Генетическая связь между классами неорганических соединений
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

методическая разработка урока в 8 классе по учебнику О. С. Габриеляна 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Генетическая связь между классами неорганических соединений»

Цель : обобщить знания о классификации и свойствах основных классов  неорганических  соединений.

Задачи:                                                                                                                                                                      - сформировать понятия о генетических рядах металлов и неметаллов                                               - научить составлять схемы генетических рядов металлов и неметаллов                                              - научить решать генетические ряды металлов и неметаллов

Оборудование: ПСХЭ; вода; оксид меди; соляная кислота; гидроксид натрия; спиртовка.

Ход урока

  1. Организационный момент                                                                                                                   Химия – это наука о веществах, а веществ очень много, каждое вещество обладает своими свойствами. По свойствам вещества классифицируют. С помощью чего можно отличить кислоты, щёлочи и соли? С помощью индикатора. Какой цвет принимает индикатор лакмус в разных средах? Предлагаю с помощью индикатора показать, какое у вас сегодня настроение в начале урока и как оно изменится к концу урока. Индикатор возьмём лакмус, синий цвет (щелочная среда) будет означать хорошее настроение, красный цвет (кислотная среда) означает плохое настроение и фиолетовый цвет ( нейтральная среда) будет означать нейтральное настроение. У вас на столах есть цветные полоски   бумаги, соответствующие вашему настроению, поднимите ту полоску, которая говорит о вашем настроении и посмотрим, как оно изменится к концу урока, если изменится.                                                                                                                                    
  2. Актуализация знаний                                                                                                                                                                задание классу: составьте формулу соединения а) молекула, которого состоит из одного атома элемента четвёртого периода второй группы главной подгруппы и одного атома элемента второго периода шестой группы главной подгруппы; б) молекула, которого состоит из одного атома элемента четвёртого периода второй группы главной подгруппы двух атомов элемента второго периода шестой группы главной подгруппы и двух атомов первого периода первой группы ; в) молекула, которого состоит из одного атома четвертого периода второй группы главной подгруппы и двух атомов элемента третьего периода седьмой группы главной подгруппы.

Ученик на доске записывает формулы соединений.                                                                  Задание классу: определить класс неорганических соединений, формулы которых записаны на доске. Дать определение каждого класса соединений, вспомнить химические свойства каждого класса соединений.                                                                    Вопрос классу: что общего между этими соединениями?                                                             В составе каждого из них присутствует кальций. Проведём аналогию с биологией, как называется наука, изучающая передачу наследственной информации? Генетика. Можно сказать, что кальций переходит из одного соединения в другое, как наследственный признак? Можно. Тогда мы можем сказать, что между этими соединениями существует генетическая связь. Тема сегодняшнего урока «Генетическая связь между классами неорганических соединений». Какую цель мы поставим перед собой на этом уроке?  

  1. Изучение новой темы

Раз кальций это тот признак, который передаётся по наследству, то и родоначальником данного генетического ряда является кальций. Расположите соединения по сложности. Для того, чтобы передать кальций по наследству, из одного соединения в другое, необходимо осуществить превращения, то есть написать уравнения реакций, показывающие эти превращения. Здесь нам потребуются знания химических свойств классов неорганических соединений.  Задание классу: самостоятельно составьте генетический ряд бария и решите его. Теперь по генетическим рядам кальция и бария составьте схему, которой можно пользоваться для составления генетических рядов.

Металл – основный оксид – основание – соль.                                                                                Вопрос классу: для всех металлов эту схему можно брать за основу?                                     Давайте проверим. Сделаем это с помощью лабораторной работы. Посмотрите на набор реактивов, генетический ряд, какого металла мы можем построить и осуществить превращения? Медь. Работу выполняем самостоятельно, но перед этим необходимо повторить правила техники безопасности.

Следовать данной схеме не получается. Почему? Гидроксид меди нерастворимое в воде основание, поэтому оксид меди не реагирует с водой. Следовательно, для металлов, основания которых нерастворимы в воде характерен генетический другого строения. Предложите схему такого ряда

Металл – основный оксид – соль – основание – основный оксид – металл.                       Сегодня на уроке мы построили и решили три генетических ряда. Ответьте на вопрос, что такое генетическая связь между классами неорганических соединений? Это связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях.

Мы сегодня составляли генетические ряды металлов, а для неметаллов можно составить генетические ряды? Конечно, можно и это  будет вашим домашним заданием.

  1. Закрепление  

Укажите вещества X  и Y в генетическом ряду алюминия                                                                         алюминий -   X  -  Y  - гидроксид алюминия – оксид алюминия

  1. Рефлексия  

Давайте посмотрим, что с нашим настроением, как оно изменилось и почему.

  1. Домашнее задание пар. №42, составить генетический ряд фосфора.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Генетическая связь между классами неорганических соединений " 8 класс.

Урок изучения нового материала. Цель урока:сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов....

Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Разработка урока химии в 8 классе на тему: " Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Материал содержит план-конспект урока химии в 8 классе, который является обобщающим уроком по теме: Оксиды. Кислоты. Основания. Соли....

Генетическая связь между классами неорганических соединений 8 класс

Урок обобщения материала при изучении классов неорганических соединений в 8 классе по программе О.С. Габриелян....

Мастер-класс в 8 классе по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

Опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла...