Урок по теме "Силикатная промышленность "
учебно-методическое пособие по химии (9 класс) на тему
Это не просто урок. Это рассказ об искусстве, рожденным огнем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
silikatnaya_promyshlennost.zip | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Искусство, рожденное огнем.
урок проводится в форме лекции, с элементами интеграции и деловой игры по программе и учебнику О.С. Габриелян «Химия» 9 класс.
Цель урока: дать понятие о силикатной промышленности и её продукции.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления учащихся о реакциях, лежащих в основе получения стекла, керамики, цемента; показать применение этих продуктов в народном хозяйстве, а также сформировать представление о взаимосвязи культуры, искусства и химической промышленности.
Развивающие: способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, умения аргументировано говорить , вести диалог.
Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных, информационных умений (компетентностей).
Подготовительная работа:
- Подготовка и оформление выставки, визиток, стендов (газет), рекламных проспектов и буклетов, докладов.
- По возможности организация и проведение экскурсий: Коркинский стекольный завод или завод по производству фарфора или кирпича (ЖБИ)
Оформление: На доске –эпиграф: Неправо о вещах те думают…….
Которые стекло чтут ниже минералов(М. Ломоносов)
Стенды (газеты по тогам экскурсий на стекольный и фарфоровый заводы), на демонстрационном столе – эстетически и профессионально оформленная выставка
На выставке представлены коллекции, изготовленные учащимися ( представителями компаний), материалы взяты с посещенных заводов.
Ход лекции(урок 1)
На переносной доске:
Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая свою власть над ней.
1.Если бы стекло не разбивалось, я предпочел бы его золоту
Как впервые получили стекло .Историческая справка.
2.Виды стекол(доклады учащихся) ПАУСТОВСКИЙ( Стекольных дел мастер. Можно прочитать отрывок )
3.Древний Египет. Метод навивания.
4.Метод мыльных пузырей. Тайна о. Мурано. Географическая справка.
5Смальта Киевской Руси. Ломоносов и наука о стекле. Литературная страничка. Ода стеклу.(Учитель литературы. Учитель МХК)
Керамика
1.Виды керамики: терракота(разновидность грубой керамики), майолика(выставка игрушек), фаянс и фарфор. Историческая справка(Европа, Китай, Франция и Россия)
2.Производство фарфора в Челябинской области (НРК)
3.Производство цемента.(портландцемент, бетон и железобетон)
Экономическая игра(Урок 2)
Событие происходит в выставочном центре.
В игре участвуют три компании: по производству стекла, цемента, кирпича, керамики и фарфора.
Остальные участники класса- потенциальные покупатели.
В качестве фото и видео корреспондентов приглашены учащиеся из других классов.
Гости: высокопоставленные чиновники – администрация школы и учителя.
Цель игры: Компания или фирма должна заключить договор с покупателем на поставку своей продукции.
Критерии оценивания: количество заключенных договоров. Чем их больше, тем лучше компания по рекламировала свою продукцию.
Ведущие - старшеклассники.
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые гости.
Мы раду приветствовать вас в нашем выставочном зале. сегодня у вас появилась уникальная возможность познакомиться с ведущими производителями силикатной промышленности Южного Урала. Впервые мы сумели собрать вместе три мощных гиганта в этой сфере. Они готовы поделиться с вами своими новыми технологиями обработки сырья в этой области.
После заключения и подписания договоров, каждый участник получит небольшой подарок от спонсоров выставки.
Ведущий: слово предоставляется компании по производству стекла.
Они представляют свою визитку, программу, рекламируют свою продукцию.
Ведущий: слово предоставляется компании по производству керамики и фарфора.
Они представляют свою визитку, программу, рекламируют свою продукцию
Ведущий: слово предоставляется компании по производству кирпича и цемента.
Они представляют свою визитку, программу, рекламируют свою продукцию.
По ходу выступлений покупатели задают вопросы, представители компаний в ходе своей презентации обмениваются рекламными проспектами.
Вопросы:
- Чем отличатся сырьё для фаянса и фарфора?
- Отличаются ли технологии производства фаянса и фарфора?
- Почему вода в глиняном кувшине всегда прохладнее, чем в стеклянном?
- Обладает ли ваш продукт химической и термической прочностью?
- Чем обусловлена высокая белизна вашего фарфора?
- В каком состоянии должно находится стекло, чтобы его можно было выдувать, вытягивать, обрабатывать, прессовать?
- Какие вещества вы вводите для помутнения стекла?
- Спасибо, тогда, что такое молочное стекло?
- Как изготавливается портланд цемент?
- Что происходит при затвердевании цемента?
- Что собой представляет цементный клинкер?
- чем обусловлено вяжущее действие цемента?
- Какие процессы протекают при схватывании цемента?
- Что вы используете в качестве красок для росписи фарфора и фаянса?
- Что понимается под варкой стекла?
- Что представляют из себя ситаллы, представленные в вашей коллекции?
- Что такое газобетон?
домашнее задание – заполнить таблицу
Отрасль силикатной промышленности | Сырьё | Химизм (уравнения реакций) | Особенности технологии | Основные продукты |
Производство стекла | ||||
Производство керамики | ||||
Производство цемента |
Дополнительное домашнее задание- запишите уравнения реакций переходов:
Si→ Mg2Si→ SiO2→силикат натрия→кремниевая кислота→ SiO2→Si
Приложение к уроку
Керамика | Стекло | Цемент | |
Историческая справка | Одно из самых древних производств. Родина фарфора- Китай(220г.до н.э.) | Люди научились варить стекло более чем 4000 лет до н.э. в Древнем Египте (амулеты, бусы) | Русский инженер Е.Г.Челиев в нач. 19 века разработал способ получения. |
Продукция | Стройматериалы: кирпич, канализационные трубы, облицовочная плитка. Керамические изоляторы. Предметы быта: глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда, украшения, иск.зубы, раковины, унитазы и т.д. | Стекло листовое обыкновенное, калиевое (химическое), хрустальное, рубиновое, кварцевое; стекловолокно | Цемент: быстротвердеющий, расширяющийся, морозостойкий, жаропрочный. Бетон. Железобетон. Шлакобетон. |
Сырье | Глина, каолин, кремнезем, полевой шпат | Основное: природный кремнезем (SiO2), известняк (CaCO3), сода(Na2 CO3). А также поташ (K2 CO3), глинозем(Al2 O3 ), оксиды металлов Cr, Ni,Cu,Co,Mn. | Глина, известняк |
Процессы, происходящие при изготовлении | 1). Получение теста 2). Формирование изделий и сушка 3). Обжиг- удаление воды и спекание 4).Роспись 5).Покрытие глазурью | 1.. Стекловарение- процесс сплавления смеси исходных веществ CaCO3 +SiO2 = CaSiO3 + CO2 Na2 CO3 + SiO2= Na2 SiO3 + CO2 CaO * Na2 O *6 SiO2-обычное стекло CaO *К2 O *6 SiO2 -калиевое стекло 3 PbO Na2 O 6 SiO2 –хрустальное стекло SiO2- чистое кварцевое стекло 2.Выдувание , если посуда или прокат, если листовое 3. Художественная обработка (огранка, нанесение рисунка). | 1). Обжиг до начала спекания (1400-1500 о С)- получают клинкер 2).Размол клинкера Бетон- смесь щебня, песка, цемента Железобетон- в бетон закладывают железные стержни Шлакобетон- бетон + шлак |
Свойства | Водопроницаемость , пористость | Прозрачность, теплоизоляционность, кислотоупорность, жаропрочность | Прочность |
Размещение предприятий в области | Южноуральский фарфоровый завод, | Челябинский завод современного стекла, Коркинский стекольный завод | Коркино -«Уралцемент», «Катавский цемент» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии "Химическая промышленность"
Химическая промышленностьЗадачи уроков: 1.Раскрыть значение химического комплекса в экономике, в обществе, показать преимущества и издержки его развития.2.Изучить состав, структуру, технологические ос...
Презентация к уроку "ТЭК: угольная промышленность"
В презентации показаны образцы бурого, каменного угля и антрацита. Рассказано о способах добычи угля: открытом и подземном на примере угольных предприятий Кузбасса....
Урок истории Тема: "Промышленный переворот в Англии"
Урок дает представления об изменениях, происшедших в Англии XVIII в., о переходе от традиционного общества к индустриальному....
Урок - ролевая игра "Промышленный синтез аммиака"
Урок разработан с использованием авторской методики критериально- направленного обучения....
план-клнспект урока по теме "Промышленное производство и экологические проблемы"
сформировать понятие о стандартах качества окружающей средысформировать умение соотносить экономичесую и экологическую безопасность...
Урок СБО "Магазины промышленных товаров"
Урок расчитан для инклюзивного обучения детей. Содержание урока включает: виды магазинов промышленных товаров, отделы, порядок приобретения товаров, понятие гарании и сроки гарантии на разные товары, ...
Обобщающий урок по теме "Промышленность России", 9 класс, учебник Домогацких
Задания игры для проверки и обобщение полученнных знаний по теме "Промышленность России", 9 класс...