Доклад к педагогическому совету "Инновационные технологии на уроках химии"
материал по химии (8, 9, 10, 11 класс)

Шахова Нина Николаевна

Методические рекомендации использования инновационных технологий на уроках химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_na_urokah_himii.rar1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Шахова Нина Николаевна, учитель химии МОУ Кебанъельской СОШ

Доклад по теме: «Использование инновационных технологий на уроках химии для повышения качества образования»

За 8 лет работы в школе я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.

Каждый раз уходя домой думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или может быть. Напугать.

Увы, сегодня химия для многих -  предмет  не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся?

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «Химическую проблему» под углом зрения общей культуры.

Ведь химия должна помочь ребятам в реальной жизни. Все дети разные поэтому на уроках я использую приоритетные подходы к процессу обучения – это личностно – ориентированный подход, который проявляется через такие аспекты, как:

  1. Использование в работе взаимо и самоконтроля.

(Даю небольшую тестовую работу или графический диктант из пяти вопросов, на 3 – 5 минут например: Общая характеристика металлов. Вариант1 и вариант 2 из 5 вопросов. После выполнения дети меняются листочками и проверяют друг друга и ставят оценку.

  1. Индивидуализация домашнего задания.

( рабочая тетрадь по химии 8 класс, там после каждой изученной темы даны задания. Более сильным нужно выполнить все задания, а слабым из 10 заданий по выбору пять )

  1. Использование методик при котором учащиеся составляют конспект планы, ребусы и кроссворды по изученному параграфу. В результате такой работы у детей работает мыслительная деятельность. Они читают параграф и запоминают материал урока.
  2. Использование тестовой работы после изучения большого раздела или после каждой темы. Делаю для подготовки учеников к НФА и ЕГЭ. Тест состоит из А заданий (С выбором ответа). В заданий (установите соответствие). С заданий (задача или цепочка).
  3. Использование групповой работы, которая помогает формировать коммуникативные навыки общения.

Это делаю после изучения большого раздела, для того чтобы сильные ученики вытащили слабых. Группу даю задания, ученики сами распределяют вопросы и готовятся. Тем самым сильные помогают слабым, чтобы они тоже смогли ответить на вопросы т.к оценка зависит от группы.

  1. Использование исследовательского метода на курсах по выбору для повышения уровня активности школьников на уроке, для интеграции между предметами различных областей, для умения работать различной информацией и анализировать ее.

 Например: 1. провели исследование по теме: Выделение кофеина из чая. Сделали вывод. Что в чае действительно содержится кофеин – это свидетельствует о наличии на чашке Петри оранжевого оттенка. Кофеин вызывает нарушение сна, ускоряет выведение минеральных веществ из костной ткани.

2. Влияние кока – колы на здоровье человека. Сделали вывод, которые подтвердили качественными реакциями, что в кока – коле содержится углекислый газ, который негативно влияет на желудок и печень, сахар  - увеличение веса и заболевание кожи, фосфорная кислота – разрушает зубную эмаль.

Но этого всего недостаточно, ведь сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет.

Поэтому можно использовать на уроках химии:

  1. Уроки презентации основа урока – это изложение материала, рисунки, схемы, видеофильмы, ролики.
  2. Урок виртуальный эксперимент  - это когда ученики индивидуально или коллективно выполняют лабораторную работу по СD диску. Диск называется виртуальная лаборатория.  Это вид работы я провожу только по органической химии т.к органические  вещества очень ядовитые и опасные, некоторые сопровождаются взрывами. Результаты эксперимента учащиеся записывают в тетрадь.
  3. Урок – исследование – активная роль принадлежит учащимся. Цель такого урока: формирование навыков поиска информации в интернете.
  4. Урок  - электронная викторина – это организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету.
  5. Электронный урок – это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника. Такую форму работы практикуют в профильных классах.
  6. Урок электронное тестирование.  – использование готовых электронных тестов.

У современных методик ведения уроков есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту данных методик мне хотелось бы сказать следующее:

Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками.

Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовывать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Как сказал академик Сахаров « Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека, который с ней работает».

Выступление Шаховой Н.Н., учителя химии.

Использование инновационных технологий на уроках химии для повышения качества образования.

     За 8 лет работы в школе я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз уходя домой думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или может быть. Напугать. Увы, сегодня химия для многих -  предмет  не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «Химическую проблему» под углом зрения общей культуры. Ведь химия должна помочь ребятам в реальной жизни. Все дети разные поэтому на уроках я использую приоритетные подходы к процессу обучения – это личностно – ориентированный подход, который проявляется через такие аспекты, как:

  1. Использование в работе взаимо- и самоконтроля.

(Даю небольшую тестовую работу или графический диктант из пяти вопросов, на 3 – 5 минут например: Общая характеристика металлов. Вариант1 и вариант 2 из 5 вопросов. После выполнения дети меняются листочками и проверяют друг друга и ставят оценку. Это детям очень нравится и в результате такой работы они получают хорошие оценки.

  1. Индивидуализация домашнего задания.

( рабочая тетрадь по химии 8 класс, там после каждой изученной темы даны задания. Более сильным нужно выполнить все задания, а слабым из 10 заданий по выбору пять )

  1. Использование методик при котором учащиеся составляют конспект планы, ребусы и кроссворды по изученному параграфу. В результате такой работы у детей работает мыслительная деятельность. Они читают параграф и запоминают материал урока.
  2. Использование тестовой работы после изучения большого раздела или после каждой темы. Делаю для подготовки учеников к НФА и ЕГЭ. Тест состоит из А заданий (С выбором ответа). В заданий (установите соответствие). С заданий (задача или цепочка).
  3. Использование групповой работы, которая помогает формировать коммуникативные навыки общения. Например: Раздел «Строение атома » и «Периодическая система Д.И.Менделеева»  в 11 классе 1 группа получает 4 задания и 2 группа получает 4 задания.

Это делаю после изучения большого раздела, для того чтобы сильные ученики вытащили слабых. Группам даю задания, ученики сами распределяют вопросы и готовятся. Тем самым сильные помогают слабым, чтобы они тоже смогли ответить на вопросы, т. к. оценка зависит от группы.

  1. Использование исследовательского метода на курсах по выбору «Химия на страже красоты и здоровья» для повышения уровня активности школьников на уроке, для интеграции между предметами различных областей, для умения работать различной информацией и анализировать ее.

 Например: 1. Провели исследование по теме: Выделение кофеина из чая. Сделали вывод. Что в чае действительно содержится кофеин – это свидетельствует о наличии на чашке Петри оранжевого оттенка. Кофеин вызывает нарушение сна, ускоряет выведение минеральных веществ из костной ткани.

2. Влияние кока – колы на здоровье человека. Сделали вывод, которые подтвердили качественными реакциями, что в кока – коле содержится углекислый газ, который негативно влияет на желудок и печень, сахар  - увеличение веса и заболевание кожи, фосфорная кислота – разрушает зубную эмаль.

Но этого всего недостаточно, ведь сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Поэтому можно использовать на уроках химии:

  1. Уроки презентации основа урока – это изложение материала, рисунки, схемы, видеофильмы, ролики.
  2. Урок виртуальный эксперимент  - это когда ученики индивидуально или коллективно выполняют лабораторную работу по СD диску. Диск называется виртуальная лаборатория.  Это вид работы я провожу только по органической химии т.к органические  вещества очень ядовитые и опасные, некоторые сопровождаются взрывами. Результаты эксперимента учащиеся записывают в тетрадь.
  3. Урок – исследование – активная роль принадлежит учащимся. Цель такого урока: формирование навыков поиска информации в интернете. Ученики в интернете ищут информацию, когда даю сообщения. Например, о кислотах, оксидах или о каком-то учёном.
  4. Урок  - электронная викторина – это организация соревновательной деятельности учащихся во время урока и во внеучебное время средствами компьютерных технологий. Такая форма позволяет мотивировать детей на получение расширенных знаний по предмету.
  5. Электронный урок – это самостоятельная работа ученика с использованием готового электронного учебника. Такую форму работы практикуют в профильных классах.
  6. Урок электронное тестирование  – использование готовых электронных тестов. «Тренировочный тест для подготовки к ГИА по химии»

     У современных методик ведения уроков есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту данных методик мне хотелось бы сказать следующее: «Мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовывать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Как сказал академик Сахаров « Сама техника не может быть опасна или не опасна. Все зависит от целей человека, который с ней работает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На пути к успеху. Из опыта работы по методической теме: "Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии", учителя химии и биологии МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я), Яньковой Галины Алексеевны.

 Методическая   тема: « Внедрение новых педагогических ( компьютерных) технологий на уроках химии , ориентированных на активизацию познавательного интереса  учащихся, на фо...

Доклад "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательного интереса на уроке, эмоциональный момент урока, межпредметные связи на уроке химии, применение ИКТ...

Использование современных образовательных технологий на уроках химии: личностно- ориентированные технологии и современный урок химии

Использование современных педагогических технологий во многом определяет уровень творческого подхода учителя к уроку иэффективность достигнутых результатов...

Педагогические технологии на уроках химии

           В настоящие время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Это движение сопровож...