«Эстетическое воспитание в развитии личности учащихся при организации внеурочной деятельности в свете внедрения ФГОС ООО»
материал (7 класс) на тему
Работа составлена на основе внеурочной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Эстетическое воспитание в развитии личности учащихся при организации внеурочной деятельности в свете внедрения ФГОС ООО»
Подготовил: учитель географии МОУ ООШ №13
Коновалова Татьяна Владимировна
2015 год
«Эстетическое воспитание в развитии личности учащихся при организации внеурочной деятельности в свете внедрения ФГОС ООО»
Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера – это цель, которую должны ставить перед собой преподаватели.
(В.А. Сухомлинский)
«Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования»
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации указано, что образование должно обеспечить историческую преемственность поколений, распространение и развитие национальной культуры.
При разработке федерального государственного образовательного стандарта был составлен портрет выпускника, - современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Необходимо чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Умение воспринимать, понимать и анализировать. Одним из эффективных методов формирования универсальных действий, является проектная деятельность, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Общение с искусством формирует в человеке духовные, нравственные и эстетические качества, помогающие ему жить в современных условиях. Школьные годы — это большой отрезок жизни человека, учащиеся 5-6 классов возраст детей 11-13 лет- период активного формирования личности, в этот период среднего школьного возраста осуществляется развитие таких психических функций, как память, мышление, восприятие, речь. В этом возрасте уровень развития восприятия достаточно высок. Учащийся воспринимает цвета и формы предметов. Высок уровень развития зрительного и слухового восприятия.
Эстетическое воспитание школьников непростая, но очень важна задача, которую ставит перед учителями ФГОС. На занятиях кружка выполнить эту задачу поможет, наряду с прочими способами, правильный выбор и применение наглядных пособий. Ведь именно наглядные пособия, создают зрительный ряд, который помогает настроить детей на восприятие новых знаний о мировой культуре, наследии Родного края, поднимают уровень их гражданской ответственности.
Чтобы решить все вышеперечисленные задачи, учитель должен быть обеспечен всеми необходимыми материалами, ресурсами, и наглядными пособиями, которые помогут сделать работу кружка интересной и полезной с точки зрения образовательного процесса.
Для того чтобы у учеников проявился интерес к занятиям в кружке, желание заниматься художественным творчеством необходимо в первую очередь создать атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Именно правильная мотивация обуславливает возможность выполнения остальных задач, стоящих перед учителем в свете новых образовательных стандартов. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в детях эстетическое отношение к действительности наиболее эффективно можно в общеобразовательной школе на занятиях кружка.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности.
Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Таким образом, наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания
Рукавицын М.М., который считает:
"Конечная цель [эстетического воспитания] - гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства" Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.
Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
В течении года я занималась с детьми декоративно – прикладным искусством в кружке «Умелые руки».
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия с бумагой.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные техники и приемы работы с разнообразными материалами. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности.
Работа кружка « Умелые руки » ведется в соответствии с учебно-тематическим планом.
Дети с интересом занимаются в кружке, осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции, сувениры, подарки для своих близких.
С детьми освоили работу с бумагой по изготовлению поделок в технике торцевания, квиллинг, канзаши. Дети выполняли работы из цветной бумаги, обычных салфеток. Нам это удалось, получились очень оригинальные декоративные панно из цветов, поздравительные открытки, объёмные аппликации, сказочные букеты.
Особенно понравились детям занятия с салфетками и гофрированной бумагой. Эти занятия интересны детям и доставляет им огромное наслаждение.
Занятия бумагой способствуют:
-развитию у детей способности работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
-концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
-стимулированию развития памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизации мыслительных процессов.
- совершенствованию трудовых умений, формирует культуру труда;
- развитию конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
Бумага самый доступный материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям.
На занятиях в кружке складывается непринужденная, веселая работа, обеспечивающая большую творческую деятельность для каждого ученика. В своей работе придерживаюсь девиза: «Научился сам – научи других».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя, я сделала вывод, что ручное творчество является одним из основных средств эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству у школьников довольно велик, а наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.
Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эстетических качеств личности.
Таким образом, гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась: что художественно-эстетическое воспитание действительно влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.
Обеспечение программно – содержательным материалом обучения ручному творчеству и создание эмоционально-комфортной атмосферы является средством эстетического воспитания школьников. Педагог, зная это, способен посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
На мой взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание единого воспитательного и образовательного пространства в Студии художественно-эстетического воспитания «Славия» ГБОУ ЦО № 1048 в рамках внеурочной деятельности.
Статья: Создание единого воспитательного и образовательного пространства в Студии художественно-эстетического воспитания «Славия» ГБОУ ЦО № 1048в рамках внеурочной деятельности....
Организация внеурочной деятельности в свете требований ФГОС
Внеурочная деятельность играет немаловажную роль в развитии творческих качеств школьников, в формировании их ассоциативного мышления, памяти, в развитии основных видов речевой деятельности. Предл...
Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности
Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....
Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования.
Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают в...
"Роль учреждений дополнительного образования в организации внеурочной деятельности в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта"
Дополнительное образование как помошник и наставник для разностороннего развития детей и гармонично развитой личности....
Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Организация внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС....
Методическая неделя 2014-2015 "Организация урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС в основной школе". План.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ Сроки: 9 – 16 мартаТема: «Новые формы учебной деятельности в условиях ФГОС ООО»Цель методической недели:- определить уровень владения педагогами новых подходов к об...