Инновационные технологии на уроках химии
статья по химии на тему
выступление на педагогических чтениях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_pri_obuchenii_himii.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Поярковская СОШ №2»
Педагогические чтения «Инновационные технологии в современном образовательном процессе»
доклад «Инновационные технологии в преподавании химии»
Поярково, 2013г.
Инновационные технологии в преподавании химии
«Налови мне рыбу – и я буду сыт сегодня,
А научи меня ловить рыбу –
И я буду сыт всю жизнь.»
Японская пословица
Внедрение инновационных технологий в современный образовательный процесс способствует изменению деятельности учащихся на уроке. Характер деятельности учащихся от репродуктивного (выполнение заданий по образцу, по алгоритму) меняется на продуктивный. Учащиеся самостоятельно ищут решение нового для них задания, проблемы, т.е. они, учатся применять знания в новой ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритм решения стоящей перед ними проблемы. Т.е. если следовать словам японской пословицы, учатся ловить рыбу. А задача педагога на уроке правильно направлять действия учащихся. Для того, чтобы осуществлять педагогическую деятельность необходимо определиться с педагогическими технологиями.
«Технология» в переводе с греческого на русский язык означает искусство, умение, мастерство учить.
Инновационная пед.технология – это сложный процесс реализации методов, процедур, средств, направленных на достижение поставленных целей.
Развитию познавательных и творческих способностей у учащихся способствуют различные педагогические технологии: развивающее обучение
проблемное обучение
разноуровневое обучение
исследовательский метод обучения
коллективная система обучения
проектный метод обучения
ИКТ
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
В своей педагогической деятельности применяю технологии проблемного обучения, исследовательский метод обучения и информационно – коммуникационные технологии.
Технология проблемного обучения
Это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению. В результате такой деятельности и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока.
Например, урок в 9 классе по теме «Фосфор». При объяснении нового материала зачитываю отрывок из произведения Конан Дойля «Собака Баскервилей». После прочтения текста задаю вопрос: какую ошибку допустил автор в своём произведении и вообще может ли писатель допустить ошибку? Почти все учащиеся отвечают, что автор может допустить ошибку, таких больших собак не бывает. Ответы не опровергаю и не соглашаюсь. Предлагаю познакомиться с фосфором, как химическим элементом, так и простым веществом. После этого ребята находят ошибку в произведении. Светится белый фосфор, который очень ядовит и воспламеняется на воздухе.
При знакомстве с ароматическими углеводородами в 10 классе предлагаю решить задачу на нахождение молекулярной формулы вещества и построить структурную формулу неизвестного углеводорода, с учётом валентности углерода. С решением задачи учащиеся справляются, а с построением структурной формулы возникают затруднения. Начинаем вместе искать выход из сложившейся проблемной ситуации. Примеров можно приводить очень много, почти на каждом уроке можно создать проблемную ситуацию.
Исследовательский метод обучения
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение при изучении любого предмета. Однако в химии есть свои особенности. Прежде всего, это касается многочисленных экспериментальных и теоретических исследований. Школьный эксперимент может применяться на разных этапах урока, он необходим для лучшего усвоения и закрепления знаний учащихся. Надо отметить, что учебное исследование обладает некоторыми особенностями:
- истина, которую учащиеся открывают в науке, уже известна, но для них эти факты новы, и мыслят они как первооткрыватели;
- учебное исследование проводится под руководством учителя, но учащиеся должны быть уверены в том, что самостоятельно достигли цели;
- учебное исследование не является универсальным методом. В деятельность учащихся можно включить лишь элементы исследований, применять исследования только при изучении отдельных тем и вопросов.
Виды исследовательской деятельности на уроках могут быть разными. Это демонстрационный опыт, лабораторная работа, практическая работа. Например, в 8 классе, при изучении физических и химических признаков химических явлений, ребята выполняют лабораторную работу и сами делают вывод о признаках химических реакций.
При изучении темы «Кислоты», ребятам предлагают следующую работу: испытать растворы кислот разными индикаторами. Результаты занести в таблицу. После выполнения задания ребята делают вывод о том, что лакмус и метилоранж в кислотах красные. Прошу ребят ответить на вопрос: «Почему индикаторы в кислотах красные?»
Сравнивая качественный состав кислот, учащиеся говорят, что во всех кислотах присутствуют ионы водорода, которые изменяют окраску индикатора. Также они делают вывод о том, что с помощью индикаторов кислоты можно распознать среди других классов неорганических соединений.
При изучении «Гидролиза» (11 класс) в начале урока прошу ребят ответить на вопрос: «Какое определение Вы дали бы этому процессу?» В работу включается почти весь класс, и предлагают свое определение. Гидро – это вода, лизис – растворять, следовательно растворение соли в воде, а при растворении новых веществ не образуется. А теперь я предлагаю их теоретические выводы подтвердить на практике, провожу демонстрационный опыт: 4 стакана с водой, 1 оставляю как эталон для сравнения, а в остальные добавляю соль – хлорид натрия, карбонат натрия, хлорид алюминия. Затем в каждый стакан добавляю индикатор метилоранж. Каково же удивление ребят, когда они видят изменение окраски индикатора, которая говорит о том, что произошел химический процесс, а по цвету индикатора можно определить среду раствора: нейтральная, кислая, щелочная. Прошу ребят еще раз дать определение этому процессу. И теперь они отвечают, что это взаимодействие соли с водой.
Исследование, это не только работа с реактивами и лабораторным оборудованием, но и работа с таблицами, схемами, справочной и другой литературой. К примеру, пользуясь схемой «Основный оксид», можно исследовать, дать характеристику любому основному оксиду . Пользуясь схемой «Свойства кислот» можно написать уравнения реакций, характеризующие основные свойства кислот.
Информационно – коммуникационные технологии
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и возможности для обучения химии. ИТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Развивают познавательные и творческие способности учащихся. Эти задачи решаются через технологию мультимедийных уроков. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации. Не все химические эксперименты можно проводить в школьной лаборатории, здесь на помощь приходит мультимедийное оборудование и коллекция видеоопытов. Заранее приготовленные слайды с таблицами, схемами, рисунками экономят время учителя на уроке, а сам урок делают более запоминающимся и содержательным и эмоциональным.
Применение на уроках презентаций, созданных учащимися, даёт им возможность принимать активное участие в создании урока (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к уроку ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную информацию.
Используемые мною педагогические технологии способствуют повышению мотивации обучения, качеству усвоения знаний.
Так, уже на протяжении нескольких лет учащиеся 9-ых классов выбирают элективный предмет по химии. Каждый год выпускники 9-ых и 11-ых классов выбирают химию при сдаче ГИА и ЕГЭ, показывая хорошие результаты. Участвуют в очных и заочных олимпиадах по химии. За период с 2010 по 2013годы 8 выпускников поступили в медицинскую академию, 3 выпускника в медицинский колледж, 1 выпускница в педагогический университет на отделение биологии-химии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
статья "использование инновационных технологий на уроке химии"
Из опыта работы учителя химии ....
Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Фальгот Любовь ВикторовнаУчитель химии, физики, биологииМБОУ ООШ №16 сГыршелун Инновационные образовательные технологии на уроках химии в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)«Надо учит...
Использование инновационных технологий на уроках химии
На современном этапе развития уроков химии осуществляется модернизация среднего образования, в рамках которой активно ведутся поиски новых подходов, средств и методов обучения. Цель деятельност...
Доклад к педагогическому совету "Инновационные технологии на уроках химии"
Методические рекомендации использования инновационных технологий на уроках химии....
Инновационные технологии на уроках химии
Инновационные технологии на уроках химии...
Статья "Инновационные технологии на уроках биологии и химии" (из опыта работы)
В статье идет речь о таких современных инновационных технологиях, как проектная деятельность, мультимедийные и ИКТ-технологии, о цифровых образовательных ресурсах....