Статья "Инновационные технологии на уроках биологии и химии" (из опыта работы)
статья по биологии
В статье идет речь о таких современных инновационных технологиях, как проектная деятельность, мультимедийные и ИКТ-технологии, о цифровых образовательных ресурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_biologii_i_himii.docx | 19.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии на уроках биологии и химии
Идеальное сочетание педагогических технологий - это сохранение лучших традиций и использование инноваций. Именно инновации в современном химическом и биологическом образовании способствуют повышению мотивации обучающихся к изучению предмета.
Главной целью инновационных технологий в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени.
И поэтому внедряю в практику такие инновационные технологии как:
- технологии дифференциации и индивидуализации;
- проектные технологии, предполагающие, организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической;
- технологии проблемного обучения;
- интерактивные технологии;
- информационные технологии:
- презентации.
Одной из основных целей моей педагогической деятельности является освоение и применение инновационных технологий обучения биологии и химии на информационно-коммуникативной, исследовательской и развивающей основе.
В основе химико-биологического образования лежит принципиально новый курс, построенный на основе принципов систематичности, преемственности, воспитывающего и развивающего характера обучения, широкой дифференциации.
Инновационные технологии в преподавании биологии и химии включают в себя применение компьютера. Урок с применением ИКТ и мультимедийных технологий – это качественно новый тип урока. Учитывая специфику преподавания предмета, психологические и возрастные особенности школьников, на уроке должно присутствовать большое количество наглядности. Как правило, использование плакатов и таблиц с иллюстративным материалом уже неактуально, поэтому наличие компьютерных программ является очень большим подспорьем для педагога при подготовке и проведении современных, нестандартных и интересных уроков.
Обычно учебные презентации, интерактивные рисунки, видеофильмы, анимации, компьютерные тесты позволяют учащимся быстро и непринужденно усвоить материал. Применение информационных и коммуникационных технологий обеспечивает:
- быстроту получения необходимой информации;
- проведение качественно нового, динамичного и информативного, типа урока;
- широкий спектр наглядных пособий;
- повышение интереса к предмету;
- качественную проверку знаний при помощи тренажеров;
- ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию педагога с учащимися.
Сегодня появилось большое количество новых цифровых образовательных ресурсов, применение которых позволяет сэкономить время подготовки к уроку, выбрать тот материал, который позволит учащимся в полной мере усвоить новые знания, разнообразить проверку и закрепление усвоенного материала. Из всего многообразия ресурсов я использую следующие платформы:
edu.skysmart.ru (онлайн-задания);
studarium.ru, fipi.ru (онлайн-подготовка к ЕГЭ по химии и биологии);
РЭШ (Российская электронная школа; функциональная грамотность и др.);
foxford.ru онлайн-школа с 5 по 11 класс. На ресурсе есть подготовка к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам;
uchi.ru (дистанционное образование в интерактивной форме)
edsoo.ru (Единое содержание общего образования: методические видеоуроки);
globallab.org (Глобальная школьная лаборатория; проектная деятельность, система «перевернутое обучение»);
ebio.ru электронный учебный курс «Открытая биология» с разделением по направлениям «Ботаника», «Зоология», «Человек», «Общая биология» и «Экология».
Возникла новая образовательная среда и новая, инновационная, форма обучения – дистанционная. В своей работе для дистанционного обучения я использую материалы образовательных сайтов Дети и Наука, Инфоурок, LiameloN School, InternetUrok.ru, VIDEOUROKI.NET. Эти образовательные ресурсы в свободном доступе предлагают большое количество видеоуроков, тренажеров и тестов по всем школьным предметам с 1 по 11 класс. Видеохостинг youtube содержит большое количество научно-популярных и документальных фильмов (телеканал Доктор, документальные фильмы National Geographic).
Дистанционное образование в курсе химии и биологии обладает внушительным списком достоинств: возможность показать интересные опыты (эффектные опыты), которые недопустимо демонстрировать в кабинете по правилам техники безопасности. Поэтому все практические и лабораторные работы выполняются в соответствии с программой.
Цифровые образовательные ресурсы предоставляют возможность показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве.
Все объекты могут быть скомпонованы в различные презентации к урокам в зависимости от типа урока, задач, поставленных педагогом, уровня подготовки школьников. Также цифровые образовательные ресурсы позволяют подготовить материал для самостоятельных и лабораторных работ, отобрать информационные объекты в нужной последовательности.
Инновационные технологии в преподавании биологии и химии - это принципиально новые способы и методы взаимодействия учителя и обучающихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Использование сетевых образовательных ресурсов в повседневной практике учителя дает возможность разнообразить используемые учебные материалы, организовать учебную деятельность учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, что в значительной степени приводит к повышению эффективности образовательного процесса в целом. Принципы гибкости, модульности и интерактивности, положенные в основу построения дистанционного урока, дают возможность организации учебного процесса на основе индивидуальной образовательной траектории, реализовывать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, тем самым, создавая адаптивную систему обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании биологии и географии: из опыта работы"
Данная статья показывает работу современного учителя, тесно связанную с информационными технологиями. На конкретных примерах автор показывает, что их использование открывает новые возможн...
Образовательные технологии на уроках биологии и химии
Перечень технологий которые успешно используются в работе...
Основные пути по преодолению неуспеваемости ученика на уроках биологии и химии (из опыта работы)
В настоящее время в образовании решаются сложные задачи повышения качества знаний учащихся, возрастает ответственность за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Пре...
Статья "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"
Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...
Презентация выступления "Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе"
Применение различных форм и современных технологий на уроках биологии и химии в профильном классе...
Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии и химии
В данной публикации рассматриваются методологические приёмы и аспекты использования здоровьесберегающей технологии на уроках биологии и химии...
"Игровые технологии на уроках биологии и химии".
quot;Игровые технологии на уроках биологии и химии"....