ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».
ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентрации, площади соприкосновения реагирующих веществ, наличия катализатора, температуры, природы реагирующих веществ).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ:»СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ И ЕЕ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ
УСЛОВИЙ ПРОТЕКАНИЯ».
Тип урока: изучение нового материала
Номер урока по планированию -№22, в теме «Скорость химических реакций»- №1.
Учебник: Химия. 9 класс. Новошинский И.И., Новошинская Н.С.
Задачи:
1. Образователъные: 1) сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на нее; 2)доказать зависимость скорости от концентрации, площади соприкосновения реагирующих веществ, наличия катализатора, температуры, природы реагирующих веществ.
2.Развивающие:1.) развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; 2) формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; 3) развивать познавательный интерес и эмоции учащихся, внося в содержание урока элемент новизны знаний, связь их с другими предметами, с жизнью; 4) активизировать мышление учащихся с помощью беседы и эксперимента.
3.Воспитывающие:1) применение полученных знаний на следующих уроках (производство серной кислоты);2) содействовать профилактике утомляемости школьников в ходе урока, используя такие приемы поддержания работоспособности, как применение разнообразных видов работы, демонстрации опытов.
ЦЕЛЬ: Сформировать понятие о скорости химической реакции и факторах, влияющих на ее изменение (концентрации, площади соприкосновения реагирующих веществ, наличия катализатора, температуры, природы реагирующих веществ).
ХОД УРОКА.
1.Организация начала урока(2 мин.).
Тема сегодняшнего урока: »Скорость химической реакции и ее зависимость от условий протекания».
Задача: Мы сегодня должны выяснить, что такое скорость и как ее увеличить или уменьшить, и что влияет на этот процесс.
2.Проверка домашнего задания(5 мин.).
На прошлом уроке мы познакомились с понятием «тепловой эффект химической реакции». Давайте вспомним, что называется тепловым эффектом химической реакции.
Тепловой эффект химической реакции показывает количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции.
Реакции по тепловому эффекту делятся на две группы. Какие? Экзотермические и эндотермические. Какие реакции называются экзотермическими?
Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими. А эндотермическими?
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими.
3.Подготовка к усвоению новых знаний(5-7 мин.).
На уроках математики и физики вы изучали понятие «скорость», давайте вспомним, что такое скорость.
Скорость - это физическая величина, характеризующая быстроту движения, измеряемая расстоянием, пройденным за единицу времени. Давайте подумаем, что такое скорость химической реакции. Вы все знаете, что некоторые химические реакции протекают очень медленно, например, ржавление брошенного на улице старого автомобиля, через несколько лет он превратится в груду ржавого металлолома, а другие очень быстро - горение бумаги, а также, надрезанное яблоко на воздухе очень быстро покрывается коричневой пленкой органических соединений.
Как происходит химическая реакция? Реакция происходит при столкновении реагирующих веществ.
Чем определяется скорость химической реакции? Количеством происходящих столкновений между молекулами.
Значит, чем больше молекул (концентрация), тем более вероятно столкновение между молекулами.
Давайте сделаем вывод:
Скорость химической реакции - это физическая величина, определяющаяся изменением концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени.
Обозначается v . Измеряется моль/л-сек.
Скорость, это реальная величина и ее значение должно быть положительным, поэтому перед правой частью уравнения следует поставить знак "-".
4.Усвоение нового материала (15-20 мин).
А теперь мы должны подумать, что может повлиять на скорость реакции, на
ее увеличение или уменьшение, какие факторы.
1).Концентрация (для веществ в растворенном состоянии и
газов):
6HI+НСlO3→НС1+3I2↓+ЗН2О
Я сейчас проведу три серии опытов, ваша задача считать удары метронома до момента появления окраски. В стакане №1 хлорноватая кислота, в стакане №2 йодоводородная кислота. В цилиндр №1 первой пары налито 50мл раствора из стакана № 1 , во второй паре — 25мл раствора и 25мл воды, в третьей - 12,5мл раствора и 37,5мл воды.
C1>С2>С3
Сделаем вывод: в какой колбе быстрей протекает реакция?
В колбе №1, так как скорость выше.
ВЫВОД: Значит, чем выше концентрация, тем чаще происходят столкновения молекул, следовательно, скорость реакции больше.
Давайте попытаемся ответить на вопрос, что сгорает быстрее: полено или деревянные щепки той же массы. Что же еще влияет на скорость?
2)Площадь соприкосновения реагирующих веществ:
Zn+2HCl→ZnCl2+H2↑
Две пробирки: в пробирку №1 помещаем гранулу цинка, а в пробирку №2 -порошок цинка и в обе пробирки добавляем соляную кислоту. Что мы видим?
Сделаем вывод: Для веществ в твердом состоянии скорость реакции прямо пропорциональна поверхности реагирующих веществ.
Можно увеличить скорость реакции, используя специальные вещества. Как они называются?
Катализаторы.
3) Влияние катализатора:
Катализаторы - вещества, участвующие в химической реакции и увеличивающие ее скорость, оставаясь в конце реакции неизменными.
2Н2О2→2Н2О+О2↑
В присутствии катализатора молекулы становятся более реакционноспособ-ными, следовательно, с большей скоростью протекает множество сложных химических реакций. Создание аналогичных ферментам искусственных катализаторов - мечта химиков! Они играют важную роль в производстве сыра, вина и хлеба.
Но также известны вещества, которые замедляют скорость химической реакции. Они называются ингибиторами. Где же их можно использовать?
Защита от коррозии, подавляют в организме у нас различные вредные реакции окисления, для перевозки соляной кислоты.
Итак, мы с вами увидели, что катализатор участвовал в реакции, но остался в конце неизменным.
Сделаем ВЫВОД : Катализатор увеличивает скорость химической реакции, но не расходуется.
4)Природа реагирующих веществ: Сейчас вы увидите два опыта: взаимодействие с водой различных металлов.
2Na+2H2O→2NaOH+H2↑
Zn +H2O→ ZnO+H2↑
Металлы (Nа, Zn) с одним и тем же веществом реагируют с различной скоростью.
Какой же фактор еще влияет на скорость химической реакции?
Сделаем ВЫВОД ; На скорость химической реакции оказывает влияние
природа реагирующих веществ.
5)Влияние температуры:
СuО+Н2SО4→СuSО4+Н2О
Взаимодействие оксида меди с серной кислотой. Две одинаковые пробирки:
одну нагреем, а другую оставим без изменений.
Что вы видите?
Сделаем ВЫВОД: Пробирка №2 осталась практически без изменений, а в
пробирке №1 произошло взаимодействие.
ВЫВОД: При повышении температуры скорость реакции увеличивает ся.
5.Первичная проверка усвоения знаний (3-5 мин.).
Что такое скорость химической реакции?
Скорость химической реакции - это физическая величина, определяющаяся
изменением концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени.
Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
I -температура, 2-концентрация, 3-площадъ соприкосновения реагирующих
веществ, 4-природа реагирующих веществ, 5-катализатор.
6.Первичноезакрепление(3-5мин.).
1) Почему скоропортящиеся продукты хранят в холодильнике?
2)Почему жидкие бензин и спирт горят спокойно, а пары этих веществ в смеси с воздухом взрываются?
3) Почему на мукомольных заводах иногда происходят взрывы?
4)Как объяснить, что в пищеварительном тракте гидролиз сахарозы
происходит при температуре всего 36,6°С, а в пробирке приходится
подкислять раствор и кипятить?
7.Подведение итогов(2 мин.).
Итак, мы сегодня познакомились с понятием скорость химической реакции и
факторами на нее влияющими.
Скорость химической реакции — это физическая величина, определяющаяся
изменением концентрации одного из реагирующих веществ в единицу времени.
Факторы:
1-температура, 2-концентрация, 3-площадъ соприкосновения реагирующих
веществ, 4-природа реагирующих веществ, 5-катализатор.
8.Домашнее задание(2 мин.).
§18-20. Упр.1,2(§18), 5(§20)
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульный урок по теме "Скорость химической реакции и факторы, влияющие на неё".
Данный урок даёт возможность получить основные знания для дальнейшего использования их при подготовке к ЕГЭ по химии....
Урок по теме"Скорость химических реакций." 8 класс
Урок ознакомление с новым материалом. Первый урок по теме после практикума....
Урок по теме: «Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции»
Урок по химии в 8 классе по учебнику автора Кузнецова Н.Е....
Разработка урока по теме «Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов» для учащихся 11 класса
Урок по теме «Скорость химической реакции и ее зависимость от разных факторов» разработан с использованием электронных образовательных ресурсов. Несмотря на то, что на уроках сочетаю разные формы ...
Разработка урока по теме "Скорость. химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Данная методическая разработка предназначена для учащихся общеобразовательных школ 11 класса. Изучение темы «Учение о скорости химической реакции....
Урок на тему: "Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции"
Урок на тему: «Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции» Тип урока: урок изучения нового материала...
Рабочий лист к уроку 8 класс «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»
Рабочий лист к уроку по химии в 8 классе «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций». Технология проблемного обучения....