Интегрированный урок по химии и ИЗО "Краски разных времен"
методическая разработка по химии на тему
Данное мероприятие проводилось в группе студентов, обучающихся по профессиии "Художник росписи по дереву".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraski.doc | 70.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образование
учреждение Московской области
«Московский областной профессиональный колледж»
Мероприятие
« Краски разных времен»
для студентов 2,10 групп.
Подготовили и провели:
Преподаватель химии: Лысенкова О.В.
Преподаватель спецдисциплин: Галицына В.И.
Мастер п/о: Фокина Г.В.
Мастер п/о: Тимофеева Н.И.
Согласовано на методической комиссии:
«_____»____________2015г.
________________________
________________________
г. Сергиев Посад
2015
Цель мероприятия:
Показать взаимосвязь химии и профессии художника.
Задачи:
1.Знакомство с различными техниками живописи: энкаустика, темпера, фреска, масляная живопись.
2. Познакомится с химическим составом пигментов. Провести опыты по получению некоторых пигментов.
3. Рассмотреть появление различных техник живописи в историческом пространстве, связанное с развитием химической науки.
4. Способствовать развитию творческих способностей студентов.
Тип занятия: внеклассное мероприятие « Краски разных времен».
Вид занятие: интегрированное мероприятие химии и спец дисциплин художников росписи по дереву.
Подготовительная работа:
- Подготовка сообщений учащимися по темам: «Вечная живопись (энкаустика)», « Таинства стенового письма (фреска)», «Эмульсия и живопись (темпера)», «Масляная живопись».
- Создание презентации к мероприятию.
- Подготовка демонстрационного эксперимента.
- Подбор видео для мероприятия.
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран, колонки.
- Мультимедийная презентация « Краски разных времен».
- Видео « Получение берлинской лазури», « Химический вулкан», «Мастер-класс: Современная энкаустика», « Производство масляных красок».
- Образцы минеральных пигментов.
- Химические реактивы и оборудование для проведения опыта «Получение сульфата бария (бландридж)»
Преподаватель спец. дисциплин:
Наше занятие посвящено живописи, вернее знакомство с ее различными техниками. Он состоит из серии рассказов о художественных красках, энкаустической, фресковой, темперной и масляной технике.
Прежде чем перейти к знакомству с различными техниками, отметим следующее: краски- квинтэссенция живописи – в любой технике наносится на какую то твердую основу. Это может быть стена здания, холст, стекло, картон, дерево и т.д.
Для прочного соединения красочного слоя с основой для обеспечения лучшей сохранности художественных произведений практически во всех живописных техниках делается грунтовка основы, т.е. краски наносятся на основу, уже покрытую специальным составом – грунтом.
Краски состоят из двух компонентов: пигмента связующего вещества. Пигментами называются природные или синтетические окрашенные соединения. Связующее обеспечивает прочное соединение частиц краски с основой. В каждой технике связующее свое. В энкаустической – это воск, в темперной – эмульсия, в масляной – масло.
Поверхность красочного слоя нередко закрепляют. Для каждой техники характерны специфические виды лаков и закрепителей. Здесь главное, чтобы была химическая совместимость применяемых материалов.
Стайд 1: строение художественного полотна.
Работая в любой технике, художник имеет дело с многочисленными веществами и материалами. Познакомимся с ними подробнее. Начнем наше знакомство с пигментов, из которых изготавливают краски различных видов.
Учитель химии: « Волшебный мир пигментов»
В трактате Теофила, написанном сотни лет назад, сказано: « Каждое искусство изучается постепенно, частями. Для живописи первое – приготовление красок».
Что такое краски? Оказывается охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники, 20 тыс. лет назад расписавшие стены пещер, - это не краски, а всего лишь пигменты. Дело в том, что любая художественная краска представляет собой систему, обязательными компонентами которой являются пигмент и связующее. Для приготовления всех красок - масляных, темперных, акварельных – используют одни и те же пигменты и разные связующие.
По своему происхождению, химическому составу и строению все древние и современные красители делятся на две группы: минеральные и органические. В живописи применяют в основном минеральные пигменты. Они обладают следующими важными свойствами: нерастворимы в воде, спирте, масле. Классификацию минеральных красителей можно представить в виде схемы.
Слайд 2. Неорганические пигменты.
Демонстрация различных пигментов.
Преподаватель химии:
На уроках химии можно встретить вещества, которые являются пигментами красок. Например, оксид хрома(3), который получается при разложении дихромата аммония. Оксид хрома является основой многих художественных красок, которые используются в росписи керамики и фарфора.
Видео1: слайд 4. Реакция разложения дихромата аммония.
Слайд . 5 Керамика, расписанная хромой краской.
В современной живописи используют бландридж – белую краску, которая является сульфатом бария. Демонстрируется опыт получения сульфата бария.
Опыт: Получение сульфата бария.
Художники всегда очень много уделяли внимания качеству красок. А когда такое внимание ослабевало, картины становились менее долговечными. В конце 18 начале 19 века многие живописцы стали использовать готовые краски, их несовместимость и невысокое качество приводили к быстрому разрушению красочного слоя картин. Например о портретах известного английского живописца Джошуа Рейнолдса (1723 – 1792) говорили, что они стареют быстрее, чем изображенные на них люди.
Начиная, с 18 столетия усилиями химиков и промышленников было создано много новых, великолепных пигментов. Один из них берлинская лазурь.
Видео 2: слайд 6 «Получение берлинской лазури».
Позже промышленность предоставила художникам кадмиевые краски, ультрамарин и титановые белила.
Слайд 7.8.
Учащийся 1: « Вечная живопись». Слайды 9-11.
Один из самых удивительных видов живописи – энкаустика. Это живопись, расплавленными твердыми красками, основой которой является воск.
Древнегреческая легенда рассказывает о внезапном снятии осады с города Родос в 3 веке нашей эры. Военные действия против Родосцев возглавлял македонский царь – приемник Александра Македонского – Деметрий Полиоркет. Обстоятельства, сложились так, что отряды Полиоркета должны были брать город, с той стороны, где находилась мастерская знаменитого энкауста Протогена. Царь, боясь нанести ущерб мастерской художника, приказал снять осаду…. Эта история небезосновательна. В Древней Греции энкаустические картины ценились очень высоко и стояли так дорого, что купить их могли только очень богатые люди.
До нашего времени не сохранилось ни одной энкаустической греческой картины. Вероятно, большая их часть была вывезена в Рим и погибла во время пожаров 410 и 452 гг. Другие картины, написанные энкаустическими красками, все же дошли до нашего времени. Это знаменитые фаюмские портреты из Египта, относящиеся к 1-3 столетию. Особое впечатление производят яркость и свежесть красок, из которых они выполнены.
Прочность энкаустической живописи объясняется главным образом свойствами связующего – пчелиного воска. Этот материал способен в течении тысячелетий сохранять мягкость и эластичность, поскольку обладает свойством «дышать» вместе с деревянной основой картины, то есть сжиматься при понижении температуры и расширятся при ее повышении, как дерево. А поскольку воск водонепроницаем, то в результате температурных колебаний нем не возникает разрывов и трещин.
Техника работы энкауста исключительна сложна. В этой технике применяются твердые краски, и для нанесения их на основу (специально подготовленную доску) используют не кисть, а особые инструменты – каутерии – бронзовые ложечки разных размеров, дно которых имеет килевидную форму. Хорошо нагретым в огне каутерием художник отделяет маленькие кусочки воска с краской и помещает их в нужных местах создаваемого изображения. Киль ложечки служит для разглаживания мазка. Эта кропотливая работа требует большого таланта и умения.
Когда роспись готова, для лучшего закрепления все полученное изображения прогревается до легкого оплавления красок. В составе энкаустических красок всегда содержится небольшое количество льняного масла. При оплавлении оно выступает на поверхность, и после застывания образует тончайшую стекловидную пленку.
Сложная энкаустическая техника позднее была вытеснена более простой темперной и масленой живописью. Секрет энкаустики постепенно был утерян. Восстановить секрет забытой техники стремились многие ученые, в том числе и Леонардо да Винчи. И только в 1935 году российский живописец Василий Вениаминович Хвостенко разгадал секрет энкаустики.
Видео: «Современная энкаустика».
Учащийся 2: « Таинства стенового письма». Слайды 12-16.
Из курса истории все хорошо знают: стеновая живопись, которой украшали русские православные храмы, называют фреской.
Первые киевские церкви были богато украшены мозаичными изображениями, выполненными из смальты. Создание мозаик очень длительный и дорогой процесс, поэтому во второй половине 11 века они были вытеснены росписями, выполненными водорастворимыми красками по сырой штукатурке.
При создании древних фресок, наряду с покупными минеральными красками русские изографы применяли цветные глины (желтую, коричневую, зеленую). Эти глины тщательно растворяли в воде, попавшие в них крошечные частички кварца и слюды создавали особую фактуру живописи.
Это одна из древнейших живописных техник, которую использовали художники разных стран. Наиболее древние фрески обнаружены при раскопках Критской цивилизации. И даже в погребенном Помпеи найдены фрески. Эти фрески увидели свет в наши дни. Они датируются 79 г.н.э.
Фрески создавались и на Руси. Например, фреска на Святых вратах Троице-Сергиевой Лавры «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
Качество грунта - штукатурки – во фресковой живописи имеет огромное значение, от него зависит долговечность создаваемых картин. На Руси известь, применяемая для фресок, проходила многолетнюю обработку. В течении пяти лет ее выдерживали в специальных ямах, постоянно перелопачивая. Для получения штукатурки известь смешивали с гипсом, мелом и мелкотолченым кирпичом и рубленым льном. Грунт делали двухслойным. На хорошо просохший первый толстый слой штукатурки непосредственно перед работой художники наносили второй тонкий слой. По нему и выполняли роспись.
Фреска создает целую эпоху в развитии Западноевропейской живописи. До нашего дня дошли великолепные росписи Джотто, Микеланджело, Рафаэля, Гойи и других прославленных мастеров. К сожалению много фресок погибло. Среди них – работы Леонардо де Винчи. Гениальный художник и экспериментатор он постоянно стремился к усовершенствованию техники живописи. Однако его попытка писать масляными красками по фресковому грунту оказалась неудачной: фреска «Тайная вечеря» в трапезной миланского монастыря Санта-Мария деле Грацие начала осыпаться вскоре после ее создания.
О величие фресок итальянского Возрождения можно судить по творениям Микеланджело и Рафаэля. Совсем недавно в личной молельне римских пап – Сикстинской капелле – проведена реставрация колоссальных фресок Микеланджело «Сотворение мира» и «Страшный суд» общей площадью 750м2. Состояние стен капеллы было проверено с помощью самой современной электронной аппаратуры, а для анализа химического состава использованных художником красок применены наиболее современные физико-химические методы. Реставраторы очистили поверхность красочного слоя специальным составом и нанесли акриловый лак, чтобы защитить поверхность.
Учащиеся 3: «Эмульсия и живопись»
Наиболее распространенной техникой живописи в 15 веке была темпера. Андрей Рублев, Семен Холмогорец, Тициан, Рафаэль и многие другие писали темперными красками, для приготовления которых пигменты растирали в различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой, но после их высыхания эта способность, растворятся в воде, утрачивается.
Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды (температуры, влажности) живописный слой не способен расширятся и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно покрывается сеточкой тонких трещин (кракелюр). Поэтому для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие – спирт и пиво, русские изографы брали хлебный квас. Это добавки способствовали улучшению текучести красок и служили консерваторами.
Технология создания темперного полотна очень сложна. Живопись многослойна, каждый ее фрагмент прописывается много раз, и всякий раз необходимо ждать полного высыхания красок. На Руси в технике темпера в старину писали иконы. Икон, относящихся к домонгольскому периоду, осталось немного – около 30. Самая ценная из них – икона «Апостолы Петр и Павел» (середина 11 века), находящиеся в Новгородском соборе святой Софии.
Русские иконы обычно писали на сосновых, липовых или еловых досках. Сухие, выдержанные в течении нескольких лет доски скоблили, шлифовали, делали в центральной части углубление – ковчег. На подготовленную доску накладывали кусок холста – паволоку, а на нее последовательно наносили до 10 слоев грунта, состоящего из смеси мела, муки и меда или мела, муки и рыбного клея, который готовили из плавательных пузырей осетровых рыб. Грунт был жидким. Его составляющие растирали так тонко, что после высыхания десяти последовательно нанесенных слоев получалась пленка толщиной около 1 мм. По грунту писали красками. Святых изображали в соответствии с иконописными канонами.
В светской живописи 15-17 вв. темпера была вытеснена менее сложной техникой масляной живописи. Однако с середины 19 века темпера вновь обрела былую популярность, ею пользуются и современные художники, например миниатюристы старинного художественного центра России – села Палех в Ивановской области. Здешние мастера, используя темперу, создают великолепные произведения искусства.
Учащиеся 4 «Масло».
Среди важных техник живописи масляная наиболее «молодая». Легенда приписывает ее создание великому нидерландскому художнику Яну ванн Эйку( 1390-1441) – придворному живописцу бургундского герцога Филиппа Доброго, жившего в городе Брюгге. Однако не все историки отдают предпочтение ван Эйку. Дело в том, что в темперной живописи некоторые краски, которые не растворялись в желтке, растирали на льняном или ореховом масле.
Ван Эйк не первым применял масло, но он значительно улучшил технику масляной живописи. Его картины, написанные маслом, передавали иллюзию, наполненного светом пространства.
Для приготовления красок использовали высыхающие масла: маковое, ореховое, конопляное, льняное. Лучшее из них это льняное, так как содержит наибольшее количество три глицеридов ненасыщенных карбоновых кислот. При контакте с воздухом, карбоновые кислоты окисляются и полимеризируются. В результате образуется прочная прозрачная пленка.
В первое время все необходимые художественные материалы для масляной живописи готовили непосредственно под руководством художников. Мастера владели множеством технологических секретов, которые передавались следующим поколениям.
В начале 19 века производство красок перешло в руки промышленников. Это было и хорошо и плохо. Художники избавились от нелегкого и хлопотливого труда по приготовлению необходимых материалов, с другой стороны - массовая продукция не всегда обеспечивала высокое качество живописи.
В 20 веке две знаменитые картины были порезаны ножом. Оба полотна удалось восстановить. Это картина «Иван Грозный и его сын Иван» И.В. Репина и «Венера с зеркалом» Д.Веласкеса. При реставрации выяснилось, что на картине Репина краска осыпалась, не только там, где прошел нож, но и вех местах, где преступник дотронулся до картины рукой, а с картины с картины Веласкеса краска не осыпалась вовсе. Это можно было объяснить качеством грунтов.
Великий испанский художник 17 века Диего Веласкес грунтовал холсты сам, по собственным рецептам. Репин – художник другого времени покупал готовые холсты у дрезденской фирмы «Цвиллих», которые были покрыты плотным масляным глянцевым грунтом.
Современные промышленные предприятия выпускают материалы высокого качества, тем не менее иногда художника предпочитают самостоятельно готовить холсты и краски.
Видео: «Производство масляных красок».
Преподаватель химии:
Подходит к завершению наше мероприятие, и мы видим, что химия имеет большое значение в вашей будущей профессии.
Преподаватель спец дисциплин:
Если вдруг на наших занятиях закончатся краски, вы, используя знания по химии, сможете приготовить их самостоятельно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение художественного полотна.
Неорганические пигменты.
Керамика, расписанная хромой краской.
Ультрамарин
Цинковые или титановые белила
Энкаустика : « Вечная живопись» Это знаменитые фаюмские портреты из Египта, относящиеся к 1-3 столетию.
Современное применение энкаустики
Фреска: « Таинства стенового письма». Наиболее древние фрески обнаружены при раскопках Критской цивилизации.
Фрески на руси Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Фреска со Святых вратах Троице-Сергиевой Лавры
Фрески Микеланджело и Рафаэля
Темперная живопись Для приготовления темперных красок пигменты растирали в различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой, но после их высыхания эта способность, растворятся в воде, утрачивается.
Государственный Русский музей . Материал: дерево, золото (сусальное), олифа, пигменты натуральные; Техника: золочение, темпера яичная.
С середины 19 века темпера вновь обрела былую популярность, ею пользуются и современные художники, например миниатюристы старинного художественного центра России – села Палех в Ивановской области. Здешние мастера, используя темперу создают великолепные произведения искусства.
Масляные краски
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки. (интегрированный урок: биология + химия)
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""
Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"...
Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....
Интегрированный урок (математика + химия), 10-й класс "Решение задач на вывод формул органических веществ" Учитель математики: Гугняева АА(МАОУ СОШ №107г.Пермь) Учитель химии: Коковина ЛЕ(МАОУ СОШ
Интегрированный урок (математика + химия), 10-й класс "Решение задач на вывод формул органических веществ" ...
интегрированный урок обществознания с психологией "Герой своего времени"
Урок обществознания - практикум, который может быть проведен в рамках темы "Учимся быть дисциплинированными" в 7 классе совместно с психологом....
Конспект интегрированного урока по химии и технологии «Химия в руках художника»
Конспект интегрированного урока по химии и технологии в 8 классе «Химия в руках художника»...
Интегрированное занятие – путешествие по теме: «Одежда разных времен».
Интегрированное занятие – путешествие по теме:«Одежда разных времен»....