Приемы организации оценочной деятельности в свете ФГОС
статья по химии на тему
Проблема оценки школьных достижений всегда была в центре внимания специалистов в сфере образования. В последние несколько лет такой вопрос стоит остро в связи с введением ФГОС второго поколения.
Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материалы педагогической студии по химии | 59 КБ |
презентация к педагогической студии по химии | 1000.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приемы организации оценочной деятельности в свете ФГОС»
Лопаткова Г.Ю., учитель химии
Проблема оценки школьных достижений всегда была в центре внимания специалистов в сфере образования. В последние несколько лет такой вопрос стоит остро в связи с введением ФГОС второго поколения.
Приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться
В 2002–2004 гг. был обобщен опыт школ и педагогов, работающих по системе «Школа 2100». На его основании была создана экспериментальная модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих
действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. После первичной апробации и доработки данная модель стала основой для начала большого эксперимента, проведенного Образовательной системой «Школа 2100» и Российской академией образования в 2004–2007 гг.
В чем суть правил новой технологии оценивания?
1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
4-е правило. Отметки выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Применяю такие варианты организации групповой работы:
1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы независимо от других;
2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы;
3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами.
Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:
– объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;
– проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;
– основываются на личном опыте –80%;
– обсуждают с другими – 70%;
– видят и слышат – 50%; – только видят – 30%;
– только слышат – 26%; – читают – 10%.
В первом классе текущие оценки осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, «волшебных линеечек», «лесенок успеха», «значков «+», «-», «?». Использование данных форм оценивания осуществляется в соответствии с методическим письмом Министерства образования от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях»
Успешность освоения учебных программ обучающихся 2-4 классов оценивается в форме балльной отметки «5», «4», «3», «2». В личном деле выставляется отметка по пятибалльной шкале. Перевод в пятибалльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме.
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в 5 балльной шкале |
90-100% | высокий | «5» |
66 -89% | повышенный | «4» |
50 -65 % | средний | «3» |
меньше 50% | ниже среднего | «2» |
В журнале ставится отметка в пятибалльной шкале.
Диагностические работы;
самоанализ и самооценка;
собеседование
Результаты фиксируются в специальной тетради учителя для учета в работе, включаются в портфолио. Оценка результатов в классном журнале не фиксируется.
Например, в системе оценки по учебно-методическому комплекту «Школа 2100…» даны следующие рекомендации:
Оценка − это словесная характеристика результатов действий («Молодец», «А здесь неточно, потому что…») | Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы) |
Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д. | Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. |
Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам. Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития.
Л.С. Выгодский
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий.
Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии материала.
СЛАЙД 1:
Под универсальными учебными действиями (УУД) – способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Т.Е. обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.
СЛАЙД 2:
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.
В Программе развития УУД выделяют четыре основных блока:
Познавательные - включающие действия поиска, отбора, исследования и структурирования нужной информации, а также моделирование изучаемого содержания.
Личностные - позволяют сделать учение более осмысленным, связывая его с реальными жизненными целями и ситуациями.
Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и сотрудничать как с учителем, так и друг с другом.
Регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью путем постановки целей, контроля, коррекции своих действий, а также оценки успешности усвоения изучаемого материала.
СЛАЙД 3:
Так как наша пед.студия называется «Развитие регулятивных УУД на уроках и во внеурочной деятельности» остановимся подробное на Регулятивных УУД.
Это прежде всего: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
– планирование – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
–составление плана и последовательности действий;
– прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
– контроль в форме сличения способа действия и его эталона;
– коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом;
– оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
– элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Это удаётся осуществить на контролирующих семинарах.
СЛАЙД 3:
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
СЛАЙД 4:
Задания для диагностики и формирования УУД
Предлагаются возможные варианты приемов активизации учебнойдеятельности, обеспечивающих достижение планируемых результатов по программе формирования УУД. При подготовке настоящих рекомендаций было использовано пособие Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001.
Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:
– участие в проектах;
– подведение итогов урока;
– творческие задания;
– зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
– мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
– самооценка события, происшествия;
– дневники достижений.
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
– «Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями
– «Пластилин»
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Взаимный диктант (метод М.Г. Булановской)
– Диспут
– Заучивание материала наизусть в классе
– «Ищу ошибки»
– КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)
Для диагностики и формирования коммуникативныхуниверсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
– составь задание партнеру;
– отзыв на работу товарища;
– групповая работа по составлению кроссворда;
– магнитофонный опрос;
– «отгадай, о ком говорим»;
– диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
– «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.
Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы общего образования
Требования к результатам освоения программы
- предметные результаты.
- метапредметные результаты
- личностные результаты
СЛАЙД 8 последний
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится главным. Здесь уместно вспомнить слова Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет».
Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и новых творческих изюминок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Никого и ничему научить нельзя - в конечном счете каждый ученик учится сам. Развитие ребенка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, соответствующие уровню его индивидуального развития. Л.С. Выгодский
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ УУД (Асмолов А.Г.)
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД целеполагание планирование составление плана и последовательности действий прогнозирование контроль коррекция оценка элементы волевой саморегуляции
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». К.Д. Ушинский
Познавательные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности через: целеполагание планирование составление плана и последовательности действий прогнозирование контроль коррекцию оценку саморегуляцию
В блоке познавательных УУД выделяют: общеучебные действия, включая знаково-символические логические действия постановки и решения проблем
Виды заданий для диагностики сформированности познавательных УУД – «Найди отличия» (можно задать их количество) – «На что похоже?» – Поиск лишнего – «Лабиринты» – Упорядочивание – «Цепочки» – Хитроумные решения – Составление схем-опор – Работа с разного вида таблицами – Составление и распознавание диаграмм – Работа со словарями, справочниками и т.д.
«Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Великий учитель вдохновляет». Уильям Уорд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в свете требований ФГОС
Внеурочная деятельность играет немаловажную роль в развитии творческих качеств школьников, в формировании их ассоциативного мышления, памяти, в развитии основных видов речевой деятельности. Предл...
«Эстетическое воспитание в развитии личности учащихся при организации внеурочной деятельности в свете внедрения ФГОС ООО»
Работа составлена на основе внеурочной деятельности....
Выступление на тему "Организация оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Выступлени на тему "Организация оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС"...
выступление «О подходах к организации оценочной деятельности в условиях внедрения ФГОС»
Статья содержит сравнительный анализ системы оценивания традиционной школы и ФГОС. Методы применения самоценки учащихся на уроках и дома(из опыта работы) ...
Г.В. Мокина. Методы и приемы в образовательной деятельности в свете требований ФГОС
С реализацией задач, поставленных перед современной школой всеми участниками образовательного процесса, связан один из важных аспектов педагогической практики - эффективные, соответствующие требования...
Организация оценочной деятельности учителя по ФГОС общего образования (сообщение на педсовете)
В сообщении рассматриваются вопросы организации оценочной деятельности учителя согласно ФГОС...
Статья "Образовательный туризм как эффективная форма организации учебной деятельности в свете ФГОС ООО"
В статье представлен практический опыт ГБОУ гимназии №92 Выборгского района Санкт-Петербурга в организации и проведении международных образовательных туристических поездок, занимающи...