Научно- исследовательская деятельность в рамках реализации инновационных проектов общественного объединения молодежи и школьников
статья по химии ( класс) на тему
Данная статья рассказывает об интеграции в исследовательской работе учащихся Ситцевской средней школы. В ней даны рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках и внеурочное время., а также дана схема цикла познания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauchno-issledovatelskaya_rabota.docx | 47.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская деятельность в рамках реализации инновационных проектов общественного объединения молодёжи и школьников
Автор: Макарова Наталья Михайловна
Челябинская область, Нязепетровский район, д. Ситцева
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ситцевская средняя общеобразовательная школа», учитель химии и биологии высшей категории
Вся радость жизни в творчестве.
Творить - значит убивать смерть.
(Ромен Роллан)
Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей. Каждый
ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Важно только в процессе его обучения развить эти способности и способствовать творческому саморазвитию. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы ученики любили и знали его предмет. Для этого учитель должен использовать такие формы работы с детьми, которые вызывают интерес, развивают творческие способности. В этом контексте важной проблемой является создание реальных условий для творческого саморазвития, как отдельной личности, так и всего ученического коллектива. Одним из главных критериев высокого уровня творческого саморазвития является способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений из различных школьных дисциплин для решения реальных жизненных задач. В данном случае под структурированием и систематизацией знаний следует понимать мыслительную деятельность школьников по установлению удаленных связей между отдельными понятиями, объектами и объединению их в определенную систему. Таким образом, учащиеся осуществляют перенос (проекцию) имеющихся знаний об основных изученных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых, ранее неизвестных для них проблемных задач.
Это, практически, наивысший уровень творческого саморазвития личности, поскольку в процессе решения возникшей задачи школьник сам генерирует новые знания и умения. Для реализации концепции творческого саморазвития личности в процессе обучения химии эффективно использовать комбинации различных технологий.
Создать особую технологию достаточно сложно, но мною проделана огромная работа, результат которой синтез различных технологий, разных комбинаций, которые успешно используются мною на уроках. Определенные выводы сделать необходимо.
Интеграция в исследовательской работе учащихся.
Система интегрированных уроков по различным предметам, а также интеграция в исследовательской работе учащихся, о которой пойдет речь, призваны помогать в решении подобных проблем.
Химия как наука тесно связана с биологией, физикой, географией, математикой, поэтому большинство интегрированных уроков, разрабатываемых учителями химии, так или иначе завязаны с этими дисциплинами.
Смежные предметы могут стать опорой учащимся и при проведении исследовательских работ. Современная наука не стоит на месте, и для описания какого-либо явления или объекта используют все накопленные человеческие знания. Это и есть так называемый комплексный подход в исследовании, когда изучаемый предмет рассматривают с точки зрения химии, биологии, физики и т.п.
Проводя исследовательскую работу с учащимися, важно научить их использовать не только знания по химии, но и опыт, накопленный в области других естественно научных дисциплин.
Таблица 1
№ | Название работы | Ученики, работающие по данной теме | Интегрированные дисциплины |
1 | Особенности формирования дубравы на территории Нязепетровского района | Никитина Дарья, Шамсутдинова Диана – 2009г. | Биология, география, почвоведение, химия. |
2 | Особенности формирования дубравы на территории Нязепетровского района Челябинской области | Шамсутдинова Диана – 2010г. | Почвоведение, биология, экология, химия. |
3 | Сравнительный анализ почв Нязепетровского района Челябинской области | Шамсутдинова Диана – 2010г. | Химия почв различных биогеоценозов, география. |
4 | Влияние климатических условий на продуктивность пчел на территории Гривенского поселения | Шерстобитова Светлана – 2011г. Гайсина Вероника – 2012г. | Экология, зоология. |
5 | Особенности формирования биогеоценоза дубрава на Западном склоне хребта Кальян | Гайсина Вероника – 2011-2012гг. Нуруллина Диана – 2011г. | Экология, химия, биология. |
6 | Наследование окраса у кроликов | Исламов Денис 2012-2013гг. | Общая биология, зоология. |
7 | Видовой состав лишайников и мохообразных на скалистых участках хребта Кальян | Нуреев Тимур – 2013г.-2015 | География, экология, микология. |
8 | Определение лакмуса в лишайниках методом хроматографии | Нуреев Тимур-2015 Перфильева Юлия-2015 | |
9 | Мониторинговый анализ реки Сушанка территории Нязепетровского района | Рябова Наталья-2014-2015 | Почвоведение, экология и химия |
Методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках и во внеурочное время.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и представлении новых выводов.
Последовательность действий при проведении исследования такова:
- Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
- Выбор темы и обоснование ее актуальности.
- Изучение научной литературы и уточнение используемых понятий.
- Формулирование гипотезы.
- Формулирование цели и задач исследования.
Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).
Тема исследования – это сфера проводимой исследовательской деятельности. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Цель исследования – это конечный результат, которого исследователь стремится достичь. Чаще всего она формируется со словами: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Цель – это идеальное видение результата. Задачи исследования – выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Гипотеза – основание, предположение – научное обоснование предположения о явлении, процессе, деятельности. После формулирования гипотезы окончательно определяют цели и задачи, сформулированные в начале деятельности.
Конечно, при использовании УДЕ, приемов исследования деятельности, интеграции различных предметов во время уроков, необходимых знаний, методик дифференцированного обучения и личностно-ориентированных методов преподавания. Ведущими из них становятся частично поисковыми и проблемными. Таким образом, ученику предлагается на уроках стать в роли ученого и заново пройти путь открытия. Что значит проблемный подход для меня? Это создание проблемы и последующая организация учебной деятельности на уровне самостоятельности. Это более высокий уровень, когда ребенок сам составляет план действия. Поиск проблемы – min. Проблема исследования – max.
рис. 1
Любой химический эксперимент требует дифференцированного подхода к учащимся, личностно-ориентированного аспекта деятельности.
Необходимо как можно раньше формировать теоретическое мышление.
Рис. 2
Высший уровень творческой деятельности учащегося – это его научно-исследовательская работа. Это выстраданная, доказанная новая гипотеза, это то, что еще не придумал никто, это он открыл сам. Не из интернета скачал, не подглядел в других работах, а открыл сам, неизвестное до сих пор никому! Путь признания тернист и труден. Иногда требуется несколько лет, чтобы доказать свою правоту. Например: изучение дубравы продолжалось 5 лет. Все началось с того момента, когда ученики нашей школы, проходя туристическим маршрутом, увидели на склоне хребта высокие дубы. И началось все с вопроса, почему растут дубы там, где не должны? Изучение проходило комплексно. Изучалась география, почвоведение, общая биология, экология, химия, климатические условия. Проводилось сравнение с Шемахинской Дубовой рощей. И наконец родилась работа, которая позволила выйти на Российский уровень.
Научно-исследовательская деятельность проходит по 2-м ступеням: 1- «Ноушата» - воспитанники 3-4 классов. Их работы лишь частично исследовательские, но именно здесь, на этом этапе и все начинается. 2 «Созвездие»- ученики 5-11 классов. Развитие по спирали: чем выше, тем интереснее и глубже.
Таблица 2
Результаты деятельности НОУ «Созвездие» МКОУ «Ситцевская СОШ»
№ | Фамилия имя воспитанника | Направление деятельности | Название научно-исследовательской работы | Результат |
1 | Шамсутдинова Диана | Биология, география, почвоведение, химия, экология | «Особенности формирования дубравы на территории Нязепетровского района»; «Сравнительный анализ почв Нязепетровского района» | Диплом лауреата Евразийского научного фестиваля «Байкал-2009»; Диплом 3 степени «Южно-Уральский форум «Шаг в будущее» г. Челябинск 2010 |
2 | Нуруллина Диана | Биология, химия, экология | «Особенности формирования биогеоценоза «дубрава» на юго-западном склоне Кальяна территории Нязепетровского района» | Специальный приз «Малый философский камень»; ФОС по УрФО-2011 |
3 | Гайсина Вероника Шерстобитова Светлана, Нестерова Яна | Биология, химия, зоология, экология | «Особенности формирования биогеоценоза «дубрава» на юго-западном склоне Кальяна территории Нязепетровского района» «Влияние климатических условий на продуктивность пчел на территории Гривенского поселения» | Специальный приз «Малый философский камень»; ФОС по УрФО-2011;Диплом 1 степени «Шаг в будущее-Созвездие-НТТМ»-2012, Челябинск; Диплом 1 степени Всероссийской конференции «Шаг в будущее»- 2012, Москва Диплом абсолютного победителя ᴠ зональной конференции, 2012г.Верхний Уфалей |
4 | Исламов Денис | Генетика | «Наследование окраса у кроликов» | Диплом победителя 6 Зональной конференции, Зональное представительство, Г. В.Уфалей-2013, победитель в номинации «Первый шаг» Фестиваль « Леонардо» -2016 |
5 | Рябова Наталья | Биология, химия | Проект «Вода на земле» Мониторинговый анализ состояния реки Сушанка территории Нязепетровского района | Диплом 1 степени Областной конкурс «Вода на Земле»-2014г. 2015г. ФОС по УрФО Специальный приз «Малый философский камень» в номинации Лучшая работа по экологии, диплом 2 степени «Леонардо» и диплом 3 степени «Шаг в будущее»-2016, Москва |
6 | Нуреев Тимур | География, биология, экология | «Видовой состав лишайников скалистых участков хребта Кальян» | Диплом абсолютного победителя 6 зональной научно-технической выставки 2013 г. Верхний Уфалей; Диплом 2 степени «Шаг в будущее-Созвездие-НТТМ»-2013, Челябинск; |
7 | Нуреев Тимур | Экология, биология, география | «Видовой состав лишайников и мохообразных скалистых участков хребта Кальян» | Диплом абсолютного победителя 7 зональной конференции, 2014 г.Верхний Уфалей; Диплом победителя соревнований 1 степени ФОС «Шаг в будущее» по УрФО, 2014; Диплом 2 степени Всероссийской конференции «Шаг в будущее» - 2015, Москва |
8 | Перфильева Юлия, Нуреев Тимур | Химия | «Определение лакмуса в лишайниках методом хроматографии» | 2015г. Диплом 3 степени, ФОС, УрФО, г.Челябинск |
Исследовательская деятельность во внеурочное время помогает учащимся в учебе, в определении жизненной позиции и будущей профессии. Все ученики, прошедшие школу НОУ, успешно поступают в ВУЗы, учатся, продолжают делать открытия. Но, главное, наверное, в том, что «бывшие «НОУШАТА» превращаются и социализируются в творческих, компетентных граждан России, осознающие ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Литература:
1. Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании. Педагогика.1991, №2.
2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
4. Куцубина Н.Б. Развитие творческого мышления у молодежи. Екатеринбург, Монографический сборник УГЛТУ
5. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение,1987.
6. Осин А. Главное – мотивация и самоорганизация учения. Учитель.-2003. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы, статья "Исследовательская деятельность в рамках реализации образовательной программы «Юные садоводы»"
Исследовательская деятельность обучающихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, став...
Дополнительная общеразвивающая программа внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО, ФГОС НОО общественных объединений обучающихся на 2013-2018
Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка ...
План-график мероприятий в рамках реализации коучинг-проекта «Литературное объединение учащихся как средство развития одарённости»
Структура и содержание реализованного плана мероприятий в рамках работы лицея - стажировочной площадки....
Статья " Научно-исследовательская деятельность в рамках реализации инновационных проектов общественного объединения молодёжи и школьников"
Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей. Каждыйребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Важно только в ...
Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки.
Статья "Организация научно-исследовательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки"...
Промежуточные итоги реализации проекта инновационной деятельности в рамках муниципальной инновационной площадки
Данный пакет документов включает перечень документов, которые позволят в общеобразовательной школе создать единое образовательное пространство для всех учащихся, в том числе с ограниченными возм...
«Особенности организации личностно-ориентированной образовательной среды в рамках реализации инновационного проекта ДДТ»
Инновационный проект "ArtИде*Я" является интегрированной сквозной программой по развитию творческих способностей учащихся, носит практико-ориентированный характер и объединяет многие д...