Г.В. Мокина. Методы и приемы в образовательной деятельности в свете требований ФГОС
материал

С реализацией задач, поставленных перед современной школой всеми участниками образовательного процесса, связан один из важных аспектов педагогической практики - эффективные, соответствующие требованиям времени технологии, методы и приемы обучения, организации образовательной деятельности учащихся. В данном материале можно найти информацию о многообразии методов и премов обучения на современном этапе школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_svete.docx43 КБ

Предварительный просмотр:

                           Материалы педагогического совета

 Методы и приёмы образовательной деятельности в свете

                                                                                                 требований ФГОС

  • План педсовета

1.Идеи ФГОС

2.Методы и приемы образовательной деятельности (фрагмент теории)

3.Методы и приемы образовательной деятельности (из школьной практики)

4.Анализ анкеты для учащихся

  • «Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо”.
  • “Педагогическая теория — абстракция.  Её практическое применение — всегда высокое искусство”.

21 марта - 7 Петербургский педагогический форум. К. В. Шапиро – «ФГОС - 3 попытка «перезагрузить» наше общество - ускорение, развитие: перестройка, самоуправление на всей территории РФ… Умный, Инициативный, Самостоятельный.  Хотелось бы увидеть, чем закончится 3 перезагрузка, и пожелать всем нам в этом непростом и важном деле удачи.

Главные идеи ФГОС сводятся к таким понятиям, как Самостоятельность, Компетентность, Развитие. По замыслу авторов ФГОС, ученик в процессе обучения должен научиться умению самостоятельно учиться. Но эта цель не должна быть понята вульгарно: пришли на урок – и учитесь сами. К сожалению, сегодня мы можем наблюдать и так организованные уроки – учитель выдал раздаточный материал, предложил пользоваться доступными источниками информации и предоставил учеников самим себе, в конце урока собрал работы учащихся и завершил занятие.

К чему же в этой ситуации была сведена роль учителя, и может ли учитель - организатор урока, учитель - консультант, тот, кто сопровождает учащихся в процессе обучения (чего собственно сегодня и требует от педагогов Стандарт), становиться просто наблюдателем, человеком, только присутствующим на занятии и часто откровенно «уходящим» в свои дела и в свои гаджеты?

На современном этапе развития школы учитель должен быть рядом с детьми на всех этапах урока – мотивационно-целевом, процессуальном (основном), этапе рефлексии – он уточняет, корректирует, одобряет, останавливает, т. е. учит умению учиться, а не отправляет детей нам уроке «в свободное плавание».

В Стандарте УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ самостоятельно трактуется широко: речь идёт и об умении жить, умении общаться и непрерывно (на протяжении всей жизни) учиться. Сегодня в центре нашего внимания последнее из этих умений, связанное и с навыками

- планирования своей учебной деятельности,

- решения поставленных перед собой учебных задач,

- объективным оцениванием результатов проделанной работы.

Для того чтобы научиться учиться самостоятельно, ребёнок в ходе образовательного процесса должен овладеть определенными Универсальными Учебными Действиями, к которым относятся регулятивные, коммуникативные и личностные УУД, которые составляют основу, сердцевину ученических компетенций и в первую очередь  связаны с такими базовыми учебными умениями, как:

- умения, лежащие в основе читательских компетенций (выделять главную и второстепенную информацию, сокращать или сжимать текст),

- умения, связанные с освоением общих логических приёмов познания (сравнение, анализ и синтез, обобщение и конкретизация),

- умения, направленные на работу с различными источниками информации (учебник, рабочая тетрадь, карты, статистические данные, Интернет-ресурсы).  

Важно, чтобы в ходе обучения ребёнок также учился умению взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, т. е. овладевал навыками коммуникации, которые связаны с жизненно важными законами общения – правилами взаимоуважения, умением слушать и слышать собеседников, эффективно работать в коллективе.

ФГОС предполагает индивидуализацию и вариативность обучения, при которых учитываются особенности личности ребёнка, круг его интересов, перспективы развития, для достижения

- личностных

 - предметных

- метапредметных

результатов обучения.

С реализацией задач, поставленных перед современной школой и всеми участниками образовательного процесса, связан один из важных аспектов педагогической практики – эффективные, соответствующие требованиям времени технологии, методы и приёмы обучения, организации образовательной деятельности учащихся. Слово И. А. Нестеровой.

Метод – последовательность взаимосвязанных совместных действий учителя и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.

Прием – конкретный способ деятельности.

Классификация методов

 по способам передачи и усвоения информации: словесные, наглядные, практические

по способам управления уроком -самостоятельная работа, работа под руководством учителя

по способам мыслительной деятельности:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский (в т. ч. проектный)

  • Объяснительно-иллюстративный – первичное ознакомление с материалом (рассказ, лекция, объяснение учителя, демонстрация картин, диапозитивов)
  • Репродуктивный – воспроизведение «готовых», сообщенных обучающимся знаний и способов деятельности (первичное освоение учебного материала – пересказ, описание объекта по плану, чтение карты…)
  • Проблемный – изучение нового материала, углубление, закрепление и систематизация (постановка проблемы, совместно с учениками вывод гипотезы, план эксперимента, анализ его различных вариантов, оценивание результатов). Наиболее типична проблемная беседа.
  • Частично поисковый (эвристический) – соответствует требованиям Стандарта   (к проблеме – через постановку вопросов, требующих выявления причинно-следственных связей, далее поиск ответов на вопросы, формулировка выводов).Учитель-наставник.
  • Исследовательский метод – самостоятельная деятельность учащихся по решению конкретной проблемы (группа учащихся самостоятельно формулирует тему исследования, выдвигает гипотезу, разрабатывает алгоритм работы над проблемой, проводит исследования, собирает недостающую информацию, формулирует итоговые результаты).    Учитель-консультант.
  • Метод проектов – основан на метапредметных УУД. Учитель-организатор (фасилитатор).
  • Список новых приёмов обучения можно продолжить. На сегодня в нашем списке их 25. Изучению вопроса эффективности их использования в учебной деятельности можно посвятить следующий учебный год. Но все приёмы обучения можно объединить в несколько видовых групп, многие из которых вам знакомы и успешно используются в вашей работе и не исключаются требованиями Стандарта, поскольку эффективно используются в школьной практике:
  • Приемы работы с текстовыми источниками
  • Приемы работы с тестами
  • Приёмы работы с картографическими материалами
  • Приёмы работы с иллюстративными материалами
  • Игровые приёмы
  • Вербальные приёмы обучения
  • Приёмы работы со статистическими материалами
  • Приёмы критического мышления

Каждая из этих групп также делится на подвиды, например, тестовые приёмы бывают такими: контрольные тесты, тесты с целью изучения нового материала, повторения и закрепления учебного материала, развивающие тесты, составление своих оригинальных тестов.

Важно продуктивно использовать каждый урок, а значит, разумно сочетать традиции с новизной. Использование того или иного приёма должно быть оправданно и продиктовано логикой построения урока. Не надо забывать, что на пустом месте новое станет не эффективным средством обучения, а превратится просто в развлечение. Чего в системе обучения позволять себе нельзя, т.к. высока ценность каждого урока, особенно когда ты отвечаешь за качество обучения всего класса (русский язык, математика, те экзамены по выбору, которые выбирает большая группа школьников -  физика, обществоведение).

  • Приемы организации образовательной деятельности учащихся соответствуют тому или иному методу обучения. Мы попытаемся конкретными примерами, взятыми из нашей школьной практики, проиллюстрировать уместность и результативность используемых педагогами нашей школы приёмов обучения, соответствующих современным требованиям, предъявляемым к уроку.
  • Поисковый метод – приём работы с текстом (УМК, «собирание» текста:
  • Особенности строения текста: цельность, связность, членимость
  • Лексические средства связи: местоимения, лексический повтор, формы одного и того же слова, однокоренные слова
  • Восстановление причинно-следственных связей – русский язык)
  • Исследовательский метод – приём критического мышления  «Кластер»

Кластер – это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

  1.  Выбираем ключевое слово.
  2. Вокруг ключевого слова группируются понятия более общего значения.
  3. В следующих рядах – понятия более конкретного значения)

           Прием «Синквейн» - русский язык, литература, этап рефлексии, подведения итогов

Синквейн – это французское слово, обозначающее стихотворение из пяти строк (без рифмы):

1 строка: одно существительное (ключевое слово в названии темы);

2 строка: два прилагательных или причастия, связанных с темой первой строки;

3 строка: три глагола, раскрывающих тему;

4 строка: фраза, содержащая или показывающая отношение автора к теме;

5 строка: синоним к существительному первой строки.

Используется на стадиях рефлексии.

Варианты использования приема.

Русский язык, 8 класс. Тема «Обращение».

  1. Обращение.
  2. Распространенное, риторическое.
  3. Называет, используется, олицетворяет.
  4. Не является членом предложения, произносится со звательной интонацией и на письме выделяется запятыми.
  5. Отношение к говорящему.  

  • Сочетание элементов проектной, исследовательской деятельности, элементов электронного обучения

«Численность и воспроизводство населения», 10 класс, география, Дмитриева М. Н.

  • Проблемный метод - приём работы с текстом (процессуальный этап урока, составление таблицы, систематизация знаний
  • Метод проектов – игровой приём (лингвистические сказки:
  • Особенности строения сказок
  • Условия правописания морфем
  • Свойства человеческого характера
  • Метапредметные умения
  • Способность к творчеству, развитие воображения

1. Жил-был на свете суффикс -щик-.  Он был серьёзным и очень трудолюбивым. Его работой была помощь людям в выборе профессий. Любитель барабанного боя при помощи суффикса -щик-  тут же превращался в барабанщика, мастер класть бетон становился бетонщиком, ответственный за непротекающие крыши находил своё призвание кровельщика, а честный смотритель кладовых попадал в кладовщики.

У суффикса -щик-  были непростые отношения с отдельными согласными, он никогда не хотел становиться за ними.  По секрету открою вам их имена – это буквы Д-Т, З-С и их подружка Ж. Но не подумайте, что у суффикса -щик-  скверный характер, что вы, напротив, его характер настолько мягкий, что его хватает на двоих, вот почему ь знак перед -щик-  не записывается, исключение суффикс делает только для одной Л (но ведь у каждого могут быть любимчики).

Суффикс -щик- уже немолодой. Но он по-прежнему старательно работает и помогает людям.  (Пильников Дима, 6 класс)

 2. Есть на свете морфема, приставкой величается. Приставок в русском языке множество, и у каждой своё имя. Я вам расскажу про НЕ-. С самого своего рождения НЕ- была несносной нехочухой и всё отрицала. К какому слову ни присоединится – всё антонимы получаются.

Дисциплинированный ученик превращается в недисциплинированного, красивое становится некрасивым, важное - неважным. И рада бы НЕ- никому не перечить, хочет   согласиться, но возложенные на неё обязанности не позволяют. Утешают её родные: «Не огорчайся, ты и плохое умеешь сделать хорошим. Злой благодаря тебе становится незлым, страшное – нестрашным, грустное – негрустным…» Но НЕ это мало утешало.  И вот однажды она повстречалась со своей двоюродной сестрой приставкой НЕ, без которой слова вообще не могут употребляться и никуда от таких слов НЕ нельзя уходить: попробуйте оставить НЕнастье, НЕвежу, Невежду, НЕгодование, НЕразбериху, Нелепость без НЕ-. Здесь и в «невесёлом» значении слов ничего не изменить и не поправить. Пожалуй, только это хоть немного, но примирило приставку НЕ-  с нелёгкой обязанностью отрицания.  (Комарова Маша, 6 класс)

  • Создание рекламного ролика – программа смысловое чтение
  • Индивидуализация и вариативность – один из ведущих принципов современного образования.

Вариативность школьного обучения в границах  урока сводится к уровневой дифференциации (выделение заданий базового, повышенного  и углубленного уровней сложности).

Смысл уровневой дифференциации заключается в том, что, обучаясь в школе по единой программе, дети могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной (базовой) подготовки. Но с целью максимального развития каждого школьника целесообразно обозначать и уровень повышенной подготовки.

Исследователи определи четыре уровня дифференциации:

базовые

-репродуктивный (воспроизведение): пересказывать, давать определения и формулировки, работать по алгоритму;

- конструктивно-описательный: самостоятельно применять информацию на основе ранее усвоенного алгоритма, давать описание изучаемого явления, выявлять его особенности.

повышенные

- конструктивно-аналитический: анализ, систематизация, обобщение, объяснение;

- творческий: оценивать, доказывать, моделировать, прогнозировать, проектировать.

Примеры уровней обучения:

- репродуктивный:

1. В чем особенности географического положения Северного Ледовитого океана?

2. Расскажите, кто и как открывал Австралию.

3. На рисунке каждая цифра обозначает одну из крупнейших рек Африки. При помощи физической карты Африки определите эти реки и запишите их названия.

- конструктивно-описательный:

 1. Дайте описание рельефа Северной Америки вдоль параллели 37* с. ш.

2. Используя план описания формы рельефа, дайте характеристику Атласских гор.

- конструктивно-аналитический:

1. Если бы у вас появилась возможность посетить один из районов Австралии, то куда бы вы отправились? Почему? Используя карты атласа, составьте характеристику данного района.

2. Проанализируйте характер расположения крупных форм рельефа Северной и Южной Америки. Выявите черты сходства и различия.

- творческий:

 1. как вы понимаете слова, сказанные Э. М. Мурзаевым: «У каждой страны свое лицо, свое небо, свои облака»? Докажите правдивость этих слов.

2. Представьте, что вы создаете новую географическую карту охраны окружающей среды. Что вы на ней поместите? Свой выбор обоснуйте.

Как видим, различие указанных уровней определяется преимущественно глубиной и сложностью овладения содержанием учебного материала. Вариативность в образовательном процессе предполагает свободный выбор разноуровнего задания, что дает ученику соотнести свои возможности со степенью трудности его выполнения. Дифференцированные задания направлены на развитие мыслительной и творческой активности учащихся, их интереса к изучению предмета.

Дифференцированные задания следует использовать и при выполнении домашнего задания.

Приведем пример таких заданий по литературе при работе с текстом произведения:

- выучить наизусть отрывок;

- подобрать из текста отрывки по конкретной проблеме;

 - проанализировать текст по проблемным вопросам;

 - написать творческую работу на тему «Согласен ли я с автором…»» или на самостоятельно выбранную тему по изучаемому произведению.

А вот пример домашнего задания творческого уровня в 6 классе по следам изучения темы «Лексические средства выразительности - сочинение на лингвистическую тему»: докажите принадлежность текста к художественному стилю речи, представив, что вы литературовед.

  • Первый месяц осени похож на хитрого и лукавого лиса. Неслышно крадётся он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Сначала лишь кое-где мелькает среди зелени его рыжий хвост, а потом вдруг всё вокруг порыжеет. Словно на каждом дереве, на каждом кустике рассядутся огненные звери. Потом золотым дождём спрыгнут они на землю, и ветер погонит по дорогам их стаи.

  • Передо мной описание осенней природы, написанное в художественном стиле

          речи. Попробую это доказать.

  Весь текст Т. Горовой построен на художественных образах. Автор показывает нам свой взгляд на мир. Осень, а именно её первый месяц сентябрь, очень вдохновляет писательницу. Сентябрьская природа напоминает ей «хитрого и лукавого лиса», неслышно крадущегося по земле. Эта метафора ярко передаёт едва заметный и тихий приход осени. Листья постепенно начинают менять свой цвет, «а потом вдруг всё вокруг порыжеет». Т. Горовая сравнивает листья с «огненными зверями» - лисами, которые «спрыгнут золотым дождём» на землю и «стаи» которых потом, когда начнутся листопады, «ветер погонит» по лесам и дорогам.

Больше всего в этом тексте мне нравится отношение автора к сентябрю. Авторские метафоры, такие свежие и яркие, надолго остаются в памяти. Каждая из них оправданна и точна.

Меня волнует дальнейшая судьба «лисьих стай», гонимых ветром. Неизвестно, какой путь они пройдут, пробегут, пролетят, прежде чем снова вернутся.

Мне кажется, что я сумела доказать, что текст, который подарил мне радость, относится к художественному стилю речи. (Комарова Маша, 6 класс)

                                           

                         Анкета для учащихся  - 11 а класс

Приняли участие в опросе 20 чел.

1.Что больше всего тебе кажется полезным на уроке?

- проверка домашнего задания - 2

- изучение нового материала - 14

  • с учителем - 13
  • в паре -6
  • самостоятельно -2

- изучение нового материала

  • через постановку проблемы и решения задач, которые нужны для её разрешения (устранения) в ходе проблемной беседы -10
  • через объяснение учителя -11
  • самостоятельную исследовательскую работу -2

- закрепление изученного на уроке -6

- анализ и систематизация полученных знаний - 4

- оценка своей работы на уроке -3

2. Любишь ли ты на уроке?

             - выполнять задания по образцу -9

             - работать с таблицами -4

            - конспектировать- 4

            - составлять кластеры -6

            - составлять опорные конспекты -1

            - задания творческого характера, требующие исследования,      эксперимента-8

3. Нравится ли тебе?

              - самостоятельно работать с книгой -13

              - работать с тестами -6

              - выполнять контрольные работы -10

              - выполнять задания у доски -10

               - выполнять лабораторные работы -12

               - выступать с:

  • сообщениями -5
  • презентациями -6
  • рефератами -6

              - писать

  • диктанты -8
  • изложения- 2
  • сочинения-9

4. Сколько презентаций ты подготовил в этом году?

                          Ни одной-  11 чел.

                          1-2     -  2 чел.

                          Больше двух  -7

5.Сколько раз выступал перед классом по одной из проблем урока?

                          Ни разу- 0

                          1-2 – 15 чел

                          Больше двух-  5 чел.

6. Какие формы работы, повышающие интерес к предмету, ты мог бы предложить? ---------------------

                         Анкета для учащихся

Приняли участие в опросе 37 чел (учащиеся 8б, 8 в классов)

1.Что больше всего тебе кажется полезным на уроке?

- проверка домашнего задания -2

- изучение нового материала -35

  • с учителем -23
  • в паре- 11
  • самостоятельно -8

- изучение нового материала

  • через постановку проблемы и решения задач, которые нужны для её разрешения (устранения) в ходе проблемной беседы -17
  • через объяснение учителя -14
  • самостоятельную исследовательскую работу -3

- закрепление изученного на уроке -12

- анализ и систематизация полученных знаний -6

- оценка своей работы на уроке -8

2. Любишь ли ты на уроке?

             - выполнять задания по образцу -17

             - работать с таблицами -12

            - конспектировать-19

            - составлять кластеры- 12

            - составлять опорные конспекты -16

            - задания творческого характера, требующие исследования,      эксперимента -9

3. Нравится ли тебе?

              - самостоятельно работать с книгой -14

              - работать с тестами -12

              - выполнять контрольные работы -6

              - выполнять задания у доски -9

               - выполнять лабораторные работы -28 (в 8 б пишут- их не было!!!)

               - выступать с:

  • сообщениями - 12
  • презентациями -13
  • рефератами -12

              - писать

  • диктанты -10
  • изложения -7
  • сочинения -15

4. Сколько презентаций ты подготовил в этом году?

  • Ни одной- 23  чел.
  • 1-2 -  8 чел.
  • Больше двух  -6 чел.

5.Сколько раз выступал перед классом по одной из проблем урока?

  • Ни разу-  16
  • 1-2 –  5 чел
  • Больше двух-  16 чел.

6. Какие формы работы, повышающие интерес к предмету, ты мог бы предложить?

Просмотр фильмов: презентация учителя при объяснении; лабораторные работы; опыты; наблюдение за реальным объектом, а не за тем, что представлен на экране; дискуссии, дебаты, диспуты, образовательные игры, викторины, интересное объяснение учителя, самостоятельные работы с возможностью выбора заданий, сочинения на интересные темы

  Анкета для учащихся

Приняли участие в опросе 27 чел

(учащиеся 6 б класса)

1.Что больше всего тебе кажется

 полезным на уроке?

- проверка домашнего задания-  6

- изучение нового материала -24

  • с учителем -24
  • в паре-3
  • самостоятельно -1

- изучение нового материала

  • через постановку проблемы и решения задач, которые нужны для её разрешения (устранения) в ходе проблемной беседы- 16
  • через объяснение учителя -5
  • самостоятельную исследовательскую работу -0

- закрепление изученного на уроке -14

- анализ и систематизация полученных знаний - 7

- оценка своей работы на уроке -9

2. Любишь ли ты на уроке?

             - выполнять задания по образцу -13

             - работать с таблицами -15

            - конспектировать - 15

            - составлять кластеры -3

            - составлять опорные конспекты -10

            - задания творческого характера, требующие исследования,      эксперимента -14

3. Нравится ли тебе?

              - самостоятельно работать с книгой -15

              - работать с тестами-15

              - выполнять контрольные работы -3

              - выполнять задания у доски -9

               - выполнять лабораторные работы -3

               - выступать с:

  • сообщениями- 11
  • презентациями -15

              - писать

  • диктанты -9
  • изложения -6
  • сочинения -15

4. Сколько презентаций ты подготовил в этом году?

  • Ни одной-   6 чел.
  •   1-2     -  9 чел.
  •   Больше двух  -12

5.Сколько раз выступал перед классом по одной из проблем урока?

  •   Ни разу- 13
  •   1 -4 раз -   14чел.

6. Какие формы работы, повышающие интерес к предмету, ты мог бы предложить?

Игры и викторины, квесты, индивидуальные задания, творческие задания и проекты.

Чередование разнообразных приёмов образовательной деятельности – важное условие для обеспечения качества образования, развития и сохранения здоровья школьников,
решения задач, которые стоят перед российской школой на современном этапе её развития.

Джон Хэтти «Видимое обучение» - опросив 83 миллиона учащихся, исследователь назвал 138 показателей успеваемости. Ответьте на вопрос: Что из этого огромного списка стоит на первом месте? – Качество знаний и образование Учителя.

 Таким образом, нам остаётся только одно - повышать то и другое. И это, как нам кажется, именно то, чем сегодня вместе с вами мы и занимались. Спасибо всем за работу.

Надеемся, наш педсовет был полезным и нескучным для вас.

А теперь улыбнитесь…  

За всем нашими исканиями давайте не забывать о ребёнке, о том, что он, маленький или не очень маленький, именно тот, кому мы даны в помощь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС

Выступление на педагогическом совете " ФГОС - новое содержание образования" Дано понятие внеурочной деятельности, её цель и задач, принципы организации.Рассмотрены направления и формы организации...

Организация внеурочной деятельности в свете требований ФГОС

Внеурочная деятельность играет немаловажную роль в развитии творческих качеств школьников, в формировании их ассоциативного мышления, памяти, в развитии основных видов речевой деятельности. Предл...

Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС.

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах,  где каждый обучающийся субъект  познания нового. Под таким лозунгои прошло заседание педагогического совета ( по ФГОС)...

Современные образовательные технологии в свете требований ФГОС ОО

Статья для учителей, работающих по программам ФГОС ОО...

Доклад на семинаре "Эффективные методы преподавания иностранных языков в свете требований ФГОС."

ФГОС  внёс изменения в систему образования: теперь школа – не источник знаний, школа учит учиться. Учитель не проводник знаний, учитель  – личность, обучающая способом творческой...

Активные методы обучения на уроках английского языка в свете требований ФГОС

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....