Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России""
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Интегрированный урок география - химия по теме "Черная металлургия России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernaya_metallurgiya_rossii.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
"Черная металлургия России".
Интегрированный урок география-химия.
Учитель географии Легаева Л.В.
Учитель химии Овчаренко Е.И.
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях получении чугуна и стали; научных принципах производства металлов и сплавов. Показать их значение для экономики страны. Дать знания о размещении главных металлургических баз страны. Формировать умение работать с картой, дополнительным материалом.
Оборудование: карта природных ресурсов России, атласы, учебники, видеослайды, образцы железняков.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Учитель географии:
Мы знаем, что вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили название по применению металлов: медный, бронзовый, железный. Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций. Металл – это трубы газонефтепроводов. Для развития металлургии наша страна практически обеспечена сырьем.
Учитель химии: Ребята, давайте вспомним, в каком виде встречаются металлы в природе
(ответ: в самородном виде Au, Ag, Cu, в виде руд, оксидов, сульфидов и др.).
А теперь, ребята, рассмотрим руды, используемые в черной металлургии. В тетрадях записываем число, тему урока и тему лабораторного опыта.
«Металлы в природе»
Цель опыта: рассмотреть важнейшие руды, используемые для получения чугуна и стали, записать формулы и отметить внешние признаки.
Оформляем работу в виде таблицы.
Название руды | Химическая формула | Окраска и блеск | Магнитные свойства |
Магнитный железняк Красный железняк Бурый железняк | Fe3O4 Fe2O3 Fe2O3*H2O | Темно-серый металлический блеск Красный Бурый | магнитный слабо магнитный немагнитный |
Какой можно сделать вывод по работе?
Вывод: металлы входят в состав руды в виде оксидов, сульфидов, и других соединений.
Продолжаем урок
Ученик 1
Среди металлов самый славный
Важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент,
Родится в огненной стихии,
Расплав его течет рекой,
Важнее нет в металлургии -
Он нужен всей стране родной
Учитель химии: О каком металле идет речь?
К черным металлам относятся: железо, марганец и хром. Металлургия черная включает весь процесс производства металлов: добычу и подготовку руд, топлива, выпуск металла, производство проката, производство вспомогательных материалов (огнеупоров, кислорода и т.п.). Поэтому в металлургическом производстве широко развито комбинирование, т.е. объединение на одном предприятии (комбинате) несколько технологически и экономически связанных между собой производств различных отраслей
Учитель химии: Ребята, вспомните, какие методы получения металлов мы знаем?
Пирометаллургический – это восстановление металлов из их оксидов с помощью восстановителей: Н2, СО, С – при высокой t0С
(записывает у доски уравнение).
- Fe2+3O3+3C+2O=2Fe0+3C+4O2
Fe+3 | +3е | Fe0 | 3 | 2 окислитель |
C+2 | -2е | C+4 | 2 | 3 восстановитель |
Электрометаллургический– это получение металлов с помощью электрического тока (электролиза). Железо можно получить электролизом его солей.
Ученик 2
Рассказывает о выплавке стали (доменный и бездоменный процессы) по рис. 45 стр. 134 учебника.
Учитель географии:
Мы рассмотрели предприятия металлургического комплекса. Давайте рассмотрим факторы размещения металлургических заводов. Как вы считаете, где эффективнее и лучше размещать их?
Видеослайд 5
(чертит на доске схему)
Ученик 3 делает вывод о факторах размещения металлургических баз.
Учитель по видеослайду 6.
Итак, ребята, обратите внимание, при доменном производстве образуются шлаки, сернистые газы; при обжиге сульфидов, которые загрязняют окружающую среду. Самые грязные производства – это производства металлов.
Учитель географии:
Вся наша жизнь – это множество взаимосвязей. И сегодня мы наглядно в этом убедились: невозможно полностью изучить какое-либо явление с одной стороны. Тогда мы не получим реальной картины. Без знаний особенностей производства металлов мы с вами не могли бы точно определить факторы размещения предприятий металлургического комплекса.
III. Закрепление материала.
Тест.
1. Какие отрасли входят в состав металлургического комплекса?
а) производство метизов;
б) производство кокса;
в) производство агломерата;
г) производство удобрений;
д) производство стали;
е) производство чугуна.
2. Какие металлургические центры относятся к Центральной базе?
а) Липецк;
б) Магнитогорск;
в) Новокузнецк;
г) Череповец.
3. К какой металлургической базе относится центр Старый Оскол?
а) Уральской;
б) Центральной;
в) Сибирской.
4. Восстановление железа в доменной печи происходит по стадиям:
а) Fe2O3 Fe3O4 FeO Fe
б) Fe3O4 Fe2O3 FeO Fe
в) FeO Fe3O4 Fe2O 3 Fe
г) Fe3O4 FeO Fe2O3 Fe
IV. Домашнее задание
- география § 26
- химия задание в тетради
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок (география+химия) по теме: "Природные уникумы Урала".
Интегрированный урок "Природные уникумы Урала"разработан учителями МАОУ СОШ № 72 Политовой Л.М. и Сосновских Н.В. в соответствии с общеобразовательной программой по географии и химии. Данный урок орие...
Конспект открытого урока "Внутренние воды и моря. Особенности водных природных комплексов России" 8 класс (интегрированный урок география+химия+ИКТ+история)
Урок-путешествие, урок-игра. К уроку создана презентация для погружения в тему "Вода...Вода..." Презентации, созданные учащимися во время урока не смогли скачаться....
Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс.
Интегрированный урок географии и музыки "Национальный колорит России" 8 класс....
Химическая промышленность. Удобрения (интегрированный урок география+химия)
Неорганические минеральные удобрения- это вещества, содержащие три питательные элемента N,Р,К. и способные диссоциировать в почвенном растворе на ионы.Минеральные удобрения быв...
Интегрированный урок география-химия "Металлы в природе. Черная металлургия"
На На уроке рассматриваются основные способы получения металлов; ребята знакомятся с основными рудами железа, изучают с...
Презентация к интегрированному уроку география-химия «Металлы в природе. Черная металлургия».
Презентация раскрывает основные этапы интегрированного урока, дополняет и поясняет его...