl.

Проведите эту реакцию в двух вариантах, используя в каждом варианте одинаковые объемы исходных веществ: сначала к раствору одного из исходных веществ (реагенту) прибавляйте по каплям раствор другого реагента, затем поменяйте последовательность введения в реакцию реагентов. Наблюдайте, в каком случае выпадет осадок, а в каком — нет.

Объясните результаты и запишите уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах.

Опыт 2.

  1. Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида кальция. По таблице 1 (из приложения) определите реактив для обнаружения определенного иона.
  2. В капельную пластинку наберите две порции вещества.
  3.  Прилейте реактив, с помощью которого будете обнаруживать ион кальция.
  4. Прилейте реактив, с помощью которого будете обнаруживать хлорид – ион.
  5. Зарисуйте ваши действия, составьте уравнения реакций и запишите наблюдаемые признаки под формулой вещества.

Опыт 3.

Получите сульфат железа (II) не менее чем двумя способами.

Зарисуйте ваши действия, составьте уравнения реакций и запишите наблюдаемые признаки под формулой вещества.

Уравнения реакций ионного обмена запишите в молекулярной и ионной формах, а реакции замещения рассмотрите с позиций окисления-восстановления.

Опыт 4.

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав сульфата железа (II).

  1. По таблице1 (из приложения) определите реактив для обнаружения сульфат – иона.
  2. По таблице1 (из приложения) определите реактив для обнаружения ион железа +2 .
  3. В капельную пластинку наберите две порции вещества.
  4.  Прилейте реактивы, с помощью которых можно доказать наличие данных ионов.
  5. Зарисуйте ваши действия, составьте уравнения реакций и запишите наблюдаемые признаки под формулой вещества.

 

ОТЧЕТ:

Что делали?

рисунок

Уравнения (в молекулярном и ионном виде), наблюдения

Вывод:

Опыт 1.

Почему в одном случае выпал осадок, а в другом нет?

Опыт 2.

  1. СaCl2 + …=

Наблюдения

  1. СaCl2 + …=

наблюдения

Доказать качественный состав хлорида кальция с помощью __

_______

Опыт 3.

1.способ

2 способ

  1. Уравнение

Наблюдения

  1. Уравнение

наблюдения

Сульфат железа (II) можно получить из _____ по реакции _____ (тип реакции) и из _____ по реакции _____ (тип реакции)

Опыт 4.

  1. FeSO4 + …=

Наблюдения

  1. FeSO4 + …=

наблюдения

Доказать качественный состав сульфата железа (II) с помощью _________

Вывод: (по всей работе согласно поставленной цели)



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 7

Тема: Решение экспериментальных работ по теме «Подгруппа кислорода»

Цель: научиться практически осуществлять решение задач, используя свойства веществ.

Оборудование:

Реактивы: BaСl2 – хлорид бария, ……

Ход работы:

Техника безопасности:

Задача 1.

Проведите реакции, подтверждающий качественный состав серной кислоты.

Решение

Серная кислота состоит:

Н2SO4 = 2H+ + SO42

Наличие H+ доказали:

Наблюдали:

Наличие SO42доказали:

(уравнение)

Наблюдали:

Задача 2.

В одну пробирку поместите по 2 кусочка цинка, в другую – медную проволоку. В каждую пробирку налейте по 1 мл серной кислоты.

Решение:

                     Н2SO4  + Zn =

                     Н2SO4 + Cu =

Наблюдали:

Наблюдали:

Вывод о взаимодействии кислоты с соответствующим металлом (Почему такое взаимодействие?)

Вывод:

Вывод:

Задание 3. Распознайте и докажите растворы соляной, серной кислоты и гидроксида натрия.

Теоретически предположите последовательность определения веществ. Выберите реактивы для определения и доказательства неизвестных веществ. Наберите растворы из пробирки № 1, №2, № 3. Поместите их по отдельности в капельный планшет. Прилейте выбранный реактив. Так продолжайте пока все вещества не будут определены.

       №1           № 2         № 3

Запишите работу в виде таблицы:

Пробирка

Формула реактива для определения

Уравнения (Т.Э.Д.)

Вывод:

………..

………..

…………

№ 1

№ 2

№ 3

Задание № 4. Распознайте и докажите с помощью качественных реакций сульфат, иодид или хлорид ионы в выданных растворах № 4, № 5, № 6

Теоретически предположите последовательность определения веществ. Выберите реактивы для определения и доказательства неизвестных веществ. Наберите растворы из пробирки № 4, №5, № 6. Поместите их по отдельности в капельный планшет. Прилейте выбранный реактив. Так продолжайте пока все вещества не будут определены.

       №4          № 5         № 6

Запишите работу в виде таблицы:

Пробирка

Формула реактива для определения

Уравнения (Т.Э.Д.)

Вывод:

………..

………..

…………

№ 4

№ 5

№ 6

Задача № 5 Исходя из оксида меди (II)? Получите раствор сульфата меди (II) и выделите из него кристаллический медный купорос (CuSO4·5H2O).

Рисунок (что делали?)

Уравнения реакций

(Т.Э.Д.)

Вывод

  1. Получите раствор сульфата меди.

Рисунок

Наблюдения под рисунком

  1. Получите кристаллический медный купорос

Рисунок

Наблюдения под рисунком

Задание № 6. Распознайте три пробирки № 7, № 8, № 9 с сульфатом, сульфитом и сульфидом

Теоретически предположите последовательность определения веществ. Выберите реактивы для определения и доказательства неизвестных веществ. Наберите растворы из пробирки № 7, №8, № 9. Поместите их по отдельности в капельный планшет. Прилейте выбранный реактив. Так продолжайте пока все вещества не будут определены.

       №7          № 8         № 9

Запишите работу в виде таблицы:

Пробирка

Формула реактива для определения

Уравнения (Т.Э.Д.)

Вывод:

………..

………..

…………

№ 7

№ 8

№ 9


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивная карточка к практической работе по теме "спирты"

Инструктивная карточка к практической работе по теме "свойства спиртов", 10 (11) класс, органическая химия. Данная карточка позволяет оптимизировать проведение практической работы по органической хими...

Инструктивные карточки к практическим работам по химии

Представлены инструктивные карточки к практическим работам по химии за курс 8-11 класс....

Инструктивная карта к лабораторной работе "Изучение хвои Голосеменных растений" для 6 класса по УМК В.В.Пасечника.

Данный материал содержит подробную инструкцию для самостоятельного выполнения учащимися лабораторной работы по изучению хвои Голосеменных растений. К инструктивной карте прилагается материал по описан...

Инструкционные карты для практических работ по химии (8-11 класс)

Инструкционные карты для практических работ по химии, разработанные в соответствии с образовательной программой по химии Республики Казахстан....

Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращения с лабораторным оборудованием.Очистка загрязненной поваренной соли".

Инструкционная карта к практической работе по химии в 8 классе "Приёмы обращенияс лабораторным оборудованием. Очистка загрязненной поваренной соли"...

инструктивная карточка к практической работе 9 класс

инструктивная карточка к практической работе 9 класс...

Инструктивная карта с практическими заданиями к уроку «Вредные привычки и здоровье»

Инструктивная карта содержит интерактивные ссылки на практические заданиями к уроку «Вредные привычки и здоровье». Задания располагаются на ресурсе learningapps и представляют из-себя:Инте...