Использование Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по химии
статья по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Одним из важнейших направлений национального проекта «Образование» (ПНПО) является информатизация учебно-воспитательного процесса в современной школе. С какими проблемами в современной школе сталкивается учитель химии, желающий использовать компьютер? Существуют ли пути их преодоления? Обсуждение этих вопросов и является предметом настоящей статьи. Анализируя состояние дел с информатизацией школьного курса химии в московских школах, мы предлагаем пути решения организационных, дидактических, психологических, методических и информационных проблем:
· в настоящее время только каждый пятый учитель химии имеет необходимое оборудование для внедрения информационных технологий;
· практически все учителя, имеющие компьютерное оборудование, стараются активно применять его для повышения педагогической эффективности образовательного процесса;
· большая доля учителей желает использовать компьютер на своих уроках, но не имеет такой возможности, т.к. рабочее место не укомплектовано.
Именно проблема обеспечения необходимым современным компьютерным оборудованием рабочего места в настоящее время волнует учителей химии в первую очередь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_internet.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование Интернет-ресурсов в урочной и внеурочной деятельности по химии
Одним из важнейших направлений национального проекта «Образование» (ПНПО) является информатизация учебно-воспитательного процесса в современной школе. С какими проблемами в современной школе сталкивается учитель химии, желающий использовать компьютер? Существуют ли пути их преодоления? Обсуждение этих вопросов и является предметом настоящей статьи. Анализируя состояние дел с информатизацией школьного курса химии в московских школах, мы предлагаем пути решения организационных, дидактических, психологических, методических и информационных проблем:
- в настоящее время только каждый пятый учитель химии имеет необходимое оборудование для внедрения информационных технологий;
- практически все учителя, имеющие компьютерное оборудование, стараются активно применять его для повышения педагогической эффективности образовательного процесса;
- большая доля учителей желает использовать компьютер на своих уроках, но не имеет такой возможности, т.к. рабочее место не укомплектовано.
Именно проблема обеспечения необходимым современным компьютерным оборудованием рабочего места в настоящее время волнует учителей химии в первую очередь.
Директора и учителя многих школ нашли такой выход из сложившейся ситуации — сделать пару «компьютер – проектор» мобильной, т.е. приносить необходимое оборудование в кабинет химии по мере необходимости, в другое время его используют другие учителя. Безусловно, такой опыт можно назвать положительным, однако, он не позволяет использовать ИКТ систематически.
Что же нужно сделать учителю, чтобы в его кабинете появился современный мультимедийный компьютер со всей необходимой периферией, чтобы не бегать в поисках «мобильной пары», а систематически применять ИКТ? Как же попасть в число таких учителей, которые получат компьютер в первых рядах? Где и как учителю позиционировать себя?
Во-первых, образовательное учреждение может заявить о себе как активно внедряющем инновационные образовательные программы и по итогам конкурсного отбора получить государственную поддержку из средств Федерального бюджета Российской Федерации. Одним из критериев отбора является «эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе».
Во-вторых в учебных округах ежегодно проводятся фестивали и конкурсы творческих, проектных работ школьников.
Вторая проблема — проведение уроков химии в компьютерных классах. Как разделить целый класс на две подгруппы для организации индивидуальной работы школьников с 12 – 15 машинами? Кто будет работать со второй половиной класса? Как оплачивать эти часы учителю информатики? Как составить расписание компьютерного класса, чтобы в нем шли уроки по другим предметам, помимо информатики? Системное решение этой проблемы нашли, к сожалению, в единичных школах, где есть возможность выделить целые компьютерные залы для учителей-предметников.
В ряде школ нашли выход в применении мобильных классов, однако, и в этом случае возникли проблемы: аккумуляторы ноутбуков быстро вырабатывают свой ресурс, через год интенсивной эксплуатации их емкости не хватает для поддержания устойчивой работы в течение урока. Учителя начинают запитывать их от сети, включать в цепь несколько электрических удлинителей, тройников и прочих устройств, что недопустимо с точки зрения обеспечения электробезопасности при работе в учебном кабинете. Необходимо обращаться в сервисные центры с заявкой о замене аккумуляторов.
Второе возможное решение этой проблемы — организация самостоятельной работы учащихся в компьютерном классе во внеурочное время. Во многих школах выделяется время для самоподготовки школьников в компьютерных залах, школьных медиацентрах. Такую возможность можно использовать для выполнения индивидуальных и фронтальных домашних заданий.
К организационным следует отнести проблему использования нелицензионного программного обеспечения. 1 февраля 2007 г. Федеральное агентство по образованию разослало письмо «Об ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения и возможных выходах из сложившейся ситуации». Этот вопрос остро встал в связи с громким делом Александра Поносова — директора средней школы п. Сенычево Пермского края. В связи с этим событием ко всему учительскому сообществу обратился министр А.А. Фурсенко. С целью исключения подобной ситуации руководители российского образования настоятельно рекомендуют всем подведомственным учреждениям
- составить список используемого программного обеспечения;
знакомиться с комплектацией лицензионных программных продуктов на сайте Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов: npppp.ru/complect/spisok/soderzhanie.htm; - проверить комплектацию выявленного программного обеспечения по списку.
К сожалению, в этом списке нет программного пакета ChemOffice, выпускаемого CambridgeSoft (scistore.cambridgesoft.com). ChemOffice содержит несколько продуктов, наиболее важные из которых ChemDraw, Chem3D. Эти программные средства существенно упрощают работу с изображением химических формул, позволяют визуализировать и моделировать трехмерные модели молекул, исследовать их параметры; легко импортировать любой созданный объект во все приложения MS Office, например, Word, PowerPoint, Excel. Работа с объектами ChemOffice возможна как при фронтальной, так и при индивидуальной организации познавательной деятельности учащихся. Стоимость такого программного пакета с лицензией на 1 год даже для индивидуального пользования достаточно высока (1150 евро). Свободно распространяемые продукты с открытым кодом — аналоги ChemOffice — существенно уступают ему практически по всем параметрам. Мы обратились в Министерство образования и науки РФ с просьбой рассмотреть вопрос о локализации ChemOffice или иного аналогичного продукта, не уступающего по качеству, на территории нашей страны и предоставлении лицензий на его использование всем образовательным учреждениям.
Как решить дидактические и методические проблемы
Как учителю химии позиционировать себя в школе информатизации? Ключевой единицей информатизации является школьный курс, в том числе курс химии в определенном классе.
Несомненно, ИКТ-компетентность учителя современной школы является ключевым звеном в общем процессе информатизации школьного образования. Неотъемлемым компонентом станет публикация специальных учебно-методических пособий для учителей, использующих ЦОРы.
Основной методический прием, используемый учителями, — это подготовка учебных презентаций для фронтальной работы с классом. Отказавшись от традиционных таблиц, диапозитивов, диафильмов, кодограмм, учитель использует единственное средство — презентацию MS Power Point, это экономит время на уроке, делает предмет обсуждения более наглядным, динамичным. Каждый учитель, разрабатывающий такое пособие, уникальный продукт, часто в сплоченном коллективе со своими учениками, видит урок по-своему. Реализуя основной идейный замысел, пытается учесть индивидуальные особенности субъектов образовательного процесса. Такой творческий подход учителя сталкивается с новой проблемой — закрытым кодом ЦОР. Часть времени учителю приходится тратить на то, чтобы «достать» нужную картинку для своей презентации из защищенного от взлома и копирования программного продукта. В последнее время наметилась положительная тенденция — выпуск энциклопедий, справочников, баз данных учебного назначения (УБД), объекты которых легко экспортируются в приложения, наиболее часто используемые в информационном поле современной школы.
Здесь необходимо отметить в первую очередь создание Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru), которая создается в ходе проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров (www.ntf.ru) по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция ежедневно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами, сейчас в ней размещены наборы цифровых ресурсов к отдельным главам учебников, тематические коллекции, например, «Видеоопыты» по неорганической (181 видеофрагмент) и органической химии (97 фрагментов). Представлены электронные версии журналов (статьи в формате DjVu ): «Химия и жизнь» (1965 – 2006 года), «Наука и жизнь». Эти ресурсы, выпущенные при поддержке Института новых технологий (ИНТ www.int-edu.ru) и размещенные на электронных носителях, в 2006/2007 учебном году поступили практически во все школы Москвы.
Единая коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.
Анализ доступных образовательных ресурсов по химии
Электронные сетевые учебники
Открытая химия (chemistry.ru). Электронный учебник — проект «Открытого колледжа», издательство ФИЗИКОН. Научный консультант заведующий кафедрой химии МФТИ проф. В.В. Зеленцов. На сайте в открытом доступе представлен учебник «Открытая химия 2.5», выпускаемый на компакт-дисках, но без интерактивных моделей , трехмерных визуализаторов химических формул и других средств визуализации учебного материала. Раздел «Учебник» содержит 13 глав по всему курсу химии средней школы и представляет собой иллюстрированный гипертекст . Содержание учебника превышает уровень государственного образовательного стандарта. Этот ресурс можно рекомендовать учащимся с высокой предметной мотивацией для самостоятельной подготовки к вступительному экзамену по химии в ВУЗ.
Органическая химия (www.chemistry.ssu.samara.ru). Электронный учебник для средней школы под редакцией Г.И. Дерябиной и Г.В. Кантария — сотрудников кафедры органической химии Самарского государственного университета. Учебник предназначен учащимся старших классов средней школы для компьютерной поддержки изучения органической химии. Может быть полезен выпускникам средних учебных заведений для систематизации и углубления знаний при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по химии. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций (около 500) и анимаций (60), в том числе трехмерных виртуальных VRML моделей, интерактивных flash-приложений . В учебнике около 150 контрольных вопросов и задач, позволяющих пользователю непосредственно в режиме on-line проверить степень усвоения изученного материала и глубину своих знаний. Представлены интерактивные «Химические игры» (паззлы, пятнашки и т.д.).
Химия для всех. Обучающие энциклопедии
(www.informika.ru/text/database/chemy/START.html). Данный ресурс содержит текстовые и графические материалы, размещенные во 2-м издании CD-ROM «Химия для всех», выпущенном в 1999 г. РНПО «РОСУЧПРИБОР». На сервере размещены и обучающие программы, доступные для пользования в некоммерческих целях. Национальный союз производителей и распространителей CD-ROM и мультимедиа продукции (НСМ), авторский коллектив под руководством к.т.н. В.П. Седякина.
Основы химии — образовательный сайт для школьников (www.hemi.nsu.ru). Электронный учебник к.х.н., доцента Новосибирского государственного университета А.В. Мануйлова. Учебник содержит иллюстрированный текст, объединенный в 8 глав: «Первоначальные химические понятия», «Строение атома», «Химическая связь и ее образование в химической реакции», «Периодический закон и Периодическая таблица Д.И.Менделеева», «Химические реакции», «Кислород», «Водород. Вода. Растворы», «Важнейшие классы неорганических соединений». Также размещены 4 параграфа главы «Термохимия, скорость химической реакции и химическое равновесие» из второй книги. В конце каждой главы приведены вопросы, часть которых носит занимательный характер. Ко всем заданиям есть исчерпывающие ответы. Также размещены краткие справочные материалы. К сожалению, в тексте отсутствуют перекрестные гиперссылки, а также внешние ссылки на ресурсы Internet, нет какой-либо анимации, видео и интерактивных приложений.
Экспериментальный учебник по химии (www.chem.msu.su/rus/school/zhukov1). Автор – учитель химии школы № 548 Южного округа г. Москвы С.Т. Жуков. Данный ресурс содержит неиллюстрированный текст, лишенный внутренних и внешних гиперссылок, предназначен, главным образом, абитуриентам для самостоятельной работы. В то же время, учителя, работающие в классах с углубленным изучением предмета, смогут воспользоваться интересными авторскими находками для объяснения некоторых сложных тем курса. В учебник не включен материал по органической химии.
Информационные ресурсы
Практически бесценным подспорьем в работе учителя химии являются информационные Web-ресурсы. Это и специализированные порталы «В помощь учителю», и сайты учебно-методических изданий, научных и учебных учреждений, коммерческих организаций. Большой вклад в развитие информационного образовательного пространства рунета вносят учителя и ученики, которые своими силами создают подчас очень интересные открытые ресурсы. Простое перечисление всех порталов и сайтов в рамках одной публикации практически невозможно, поэтому здесь мы остановимся на обзоре наиболее известных.
Химическая информационная сеть ChemNet (www.chemnet.ru). Руководитель проекта — декан химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, академик В.В. Лунин. Сеть предназначена для решения проблемы быстрого и надежного доступа к отечественным и зарубежным информационным ресурсам по химии. Здесь можно найти последние новости Российского химического образования, полезную информацию для школьников, абитуриентов, студентов. Большое количество ссылок на различные научные и учебные ресурсы, библиотеки, базы данных, каталоги, электронные версии журналов. В разделе «Школьные олимпиады по химии» размещены задания с решениями, списки призеров международных, всероссийских и городских олимпиад.
Алхимик (www.alhimik.ru) — один из самых мощных, известных и популярных среди учителей информационных порталов, автором которого является Людмила Юрьевна Аликберова. На сайте выложено большое количество учебных, методических, научно-популярных и занимательных материалов по химии. Здесь выделены специальные разделы для абитуриентов, студентов, учителей и школьников. Вместе с «Веселой химией» можно узнать о невероятных превращения веществ, которые легко осуществить своими руками, почувствовав себя настоящим волшебником, посмеяться над химическими казусами и ляпсусами. В разделе «Ценные указания» представлены сведения о номенклатуре, классификации органических и неорганических соединений, электронные пособия по строению вещества, химической термодинамике, теории и практике комплексных соединений, задачники и практикумы. «Детская» — это страничка для молодых родителей и их детей, а также для любящих бабушек и дедушек, где можно прочитать сказки, придуманные детьми и для детей, посмотреть интересные рисунки. Каждый пользователь, безусловно, найдет много полезного и нужного для себя на страницах «Алхимика»: «Химия на каждый день», «Химическая всячина», «Кунсткамера». В «Читальном зале» размещены сетевые версии настольных книг учителя химии, рассказы, статьи и многое другое. Большое внимание уделено аннотированным ссылкам на образовательные Web-ресурсы. Несомненным достоинством «Алхимика» является непрерывное обновление, развитие и пополнение содержательной части, здесь всегда самые свежие «Химические новости».
Людмила Юрьевна курирует также страничку химии «В помощь учителю» в Сетевом объединении методистов Московского центра Федерации интернетобразования (center.fio.ru/som). Этот ресурс содержит большое количество аннотированных ссылок, полезных учителю, методисту, родителю и школьнику, увлекающемуся химией. Здесь же можно найти сводку новых поступлений, ссылки на нормативные документы, учебные программы, методические рекомендации, занимательные странички, сайты с материалами по истории химии, олимпиадными заданиями, ресурсы, посвященные дистанционному обучению химии, развитию познавательного интереса. Обзор ЦОР на компакт-дисках, учебников и учебных пособий. В форуме можно обсудить любую проблему, получить оперативный и исчерпывающий ответ профессионала.
Российский химический портал (www.chemport.ru) поддерживается авторским коллективом, возглавляемым выпускником химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, к.х.н. С.Б. Бароновым. По мнению авторов, основная аудитория, на которую рассчитан данный ресурс, — это выпускники, студенты и сотрудники таких ВУЗов как МГУ, МИТХТ, ВХК РАН, СПбГУ, РХТУ и многих других. Материал, доступный на страницах этого портала, будет интересен учителям, школьникам и всем, проявляющим интерес к химии. Здесь обширная библиотека научной литературы: учебники для ВУЗов, энциклопедии, справочники, монографии, журналы и многое другое. Литературные источники доступны в виде отсканированных страниц в формате DjVu. Есть тематические форумы, регулярно обновляется новостная лента.
Газета «Химия», издательский дом «1 сентября» (him.1september.ru). С главной страницы можно перейти к электронной версии газеты и на сайт «Я иду на урок химии». Здесь в свободном доступе все полнотекстовые версии номеров с установленной администрацией издательского дома 6-и месячной задержкой. Можно прочитать, а при желании скачать любую статью со всеми иллюстрациями. Публикуются анонсы новых номеров. Удобная навигация, разделы сайта соответствуют традиционным рубрикам газеты. Раздел «Я иду на урок химии» содержит тематическую подборку учебных, дидактических и методических материалов по основным темам школьного курса химии.
Журнал «Химия и жизнь XXI век» (www.hij.ru). Доступны анонсы статей, электронные версии архивных номеров в PDF-формате . Можно оформить подписку на получение электронных версий новых номеров. Постоянно обновляется новостная лента, можно отправить вопрос, который потом, если повезет, можно будет прочитать на страницах журнала в рубрике «Переписка».
Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» (ЕГЭ) (ege.edu.ru). Разделы портала: «Для учащихся и учителей», «Для абитуриентов», «Для наблюдателей», «Для руководителей образования», «Для организаторов», «Для разработчиков КИМ», «Для журналистов». Здесь доступны демонстрационные варианты ЕГЭ по химии 2005, 2006, 2007, интерактивные ознакомительные варианты по химии 2003 г. и 2004 г., кодификатор элементов содержания по химии для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2006 г. При желании можно пройти регистрацию и пополнить ряды разработчиков (авторов и экспертов) контрольно-измерительных материалов (КИМ).
На сервере Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (www.fipi.ru) можно посмотреть контрольные измерительные материалы (КИМ) 2004 – 2007 гг., результаты ЕГЭ, попробовать свои силы, используя открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий.
Подспорьем в работе учителя могут служить Web-ресурсы, содержащие электронные версии учебных и методических пособий, известных книг. Так, на сайте «Наука и техника — электронная библиотека» (n-t.ru) можно найти сборник рассказов «Популярная библиотека химических элементов» и другие книги, например: Б. Казаков «Превращение элементов», Ю. Кукушкин «Химия вокруг нас». Книгу И. Нечаева «Рассказы об элементах» можно найти на сайте www.dutum.narod.ru/element/1start.htm.
Большие информационные возможности в области школьного химического образования представляют ресурсы англоязычного сектора Internet.
Сайт Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) (www.iupac.org). Можно посмотреть новости от IUPAC, «из первых рук» узнать о требованиях международной номенклатуры и рекомендациях по обозначению физических величин. На сайте доступен сервис получения систематического названия вещества по структурной формуле в режиме on-line (on-line naming service).
Сайт WebElements (www.webelements.com). Создан преподавателями университета г. Шеффилда (The University of Sheffield), Великобритания, руководитель проекта Dr. Mark J. Winter. Это самый мощный, информационно наиболее насыщенный и удобный ресурс в Internet, посвященный периодической системе химических элементов. Здесь можно найти достаточно полную и подробную информацию о строении, свойствах и методах получения как простых, так и сложных веществ, образованных различными химическими элементами. Большое количество внешних и внутренних гиперссылок, видеоматериалов.
Виртуальные лаборатории
Информационные технологии, включающие в себя современные мультимедиа системы, могут быть использованы для поддержки процесса активного обучения, именно они в последнее время привлекают повышенное внимание. Примером таких обучающих систем являются виртуальные лаборатории.
Электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория для 8-11 классов», разработано в Лаборатории систем мультимедиа Марийского государственного технологического университета (mmlab.ru).
Виртуальная лаборатория включает более 150 химических опытов из курса химии средней школы. Содержание данного ресурса полностью охватывает весь курс школьной химии. Большое внимание уделяется соблюдению правил техники безопасности. Химические опыты проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории со всем необходимым оборудованием и химической посудой (пробирки, стаканы, колбы, ступки, штативы и т.п.), а также химическими реагентами. Для того чтобы избежать переполнения визуального пространства на экране компьютера, учащимся доступен лишь тот набор лабораторного оборудования и реактивов, которые необходимы для проведения конкретного опыта. В некоторых опытах – это емкости с растворами, а в других – сложные химические установки.
Химические опыты реализованы с использованием синтезированных в реальном времени трехмерных анимаций, благодаря чему, учащиеся, взаимодействуя с виртуальным оборудованием, могут проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Школьникам предоставляется возможность собирать химические установки из составляющих элементов и проводить шаг за шагом виртуальные эксперименты. Кроме того, они могут производить необходимые измерения, используя модели измерительных инструментов. Во время выполнения опыта учащиеся могут занести в «Лабораторный журнал» свои наблюдения в форме изображений, «сфотографированных» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, сделать там же необходимые записи и интерпретировать данные, полученные в ходе эксперимента. Специальный инструмент «Окно увеличения» служит для более детального наблюдения за протеканием химических реакций. Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного завершения опыта. Для этого используется педагогический агент, анимированный персонаж «Химик», который делает необходимые комментарии и дает соответствующие указания голосом и в текстовой форме. Для обеспечения удобства написания химических формул и уравнений реакций в «Лабораторном журнале» был разработан специальный инструмент «Редактор химических уравнений», реализованный с использованием технологии Flash. При проведении ряда практических работ ученики используют видеофрагменты, позволяющие школьникам увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории.
В состав «Виртуальной химической лаборатории» входит «Конструктор молекул», предназначенный для построения трехмерных моделей молекул органических и неорганических соединений. Понимание поведения веществ и сущности химический реакций становится более осознанным, когда есть возможность увидеть процессы на молекулярном уровне. Реализованы ведущие идеи парадигмы современного школьного химического образования: строение → свойства → применение.
«Конструктор молекул» позволяет получать управляемые динамичные трехмерные цветные изображения штриховых, шаростержневых и масштабных моделей молекул. В «Конструкторе молекул» предусмотрена возможность визуализации атомных орбиталей и электронных эффектов, что значительно расширяет сферу использования моделей молекул при обучении химии.
Возможно использование «Конструктора молекул» при фронтальном объяснении нового материала, когда учителю необходимо показать модели молекул изучаемых соединений, обратить внимание учащихся на строение электронных орбиталей, их гибридизацию, особенности их перекрывания при образовании химической связи. Вместе с тем, как показала апробация данного электронного издания, высокая педагогическая эффективность использования «Конструктора молекул» достигается при индивидуальной и групповой работе школьников на уроке. Особый интерес вызывают творческие задания, носящие исследовательский характер. Продолжительное устойчивое внимание к изучаемым объектам наблюдалось при выполнении заданий, предполагающих самостоятельную разработку моделей молекул соединений, обладающих заданными свойствами, или, наоборот, прогнозирование свойств соединения, модель молекулы которого создана самим учеником.
Раздел «Решение расчетных задач» позволяет организовать самостоятельную работу учащегося с данным электронным изданием, в процессе которой можно формировать и совершенствовать учебные навыки школьника.
Квест-игры «Химикус» и «Химикус II» вышли в серии «Обучение с приключением», издательские фирмы: HEUREKA-Klett Softwareverlag GmbH и «МедиаХауз». Здесь лаборатория — это целый виртуальный город ученых и алхимиков, на пользователя возложена миссия — спасти этот город от уничтожения. Чтобы выполнить ее, нужно «решить» задачи по химии, провести виртуальные эксперименты. Для удобства предусмотрены справочные материалы, среди которых химическая энциклопедия.
Образовательная среда Virtual Chemistry Laboratory, разработанная в Carnegie Mellon University (США) (руководитель проекта D. Yaron), находится в свободном доступе в Internet (www.chemcollective.org), но может распространяться и на компакт-дисках.
Визуально она представляется в виде двумерных графических сцен, а ход химических экспериментов основан на математической модели.
Данная лаборатория позволяет учащимся проводить практически любые эксперименты, не ограничивать свое творчество заранее подготовленным набором возможных сценариев развития событий. В распоряжении школьников несколько «шкафов» с большим выбором реактивов и необходимое химическое оборудование: колбы, в том числе и мерные, стаканы, пробирки, пипетки, бюретки, газовые горелки, весы, чашки для выпаривания, pH-метр и многое другое. Учащийся видит на диаграмме количественный состав реакционной смеси, синтезируемого вещества, фиксирует температуру.
Как преодолеть психологические и информационные проблемы
Говоря об информационных мы часто вспоминаем коммуникационные технологии. Именно они должны преодолеть тот информационный вакуум, в котором оказывается учитель, начинающий внедрять ИКТ. Иногда в разговоре они сетуют, что компьютер в кабинете нисколько не облегчил их труд, наоборот, на подготовку к уроку они стали тратить гораздо больше времени. Пожалуй, это самая серьезная проблема, когда учитель искренне начинает сомневаться: «оправдывает ли цель средства».
Решение этой проблемы мы видим в расширении обмена опытом, создании творческих групп, популяризации позитивных результатов, включая средства Internet. Опыт по внедрению ИКТ в преподавание химии обобщается через систему мастер-классов, семинаров, педагогических гостиных, открытых уроков.
Практически не осталось сомневающихся в том, что компьютер облегчает труд учителя, позволяет индивидуализировать обучение, увеличивает скорость обмена информацией, обеспечивает возможность творческого моделирования и визуализации процессов. Вместе с тем, возникли и новые проблемы. Московское сообщество учителей химии готово к ним, успешно решает их, активно ищет пути повышения эффективности применения новых цифровых технологий в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интернет-ресурсов и интернет-технологий во внеурочной деятельности.
В век всеобщей информатизации и компьютеризации работа с интернет-ресурсами и интернет-технологиями получает большое развитие и значение в работе современного учителя. В статье кратко изложены вариант...
«Использование DVD фильмов в урочной и внеурочной деятельности как средство развития социо-культурной и речевой компетентности.»
Целью работы является установление связи между использованием DVD фильмов и развитием социо-культурной и речевой компетентности....
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Курсы повышения квалификации "Использование интерактивной доски в урочной и внеурочной деятельности педагога"
Программа курсов по интерактивной доске, апробированная в школе...
Использование метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы по использованию метода проектов....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Данная статья помогает учителям понимать важность межпредметных связей...
Использование оборудования центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по химии.
Использование оборудования центра «Точка роста» в урочной и внеурочной деятельности по химии....