Урок географии "Химическая промышленность"
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Химическая промышленность

Задачи уроков:

1.Раскрыть значение химического комплекса в экономике, в обществе, показать преимущества и издержки его развития.

2.Изучить состав, структуру, технологические особенности отрасли и факторы их размещения.

3.Сформировать знания о композитах, показать их стратегическую роль в развитии техники и технологии.

4.Развивать умения оценивать химические производства, объяснять их связи с другими отраслями.

5.Формировать умение анализировать карту химической промышленности.

 

Оборудование: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".

                                               Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

  - Какие материалы, вещества в окружающей нас среде созданы химической промышленностью? Они делают нашу жизнь более комфортной или усложняют ее?

  - Приведите примеры из окружающей жизни или знаний других  комплексов, где не используются материалы и вещества, созданные химической промышленностью?

 

   -Химическую промышленность называют детищем НТР. Она быстро развивается, производя все новые и новые продукты, спрос на которые постоянно возрастает. Химическая промышленность создает  материалы, отсутствующие в природе. Этим материалам заранее придаются необходимые определенные свойства: гибкость, прочность, проникаемость и т.д. В настоящее время производится несколько тысяч видов химической продукции - они распространены от космических кораблей до домашней аптечки.

   -Химическая промышленность являетсяавангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет  развитие научно - технической революции через  химизацию хозяйства.

   - А что такое химизация?(работа с учебником стр.70)

Химизация - это внедрение химических методов, процессов и материалов в различные отрасли народного хозяйства.

Задание:

Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельноработая с учебником (стр.70)  выявите, в чем особенность химической промышленности.

1 Создает новые материалы с заранее заданными свойствами,которые позволяют экономить сырье и труд людей;

2 Имеет обширную сырьевую базу (полезные ископаемые, вода, воздух, древесина, отходы).Один продукт можно получить из разных видов сырья.

3 Дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции.

Итак, многие отрасли химического производства требуют большого количества сырья, электроэнергии, воды, квалифицированных кадров.

 

Какова же структура химической промышленности?

Какие группы  отраслей в него входят? (работа с рис.42 на стр.70)

 

Задание 2:

Работая с текстом учебника на стр.71-72, картой атласа "Химическая промышленность", заполните таблицу "Химическая промышленность".

1.Где сосредоточены центры добычи горнохимического сырья: апатитов, фосфоритов, калийных солей, серы?

2.От каких факторов зависит размещение производства удобрений?

(от сырья, технологии производства и потребителя)стр.71, рис.44.и45.

3.Подумаем, где размещаются предприятия органической химии? (потребителю.) 

  Работа с картой "Химическая промышленность".

 

  Из новых отраслей химии выделилась в самостоятельную отрасль микробиологическая промышленность. Она включает производство  кормовых белков, кормовых дрожжей, ферментов, кормовых антибиотиков. Микробиологическая промышленность работает на синтезе растительного сырья и углеводородного. Размещение ее ориентировано на сырье - в Поволжье, Нижнем Новгороде, Красноярске, Архангельске, Соликамске и т.д.

   - Вспомним, где начала складываться химическая промышленность, где были созданы первые мануфактуры, а затем фабрики и заводы?

    Исторически химическая промышленность складывается в Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском районах.    (табл.2, стр.275)

 

            -Работа с картой "Химическая промышленность".

Назовите основные базы химической промышленности России:

·                     Северо - Европейская

·                     Центральная

·                     Урало - Поволжская

·                     Сибирская

           - Работая с картой определите:

1.Какое сырье имеет база?

2.Какаие отрасли здесь представлены?

3.Какие проблемы имеет база?

 

   К настоящему времени экологические условия здесь глубоко изменились: исчерпаны территориальные, водные ресурсы, загрязнена атмосфера, почвы.

 

 Требуется переход на новые, более современные и экологически безопасные технологии.

Размещение отраслей химической промышленности зависит от комплекса природных, исторических, социально-экономических условий, оказавших влияние на развитие индустрии.

 

   За последние годы наблюдается рост некоторых химических производств: выпуска удобрений, пластмасс, резины, шин, полиэтилена (фильм)

 

   - Какие проблемы сдерживают развитие химической промышленности?

Прежде всего, экологические, что связано с работой предприятий по устаревшим многоотходным технологиям и на старом  оборудовании.

Главным условием успешного развития комплекса является модернизация отраслей. Во-первых, необходимо перейти от старых к новым технологиям, малоотходным, экологически безвредным.

Во- вторых, необходима замена устаревшего оборудования новым,  соответствующим новейшим технологиям.

 

   Последняя четверть 20 века характеризуется началом производства новых материалов - КОМПОЗИТОВ.

Композитные материалы - сочетание двух химически разнородных материалов. Первый материал составляет армирующую основу - в виде тонких нитей, волокон, жгутов. Второй материал - связующий элемент, или матрица, придает монолитность композиту. Это смолы,

 металлы, термопластик, углероды и т.д. Оба вещества - основа и матрица - имеют четкую границу раздела. Композит обладает свойствами, которыми не владеет ни один материал в отдельности.

У композитов появляются новые свойства: прочность, устойчивость, долговечность и т.д. Из композитов изготавливают баллоны и резервуары для хранения и транспортировки взрывчивых веществ, ядовитых жидкостей, газов и т.д. Емкости из композитов не ржавеют, не взрываются, им можно придать любую форму.

    Сетчатые конструкции из композитов используют в телебашнях, в авиации, в космических кораблях. Из композитов можно строить яхты, гидропланы, малые самолеты. Композиты с углеродной матрицей выдерживают температуру свыше 3000 С.

   Все большее значение приобретает техническая керамика. Ей придают свойства сверхпрочности, жароустойчивости. Она защищает корпуса самолетов и космических кораблей от перегрева. Из нее можно делать броню для танков. Техническая керамика используется в машиностроении, электронике, химии, для производства инструментов.

   Биокерамика применяется в медицине для протезирования. Новые свойства приобретает камень, когда он превращается в каменное литье. Специалисты считают, что 21 век - это век не только металлов, но и новых материалов – технической керамики и композитов.

 

   Выдающийся ученый А.Е. Ферсман учил, что в природе нет бесполезных веществ. В 1912 году он писал: "И рисуется нам не очень отдаленное будущее, когда в основу промышленности будет положена глина".

Изобретение новых материалов весьма положительно влияет на

 экономику всех отраслей.

 

А сейчас давайте прочитаем вывод на стр.73

 

Проверить свой уровень усвоения знаний вы сможете выполнив задание:

 

1.Природный и коксовый газ являются сырьем для производства:

     а) каустической соды               в) моющих средств

     б) азотных удобрений               г)  пластмасс

 

2.Важнейшее горнохимическое сырье – апатиты добывают:

     а) в Поволжье                            в) в Хибинах

     б) на Урале                                г) на Кавказе

 

3.Производство калийных удобрений размещается:

     а) у мест добычи сырья            в) у воды

     б) вблизи электростанций        г) на трассах нефтепроводов

 

4.Кемерово, Череповец, Нижний Тагил являются центрами производства:

     а) лаков и красок                       в) искусственных волокон

     б) шин                                         г) азотных удобрений

 

5.Производство фосфорных удобрений ориентируется, кроме сырья на:

     а) дешевую электроэнергию     в) наличие воды

     б) рабочую силу                         г) потребителя

 

6.Казань, Омск, Крсноярск являются центрами производства:

     а) калийных удобрений             в) ферментов

     б) синтетического каучука         г) кинопленки

 

7.Химические волокна выпускают в:

     а) Рязани, Курске                       в) Перми, Челябинске

     б) Орле, Туле                             г) Тюмени, Чите

 

8.Фосфорные удобрения производят в:

     а) Брянске, Тамбове                  в) Воскресенске, Кингисеппе

     б) Майкопе, Омске                     г) Перми, Новосибирске

 

9.В Соликамске и Березниках выпускают:

     а) красители                                в) кормовые белки

     б) пластмассы                             г) калийные удобрения

 

3. Подведение итогов

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Химическая промышленность"

Презентация к уроку (усеченная)...

Презентация к уроку "Химическая промышленность". 9 класс

Презентация к уроку "Химическая промышленность". 9 класс...

Презентация к уроку "Мировая промышленность" 10 класс

Презентация к уроку "Мировая промышленность" 10 класс...

Интегрированный урок "Химическая промышленность" 9 класс и презентация к уроку

На уроке органично сочетается материал географического, химического, биологического и экологического содержания...

Урок "Силикатная промышленность: история и современность"

Урок с использованием проектно-исследовательской технологии. Сопровождается презентацией. Для самостоятельной работы учащихся на уроке предназначены карты-схемы по отраслям силикатной промышленности. ...