Урок географии "Химическая промышленность"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Химическая промышленность
Задачи уроков:
1.Раскрыть значение химического комплекса в экономике, в обществе, показать преимущества и издержки его развития.
2.Изучить состав, структуру, технологические особенности отрасли и факторы их размещения.
3.Сформировать знания о композитах, показать их стратегическую роль в развитии техники и технологии.
4.Развивать умения оценивать химические производства, объяснять их связи с другими отраслями.
5.Формировать умение анализировать карту химической промышленности.
Оборудование: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
- Какие материалы, вещества в окружающей нас среде созданы химической промышленностью? Они делают нашу жизнь более комфортной или усложняют ее?
- Приведите примеры из окружающей жизни или знаний других комплексов, где не используются материалы и вещества, созданные химической промышленностью?
-Химическую промышленность называют детищем НТР. Она быстро развивается, производя все новые и новые продукты, спрос на которые постоянно возрастает. Химическая промышленность создает материалы, отсутствующие в природе. Этим материалам заранее придаются необходимые определенные свойства: гибкость, прочность, проникаемость и т.д. В настоящее время производится несколько тысяч видов химической продукции - они распространены от космических кораблей до домашней аптечки.
-Химическая промышленность являетсяавангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно - технической революции через химизацию хозяйства.
- А что такое химизация?(работа с учебником стр.70)
Химизация - это внедрение химических методов, процессов и материалов в различные отрасли народного хозяйства.
Задание:
Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельноработая с учебником (стр.70) выявите, в чем особенность химической промышленности.
1 Создает новые материалы с заранее заданными свойствами,которые позволяют экономить сырье и труд людей;
2 Имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина, отходы).Один продукт можно получить из разных видов сырья.
3 Дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции.
Итак, многие отрасли химического производства требуют большого количества сырья, электроэнергии, воды, квалифицированных кадров.
Какова же структура химической промышленности?
Какие группы отраслей в него входят? (работа с рис.42 на стр.70)
Задание 2:
Работая с текстом учебника на стр.71-72, картой атласа "Химическая промышленность", заполните таблицу "Химическая промышленность".
1.Где сосредоточены центры добычи горнохимического сырья: апатитов, фосфоритов, калийных солей, серы?
2.От каких факторов зависит размещение производства удобрений?
(от сырья, технологии производства и потребителя)стр.71, рис.44.и45.
3.Подумаем, где размещаются предприятия органической химии? (потребителю.)
Работа с картой "Химическая промышленность".
Из новых отраслей химии выделилась в самостоятельную отрасль микробиологическая промышленность. Она включает производство кормовых белков, кормовых дрожжей, ферментов, кормовых антибиотиков. Микробиологическая промышленность работает на синтезе растительного сырья и углеводородного. Размещение ее ориентировано на сырье - в Поволжье, Нижнем Новгороде, Красноярске, Архангельске, Соликамске и т.д.
- Вспомним, где начала складываться химическая промышленность, где были созданы первые мануфактуры, а затем фабрики и заводы?
Исторически химическая промышленность складывается в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском районах. (табл.2, стр.275)
-Работа с картой "Химическая промышленность".
Назовите основные базы химической промышленности России:
· Северо - Европейская
· Центральная
· Урало - Поволжская
· Сибирская
- Работая с картой определите:
1.Какое сырье имеет база?
2.Какаие отрасли здесь представлены?
3.Какие проблемы имеет база?
К настоящему времени экологические условия здесь глубоко изменились: исчерпаны территориальные, водные ресурсы, загрязнена атмосфера, почвы.
Требуется переход на новые, более современные и экологически безопасные технологии.
Размещение отраслей химической промышленности зависит от комплекса природных, исторических, социально-экономических условий, оказавших влияние на развитие индустрии.
За последние годы наблюдается рост некоторых химических производств: выпуска удобрений, пластмасс, резины, шин, полиэтилена (фильм)
- Какие проблемы сдерживают развитие химической промышленности?
Прежде всего, экологические, что связано с работой предприятий по устаревшим многоотходным технологиям и на старом оборудовании.
Главным условием успешного развития комплекса является модернизация отраслей. Во-первых, необходимо перейти от старых к новым технологиям, малоотходным, экологически безвредным.
Во- вторых, необходима замена устаревшего оборудования новым, соответствующим новейшим технологиям.
Последняя четверть 20 века характеризуется началом производства новых материалов - КОМПОЗИТОВ.
Композитные материалы - сочетание двух химически разнородных материалов. Первый материал составляет армирующую основу - в виде тонких нитей, волокон, жгутов. Второй материал - связующий элемент, или матрица, придает монолитность композиту. Это смолы,
металлы, термопластик, углероды и т.д. Оба вещества - основа и матрица - имеют четкую границу раздела. Композит обладает свойствами, которыми не владеет ни один материал в отдельности.
У композитов появляются новые свойства: прочность, устойчивость, долговечность и т.д. Из композитов изготавливают баллоны и резервуары для хранения и транспортировки взрывчивых веществ, ядовитых жидкостей, газов и т.д. Емкости из композитов не ржавеют, не взрываются, им можно придать любую форму.
Сетчатые конструкции из композитов используют в телебашнях, в авиации, в космических кораблях. Из композитов можно строить яхты, гидропланы, малые самолеты. Композиты с углеродной матрицей выдерживают температуру свыше 3000 С.
Все большее значение приобретает техническая керамика. Ей придают свойства сверхпрочности, жароустойчивости. Она защищает корпуса самолетов и космических кораблей от перегрева. Из нее можно делать броню для танков. Техническая керамика используется в машиностроении, электронике, химии, для производства инструментов.
Биокерамика применяется в медицине для протезирования. Новые свойства приобретает камень, когда он превращается в каменное литье. Специалисты считают, что 21 век - это век не только металлов, но и новых материалов – технической керамики и композитов.
Выдающийся ученый А.Е. Ферсман учил, что в природе нет бесполезных веществ. В 1912 году он писал: "И рисуется нам не очень отдаленное будущее, когда в основу промышленности будет положена глина".
Изобретение новых материалов весьма положительно влияет на
экономику всех отраслей.
А сейчас давайте прочитаем вывод на стр.73
Проверить свой уровень усвоения знаний вы сможете выполнив задание:
1.Природный и коксовый газ являются сырьем для производства:
а) каустической соды в) моющих средств
б) азотных удобрений г) пластмасс
2.Важнейшее горнохимическое сырье – апатиты добывают:
а) в Поволжье в) в Хибинах
б) на Урале г) на Кавказе
3.Производство калийных удобрений размещается:
а) у мест добычи сырья в) у воды
б) вблизи электростанций г) на трассах нефтепроводов
4.Кемерово, Череповец, Нижний Тагил являются центрами производства:
а) лаков и красок в) искусственных волокон
б) шин г) азотных удобрений
5.Производство фосфорных удобрений ориентируется, кроме сырья на:
а) дешевую электроэнергию в) наличие воды
б) рабочую силу г) потребителя
6.Казань, Омск, Крсноярск являются центрами производства:
а) калийных удобрений в) ферментов
б) синтетического каучука г) кинопленки
7.Химические волокна выпускают в:
а) Рязани, Курске в) Перми, Челябинске
б) Орле, Туле г) Тюмени, Чите
8.Фосфорные удобрения производят в:
а) Брянске, Тамбове в) Воскресенске, Кингисеппе
б) Майкопе, Омске г) Перми, Новосибирске
9.В Соликамске и Березниках выпускают:
а) красители в) кормовые белки
б) пластмассы г) калийные удобрения
3. Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Химическая промышленность"
http://www.openclass.ru/node/143680...
презентация к уроку "Химическая промышленность"
Презентация к уроку (усеченная)...
Презентация к уроку "Химическая промышленность". 9 класс
Презентация к уроку "Химическая промышленность". 9 класс...
Презентация к уроку "Мировая промышленность" 10 класс
Презентация к уроку "Мировая промышленность" 10 класс...
Интегрированный урок "Химическая промышленность" 9 класс и презентация к уроку
На уроке органично сочетается материал географического, химического, биологического и экологического содержания...
Урок "Силикатная промышленность: история и современность"
Урок с использованием проектно-исследовательской технологии. Сопровождается презентацией. Для самостоятельной работы учащихся на уроке предназначены карты-схемы по отраслям силикатной промышленности. ...