план-клнспект урока по теме "Промышленное производство и экологические проблемы"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему
сформировать понятие о стандартах качества окружающей среды
сформировать умение соотносить экономичесую и экологическую безопасность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
promyshlennoe_proizvodstvo_i_ekologicheskie_problemy.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии в 9 класса по теме: «Промышленное производство и экологические проблемы»
Тема: Промышленное производство и экологические проблемы.
Цель: 1.Сформировать понятие о стандартах качества окружающей среды, о ректабельности производства.
- Формирование умений учащегося соотносить экономическую и экологическую безопасность, находить экономически и экологически обоснованный выход из конкретной ситуации.
- Воспитание экологической культуры.
Оборудование: таблицы «Стандарты качества окружающей среды», «Затраты и выгоды от очистки озера». Плакаты по охране природы, изготовленные учащимися.
План.
- Организационный момент, постановка цели урока перед учащимися:
Возможно ли решение экологических проблем с учетом экономических интересов производства?
- Изучение нового материала:
1.Вводное слово учителя: Сегодня на уроке мы попробуем примирить производство и окружающую среду. Можно ли найти то заветное равновесие между Природой и хозяйственной деятельностью человека. Как вы уже знаете, сегодня, чтобы запустить какое- либо промышленное предприятие в эксплуатацию, требуется экологическая экспертиза вначале проекта, а затем проводится мониторинг за изменениями в окружающей среде, вызванные деятельностью данного предприятия.
- Беседа с учащимися по таблице «Стандарты качества окружающей среды»
ПДК - предельно допустимая концентрация вредных веществ; стандарты качества включают также ПДУ — предельно допустимый уровень физического воздействия (шумовое, радиоактивное, тепловое);
ПДВ - предельно допустимый выброс (газов), устанавливаемый для каждого источника загрязнения, превышение которого опасно для окружающей среды и здоровья человека;
ПДС — предельно допустимый сброс жидкого загрязнителя — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени для обеспечения норм качества воды;
ПДП — предельно допустимое поступление загрязнителя — количества вещества, поступающего на определенную площадь в единицу времени в количествах, образующих концентрации, не превышающие установленные ПДК;
ПГП - предельное годовое поступление.
- Какими показателями руководствуются в своей работе экологи-эксперты и технологи промышленного предприятия?
- Какие промышленные производства называются «грязными» производствами и почему?
2. Введение учащегося в игровую ситуацию.
- И так, нормы определены, казалось бы только соблюдай их, и будет всё в порядке. Но в жизни, к сожалению, часто возникают конфликтные ситуацию между производством и окружающей средой, которые приводят к обострению экологических проблем в промышленных зонах страны. Потому что экономическая выгода является самоцелью большинства предприятий. Как сломать сложившийся стереотип поведения хозяйственника? А может быть все-таки можно учесть экономические интересы предприятий-загрязнителей, людей, работающих и живущих здесь при решении экологических проблем? Проведем игру «Экономика и экология».
Представьте, что на берегу озера расположен город, жители которого работают на химическом комбинате по производству пластмасс. Жителей пригородной зоны занимаются рыболовством. Химический комбинат сбрасывает отработанные воды без должной очистки в озера, поэтому артель рыбаков несет убытки.
Администрация города по требованию рыбаков и партии «зеленых» пытаются найти выход из создавшейся ситуации. С этой целью решено провести общегородскую конференцию, где будут выслушаны все стороны.
Чтобы принять правильное решение, приглашена экспертная независимая комиссия, которая рассмотрела возможность создании очистных сооружений с разной степенью очистки, а также различными затратами и выгодами, получаемыми от их использования. Свои данные они представили в таблице «Затраты и выгоды от очистки озера»
№ | Варианты очистных сооружений. | Степень очистки стоков в % | Затраты на строительство и эксплуатацию. (млн. руб.) | Возможные доходы от улова рыбы.(млн.руб.) |
1. | 20 | 160 | 350 | |
2. | 40 | 380 | 650 | |
3. | 60 | 630 | 900 | |
4. | 80 | 940 | 1100 | |
5. | 100 | 1300 | 1250 |
- Задания группам.
- Сформировать свою позицию и защитить.
а) Химический комбинат, их позиции: « Затраты на строительство очистных сооружений руководители сократят прибыль и как следствие сокращение заработной платы рабочих».
б) Администрация города: Понимает необходимость сооружения очистных сооружений и понимает нужды предприятий, на котором работает 60% трудоспособного населения города. Но у администрации много других жизненно важных статей расходов: строительство жилья, ремонт детского сада, помощь пенсионерам и т.д.
в) «Рыбаки» ратуют за полноценную очистку; так как это принесет им максимальные доходы от лова рыбы.
г) «Зеленые». Окружающая среда должна быть чистой; наше экологическое сознание должно быть выше, чем экономическая выгода. Пора задуматься о том, что останется после нас ни Земле! Администрация должна выделить деньги на 100% очистку озера, или закрыть химический комбинат.
- Обсуждение позиций.
а) химический комбинат: «Мы понимаем важность строительства очистных сооружений, но из- за экономических трудностей, мы не можем себе позволить «5» вариант, так как тогда расходы
на строительство очистных сооружений и их содержание намного превысят наши доходы и наше производство станет нерентабельным. А это не допустимо! Поэтому мы можем себе позволить самый «дешевый вариант».
б) администрация: Мы согласны на второй вариант и то при условии, что расходы на строительство поделим с комбинатом. Администрация согласна с замечанием, что напрасно допустила запуск комбината без очистных сооружений.
в) Рыбаки: «Мы за «5» вариант, потому что выиграют не только рыбаки, но и все жители города. Ведь озеро это еще и источник пресной воды для города и место отдыха его жителей.
г) «Зеленые» так же настаивают на варианте «5», приводят факты, доказывающие необходимость очистки стоков. Демонстрируют плакаты, призывающие спасти Землю для наших потомков.
- Заключение эксперты:
Мы подсчитали затраты на строительство очистных сооружений и возможные доходы артели рыбаков.
- вариант. Доходы у рыбаков > ,чем затраты на строительство и составят 190 млн.руб., но
степень очистки всего 20%.
- вариант. Доходы увеличиваются до 270 млн.руб. и степень очистки возрастет до 40%.
- вариант. Доходы составляет 270 млн. руб., а степень очистки уже 60%
- вариант. Доходы снизятся до 160 млн. руб., хотя степень очистки возрастет до 80%
- вариант. Расходы превысят доходы, производство станет нерентабельным, поэтому данный
вариант сегодня не рационален.
Вывод: оптимальный вариант сегодня «3» и предприятие будет рентабельно, и комбинат не нужно закрывать, и воды будут очищаться на 60%.
И еще мы рекомендуем химическому комбинату перейти на замкнутый цикл водоснабжения, т.е. очищенные воды снова запускать в технологический процесс и это позволит решить проблему загрязнения озера.
- Закрепление: обсуждение результатов деловой игры.
№ | Вопросы для обсуждения | Ответы учащихся |
1. | Какие производства являются «грязными» | теплоэлектроэнергетика, черная и цветная металлургия, химическое производство. |
2. | Почему неосуществимо предложение по максимальной очистке озер» | Предложении нереально, так как огромные затраты, превышающие возможные прибыли; и есть другие проблемы, которые требует средств. |
3. | Что такое рентабельность производства. | Превышение доходов над расходами предприятия. |
4. | Почему заключение экспертов оказало решающее влияние на выбор всех сторон. | Решение экспертов рентабельно и отражает желание всех участников |
5. | Какой фактор должен стать главным в размещении «грязных» промышленных производств. | Экологический. |
- Вывод: таким образом, найден оптимальный вариант строительства очистных сооружений на данный момент. Значит можно устранить нарастающий конфликт между производством и Природой, было бы только желание у человека.
Сегодняшний урок я хотела бы закончить словами из Экологического манифеста, автором которого является Н.Ф.Ремерс.
.. .Не природа требует дальнейшего преобразования - человечество нуждается в новых устоях жизни ... Всегда что-то происходит за счет чего-то. И нужно думать и считать, что получаем и что теряем. Считать и снова думать. Иначе нить Ариадны оборвется и не приведет к благополучию. Созидай! Но созидай осторожно и разумно, с оглядкой на человека, на мир людей и мир природы. О разрушении и так позаботится время. Впереди огни благополучия.
Они вечны. Пусть к нелегок, борьба тяжела. Светлая цель оправдывает любые усилия. Объединимся же под знаком мудрости Экологического Гуманизма !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"
Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....
Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».
Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...
Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».
Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...
Из опыта работы.Материал для урока английского языка на тему «Экологические проблемы современности».
Нет необходимости говорить о том, как важно заинтересовать этой темой школьников. На уроках английского языка в вашей школе мы вводим тему в том объеме, в ...
Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....
План-клнспект открытого урока по физкультуре в 5 классе
главная цель данного урока -обучение технике выполнения акробатических упражнений и технике опорных прыжков через гимнастический козёл. ...
Урок математики в 5 классе "Экологические проблемы на уроках математики" (урок и презентация)
Тема урока: Экологические проблемы на уроках математики.Тип урока: урок-исследование.Учащимся в течение урока будут предложены задачи экологического содержания. В частности одна задача касется учебнни...